Итоги работ по вышивке

Творческие проекты и работы учащихся

Творческая проектная работа по технологии «Вышивка крестом» содержит краткие определения таких распространенных видов рукоделия, как вязание, шитье и вышивание, представляет краткое изложение истории вышивки и рассматривает особенности техники вышивания «крестом».

Подробнее о проекте:

В ходе работы над ученическим творческим проектом по технологии автор разработал технологию выполнения работы по изготовлению картины в технике вышивки «крестом», провел подсчет затрат на выполнение творческого проекта по вышиванию, установил положительную роль вышивки в сохранении экологии.

Оглавление

Введение
1. История вышивания
2. Выбор материалов для вышивания.
3. Выбор инструментов и приспособлений для вышивания.
4. Правила техники безопасности.
5. Технология выполнения картины вышивкой крестом.
6. Экономическое обоснование картины вышивкой.
7. Связь вышивки с экологией.
Самооценка
Рекламный проект
Использованная литература

Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение окружающего мира каждого народа. В Западной Европе счетная вышивка стала популярна в XVI веке.

Основными темами для вышивки в те времена были библейские сюжеты и тексты, сочетающие различные техники выполнения. К концу XVIII века на образцах вышивки стал преобладать классический стежок крестом, а по тематике вышивки стали более разнообразны.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конную сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке.

Читайте также:  Метрики для новорожденных мишки схема для вышивки

С XVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и народными обрядами. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение.

Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.

В разных областях Руси были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

Выбор материалов для вышивки

Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы. Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.

Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений.

Выбор модели

Вышивание крестом положительно действует на нервную систему, а, следовательно, на все здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышитой картины, как у меня, ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении.

Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивке крестом. Перед началом работы я выбираю на свое усмотрение эскиз. Я подумала и решила вышить картину «Мамонтёнок», она будет украшением моего домашнего интерьера.

Больше всего для вышивки крестом подходят льнообразные полотна с полотняным переплетением или канва. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.

Выбор инструментов и приспособлений для вышивки

Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой, и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.

Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами). В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.

Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.

Правила техники безопасности при вышивании

Необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:

  • Осторожно пользоваться инструментами;
  • Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;
  • Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;
  • Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
  • Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
  • Не брать в рот нитку, ткань, иголки;
  • Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
  • Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;
  • Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться
  • Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

Правильная посадка во время вышивания заключается в следующем:

  • Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
  • Голову слегка наклонить вперёд;
  • Нельзя опираться грудью о стол;
  • Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
  • При работе не следует ставить локти на стол;
  • Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Технология выполнения вышивки крестом

Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.

Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.

Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.

Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом

  1. Выбор схемы картины
  2. Подбор канвы и инструментов
  3. Подбор цветного мулине
  4. Вышивка крестом по схеме
  5. Влажно-тепловая обработка изделия
  6. Оформление в раму.

Экономическое обоснование

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.

На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

  • Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
  • Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
  • Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей

ИТОГО — 100 рублей

Связь вышивки с экологией

Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.

Самооценка

Оцениваю свою работу по следующим пунктам:

  1. Все ли я сделала?
  2. Получился ли у меня проект?
  3. Довольна ли я своим изделием?
  4. Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.

Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.

Творческий проект по теме «Вышивка крестом»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №4»

Творческий проект по технологии

Подготовила: ученица 8 «Б» класса

Педагог: Травникова Ольга Петровна

1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей……….3

3. Теоретические сведения…………………………………………………. 4

7. Инструменты и оборудование ………………………………………..10

11. Последовательность выполнения работы……………………16-

12. Экологическое и экономическое обоснование……………..20

1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей

… Едва ли есть высшее из наслаждений,

Как наслаждение творить.
Гоголь Н.В.

Вышиванием крестом я начала заниматься в 6-ом классе. У моей бабушки скоро День рождения, а т.к. покупать дорогой подарок нет смысла и средств, я решила сделать его своими руками, тем более вышивка – хорошее украшение для интерьера комнаты. Вышивка – может сделать комнату более уютной. И для её изготовления пусть и понадобится много времени, но мало средств.

2. Схема обдумывания

3. Теоретические сведения

Вышивка крестом — вид рукоделия . Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест

Вышивка крестом — один из видов рукоделия , искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки , служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью , шёлком , золотом, серебром, с использованием бус , бисера , стекляруса , иногда настоящего жемчуга , самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии , отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

4. Историческая справка

Вышивка крестом это особое народное искусство, которое появилось настолько давно, что определить это время никто не берется. Единственное что можно сказать об истории появления вышивки крестом это то, что шить стали еще в самые древние времена, когда необходимо было сшивать одежду из шкур диких зверей и сшивание шкур производили «крест на крест». Со временем люди развивались, начали носить одежду из хлопка, льна, шерсти украшая ее вышивкой. Вскоре вышивка стала очень популярным искусством, вышивали одежду, обувь, постельное белье, полотенца, картины. Сейчас спустя много лет, рассматривая вышитые изделия, мы можем увидеть в них историю народа, которому принадлежала данная вышивка. Самая древняя вышивка принадлежит вышивальщицам Древнего Китая. Она датируется VI-V веком до н.э.. Первая вышивка на Руси появилась в IX-XII веках. Археологами были найдены вышитые изделия этой эпохи. На них они отображали все то, что их окружало. У славян вышивка крестом служила не только украшением, но и оберегом от бед, сглазов и любого зла. Есть поверье, что вышивка, сделанная в один день от рассвета до заката, оберегает от злых сил, болезней на и прочих бед.

