- Творческие проекты и работы учащихся
- 1.1 История традиционной русской вышивки
- 1.2. Символика в рисунках для вышивки
- 1.3. Значение цвета в вышивке
- 1.4 Вышивка и современность
- Творческие проекты и работы учащихся
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Выбор материалов для вышивки
- Выбор модели
- Выбор инструментов и приспособлений для вышивки
- Правила техники безопасности при вышивании
- Технология выполнения вышивки крестом
- Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом
- Экономическое обоснование
- Связь вышивки с экологией
- Самооценка
Творческие проекты и работы учащихся
1.1 История традиционной русской вышивки
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати.
Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слов населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок.
Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой [ 9,c.101]
Искусство вышивки является одной из важнейших по-своему художественному значению творчества русской деревни. Сложившаяся первоначально как домашний промысел, имевший своей хозяйственной базой обслуживание потребностей самого крестьянского дома и, в особенности, помещичьего хозяйства, на которое работал крепостной крестьянин, вышивка становится, по мере развития товарного рынка, объектом сбыта на широкий рынок.
Это оказывает сильнейшее влияние на художественные мотивы вышивки, испытывающей на себе влияние города. Одним из интересных типов русской крестьянской вышивки являются изделия северных районов России.
Вышивки Севера характерны своим прозрачным рисунком, сделанным двухсторонним старинным швом красной нитью или ажурной «строчкой» (посредством выдергивания нитей),«перевитью» и кружевом. Богатство сюжета уменьшается по мере передвижения с Севера на Юг, равно как упрощается и сложность узоров, которые в то же время становятся тяжелее, многоцветнее, колористически ярче и геометричнее, иногда проще и насыщеннее по занимаемой плоскости, цветы иной раз приобретают натуралистический характер, приближаясь к украинскому орнаменту, на который намекают розетки
Безусловно, вышивки Центральных областей, особенно ее юга, восходят своими геометрическими формами к древнейшим прототипам, известным в Азии. [2,c.4]
На Каргополье встречаются вышивки в разных техниках. Наиболее древняя – вышивка двусторонним крестом – росписью (или полукрестом). Распространены счетные глухие швы, встречаются строчные техники – белая строчка и северная цветная перевить. Использовался и тамбурный шов, называемый «мышиной тропкой».
Тамбурным швом каргопольские женщины вышивали подолы сарафанов, станы рубах. Встречается несколько вариантов вышивки. Белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. Другой вариант – к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью.
Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы». Нередко вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались. Например: «ВЫШИВАЛА ПАВЪ ПУХОВА АННА..». Подписи также вышивались тамбурным швом. Эти автографы, нередко с указанием года работы, стали бесценны (Приложение1.фото.3)
Но больше всего любили бранное ткачество. На подолах рубах, на концах полотенец «браньем» выполнялись сложные геометрические узоры красными нитями по белому полотну из пестряди. Позже каргопольские мастерицы стали делать многоцветные композиции, вышивая цветными шерстяными нитками по пробелам в ткачестве, или выполняя орнаментальные тканые полосы [10,c.24 ]
1.2. Символика в рисунках для вышивки
Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.
Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.) Слово «орнамент» означает «украшение». [6,c .65] По своим мотивам орнамент может быть: Геометрический — состоящий из различных геометрических элементов; Меандровый-в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от реки Меандр;
Растительный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.; Животный — в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц; Человекообразный- с изображением человеческих фигур и полуфигур; Птица — один из любимых и наиболее распространенных образов русской северной вышивки.
На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид.
Птицы включаются в орнаментальную сетку (диагональную или прямую), сочетаясь с ромбическими фигурами или же с розеткой (Приложение 2.) [9,c .61]
Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом [6,c .65]
1.3. Значение цвета в вышивке
Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Для русского Севера характерна вышивка росписью, выполненная красной ниткой по белому фону. В Крестецком районе Новгородской области сосредоточено изготовление различных изделий из белого полотна, украшенных белой ажурной вышивкой, называемой «крестецкая белая строчка».
