Мстёрская вышивка
Один из широко известных художественных промыслов Владимирской земли – мстёрская вышивка. Искусство вышивальщиц Мстёры известно с XVII в. Оно было бережно сохранено и развито как направление современного декоративно-прикладного искусства.
Мстёрская вышивка славится тем, что изделия с ней, не имея лица и изнанки, красиво смотрятся с обеих сторон. Изящные мелкие узоры растительного орнамента, ажурные изображения человеческих фигур и архитектурных форм искусно создаются мстёрскими мастерицами.
Белая гладь – одна из самых нарядных вышивок белыми нитками по белому полю хлопчатобумажных тканей. Цветная гладь – так называемый «владимирский шов», который выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета. Вышивка гладью, по преданию, зародилась во мстёрском женском монастыре Святителя Иоанна Милостивого в XVII в. Считается, что этой сложнейшей техникой в совершенстве владеют только вышивальщицы Мстёры, продолжая художественные традиции прошлого.
Начало современному промыслу положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки» (позже – Строчевышивальная фабрика имени Н.К. Крупской). Здесь изготавливали украшенные мстёрской вышивкой скатерти и столовые салфетки, покрывала, портьеры, женское бельё и лёгкое платье, мужские рубашки. Во второй половине XX в. мастерицы развивают орнаментальное направление вышивки, используя мотивы живой природы (причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветвях яблонь и пр.), обращаются к сказочным сюжетам. В 2003 г. фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка». Самобытная продукция, выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются в таких музеях, как «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» во Владимире, Мстёрский художественный музей и других.
Художественные изделия – нарядная одежда, бельё, предметы интерьера, украшенные мстёрской вышивкой, известны не только на Владимирской земле, но демонстрируются на многих российских и международных выставках, покоряя ценителей прекрасного.
Адрес: Владимирская область, Вязниковский р-н, пос. Мстёра, пл. Ленина, д.11
Телефон: +7 (49233) 2-04-66
Автор: В. Королькова
Русские промыслы: мстерская вышивка
Мы лично съездили в Мстеру и узнали все нюансы
В прошлом месяце мы запустили проект «Русские промыслы». Цель этой серии материалов — показать и рассказать, какие чудесные вещи производят на территории нашей страны. Чтобы сделать это классно, мы лично съездили в несколько городов и расспросили жителей и работников мануфактур обо всем. Ранее уже вышли статьи про балахнинское кружево и павловопосадские платки — теперь на очереди мстерская вышивка.
Что нужно знать о современной Мстере
Мстера — это поселок городского типа с населением около четырех тысяч человек. Он находится между Владимиром и Нижним Новгородом. Несмотря на свои скромные размеры, это место играет важную роль в мире народных промыслов: тут когда-то был центр производства икон, была популярна резьба по дереву, здесь работает завод «Мстерский ювелир», до сих пор делают лаковые шкатулки с миниатюрами и занимаются той самой мстерской вышивкой.
Завод «Мстерский ювелир». Фото: Даша Масленникова
Мы с фотографом, а по совместительству моим мужем начинаем исследование поселка с местного отделения Высшей школы народных искусств. Первое, что бросается в глаза в Мстере: большинство жителей передвигаются на велосипедах, в том числе и те, кто в очень преклонном возрасте. Практически у каждого крупного учреждения есть велопарковка. И несмотря на то, что на календаре был октябрь, все эти парковки прилично забиты, отчего создается ощущение, что попал в европейскую деревушку.
Музей ВШНИ. Фото: Талиб Шиллаев
Где обучают вышивке сейчас
Заходим в филиал ВШНИ, он же Мстерский институт лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова. Внутри достаточно свежий ремонт и студенты, среди которых есть пара модников в ботинках на платформе и с двойным окрашиванием волос. Встречаемся с директором, заведующей учебной частью, профессиональным преподавателем и художником по вышивке Юдиной Ириной Игоревной. Она рассказывает, что, оказывается, свежий ремонт 2014 года — последствие объединения с ВШНИ. До этого момента учебное заведение, основанное еще в 1932 году, было в упадке. Дело в том что ранее выпускники шли работать на фабрику имени Н. К. Крупской, которая находилась в поселке. В 2003 году ее распустили, и, как следствие, интерес к подобному образованию стал падать. Присоединение к ВШНИ дало образовательному учреждению новую жизнь: теперь сюда приезжают преподаватели из других филиалов и стало проще обмениваться опытом, что многим ребятам любопытно.
Студентка ВШНИ за работой. Фото: Талиб Шиллаев
Работа студентки ВШНИ. Фото: Даша Масленникова
Откуда и когда появилась мстерская вышивка
Впервые Мстера упоминается в писцовых книгах в 1628 году. На берегу одноименной реки находилось несколько монастырей — в мужском занимались иконописью. Кстати, именно из иконописи потом разовьется лаковая миниатюра. Женщинам же писать иконы было нельзя, поэтому в XVIII в женском монастыре Иоанна Милостивого стали заниматься вышивкой — с ее помощью украшали предметы церковных ритуалов. Позже вышивка распространилась и на «домашние» вещи, а заниматься этим ремеслом умели практически все женщины поселка. В 1923 году была открыта артель художественной вышивки, которая позже стала Строчевышивальной фабрикой имени Н. К. Крупской.
