История вышивки стебельчатого шва

История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие

Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.

С чего все началось?

Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.

Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.

Читайте также:  Схемы вышивок подушек геометрическим узором

Вышивка крестом

История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.

При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.

Вышивка как знак внимания

В ходе течения истории вышивка крестиком ближе к XVIII веку становится доступной практически всем, при этом она постепенно утрачивает основную смысловую нагрузку и сакральный смысл и приобретает больше декоративный характер. Рукодельницы-умелицы украшали не только одежду и предметы интерьера, но и таким образом могли выказать свою симпатию понравившемуся парню, вышив для него рубаху, пояс или кисет для табака.

После падения «железного занавеса» популярность вышивки в России ненадолго упала ввиду засилия новомодных вещей с запада, но в последние несколько лет тяга к этому кропотливому творчеству снова набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что история вышивки еще не закончилась.

Когда люди начали вышивать?

Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.

В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.

Мстерская вышивка

Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.

XIX век и начало XX – это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.

Еще один вид русской глади

В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида – владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже — зеленого.

Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.

Рукоделие с лентами

В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.

Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты – нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.

В заключение

О возникновении разных стилей вышивки в истории мира можно рассказывать еще долго, так как их действительно много: нежное ришелье, потрясающее скандинавские шитье «хандаргер», итальянская ассизи – техника, сочетающая крест и гольбейнский шов, потрясающее барджелло – флорентийская вышивка, которая до сих пор очень популярна. Каждый может найти что-то свое в любом виде взаимодействия цветной нити, иглы и ткани и создать свой шедевр.

История вышивки и ее развитие

Вышивка как один из видов декоративного искусства встречается на многих элементах одежды, в составляющих дизайна дома. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище.

История вышивки начинается еще в древнем мире, хотя вопрос о том, в какой именно стране она появилась впервые, до сих пор вызывает споры среди ученых-археологов. По мнению одних, впервые вышитые узоры появились в древней Азии, по мнению других – в Древней Греции.

В пользу того, что богато расшитая одежда и различные предметы обихода появились именно в Азии, свидетельствуют записи древних историков о войнах Александра Македонского с персами. Именно у них молодой завоеватель впервые увидел расшитые золотом шатры и приказал своим мастерам изготовить ему такие же. В древние века вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Чем богаче и ярче был узор, чем дороже материалы одежды и нити для вышивания, тем выше положение человека в обществе. В качестве узоров использовались в основном стилизованные растительные и животные орнаменты или религиозная символика, принятая у того или иного народа.

История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах, возникло множество швов и видов вышивки. Узор может быть вышит в одном стиле, а может в зависимости от умений и художественного вкуса мастера быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальности и шарма.

Наиболее популярна вышивка гладью. Она может быть тоже разной: вышивание рисунка одним цветом чаще всего идет как дополнение к вышивке в технике ришелье, обычно выполняется в белом цвете и называется белой гладью. Художественная гладь с переходами цветов – очень красива и достаточно трудна в исполнении. Счетная гладь – количество стежков считают, а длина стежка, как правило, равняется расстоянию между параллельными сторонами рисунка. Счетная гладь обычно применяется при вышивании стилизованных орнаментов, имеющие некрупные элементы в своем мотиве.

История вышивки гладью берет свое начало где-то в III веке до нашей эры. Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались шелковые нити, золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым швом, тамбурным швом и др. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась.

В прошлом столетии вошла в моду вышивка лентами или тесьмой. Она не очень сложна в исполнении, но требует определенных навыков и умений, аккуратности и терпения от мастерицы. Но думать, что это новый виток в развитии вышивальных техник, ошибочно. История вышивки лентами начинается в 14 веке во Франции. Лентами украшали шляпки и платья знатных дам, затем такие узоры настолько прочно вошли в моду, что на вышивку одного платья тратилось несколько сотен метров шелковых или атласных лент.