В среднерусской полосе — в областях Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской — распространено вышивание цветной «перевитью». Рязанская вышивка выделяется своей многоцветностью с преобладанием красного цвета. Вышивка Владимирской области отличается от вышивок других русских областей растительным характером узора, выполняемым гладью [7,c .29]
1.4 Вышивка и современность
Современная мода вновь обращается к вышивке — декоративному изящному элементу, украшающему одежду и наш быт. С развитием новых технологий, выпуском новейшей вышивальной техники процесс создания вышивки значительно ускорился и упростился.
Сегодня, так же, как, сотни лет назад, процветает древнее искусство, которые являются традиционным украшением и оберегом народного жилища. А полотенце с вышивкой – неотъемлемый атрибут многих обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д. [1,c.9]
Далеко не последнее место в этом стремлении занимают современные технологии. К примеру, в сети интернет можно найти продажу необходимого оборудования, схемы вышивок, полезные советы и многое другое. Это лишний раз подтверждает тот факт, что это искусство принадлежит к вечным ценностям, передающимся из поколения в поколение
Творческие проекты и работы учащихся
Творческая проектная работа по технологии «Вышивка крестом» содержит краткие определения таких распространенных видов рукоделия, как вязание, шитье и вышивание, представляет краткое изложение истории вышивки и рассматривает особенности техники вышивания «крестом».
Подробнее о проекте:
В ходе работы над ученическим творческим проектом по технологии автор разработал технологию выполнения работы по изготовлению картины в технике вышивки «крестом», провел подсчет затрат на выполнение творческого проекта по вышиванию, установил положительную роль вышивки в сохранении экологии.
Оглавление
Введение
1. История вышивания
2. Выбор материалов для вышивания.
3. Выбор инструментов и приспособлений для вышивания.
4. Правила техники безопасности.
5. Технология выполнения картины вышивкой крестом.
6. Экономическое обоснование картины вышивкой.
7. Связь вышивки с экологией.
Самооценка
Рекламный проект
Использованная литература
Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение окружающего мира каждого народа. В Западной Европе счетная вышивка стала популярна в XVI веке.
Основными темами для вышивки в те времена были библейские сюжеты и тексты, сочетающие различные техники выполнения. К концу XVIII века на образцах вышивки стал преобладать классический стежок крестом, а по тематике вышивки стали более разнообразны.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конную сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке.
С XVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и народными обрядами. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение.
Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
В разных областях Руси были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.
В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.
Выбор материалов для вышивки
Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы. Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.
Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений.
Выбор модели
Вышивание крестом положительно действует на нервную систему, а, следовательно, на все здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышитой картины, как у меня, ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении.
Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивке крестом. Перед началом работы я выбираю на свое усмотрение эскиз. Я подумала и решила вышить картину «Мамонтёнок», она будет украшением моего домашнего интерьера.
Больше всего для вышивки крестом подходят льнообразные полотна с полотняным переплетением или канва. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
Выбор инструментов и приспособлений для вышивки
Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой, и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.
Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами). В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.
Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.
Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.
Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.
Правила техники безопасности при вышивании
Необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:
- Осторожно пользоваться инструментами;
- Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;
- Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;
- Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
- Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
- Не брать в рот нитку, ткань, иголки;
- Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
- Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;
- Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться
- Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Правильная посадка во время вышивания заключается в следующем:
- Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
- Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
- Голову слегка наклонить вперёд;
- Нельзя опираться грудью о стол;
- Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
- При работе не следует ставить локти на стол;
- Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Технология выполнения вышивки крестом
Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.
Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.
Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.
Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом
- Выбор схемы картины
- Подбор канвы и инструментов
- Подбор цветного мулине
- Вышивка крестом по схеме
- Влажно-тепловая обработка изделия
- Оформление в раму.
Экономическое обоснование
Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.
На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:
- Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
- Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
- Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей
ИТОГО — 100 рублей
Связь вышивки с экологией
Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.
Самооценка
Оцениваю свою работу по следующим пунктам:
- Все ли я сделала?
- Получился ли у меня проект?
- Довольна ли я своим изделием?
- Хочу ли я в нём что-то исправить?
Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.
Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.