Удивительные факты о крымскотатарской вышивке
На глаза мне попался мой собственный пост в Facebook о технике крымскотатарской вышивки “татар ишлеме”. Друзья мои, это космос и фантастика, родом из нашего прошлого. Мы едва не потеряли этот мир, и только благодаря неравнодушным людям вновь смогли его вернуть.
Вот несколько удивительных фактов, которые заслуживают быть широко известными.
Факт #1. Крымскотатарская вышивка “татар ишлеме” не имеет аналогов в мире. Что поражает зрение и воображение сходу – эта вышивка двусторонняя, рисунок идентичен и с лицевой стороны, и с изнанки. Где узелки, где торчащие с изнанки нитки – нет их. Идеально, как ни крути. Работа такая тонкая, что понять, где начинается узор, а где завершается невооруженным взглядом невозможно.
Факт #2. В старину шелковые нити окрашивались растительными ингредиентами, поэтому даже спустя века они сохраняют свой цвет, не “плывут” при стирке, не выгорают на солнце. Растительные красители давали нежные цвета – розовый, бирюзовый, горчичный, терракотовый оттенки. Вышивка смотрелась всегда изящно. Развитие химической промышленности ударило по этой традиции в начале 20-го века. Аляповатые акриловые краски были яркими, но не такими стойкими. На образцах вышивки этого периода можно увидеть характерные подтеки.
Факт #3. В старину очень любили использовать в технике “татар ишлеме” золотую нить. Тонкие цветовые штрихи подчеркивали роскошь золота на воздушной ткани марамы. Это было не только красиво, это были самые настоящие инвестиции в произведение искусства. Многие женщины в депортацию брали с собой марама (платок, которым покрывали волосы), потому что это была еще и семейная реликвия.
Факт #4. Узоры не должны быть случайны, это по сути зашифрованное послание вселенной о том, чего хочет и о чем мечтает человек, который будет это носить или украшать свой дом. Каждый шов имеет свое название. Я запомнила самый смешной – “кеди баджагъы” – “кошачья лапка”.
Факт #5. В начале 30-х исследовательница Чепурина документирует основные техники крымскотатарской вышивки и делает схемы 47 видов швов “татар ишлеме”. Благодаря этой работе многое и удалось восстановить. Еще в середине 30-х годов в Крыму бойко работали артели вышивальщиц. Одну из самых талантливых и перспективных Зулейху Бекирову в 1937 году отправляют в Москву на учебу. Депортация не коснулась ее, был в этом какой-то божий промысел, не иначе. Много лет проработав в художественных вузах над изучением гобеленов, проводя экспедиции по всей Средней Азии, в начале 90-х Зулейха Бекирова приехала в Крым и показала некоторые техники швов тем, кто мечтал о восстановлении национальной вышивки. Одна из этих учениц – Эльвира Османова – горит этой идеей и поныне. За четверть века поисков она не только с закрытыми глазами может воспроизвести все 47 видов, записанные Чепуриной, но и по образцам из фондов восстановила еще более двадцати видов швов “татар ишлеме”.
На фото: лицевая и изнаночная стороны вышивки “татар ишлеме”. Как такое возможно?
Творческая работа «Крымскотатарская вышивка»
Крымскотатарская вышивка – уникальное культурное явление, обладающее самобытными особенностями. В ней ярко отразилось историческое наследие Крыма, собравшее в себе традиционное искусство многих народов, проживавших на полуострове, ставших основой этногенеза крымских татар.
Просмотр содержимого документа
«Творческая работа «Крымскотатарская вышивка»»
Приходя в гости, к своей бабушке я с восторгом наблюдал, как моя тётя выводит красивые национальные узоры на полотне. Мне кажется, я мог часами сидеть и наблюдать, как она работает. Меня поразила красота и техника выполнения на этих вышивках, и я узнал ,что каждый узор имеет свое символическое значение. Я решил заглянуть в историю этого удивительного искусства.
Крымскотатарская вышивка – уникальное культурное явление, обладающее самобытными особенностями. В ней ярко отразилось историческое наследие Крыма, собравшее в себе традиционное искусство многих народов, проживавших на полуострове, ставших основой этногенеза крымских татар.
Производство узорных тканей вышивка являются основным и самым распространенным видом ремесла у крымских татар, известным почти во всех районах полуострова. Цеховые объединения ткачей и вышивальщиков в Крыму существовали издавна. Цеховые организации имелись в каждом крупном городе Крыма — Кефе, Кезлеве, Карасувбюазаре. Самым крупным ремесленно-торговым центром был Бахчасарай. К началу ХХ в. уцелело производство тканей в степной, горной, южной и восточной областях Крыма. Ткани и вышивка каждого района имели свои отличительные особенности.
Искусство крымскотатарской вышивки насчитывает 10 видов узорного шитья, из которых шесть являются основными, и четыре — дополниительными.
