Меню

Изделия кожи керамики галисийские кружева изделия цветного

Кружевные истории. Виды ленточного кружева

Названо по имени города, в котором его производили.
В зависимости от орнамента оно еще называлось русским, венецианским или брюссельским кружевом. Часто можно услышать, как его называют ренессансным кружевом.
Такое кружево шилось из узких ленточек (собственно, это и есть баттенбергское кружево. Иногда оно ажурное, иногда выглядит просто, как обычная тесёмка из хлопка).
Посмотрите, как оно делалось: вначале контуры узора наносились на ткань или бумагу, на этом узоре прокладывали ленту и пришивали к этой основе.
Образовавшееся в результате пространство между контурами заполняли бридами.
Иногда эти кружева разбирали и собирали в другом изделии и в другом рисунке.

Брюссельское ленточное кружево

Особой разновидностью брюссельского является «дюшесс» ( иногда называемое также «принцесса») Кружево, не имеющее фона (как почти все ленточные кружева), в котором орнаменты соединялись непосредственно друг с другом

Кружева в виде переплетенной тесьмы прославили город Брюгге (Бельгия) и названы его именем с середины XVIII века. Основу брюггского кружева составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок.
Поначалу кружева служили в основном для украшения скатертей, подушек и штор, подзоров . Однако очень быстро брюггское кружево проникает в верхнюю одежду и становится символом роскоши и достатка.
Три составляющие рисунков брюггских кружев — тесьма, мотивы и фоновая сетка. Дополняя друг друга в разных сочетаниях, они образуют сложные и причудливые узоры.

Honiton

В XVII и XVIII вв. в Англии пользовались главным образом привозными кружевами — итальянскими и особенно фламандскими. Английские кружевницы в целом не могли соперничать с мастерством прославленных фламандских мастериц. Основным центром местного производства стал Хонитон в графстве Девоншир. Плетение кружев было занесено фламандскими беженцами, переселившимися туда в 1568-1577 гг. В Хонитоне и его окрестностях в XVII и XVIII вв. делалось кружево по образцу брюссельского, но менее тонкое по рисунку и из более грубых ниток, а также плетеное на коклюшках кружево, называвшееся по месту своего производства хонитон, очень похожее на вырабатывавшийся в г. Брюгге во Фландрии гипюр дюшесс. Ажурное, с изящным орнаментом кружево хонитон продолжало изготавливаться и в XIX в.

Русские «блонды» – белёвские кружева

О каком только кружеве не писали на Ярмарке Мастеров: ирландское, румынское, венецианское, брюссельское… Разные страны, города, техники. Конечно же, не были забыты наши «марки»: вологодское, балахнинское. Однако, соотношение объема этой информации вызвало большое сожаление: сколько написано, например, про ирландские кружева и до обидного мало про наши исконные кружевные промыслы. Сегодня, в своей первой публикации на Ярмарке Мастеров, я решила восполнить этот досадный пробел и предложить вашему вниманию экскурс по кружевным местам Тульской губернии. Материал пришлось собирать буквально по крупицам из самых разных источников: интернета, рефератов, книг, просить фото у мастеров, поэтому не судите строго.

Читайте также:  Батик материалы для выполнения

Тульские кружева не так известны, как вологодские, елецкие или балахнинские. Возможно, они не столь «богатые», замысловатые, но не менее тонкие и изящные в своей простоте и строгости рисунка.

Изготовлением кружев в Тульском крае первыми начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря еще в XVII веке. Они плели мерное многопарное кружево из золотой и серебряной канители. Это тонкое кружево шло исключительно на отделку платьев знати, праздничных одежд священнослужителей, украшения культовых принадлежностей.

Белёв, 1912г. Вид на Крестовоздвиженский женский монастырь

Но к середине XIX века, искусство монастырских кружевниц вышло в народ — в помещичьи усадьбы, мещанские и крестьянские дома, постепенно приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.

Этому способствовала, конечно же, мода на воздушные французские кружева и… постройка железной дороги, проходящей через г. Мценск Орловской губернии. Дело в том, что в Мценске находилась прекрасно поставленная мануфактура помещицы Протасовой, где производилось тонкое кружево на манер модного европейского — бельгийского «малин», французского «валансьен», «блонд». Во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и в других местах губернии возникли подобные мастерские, в которых обучали кружевному искусству крепостных девочек (учиться плетению начинали с 8 лет).

