История возникновения техники макраме

Макраме как разновидность ДПИ

Краткая история макраме

Примитивные техники узелкового плетения известны еще с древних времен, с тех самых пор, когда люди научились завязывать узлы на первых циновках. Считается, что макраме, как и большинство других разновидностей ДПИ, пришло в Европу с Востока, прежде всего из Древнего Китая, и произошло это примерно в VIII- IX вв. Однако многочисленные находки археологов подтверждают тот факт, что узелковое плетение было хорошо известно в древности и в других частях мира. Например, образцы изделий, выполненных этим способом, были найдены в египетских гробницах возрастом более 4-х тыс. лет.

В средневековой Европе макраме было довольно распространенным видом ДПИ. И хотя изделия, выполненные в этой технике, до наших дней не дошли, их можно видеть на полотнах известных художников. В качестве примера можно привести картину Сандро Ботичелли «Поклонение волхвов» (1476-1477). На одном из персонажей можно видеть шапочку, выполненную по технике узелкового плетения. В XVII веке макраме из Италии распространяется в Северную Европу и Северную Америку. Особенно популярным в это время узелковое плетение было в Англии. Кружевами, выполненными в этой технике, украшали себя многие модницы Европы этого столетия. В разные периоды европейской истории техники узелкового плетения то забывались, то переживали свой расцвет. Само слово «макраме» начали использовать только в XIX веке. До наших дней сохранилось множество образцов, выполненных мастерами того времени. При их изготовлении использовалась в основном техника горизонтального узла в разных вариациях (уголки, ромбы, цепочки и т.д.).

Читайте также:  Жил был пес волк выкройка

Необыкновенно популярным макраме было и в начале XX века. В моду оно вошло в 20-х годах в основном как украшение, используемое при оформлении интерьеров. По этой технике выполняются разного рода кашпо, ковры, абажуры, салфетки и т.д. Постепенно к этому виду декора стали обращаться и при оформлении общественных учреждений. Таким образом, например, художником В. Барткувене отделано кафе «Пасиматимас» в Каунасе. На стенах этого помещения он разместил декоративные элементы, сплетенные из веревки. Еще один пик популярности макраме пережило в конце прошлого века. Из Прибалтики мода на этот вид декора распространилась по всей России.

Разновидности макраме узлов

В настоящее время существует несколько видов узлов, используемых для выполнения красивых вещей.

• Геркулесов узел. Базовый узел макраме.
• Правый плоский узел.
• Левый плоский узел.
• Квадратный плоский узел.
• Общий квадратный узел.
• Узел «лакомка».
• Горизонтальный узел.
• Тройной горизонтальный узел.

Особенности плетения макраме

Основными инструментами, используемыми при выполнении изделий макраме, являются ножницы, продольная подушка, булавки, вязальный крючок, сантиметровая лента и клей. Вместо подушки иногда используется пенопластовая плитка либо фанера. Иногда применяется деревянная доска, обитая слоем ваты или поролона и обтянутая плотной тканью. Узлы закрепляются с помощью булавок. Используются специальные грузики, вытягивающие выплетаемое изделие. Сами нити должны быть крепкими и прочными. Для получения достаточно четкого рельефа скручивать их необходимо очень плотно. Во время плетения нити допускается удлинять. Выполняется макраме чаще всего из цветного материала. Окрашивание уже готовых изделий применяют редко.

Кроме того, исходный материал предварительно проходит особую обработку. Так:

• концы шелковых нитей перед плетением смазываются клеем. Если этого не сделать, во время работы они будут распускаться;
• шерстяная пряжа, используемая для плетения, должна быть хорошо скрученной.

Читайте также:  Выкройка лифа платья для ребенка

Самым главным условием, предъявляемым ко всем материалам, является их прочность. Дело в том, что узлы макраме скручиваются очень туго. Слабый материал при этом обязательно порвется. Такое при выполнении изделий в этой технике случается даже с достаточно крепкими материалами. Однако в том случае, если шнур рвется, его допускается склеивать, используя клей «Уникум», «БФ» и другие.