«татар ишлеме» — татарская глухая гладь двустороннего предварительного настила; (рисунок 1)
(рисунок 1)
прозрачное двустороннее решетчатое шитье, по русской номенклатуре «шитье стягами». В просторечье оно носит название «эсап ишлиме» (счетная вышивка);
орнаментное шитье «телли», шитье «битью», иначе, «площенкой» плоской, узкой серебряной (посеребренной) и позолоченной пластинкой Забой или загиб пластинки различен по местностям;
техника шитья золотом, серебром по плотным тканям с предварительным настилом носит почти повсеместно в Крыму название «мыкъма» (в русской номенклатуре художественного шитья — это «высокое шитье золотом»). Лишь в Карасувбазаре и его районе этот вид шитья называют «сымакеч»;
«букме» — шитье шнурками золотыми, серебряными, в редком случае, из цветного шелка по плотным материям;
орнаментное шитье «къаснакъ», называемое специалистами художественного шитья «тамбурным», — от формы круглых пялец (tambour- барабан), на которых выполнялся этот вид шитья на Ближнем Востоке до появления специальных машин в конце XIX в.;
аппликационное шитье, татарское название которого неизвестно;
шитье «пул», блестками;
шитье бисером и жемчугом;
шитье драгоценными камнями
Все эти виды шитья сохранялись до начала XX в. Технология нанесения вышивки на ткань не изменялась из века в век. В каждом селе городе были свои мастера-рисовальщики, женщины, которые снабжали своими рисунками все близлежащие селения. Они создавали орнаментальные композиции и наносили прорисовку на ткань. Такие мастерицы были настоящими профессионалами, большими знатоками традиционных орнаментов, обладали высокоразвитым колористическим чутьем в знании техники шитья. Рисунок создавался, учитывая пожелание заказчика. Перед его прорисовкой на ткани формы основных мотивов и линий вырезались из твердого картона и раскладывались на предназначенном для вышивки месте. Затем, если созданный таким образом эскиз композиции удовлетворял заказчика, эти шаблоны обводились карандашом. Более мелкие дополнительные линии и формы прорисовывались от руки. Затем нанесенный на ткань эскиз вышивался. Такой метод работы позволял избежать ошибок в рисунке, помогал рассчитать соотношение между поверхностью полотна и самой вышивкой.
Изделия конца XIX — начала XX вв., разнообразные по технике и уровню исполнения, свидетельствуют о том, что узорное ткачество и вышивка, особенно вышивка золотой нитью и драгоценными камнями, распространенная большей частью в городской среде, находились на высоком уровне развития. Изделия, шитые золотом, говорят еще и о том, что существовала особая среда потребителей — знати и зажиточных горожан.
Особое значение рукоделию придавалось в свадебных обрядах. Так, к обручению невеста должна была собственноручно вышить серебром обязательный набор предметов: «учкъур» (пояс-шнур для мужских шаровар, преподносится во время сватовства), «тиз-без» (полотенце, употребляемое женихом для омовения ног, ими также прикрывали колени во время приема пищи), «емени» (носовой платок), два «кисе» (кисеты для табака для жениха и подарков почетным гостям), маленький кисет, обшитый серебряной тесьмой (шерстью), на дно которого пришивалось мелкое золото («нусфис»), носовой платок («явлукъ» или «мендиль») для жениха, также вышитый по углам серебром или цветными нитями (желтый, черный, красный, синий) и «чорапбав» (подвязки для мужских чулок). Этих предметов могло быть и больше, к ним, например, добавлялась пара шелкового белья, рубашка («чегре кольмек»), носки («чорап»), футляр для часов («саат-къап»), вышитые диванные подушки для парадной комнаты («дивар ястыкъ»). Рукоделием невесты одаривалась как новая родня, так и почетные гости, победители свадебных скачек и борьбы. Перед свадьбой у невесты в доме под музыку проходила церемония развешивания приданого: в центре комнаты под потолком крепился обруч, от которого радиально расходились веревки, на которые вывешивалось приготовленное невестой рукоделие. Затем эти предметы заворачивались, в так называемый узел («богъча»), также вышитый по, углам серебрбм. Обычно девочка крымская татарка — будущая невеста начинала расшивать свои подарки будущему жениху «джиез» (буквально — собираемое) или «докъузлама» (девять предметов) начиная с 9 лет (магическое у древних тюрок число) (рисунок 2,3).
Кисеты (рисунок 2)
Кисеты (рисунок 3)
Крымскотатарские вышивки чрезвычайно разнообразны. Основным орнаментом вышивок был растительный, часто превращавшийся в прекрасный цветочный ковер. Об истоках этих прекрасных орнаментов Усеин Боданинский писал: «Красивая, разнообразная природа Крыма: степи, голубые горы, долины рек, море, растительность, залитые ослепительными лучами южного солнца – оставила в народном творчестве татар, особенно в вышивках, сильнейшие следы».
