История возникновения шитья одежды

Портновское ремесло: от истоков до современности

Такими устройствами, как электрическая лампочка, радио, телефон, двигатель внутреннего сгорания, мы пользуемся ежедневно, при этом зная и авторов этих изобретений. Однако надевая ежедневно ультрамодные джинсы, молодежную мини-юбочку, строгий деловой костюм, роскошное вечернее платье или классическое драповое пальто люди редко задумываются о том, кому принадлежит авторство такого гениального изобретения, как швейная машинка.

Следует отметить, что именно одежда позволила кардинально изменить облик человека, и эта тенденция продолжается и в настоящее время: новые фасоны, новый рекламный текстиль , новая швейная фурнитура ежегодно, а порой, и ежедневно, меняют современный образ Ее капризного Величества Моды.

Древние люди одевались в звериные шкуры, поэтому ни о какой кройке и речи идти не могло. Значительно позже, в Древнем мире египтяне, греки и римляне использовали простой кусок ткани, используя их в качестве набедренной повязки или драпированной одежды. Впоследствии одежду стали шить, используя для этого прямоугольные куски материала, в результате чего человечество получило римские туники и древнерусские рубахи.

Впервые кроеная одежда появилась на Востоке, где изготавливались накладные и распашные типы моделей. Однако дальнейшего развития крой в портновском искусстве в то время не получил. Западная Европа пришла к кройке материала лишь в XII–XIV веках, что привело к появлению трехшовной одежды, включавшая в себя 2 боковых и 1 средний шов на спине. Наличие этих швов позволяло подгонять по фигуре верхняя часть лифа, нижняя часть, при этом, расширялась путем вшивки треугольных клиньев от линии бедра. Для соединения овальных вырезов, располагаемых на уровне талии с боков, использовалась шнуровка.

Читайте также:  Как шить платье кусками

Расцвет портновского искусства приходится на период Средневековья, когда в Европе царствовал готический стиль, который не мог не оказать влияния на модные тенденции того времени. Именно тогда, людей, занимающихся конструированием, моделированием и непосредственным шитьем одежды стали называть портными, а их изделия – «портами» или «портищами. В качестве современных манекенов использовались в то время рыцарские доспехи. Латы соединялись шарнирами и крючками для придания «подвижности» модели, что позволило соединить воедино спинку, переднюю часть, рукава и штаны, бывшими до этого самостоятельными предметами одежды и носившимися отдельно. Овальное подкраивание линии проймы и дальнейшее ее присоединение к овальной окантовке рукава посредством шнуровки только в верхней части, позволило избежать строгой подгонки по длине. Объем изделию придавали вытачки, а при кройке одежды стали делать разрезы поперечного направления по линии талии, в результате чего на одежде отсутствовали заломы и попереченые складки, образованные шнуровкой цельного платья. Подобный крой позволял достигать максимального прилегания по фигуре. Портными также был учтен факт деформации материала, что позволило грамотно располагать детали выкройки на ткани, учитывая растяжимость долевой и поперечной нитей.

Ренессанс внес новые тенденции в портновское ремесло, что не могло не сказать на веянии моды в целом: преобладание сложного кроя, изобилующего вертикальными разрезными линия, позволило создавать прилегающий силуэт модели, а полочка и спинка лишились отрезного бочка.

Конец XVI века ознаменовался появлением сначала небольших, а век спустя уже широким распластанным по плечам отложным воротником. В то время на одежде появились карманы. В то же время, в 1672 году, законодательница мод Франция ознаменовала еще одно достижение в области моды, выпустив первое в мире периодическое издание «Галантный Меркурий», посвященное модным тенденциям современности.

Великая Французская революция конца XVIII века позволила почувствовать ветер перемен не только в политическом режиме и мыслях людей, но и в моде. Появление универсальных форм в мужском костюме, соответствующих образу жизни французского гражданина, вылилось в признание основополагающим рационального английского стиля. Сдержанностью цветовой гаммой, изысканностью кроя, безукоризненностью посадки одежды на фигуре, отточенностью деталей подчеркивались индивидуальность и достоинство личности. Именно в это время в Англии начали появляться денди, сделавшие свою одежду предметом всеобщего восхищения и собственной гордости.

Французская революция дала и женщинам свободу, что позволило ей принимать активное участие в общественной жизни и право диктовать свои условия моде, в результате чего 1790 год ознаменовался появлением классического женского костюма. Впоследствии эта юбка и короткий жакет, скроенный на манер мужского фрака, станут модными символами женской эмансипации, и если до этого времени мода проявляла свои капризы в основном в мужской одежде, то конец XVIII века вывел на главные роли женские модели одежды.

В это же время Англия, ставшая уже всемирно прославленным центром технического прогресса, закрепляет за собой свои лидирующие позиции, изобретя прядильную машину и механический ткацкий станок. Эти изобретения не только повысили производительность труда, но и снизили стоимость пряжи и готового материала. Изобретение же 1775 года, произведенное англичанином Чарльзом Вейзенталем, стало настоящей революцией всего портновского искусства, дав возможность наладить серийный выпуск товара для массового потребителя. А гениальным изобретение стала… обычая швейная машинка!