Изначально вышивкой крестом занимались избранные люди из высшего общества это монахи и знать. Для этого занятия использовались дорогие материалы — бархат шелк золотые и серебряные нити, драгоценные камни , жемчуг . Такой вышивкой украшали одежду служителей православных храмов и церквей, царей и их семей, бояр. Дочь царя Бориса Годунова – Ксения была одной из лучших мастериц того времени, ее работы сохранились до наших дней, они были выполнены в 1601 году. С XVIII века вышивкой начинают заниматься и простые крестьянские девушки. Несмотря на то, что эти изделия были выполнены не из дорогих материалов, однако это настоящие шедевры искусства.

В древней Руси любая девушка, должна была, уметь вышивать. К 15 годам каждая девушка должна была, собственноручно приготовить себе приданное: скатерть, рубаху, сарафан, подушки и так далее. Вышитые узоры были не просто красивым дополнением одежды, а играли роль оберега. Каждый символ имел свое значение, особенно это прослеживалось в вышивке крестом. Рубаха с вышитыми крестом символами защищала своего носителя от сглаза, порчи, болезни и других неприятностей.

Самой сильной защитной силой обладало полотенце «обыденное» или сделанное несколькими искусными мастерицами за один день.

Самыми популярными на Руси были следующие орнаменты:

Геометрические – различные геометрические фигуры;

Меандровые – всевозможные кривые и ломаные линии;

Растительные – изображение цветов и растений;

Животные — сочетание фигурок зверей и насекомых;

Птичий — изображения птиц;

Человекообразные — изображение в различных позах фигурок человека;

Шрифтовые – вышитые надписи.

По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, только теперь мы используем вышивку, только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем и все реже для украшения одежды.

1) «Розы»

2) «Орхидеи»

3) «Огненный цветок»

4) «На пляже»

Больше всего мне понравилась вышивка «На пляже» т.к. у бабушки День рождения летом. И вышивку я решила выполнить в летнем варианте.

6. Полезные советы

По подготовке рабочего места

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться и не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть наклонён вперед. Расстояния между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т.д. Стул придвигается к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и канва оставались чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц нитей.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находится внизу, правая сверху пялец.

По уходу за готовыми изделиями

Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки

Стирать изделие можно в чуть теплой воде с добавлением уксуса при полоскании, резких, трущих движений лучше избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в сухое махровое полотенце

Утюжат картину на мягкой подстилке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину от середины к краям, чтобы не получалось заломов и сдвижек на ткани основы. После утюжки работа должна подсохнуть в развёрнутом положении

После того, как работа окончательно готова, её необходимо вставить в раму. Для этого необходимо запастись фанерой или плотным картоном по размеру вышитой картины, плотной нитью толстой иглой стянуть края с изнанки сначала по горизонтали, потом по вертикали, стараясь натянуть рисунок как можно плотнее на картон или фанеру, и затем вставьте свою работу в рамку.

7. Инструменты и приспособления

2) Игла

1)Канва

2) Нитки мулине

9. Техника безопасности

1) Вымыть руки. Что может быть проще, но не стоит этим правилом пренебрегать. Так вы не испачкаете изделие и материалы.

2) Не трогать изделие влажными руками. Капли жидкости могут нарушить структуру ткани, или же дать нежелательное окрашивание светлых нитей более яркими цветами.

3) Не откусывать нитку зубами. Да, не забывайте пользоваться ножницами, так вы не наделаете затяжек в работе.

4) Делать перерывы. Так вот, если не делать перерывы в работе – никакой пользы не получите, а можете, в лучшем случае получить головную боль, усталость, раздражительность.

5) Не вкалывать иголку в одежду. Лучше ее вкалывать в игольницу.

6) Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки. Даже если вы ее забыли вколоть в игольницу, а оставили на рабочем месте – вы ее сможете без особого труда найти. Если вы еще сами не знаете, то поверьте на слово – не самое приятное занятие напороться на иглу.

7) Передавать ножницы кольцами вперед. И ножницы при этом должны быть сомкнуты.

8) Следить за движением и положением ножниц. При неаккуратном обращении с ножницами можно или самой травмироваться или отрезать нечаянно нужную часть изделия.

Шов «назад иголку» или backstitch (бэкститч, бэк) очень часто используется в вышивке крестом и поистине творит с вышивкой настоящие чудеса!
Бэкститч выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Лучше вышивать его на постиранной и отутюженной канве, потому что в процессе стирки тонкие ниточки бэкститча могут растянуться, и в итоге будут провисать. Чтобы избежать этого, не делайте слишком длинных стежков, 2-3 клеточки канвы вполне достаточно для одного стежка. Количество нитей, используемых для бэка, обычно указывается в ключе к схеме. Чаще всего бэкстич вышивается в 1 или 2 нити. Способы закрепления нити такие же, как для обычных крестиков. Бэкститч можно шить слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз и по диагонали. Бэк можно вышивать несколькими способами.

№ 1 для идеальной изнанки:

Можно сначала шить вперед нечетные стежки, потом возвращаться назад, выполняя четные. Если для работы важна идеальная изнанка, то лучше бэкститч вышивать именно этим способом.
Но при таком способе отшива существует вероятность того, что вам не понравится, как легла строчка. Если вам хочется, чтобы всё было идеально, придётся распускать и шить заново.

Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а именно швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете тут же распустить пару стежков и отшить их заново.
(Однако при отшиве бэка вторым способом, не ждите от изнанки ничего хорошего). Это не так страшно, если изнанка в итоге закроется (при вышивке картин, например), но тем не менее разница ощутима:

11. Последовательность выполнения работы

12. Экологическое и экономическое обоснование

Начнем с экологического обоснования. Изделие не приносит никакого вреда экологии, так как это:

Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.

Рациональное использование природных ресурсов.

При работе нет вредного для организма человека запаха.

Экономия денежных средств в отличие от предметов, украшений, приобретенных в ювелирных салонах.

Оцените статью