Так, из соединения местной монастырской традиции и «школы» соседнего уезда, сформировались тульские «бренды» — белевское кружево, а за ним и одоевское. От мценских и орловских мастериц белевское кружево переняло материал исполнения (помимо тонкого хлопка и льна использовался шелк – белый, золотистый, черный) и частично ассортимент (украшения для платьев, косынки, наколки, шарфы).

Кружево «валансьен». Фрагмент

Фрагмент покрывала. Белёв, 1870-1880-е.

Интересно, что кружева, сплетенные в белевских монастырях и в «миру», отличались по стилю исполнения. Характерный признак монастырских кружев — отсутствие даже стилизованной флоры и фауны (дабы не было у монахинь искушения…). Замкнутый орнамент состоял из геометрических мотивов: разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек».

Косынка. 1880-е. Белёв Тульской губ.

Горожанки Белева не были ограничены монастырскими предписаниями, именно от мирского кружева нам достались узоры и образцы, которые сейчас хранятся в музеях и возрождаются современными мастерицами.

Сначала это было мерное отделочное кружево из хлопковых или тонких льняных нитей – так называемые «верховые» оплеты к платкам, простыням, полотенцам, скатертям. В конце XIX распространилась сцепная техника плетения (мотивы соединяются при помощи вязального крючка).

Как и в «блондах», сетка фона играла незначительную роль в сложной композиции белевского кружева. В нем нет строгого, четкого ритма, раппортности. Мягкий, плавный рисунок образует «дорожка холстинкой» (тесьма-полотнянка), которая напоминает жидкую ткань, — это особенность белевского кружева. Рисунок занимает всю площадь изделия, почти не оставляя места для сетки фона. Середину фигур заполняют насновки густого плетения — «репья», «вахли», «груздики». Отделку края составляют «ковелюжки»/ «ковелюжечки», «аграмантики глазками».

Читайте также:  Выкройка детских штанишек без бокового шва

В сцепной технике мастерицы стали делать небольшие целые вещи: воротники, кокетки для платьев, косынки, мантильи, шарфы, накидки и подзоры для божниц. Позже стали выплетать частями и более масштабные изделия: шали, скатерти, покрывала.

Накидка. Белёв, 1870-1880-е.

Особенно интересны большие покрывала. Они выплетались, очевидно, только в Белеве (в описаниях кружевного производства в других населенных пунктах Тульской губернии покрывала не упоминаются), имели размеры 2 аршина 10 вершков в ширину и 3 с четвертью аршина в длину (185×230 см) и состояли из нескольких отдельно выплетенных широких полос, соединенных так искусно, что практически невозможно найти места стыка.

Покрывало. Белёв, 1870-1880-е.

Повторяющиеся мотивы сливаются в густой ковровый орнамент. Иногда композиции имеют круглую или квадратную центральную розетку и вазоны по углам. Кайму иногда составляют редкие в кружеве восточные мотивы — «боб», или «огурец» (встречается еще название «окорок»).

Такое покрывало стоило (в к. XIX века) порядка 80 рублей, дневной же заработок кружевницы в среднем составлял 20–30 копеек. А рабочий день начинался часов в 5 утра и заканчивался к двенадцати, а то и к часу ночи. И так с октября по апрель!

Мастерицы говорят: «Зимой плетение идет скорей; чего днем не доделаешь — вечером дело сделаешь! Летом — что и говорить! Утро заспишь—не раньше часов 6 за дело возьмешься, а станет темнеть – сложишь подушку, да около ягод походишь, вот мало и наработаешь… На обед, что летом, что зимой время не много идет: с роздыхом более часа не возьмет».

Почему же при таких ценах на продукцию и таком нечеловеческом графике доход мастерицы можно было назвать нищенским?