В жизни современного человека макраме нашло достаточно широкое применение. Кашпо, гардинное полотно, панно часто используются для украшения интерьеров помещений как жилых, так и общественных. Выполненные в технике узелкового плетения аксессуары дополняют костюмы модниц. Это могут быть ремни, кулоны и даже сумочки. В технике макраме создаются плетеные сувениры и детские игрушки. Периодически подвергаясь забвению, искусство макраме всегда возрождалось вновь. При этом мастера каждый раз придумывали все новые техники и способы плетения очаровательных вещей из обычных шнуров и веревок.

История возникновения техники макраме

Макраме – это древнейший вид рукоделия, пришедший к нам сквозь толщу веков.

Техника этого искусства заключается в узелковом плетении. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома».

В технике макраме изготавливают множество прекраснейших вещей, с помощью которых можно украсить интерьер. Кашпо, абажуры, панно, скатерти, салфетки, подставки, занавеси и многие другие предметы, придадут декору изысканность и неповторимость. Предметы гардероба также не останутся без внимания. Пояса, сумки, кошельки, кулоны, шарфы и шали, выполненные рукодельницами, добавят вашему стилю благородности и утончённости.

История возникновения искусства макраме, началась с того момента как завязался самый первый узелок. Следующим этапом развития плетения становятся сети из трав и шерсти животных. Изготовление сетей претерпевало различные изменения, древние люди начинали от изобретения простейших безузловых сетей, и со временем трансформировали её в крученую. Такое плетение применяется и в наше время для плетения крышек от корзин.

В племенах древних инков присутствовала узелковая письменность. Узлы использовались для передачи и сохранения информации. Также с их помощью производились довольно сложные, для того времени математические расчёты. Китайцы использовали узелки в качестве памяток. Женщины северных народов, украшали плетёными изделиями свои жилища и одежду.

Во времена Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п.

С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое.

Со временем плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам. Этот вид рукоделия приобрёл статус преступного, колдовского. Узлы-амулеты находились под строжайшим запретом.

В Риме тоже не обошлось без запретительных правил, так сенаторам было воспрещено использовать в одежде какие-либо завязки. Но все эти табу, имели недолгое существование.

В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.

Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке внесли моряки парусного флота. В силу своей профессии они должны уметь, как раньше, так и посей день, завязывать разнообразные узлы. Известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В свободное время, обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. В XIV веке, жители Китая, Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов и морей, технику морского плетения. Большинство морских узлов используется и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости.

Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. Были открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.

Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.

Привычное для нашего слуха название «макраме», это вид рукоделия получил лишь в XIX веке.

Для плетения того времени использовались шёлковые нити и шнурки, шерсть, золотая канитель.

Мастера макраме стали сочетают плетёные изделия с различными декоративными элементами, например, янтарём, бусинами, жемчугом, деревом.

В настоящее время, особый модный шик приобрели вещи, сделанные своими руками. Искусство макраме переживает новую волну признания, множество людей сделали его своим хобби.

Появились настоящие мастера своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную деятельность.

Макраме всегда будет пользоваться популярностью и это довольно легко объяснить. Научиться узлоплетению может каждый, кто имеет хоть немного терпения и усидчивости. Да и особых инструментов в этом виде рукоделия не нужно: маленькая подушечка и булавки. Материалом послужит любая понравившаяся нить, тесьма, верёвка.

Изделия выполненные в технике макраме, никого не оставят равнодушным своим изяществом и красотой, а лёгкость выполнения подвигнет вас на создание своими руками прекрасных и неповторимых вещей. И как знать, может и вам понравится новое увлечение, расстаться с которым вы не сможете никогда.

Макраме. История возникновения.

Макраме — это древнейший вид рукоделия, пришедший к нам сквозь толщу веков.

Техника этого искусства заключается в узелковом плетении. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома».

В технике макраме изготавливают множество прекраснейших вещей, с помощью которых можно украсить интерьер. Кашпо, абажуры, панно, скатерти, салфетки, подставки, занавеси и многие другие предметы, придадут декору изысканность и неповторимость. Предметы гардероба также не останутся без внимания. Пояса, сумки, кошельки, кулоны, шарфы и шали, выполненные рукодельницами, добавят вашему стилю благородности и утончённости.