История пошива одежды

Пошив одежды. Корни этого ремесла уходят в очень далекое прошлое. Еще когда мужчины приносили туши животных в пещеры, женщины поняли, что это не только еда. Поначалу шкурами обматывались, подстилали на камни. Было тепло, но неудобно. При помощи примитивных орудий труда хранительницы очага научились отчищать грубые шкуры от остатков мяса и жира. Первыми иглами и нитями послужили остро заточенные кости и жилы животных. Получилась удобная одежда, которая обезопасила тело от негативного влияния окружающей среды. Так зародилось ремесло – пошив одежды. Оно менялось, усовершенствовалось вместе с эволюцией человека. Каждый новый виток развития оставлял какие-то особенные черты на одежде. Человек стал придавать вещам не только защитные, но и эстетические функции.

Познание окружающей природы, даров земли показали, что для пошива можно использовать не только шкуры животных. Выращенный лен, хлопок, конопля послужили сырьем для изготовления домотканого полотна. Люди научились прясть, вязать и шить прочную одежду. Чтобы придать ей цвет, использовались натуральные красители, которыми была богата окружающая природа. Если раньше не наблюдалось различия в крое, то со временем одежда стала делиться на мужскую, женскую, детскую. Одну носили ежедневно, другую только по праздникам.

Большое изменение в пошив одежды вносили такие факторы как войны и набеги. Крестовые походы в восточные страны изменили во многом европейскую моду, подвинув назад кожаные и меховые плащи, обмотки для штанов и примитивную обувь.

Изобретение в Китае шелка, перевернуло мир моды и кроя. Караваны с дорогими тканями потекли морскими и сухопутными путями во все уголки европейских и восточных стран. На смену грубым тканям, грубым пошивам пришел нежнейший шелк и силуэтный крой. Одежда приобрела изысканный вид. Но из-за своей дороговизны по-прежнему была доступна лишь богатому сословию. Только с изобретением паровых машин, она стала первой необходимостью для всех верст населения. На смену ручному ткацкому станку пришла механика. С ее применением увеличилось производство полотна, а значит количество и качество выпускаемой одежды.

Современный мир моды очень велик. Это целая индустрия. Существует множество модельных домов с известными фамилиями. Шьется одежда на разные случаи жизни: для работы и отдыха, для праздников и развлечений, для спорта и туризма. С развитием химической промышленности синтетические ткани, которые более дешевые, яркие, износостойкие, подвинули натуральные полотна. Но из-за существующих недостатков синтетики, предпочтение в пошиве отдается натуральным тканям. Они по-прежнему приятно влияют на тело человека, позволяют коже дышать, не раздражают нервные окончания и не вызывают аллергических реакций. Что еще раз подтверждает близость человека и окружающего мира. Вернее, люди и есть частицей природы. Надо только, как наши предки, не вредить, а с благодарностью использовать ее дары. И наша жизнь пройдет в полной гармонии.

Из истории вещей: Возникновение и развитие одежды, часть 1

Сейчас невозможно себе представить, как бы жили люди, если бы не изобрели одежду. Но этого не могло бы случиться. Ведь сначала одежда выполняла только практическую функцию – она защищала тело человека от холода или жары, снега, дождя и ветра, а намного позднее одежда стала ещё и украшать людей.

Археологические находки позволяют историкам утверждать, что одежда появилась на очень ранних этапах существования человеческого общества, где-то 40-25 тысяч лет тому назад. Данные археологической науки свидетельствуют о том, что сшитая одежда появилась уже в эпоху позднего палеолита (35-8 тыс. лет до н. э).

Археологам удалось реконструировать одежду, найденных мумифицированных трупов древних людей. Значение таких находок трудно переоценить. Ведь они помогли учёным получить представление о гардеробе человека тех древних времён. В руки исследователей попал полный комплект одежды человека эпохи неолита, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века. Так мы узнали, что в эпоху неолита люди научился прясть, ткать и вязать. В этот период они располагали уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей.

А самыми древними видами «одежды» считается раскраска и татуировки, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, закрывающая тело. Ведь раскраска и татуировка до сих пор распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды. Это говорит о том, окраска тела и татуировки были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжали оставаться в костюме, выполняя разные функции. Узоры татуировки позже стали переносились на ткань. Так, например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первые примитивные виды одежды всегда была приспособлены к климатическим условиям местности. У жителей тропиков была набедренная повязка, передник или накидка на плечи.

А в холодных арктических областях — меховая одежда, закрывающая все тело. Для защиты от холода люди сначала шкурами обматывали отдельные части тела и обвязывали веревкой, а позже научились скреплять отдельные части одежды ниткой из жил или растительных волокон в одно целое. Главным инструментом для шитья тогда стала острая кость, т. е. рыбья игла. Позднее человек научился делать пряжу из льна и хлопка, шерсти и изготовлять ткань.

Так сначала появилась одежда, которая состояла из шкур животных, волокон и листьев растений. По времени это продолжалось где-то до 5 тысячелетия до н. э.