Дело в том, что после реформ 60-х гг. XIX века (в т.ч. отмены крепостного права), давших приток в промысел свободных крестьянских рук, среди белевских кружевниц произошло своеобразное разделение труда. Появились скупщицы, которые организовывали обучение, поставку сырья, сколков мастерицам, делали заказы на тот или иной ассортимент, налаживали сбыт продукции в Москве, Петербурге, в странах Европы и Востока, получая при этом немалую выгоду. (Думаю, это было продолжением «мануфактурного» ведения кружевного промысла в помещичьих усадебных мастерских).

Большинство кружевниц находились в исключительной зависимости от них, выплетая заказы и не имея возможности развивать собственный творческий потенциал. Исключение составляли лишь особо одаренные, которые стали заниматься преимущественно созданием сколков, по которым другие мастерицы плели кружево. Известно, что в Белеве в 1870–1880-е гг. были две известные сколочницы — Бакаева и Сошина, которые составляли узоры для большинства кружевных изделий. Но, скорей всего, и их доход не был высоким: например, сколоки для покрывал могли стоить до 7–8 рублей, но использовались эти схемы по многу раз с вариациями и без, иногда несколькими плетеями «вскладчину», предавались по наследству.

Читайте также:  Модели брючных костюмов с выкройками

Можно сказать, что продукция этого «производственного сообщества» была весьма и весьма популярна. Согласно статистическим данным 1880 года, в уезде и самом Белеве насчитывалось 2000 кружевниц (для сравнения: общая численность населения Белева на тот момент составляла около 8,8 тысяч человек). За год вырабатывалось более 200 тысяч штук различных кружевных изделий, которые отправлялись не только в Москву, но и за границу. Лучшее плетение доставлялось ко Двору.

Всемирная промышленная выставка 1873 г. в Вене «ввела» в Европе моду на русские «валансьены». В последней четверти ХIХ века изделия наших кружевниц были представлены на Международной Лондонской выставке, а в Париже белёвские кружева часто принимались за свои, французские.

В начале ХХ века белёвское кружевоплетение приходит в упадок (как, собственно, и многие другие прекрасные региональные промыслы). Ухудшилось качество кружева, оно стало выплетаться из толстых хлопчатобумажных нитей. В 1920–1930 гг. в Белеве создаются артели из мастериц, но стране был нужен хлеб, а не кружева, европейский же рынок оказался за семью печатями.

Лишь в 70-е годы была сделана первая попытка возродить древний промысел в Белёве: благодаря старейшим и опытным мастерицам Е.В. Мироновой и Т.И. Маношиной, которые до самой смерти зарабатывали на хлеб своим ремеслом, были организованы курсы, а затем и небольшая мастерская. Она просуществовала всего несколько месяцев, но и этого времени хватило, чтобы не дать угаснуть искусству. В мастерской обучались мать и дочь Мудровы, которые долгое время оставались единственными в городе мастерицами. Сейчас в тульском областном колледже культуры и искусства преподает кружевоплетение народный мастер Ольга Александровна Скворцова. Ниже представлены несколько работ, выполненных ею собственноручно или ученицами по ее сколкам.

Керамические кружева от Isabelle Abramson

Любуясь этими великолепными произведениями — вазами, пиалами, тарелками, лампами и украшениями, сделанными будто из изысканного нежного кружева, — сложно поверить, что их автором является 31-летняя художница-самоучка.

Экспериментировать с глиной американка начала, когда работала медсестрой. Однако Изабелль и сейчас не оставила эту благородную профессию, и посвящает свой неполный рабочий день уходу за престарелыми людьми и заботе об инвалидах в Вермонте.

Кажущиеся хрупкими, её творения, тем не менее, легко могут применяться в быту. В кружевных мисках хранятся фрукты, в изящных вазах распускаются букеты цветов, узорчатые лампы окутывают комнату кружевом теплого света.

Почти все её работы выполнены в белом цвете. Этот цвет ещё больше усиливает ассоциацию с кружевными салфетками, даёт филигранной резьбе проявиться во всей красе и позволяет предметам вписываться практически в любой интерьер.

Украшения от Изабелль придутся по душе романтическим девушкам.

Работы Изабелль Абрамсон нельзя назвать дешевым удовольствием — так, стоимость подвесок находится в районе $170, а цены на некоторые экземпляры посуды могут достигать и нескольких тысяч долларов.

Adblock
detector