История возникновения искусства макраме, началась с того момента как завязался самый первый узелок. Следующим этапом развития плетения становятся сети из трав и шерсти животных. Изготовление сетей претерпевало различные изменения, древние люди начинали от изобретения простейших безузловых сетей, и со временем трансформировали её в крученую. Такое плетение применяется и в наше время для плетения крышек от корзин.

В племенах древних инков присутствовала узелковая письменность. Узлы использовались для передачи и сохранения информации. Также с их помощью производились довольно сложные, для того времени математические расчёты. Китайцы использовали узелки в качестве памяток. Женщины северных народов, украшали плетёными изделиями свои жилища и одежду.

Во времена Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п.

С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое.

Со временем плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам. Этот вид рукоделия приобрёл статус преступного, колдовского. Узлы-амулеты находились под строжайшим запретом.

В Риме тоже не обошлось без запретительных правил, так сенаторам было воспрещено использовать в одежде какие-либо завязки. Но все эти табу, имели недолгое существование.

В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.

Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке внесли моряки парусного флота. В силу своей профессии они должны уметь, как раньше, так и посей день, завязывать разнообразные узлы. Известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В свободное время, обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. В XIV веке, жители Китая, Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов и морей, технику морского плетения. Большинство морских узлов используется и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости.

Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. Были открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.

Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.

Привычное для нашего слуха название «макраме», это вид рукоделия получил лишь в XIX веке.

Для плетения того времени использовались шёлковые нити и шнурки, шерсть, золотая канитель.

Мастера макраме стали сочетают плетёные изделия с различными декоративными элементами, например, янтарём, бусинами, жемчугом, деревом.

В настоящее время, особый модный шик приобрели вещи, сделанные своими руками. Искусство макраме переживает новую волну признания, множество людей сделали его своим хобби.

Появились настоящие мастера своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную деятельность.

Макраме всегда будет пользоваться популярностью и это довольно легко объяснить. Научиться узлоплетению может каждый, кто имеет хоть немного терпения и усидчивости. Да и особых инструментов в этом виде рукоделия не нужно: маленькая подушечка и булавки. Материалом послужит любая понравившаяся нить, тесьма, верёвка.

Изделия выполненные в технике макраме, никого не оставят равнодушным своим изяществом и красотой, а лёгкость выполнения подвигнет вас на создание своими руками прекрасных и неповторимых вещей. И как знать, может и вам понравится новое увлечение, расстаться с которым вы не сможете никогда.

История возникновения и развития плетения макраме

Макраме – самое древнее рукоделие, известное на Земле. Оно появилось, когда возникла необходимость соединить два конца нити. Имеются разные толкования термина «макраме»: в переводе с турецкого слово «макрама» обозначает шаль с бахромой, а с арабского «миграмах» — «шарф, украшенный плетением».

Узелковое плетение возникло в связи с хозяйственной необходимостью. Первобытные охотники из шерсти или трав делали сети. Вначале – безузловые, затем – стали нити скручивать.

Умение вязать на веревке узды и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения к поколению.

В скандинавских музеях можно увидеть перекрученные сети, сделанные из липового лыка. В наши дни такое плетение распространено на Мальте и Канарских островах.

На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов

Такие скользящие узлы вязали рыбаки Перу, жители Океании, африканские рыбаки с р.Конго. Позднее стали применяться нескользящие узлы «рифовый», «ткацкий». Зародились они на северо-западе Европы. Хоть и считают родоначальниками искусства макраме моряков (они знали более 500 узлов), узлы, которые они вязали, были практически необходимыми, и декоративной нагрузки не несли.

Истоки декоративного плетения зародились в Древнем Китае и Японии, где получили распространение тончайшие узорные кружева и бахрома, плетеные скатерти, ковры, абажуры, шторы, изготовленные из шерстяной пряжи, шелковых, тонких серебряных и золотых нитей. Но археологические раскопки позволили обнаружить зачатки декоративного плетения и в других странах

Некоторые узлы служили жителям еще пять тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так, на обрывках снастей парусного корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел.

А дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была притянута веревкой, завязанной декоративным узлом. Изображение геркулесова узла часто встречается на найденных осколках ваз и кувшинов, также он украшал жезл Меркурия

В разное время и в разных странах к искусству вязания узлов относились по-разному. В Древнем Риме – существовал запрет на узлы в одежде, похожая ситуация была и в Лапландии, Ост-Индии. По сей день некоторые народы хранят глубокое предубеждение против завязывания узлов на собственной одежде в особых жизненных ситуациях (бракосочетание, беременность, роды и др).

Древние греки, напротив, были уверены в магической силе геркулесова узла (им перевязывали раны воинам, носили как талисман)

Самые изобретательные мастера плетения древние инки придумали узелковую грамоту, где каждому понятию соответствовал свой узелок. Узелковое письмо было распространено также у древних финнов, китайцев. Задолго до изобретения письменности Кириллом и Мефодием у славянских народов существовало узелковое письмо

Узелки завязывались в нитки, которые сматывались в клубки-книги (отсюда пошли выражения путать смысл, клубок песен, нить повествования, хитросплетение сюжета, завязка-развязка). Хранились эти клубки в берестяных коробках (наврать с три короба) При чтении нить наматывалась на специальные приспособления – «усы» (намотать на ус). Наши предки вели веревочно-узелковый счет при уплате налогов.

В Древней Руси вязать узды, «наузить» — означало колдовать, ворожить. Христианством осуждалось ношение узлов-амулетов. Позже, с полным отмиранием язычества, узлам на Руси стали приписывать и добрые магические свойства. «Калач» (простой узел) символизировал процветание, счастье, изобилие. Два «калача», связанные между собой – духовную связь, супружество, пожелание деторождения. Некоторые народы считали, что при помощи завязывания и развязывания узлов можно вылечить определенные болезни.

Расцвет макраме относят к 9 веку. С этого времени просматриваются традиции создания декоративно-утилитарных изделий способом узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили из друзьям в далеких странах.

В 13-14 веках узелковая техника из стран востока проникла в Испанию (в кафедральном соборе Мадрида найдены рисунки узлов). В результате крестовых походов в 15 веке оно пришло в Италию. Появились тончайшие узелковые кружева, сразу покорившие сердца модниц., для изготовления которых использовали тонкие шелковые нити, золотую канитель, и др. Плетеным кружевом там украшали покрывала, занавески, одежду. Были открыты первые школы макраме.

В Турине в «Доме солнца» Валентина Кавандоли обучала детей 5-6 лет искусству плетения из нитей (в настоящее время существует прием многоцветного плетения, носящий ее имя)

На картине Сандро Боттичелли «Поклонение Волхов» на одном из персонажей надета шапочка, выполненная в технике узелкового плетения.

В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. «Золотым веком» макраме называют викторианскую эпоху в Англии. В это время техника макраме очень широко применяется дл украшения одежды (выполнялись накидки, капюшоны, бахрома, кружево) и интерьера (шторы, покрывала, абажуры). Кружево, плетеное из золотых нитей использовалось в одежде лиц духовного и королевского сана.

В разные эпохи это ремесло называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, шнурок Макнамары, мексиканское кружево, узелковая бахрома, В Европе оно стало называться «макраме» с 19 века в значении «узелковое плетение», Новая волна возрождения макраме относится к 19 веку. В это время в основном выполняются изделия на основе горизонтального репсового узла.

В 20-х годах 20 века получают распространение плетеные ковры, абажуры, ширмы, качалки, гамаки, беседки, плетение широко комбинируется с ткачеством.

В настоящее время также отмечается рост интереса к искусству макраме. В основном оно применяется для оформления интерьеров общественных зданий, а также служит для выполнения дополнений к костюму. Особенно фольклорного, рустикального стиля, который дополняется плетеными сумками, поясами, шляпками.

Дата добавления: 2018-11-30 ; просмотров: 3194 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оцените статью