История вышивки
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:45, реферат
Описание работы
Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.
Содержание
Работа содержит 1 файл
Вышивка Света.doc
1.Понятие и история возникновения вышивки…………………………………4
1.2.История возникновения вышивки…………………………………………. 6
1.3.Вышивальное искусство на Руси…………………………………………….8
3.Орнаменты и символы в вышивке……………………………………………14
Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.
1.Понятие и история возникновения вышивки
Вышивание — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
Собственно, вышивкой величается украшение продуктов из разных материалов орнаментальным узором или же сюжетным изображением, сделанными нитками и прочими материалами вручную при помощи иглы или же машинным приемом.[1]
Вышивка — широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства. В нем узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом), используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
— для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
— для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями — мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
— выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
— использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
— эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету.
Вышивка — один из самых популярных видов украшения текстильных изделий. С давних времён вышитые изделия занимают преобладающее место в декоративно-прикладном творчестве. Этот вид рукоделия, изменяясь и совершенствуясь параллельно историческим этапам развития человечества, отражает прогресс культуры. Она плотно связана с обстановкой, трудом, природой и, следовательно, практически постоянно отображала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и умение любого народа.
1.2.История возникновения вышивки
С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание. История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо практическое предназначение. Как известно, женщина в любой ситуации остается женщиной. Не были исключением и наши первобытные предшественницы. Несчастные красавицы были вынуждены закутывать свои обнаженные тела в то, что удалось добыть избранникам. Причем не всем доставались яркие наряды из леопардов или антилоп, некоторым приходилось довольствоваться довольно-таки невзрачными шкурами мамонтов. Ничего удивительного нет в том, что женщины уже в то время не хотели довольствоваться примитивными моделями одежды, которые получались из шкур животных, убитых на охоте их мужьями. Вот тогда впервые им в голову пришла мысль об усовершенствовании одежды. Сначала изобретательницы стали скреплять отдельные куски, составляя модели по своему вкусу. А несколько позднее начали применять стежки для отделки и украшения своих нарядов. С течением времени искусство украшения материалов с помощью иглы и нитей развивалось и совершенствовалось. На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным, так и машинным способом. [2]
Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов, используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной, а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать его приемы. А кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ используемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания.
Главными мотивами вышивки во все времена оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие, художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.
Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств.
1.3.Вышивальное искусство на Руси
Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, — вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов — бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание которых датируется IХ-ХII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем.[3] Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент. Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей.
Исследовательской и проектной деятельности «Вышивка – древнерусское искусство»
Тема работы: Вышивка – древнерусское искусство
Мадышева Лизавета Михайловна
6 «Б» класс МОУ «Лицей № 5» Г.о. Подольск
Балховитина Наталья Владимировна
МОУ «Лицей № 5» Г.о. Подольск
Матейко Мария Валерьевна
работник МУК ЦРТКЮП «ИСТОКИ»
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стр.
История русской вышивки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 стр.
Особенности орнамента и сила вышивки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 стр.
Вышивки в современной одежде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 стр.
Вышивка в моих костюмах для выступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 стр.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 стр.
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 стр.
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 стр.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вышиванием в основном занимались женщины. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого искусства. (Приложение 1). Традиция вышивального искусства постоянно развивались. Вышивка становилась занятием мужчин лишь в том случае, когда она превращалась в ремесло, промысел. Домашняя же вышивка была целиком уделом женщины. Крестьянская вышивка для собственных нужд наиболее устойчиво сохранила традиционные приемы в технике, орнаментации.
Мне захотелось узнать историю возникновения вышивки и её значение в жизни русского человека X – XIX веков.
Актуальность проекта: Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Мы должны его беречь и передавать следующим поколениям.
Цель проекта: Изучить историю вышивки и познакомить своих сверстников с этим древним искусством.
Узнать об истории вышивки из литературы и интернет ресурсов.
Узнать значение орнаментов русской народной вышивки.
Узнать значение вышивки в жизни человека.
Показать применение вышивки в современной жизни.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ВЫШИВКИ
Вышивка – один из самых древних видов орнаментации тканей у славян. Среди множества форм художественных народных промыслов вышивка является самым доступным и любимым. Издавна женщины всех народов большим увлечением и мастерством украшали одежду и быт различной вышивкой, создавая ценные образцы прикладного искусства, которые не только украшали, но и оберегали от злых духов.
Крестьянские девочки с 8 — 9 лет учились вышиванию. Если задать вопрос, откуда вышивальщицы брали свои узоры, получите следующие ответы: «брала у соседей», «снимала у других баб», «из века в век снимали». В тоже время каждая вышивальщица вкладывала в произведение что — то свое. Вышивкой украшали свои рубахи, полотенца, скатерти.
О расцвете вышивания XIV — XVII вв. свидетельствуют письменные источники и сами памятники шитья того времени. Подобно иконописи, развилась особая отрасль древнерусского искусства – «живопись иглой». Наибольшее количество образцов вышивки сохранилось от XVI – XVII веков. В этот период искусство вышивания достигло идеала.
Памятников народного средневекового шитья еще мало изучено. В связи с этим особую значимость приобретает открытие фрагментов вышитых тканей XV – XVI вв. из городов Кириллова и Белозерска. Это белые льняные ткани, вышитые белыми льняными нитками счетной гладью (Приложение 2).
Во второй половине XIX — начале XX стали появляться публикации образцов русской вышивки, главным образом из частных собраний в виде альбомов. Ценные сведения о вышивке как о ремесле собрали исследователи кустарных промыслов. Однако орнамент и понимание его до сегодняшнего дня остается тайной. Вышивали шерстяными или льняными нитями. К старинным русским швам относится: полукрест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские вышивки можно разделить на две основные группы: северную вышивку и вышивку среднерусской полосы.
Большую роль в изучении русской народной вышивки сыграли исследования В.В.Стасова, в особенности его книга – альбом «Русский народный орнамент». В.А.Городцов рассмотрел в сюжетном орнаменте изображение поклонение великой богине матери — женскому божеству земли и плодородия.
ОСОБЕНОСТИ ОРНАМЕНТА И СИЛА ВЫШИВКИ
В древнем искусстве вышивке применялись различные обереги – это важная часть орнамента была заговором от злых сил природы, напастей и болезней. Обережная вышивка на одежде – это символы древних славянских богов или покровителей рода. Самые сильные обереги считались те, которые ближе к телу. Женщины, стремясь защитить свою семью и родных от всяческих болезней и напастей, вооружались обычной иглой и грубой тканью и создавали целые обережные картины (Приложение 3).
Рубаха расшивалась по подолу, горловине и манжетам. Это было связано с тем, что наши предки считали одежду непроницаемой для злых духов и стремились защититься, вышивая узоры только по краям ткани.
Орнаменты идут из глубокой древности, в их состав не когда не входила не единая праздная линия – каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.
Вначале XIX века ещё был жив обряд чтения узоров. Тогда девушки наряжались по-праздничному и приносили свои вышивки. Парни же, выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали их пояснения по поводу смысла узоров.