История вышивки не стоит на месте. Талантливые рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы, которые помогают добавить изделию неповторимости и элегантности, а модниц заставляют оглядываться вслед.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • авторские работы (0)
  • Вышивка (73)
  • Вышивка бисером (9)
  • Вышивка крестом (8)
  • Вышивка лентами (25)
  • Вышивка петлёй (12)
  • Ришелье (2)
  • Вышивка гладью (14)
  • Машинная вышивка (1)
  • Темари (2)
  • Аппликация (5)
  • канзаши (6)
  • вязание (131)
  • вязание комбинированное (14)
  • вязание для детей (10)
  • Вязание крючком (37)
  • Вязание спицами (57)
  • книги и журналы по вязанию (12)
  • копилка узоров (1)
  • Для души (7)
  • Интерьер (29)
  • Крой и шитье (41)
  • куклы,игрушки,околокукольные темы (71)
  • вязанные игрушки (41)
  • для кукол и игрушек (10)
  • Куклы (10)
  • текстильные игрушки (12)
  • Кулинария (245)
  • блины и оладьи (12)
  • все о специях (32)
  • вторые блюда (29)
  • выпечка (19)
  • десерты и напитки (35)
  • домашняя консервация (13)
  • закуски и бутерброды (23)
  • мясо,птица (31)
  • первые блюда (10)
  • рыба (19)
  • салаты (24)
  • Лоскутное шитье (52)
  • Инструменты и приспособления,ткани (4)
  • книги и журналы,пэчворк (15)
  • Примеры узоров (25)
  • Ручные швы Машинные швы (1)
  • любопытное и полезное для дам и барышень (60)
  • Ароматерапия (1)
  • Астрология,гороскоп, гадания (2)
  • деньги,денежки (12)
  • Диета (1)
  • для здоровья (3)
  • Косметика (2)
  • мальчишки и девчонки,а также их родители (11)
  • Мода (1)
  • полезные растения и травы (11)
  • Уход за волосами (5)
  • Уход за глазами (2)
  • Уход за кожей (1)
  • Уход за лицом (2)
  • позитивные мотиваторы (8)
  • Полезности (13)
  • компьютерная помощь (4)
  • помощь по ведению дневника (8)
  • Практическая помощь рукодельницам (9)
  • Притчи,афоризмы,поговорки (3)
  • Рабочий уголок рукодельницы (1)
  • РУКОДЕЛИЯ И РЕМЕСЛА (116)
  • батик (17)
  • бумаготворчество (13)
  • валяние (17)
  • декупаж (13)
  • изделия из кожи (24)
  • квиллинг (2)
  • Лепка (13)
  • плетение (9)
  • роспись,витраж (1)
  • свечеварение (4)
  • ткачество (3)
  • Украшения (21)
  • уроки фотошопа (4)
  • флористика (49)
  • Домашние растения (40)
  • Это интересно (83)
  • Выставки (1)
  • Достопримечательности (2)
  • История (1)
  • клуб путешествий (23)
  • красота рукотворная (5)
  • Мир кино и театра (2)
  • обо всем на свете (26)
  • Природа,стихии (6)
  • фотографии и фотографы (6)
  • художники (17)
  • юмор (3)

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Стебельчатый шов

Такое название шов получил потому, что чаще всего им вышивают стебельки цветов. Это самый популярный и легкий шов. Если вы только овладеваете азами вышивания или учите своих детей, начните с освоения именно этого шва.

При вышивке стебельчатым швом нитку берите не слишком большой длины, иначе в процессе работы она будет лохматиться и вышитый рисунок приобретет неопрятный вид.

Рисунок для вышивки стебельчатым швом копируйте на лицевую сторону материала. По способу выполнения различают два вида стебельчатого шва.

Обыкновенный стебельчатый шов

Он шьется слева направо следующим образом. Закрепив нитку двумя последовательными стежками, вколите иглу в 2—2,5 мм справа по контуру, вытащите ее с лицевой стороны в точке, в которой нитка перед этим вошла в ткань, и вытяните нитку. Через 2—2,5 мм снова вколите иглу, вытащите вместе с ниткой в точке входа нитки и продолжайте дальше таким же образом. При выходе иглы на лицевую сторону ткани нитка только выводится, но не затягивается.

Таким образом, при каждом стежке иглой вы захватываете ткань с лицевой стороны, т. е. игла входит в материал, выходит из него, а нитка вытягивается. Нитка, остающаяся с лицевой стороны, вдвое больше нитки с изнанки. В обыкновенном стебельчатом шве не старайтесь сделать по нескольку стежков одновременно, как при вышивке прокладочным швом или швом «вперед иголку». Здесь каждый стежок шьется отдельно. Стежки заходят один за другой; при этом следите, чтобы при протаскивании иглы нитка всегда находилась сверху.

Стебельчатый шов красив только в том случае, если его стежки одинаковы по величине. Эта величина зависит от толщины ниток, которыми вышивают. Чем толще нитка, тем больший делают стежок, однако он не должен превышать 5 мм, иначе шов будет выглядеть некрасиво. Величина стежков зависит и от того, какие линии вышивают — прямые или извилистые. В прямой линии стежок может быть размером и 5 мм, но в кривой — обязательно меньше, и при этом тем меньше, чем круче изгиб. Крупные стежки при вышивке извилистой линии делают ее контур неточным.

После окончания вышивки фигуры или же если нитка закончилась, вколите иглу там, где бы вы ее вкололи, если бы работа продолжалась, в этом же месте вытащите с изнаночной стороны, пропустите под 3—4 стежками, вытяните и отрежьте нитку. Новую нитку начните, протащив ее через 3—4 изнаночных стежка, вытащите с лицевой стороны там, откуда бы вы ее вытащили, если бы продолжали вышивать прежней ниткой, после чего повторите процесс.

С изнанки стебельчатый шов похож на ручную строчку. О том, насколько правильно у вас получаются его стежки, можно лучше всего судить по изнаночной стороне.

Второй вид стебельчатого шва

Он выполняется почти так же, как и первый вид, с той лишь разницей, что при последовательных стежках, вытягивая нитку, ее оставляют то поверх иглы, а то — под нею. В этом случае шов выглядит как показано на рис.

Этот вид стебельчатого шва чаще всего используется при оформлении подшивки, вместо мережки. Его, как правило, шьют толстыми нитками — ирисом или мулине в 4—6 слоев.

Оцените статью