Одежда людей Древнего Египта также относится к древнейшей. О ней, её основных типах и формах, мы узнали из рельефных изображений и фресок, а также скульптур этой древней цивилизации. Так, одеждой мужчин Древнего Египта всех сословий был драпированный передник треугольной или прямоугольной формы — схенти.

Женщины в Древнем Египте носили калазирис – прямую рубаху на бретелях, которая состояла из прямоугольного куска материи, обернутого вокруг фигуры и закрывающего тело от груди до щиколоток.

Одежда древних жителей Арабского Востока отличалась от египетской. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. И мужчины, и женщины укутывались таким покрывалом, прикрепляя его на лбу тесьмой и перекидывая через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и все тело.

Самая древняя греческая одежда появилась под египетским влиянием, она тоже состояла из тяжелой драпировки, скрывающей тело человека – пеплос. Он представлял собой кусок ткани, сколотый на плечах, который подпоясывался под грудью, а иногда еще по талии или по бедрам, образовывая напуск. По канонам того времени одежду не кроили. Кроеной одежды, как мы её понимаем, у древних греков не было. Основой античного костюма был прямоугольный кусок ткани, задрапированный и закрепленный на плече фибулой. Основным сырьём для изготовления такой одежды служили лён и овечья шерсть.

Позже появился другой вид мужской и женской одежды — хитон, вытеснивший пеплос. Поверх хитона надевали гиматий — как бы плащ, он представлял собой кусок шерстяной ткани 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры.

Мужской хитон изготавливали из 1 куска: вырезали по поперечному сгибу ткани отверстие для головы, а боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук. Хитон подвязывали поясом, делая напуск, равномерно распределялся складки вокруг торса. Женская одежда у древних греков по форме была похожей на мужскую: женщины носили те же хитон и гиматий.

У древних греков также был ещё один вид одежды — хламида. Она тоже изготовлялась из прямоугольного куска ткани, но была меньшей длины, чем гиматий, и скреплялась пряжкой на одном плече. Ее края украшали полосками с орнаментом. Свободные концы хламиды ниспадали красивыми складками — фалдами, при этом одна рука оставалась открытой. Хламиду юноши-спартанцы надевали прямо на тело, ею прикрывались воины в походах.

Римскую тунику носили и мужчины, и женщины. Туника — это рубаха с короткими, иногда длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом горловины. Эта одежда древних римлян, как и греков, представляла собой драпировки из шерстяной ткани или льняного полотна.

Поверх туники мужчины надевали верхнюю одежду — тогу, которая стала национальной одеждой римлян. Тога состояла из куска ткани, вырезанного в виде полукруга или эллипса, и сложно драпировалась, как бы окутывая фигуру. Тога стала официальной одеждой, её носить надо было обязательно. Тога являлась символом зрелости и принадлежности к римской империи. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Знатные римлянки поверх туники носили столу из тонкого полотна, она была похожа на широкую юбку, а сверху — плащ, который напоминал мужскую тогу.

Верхней одеждой у древних римлян, которая защищала их от холода и дождя, обычно во время путешествий, служила пенула. Она собой представляла плащ без рукавов, который носили вместо тоги поверх туники. Пенулу носили также и рабы, которые, благодаря этому, легче выносили удары.

В византийской одежде наблюдались все основные предметы римской одежды — тога, пенула, туника, стола и прочее, изменились только названия. Эти виды одежды у византийцев мало отличались от римской, но она уже немного преобразилась: исчезли мягкие античные драпировки, одежда стала жесткой, цилиндрической формы. Это произошло потому, что византийцы изготавливали одежду, используя жесткие парчовые ткани и многочисленную вышивку.

Драпированная одежда из целого куска ткани, укрепляемого на фигуре, существовала до 9 века н. э.

В одежде периода раннего Средневековья лежит стиль, доставшийся европейцам от великого переселения народов. Это кожаные и меховые плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды. Тогда длинные и короткие туники, надевались одна поверх другой. Верхняя, длинная и широкая, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом, нижняя — с длинными рукавами, которые выпускались в прорези верхней одежды. Плащи изготовляли из шкур или сшитых кусков ткани. Они могли быть и сколотыми, связанными, прошнурованными, с отделкой и без неё. Такой плащ выкраивался в виде полукруга, а с помощью шнура, продернутого в специальные дискообразные пластины, он удерживался на плечах. Штаны в то время были короткие, до колен, или длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы.

Таким образом, в период раннего Средневековья появляется кроеная одежда из прямоугольного куска ткани, это 9-11 века н. э. Но, вплоть до 10-11 веков для одежды был характерен примитивный крой и возникновение одежды двух типов: накладной — без застежки, надеваемой через голову, и распашной — имеющей спереди разрез сверху донизу.

Так одежда, возникшая первоначально только для защиты человеческого тела от неблагоприятных климатических воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, постепенно развивалась и изменялась. В ранние исторические эпохи долгое время в одежде существовало одно стилевое направление.

В следующей части рассмотрим дальнейшее развитие и совершенствование одежды в разных странах.

Оцените статью