По характеру орнаментации изделия ткачества подразделяют на две основные группы: растительный орнамент (стилизованные тюльпаны, гвоздики, лилии, лотосы — самые распространенные цветы в Крыму и геометрические узоры. Если в ткачестве рисунок был строго геометризирован, что было обусловлено самой технологией тканья, то вышивка позволяла передавать криволинейные орнаменты. Поэтому неслучайно значительную группу элементов вышивки составляют растительные и цветочные узоры, переданные плавно бегущими линиями. Цветочные мотивы украшают как различные декоративные покрывала, так и детали костюма. Иногда в рисунках цветов можно узнать прототипы – гвоздику, розу, лилию, мальву и прочее, но чаще всего они подвергаются значительной стилизации, превращаясь в орнаментальный знак. Цветы изображались в вазе, иногда лежащими на подносе, растущими на берегу, обвивающими амулеты. Изобилие цветов, тонких ветвей, плавно изогнутых листьев придают крымскотатарской вышивке ни с чем несравнимое изяществ о и грациозность (рисунок 4,5,6).
Отмечаемые некоторыми исследователями в вышивке мотивы традиционных для средневекового Крыма и завозимых по морю плодов овощей — груш, каштанов, помидоров, стручков, черешни, лука, ананасов являются, конечно же, результатом позднейшего изменения традиционных растительных форм, которыми так богато мусульманское орнаментальное искусство. Народные мастерицы, стремясь передать рисунок абстрагированного растительного мотива, «подсмотренного» ими с привозных тканей или ковров, со временем, связывают форму с формой хорошо знакомого им конкретного предмета.
Таково же, зачастую, и происхождение зооморфных мотивов. Элементы, известные у исследователей под названиями «рыба», «улитка», сороконожка», «паук», «краб», «червяк» являются все теми же видоизмененными, со временем абстрагированными растительными мотивами. Не случайно отмечают, что рыба похожа на стручок, паук или краб — на экзотический цветок с изогнутыми листьями, сороконожка — на водоросль. Хотя допускается, что у некоторой части крымских татар южнобережья, сравнительно поздно принявших мусульманство и основным занятием которых являлся морской промысел, могло быть и наоборот.
Орнамент вышивок и тканья повторялся из века в век, претерпевая незначительные изменения; старые названия и смысл орнаментов забывались, но им давались новые, из-за сходства элементов с теми или иными предметами реального мира, поэтому стремление расшифровать значение рисунка, исходя из его названия, не приводит к должному результату.
Растительный декор необычайно удобен в плане композиционного размещения. Длинные гибкие веточки, обилие листьев — все это помогает художнице заполнить любое пространство, предназначенное для вышивки. Но в любом случае, как бы свободно не развивалась композиция, она всегда имеет центральную ось симметрии, одна часть композиции повторяет другую. Часто используемые в вышивке мотивы — астральные и солярные (звезда, солнце, реже полумесяц), изображение традиционной медно-чеканной посуды («къуман»,«йыбрыкъ»,«гугум»,«сини»).
Распространенным элементом декора в тканых изделиях и вышивке является ромб. С помощью этой фигуры мастерицы создавали каждый раз все новые и новые неповторяющиеся композиции. Популярность ромба в прикладном искусстве многих народов объясняется его универсальностью, как с формальной, так и с содержательной точки зрения. Форма ромба является удобной в структурообразующем плане, его геометрическая форма продиктована самой технологией тканья; с другой стороны, ромб вбирал в себя емкие мифопоэтические представления, был универсальным символическим знаком. Так, крымские татары называли ромб «кобек», что означает пуп, пуповина, сердцевина, центр земли, украшение в середине потолка, скатерти. В более масштабном плане ромб был символическим выражением идеи земли, плодородия, и представлял собой устойчивую структуру, олицетворяющую простоту, порядок, истину.
Революция, война, страшная трагедия депортации почти окончательно уничтожили традиционное народное искусство. Многое было утрачено навсегда, но бабушки и мамы передавали дочерям искусство вышивки. К сожалению, значительные утраты в крымских музейных коллекциях произошли во время гитлеровской оккупации.
Виды декоративно-прикладного искусства обрели новую жизнь с возращением крымских татар на Родину. Многие мастера-хранители народного изобразительного искусства обучают молодежь традиционному крымскотатарскому шитью.
Производство вышивок в народном стиле направлено на возрождение духовного наследия крымскотатарского искусства в современных формах. Миллионы отдыхающих бывают в Крыму и им, конечно, хочется увезти на память о нашем прекрасном крае что-то оригинальное, характерное для пережившей тысячелетия культуре крымскотатарского народа.