Работа студентки ВШНИ. Фото: Даша Масленникова
Какие виды мстерской вышивки существуют
Есть несколько видов вышивки — белая гладь, русская гладь и «владимирский верхошов». Но в творческих работах техники зачастую смешиваются, так что определить вид достаточно сложно. Очевидно выделяется белая гладь — это вышивка белой нитью по тонкому белому полотну плотными стежками с лицевой и изнаночной стороны.
Русская гладь и владимирский верхошов отличаются по стежкам. Первая делается методикой «вперед иголку». В итоге получается много маленьких стежков, которые образуют плотный рисунок. Владимирский верхошов — это крупные стежки в несколько слоев. Классическое для мстерской вышивки сочетание — красные нитки поверх бежевого льна. Но в творческих работах возможны любые палитры.
Работа Н. В. Пчеляковой. Фото: Даша Масленникова
Работа ВШНИ. Фото: Даша Масленникова
Работа Н. В. Пчеляковой. Фото: Даша Масленникова
В институте мы пробыли практически до полудня. С 12:00 до 13:00 в поселке святое время обеда: практически все организации, кроме сетевых магазинов, ставят работу на паузу. И пока мы ломали голову, чем же занять этот час, мне позвонила героиня, к которой мы собирались ближе к вечеру. Поднимаю трубку: «Алло! Даша? Это Пчелякова. Приходите скорее, пирожки готовы». Недолго думая, меняем наш график и срочно выезжаем в гости.
Нина Владимировна Пчелякова родилась 13 июля 1949 года в селе Борисоглеб Муромского района Владимирской области. В 1968 году она приехала во Мстеру, чтобы поступить в Мстерскую художественную профтехшколу им. Ф. А. Модорова (ныне вышеупомянутый филиал ВШНИ). Ей очень хотелось заниматься живописью, но на соответствующее отделение был очень высокий конкурс — и ей предложили пойти на вышивку. В итоге в 1970 году она уже работала на фабрике им. Н. К. Крупской, где трудилась 27 лет. Но сама вышивала мало, а скорее руководила. «По молодости мне не хватало усидчивости», — говорит Нина Владимировна, наливая нам компот из калины.
Все поменялось, когда Нина Владимировна второй раз вышла замуж. Ее муж, Борис Александрович Пчеляков, был художником. И в какой-то момент ей захотелось, чтобы у нее тоже было свое творческое увлечение, — так в 2012 году она начала вплотную заниматься вышивкой. И несмотря на то, что срок относительно небольшой для творческого пути, Нина Владимировна уже входит в Союз художников.
Эскиз с фабрики им. Н. К. Крупской. Фото: Даша Масленникова
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в ее дом (помимо пирожков), — станок для вышивания. Этот агрегат выполняет функцию пялец — такими же пользуются и в институте. Сначала делается эскиз, затем он переносится на ткань, а после мастерица приступает к самой вышивке.
Изысканность Мстерской вышивки
Традиция русского костюма, насчитывает многие века, красота, разнообразие и богатство вышивок, кружева, буйство красок- каждый цветок и линия на русском костюме имели глубокое родовое, религиозное и мистическое значение.
По одежде можно было сказать — из какой губернии родом человек, женат ли он и какой у него социальный статус.
Многие элементы русской национальной одежды используются жителями разных стран мира.
В XXI веке многие современные выдающиеся дизайнеры одежды используют элементы русского национального стиля в своих коллекциях. Например, Джорджио Армани, Ральф Лорен, Chanel, Kenzo, Etro, Вячеслав Зайцев.
На протяжении своего существования русская культура не раз взаимодействовала с культурами соседних народов. Но, это ни сколько не умаляет величия, значимости и богатства духовных ценностей Руси, особенно в одежде. Наоборот, во все времена именно русские люди могли использовать иностранные элементы так, что они становились с течением времени истинно русскими. Поэтом, такие названия, как «шинель», «мундир», «китель», сразу ассоциируются с русскими культурными ценностями и несут в себе всю чистоту русских традиций.
Одежда в русском стиле изготавливается преимущественно из натуральных тканей и материалов: хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, льняных, конопляных тканей, разного вида кожи и натурального меха. Ткани цветов русского стиля: белый, синий, красный, но и другие цвета, а также разноцветные и узорчатые ткани с умеренным использованием вышивки, кружев, бисера, жемчуга, каменьев и иных традиционных отделочных материалов.
Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России.
Истоки орнамента русской вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранялись следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом довольство и благоденствие…
Русская народная вышивка отличается большим разнообразием как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения разнообразием. Древняя русская вышивка представляет собой своеобразную систему мистических знаков. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. Ромбические фигуры, часто встречающиеся на полотенцах и одеждах, — это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики — очистительные и охранительные знаки.
«Мстерская вышивка» — одно из старейших в России предприятий народных промыслов с богатейшими традициями художественной вышивки. История промысла насчитывает несколько столетий.
Положили начало традиции в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу — хоругви, плащаницы, воздухи. В 18 веке была распространена вышивка по бархату и атласу золотом и серебром.
Одна из самых красивых и нарядных вышивок — белая гладь. Это вышивка с изящными мелкими узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях, которая исполнена белыми нитками по белому полю. Она славится высоким качеством, не имеет лица и изнанки, одинаково красиво смотрится с обеих сторон. Мстерские мастерицы искусно создают самые сложные орнаменты, воспроизводят архитектурные формы и изображения человеческих фигур. Считается, что этой сложнейшей техникой (включающей до 200 различных разделок) владеют в совершенстве только вышивальщицы Мстеры.
Вышивка цветными нитками по тканям, цветная гладь, или так называемый «владимирский шов». Шов выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета.
Современные мастера промысла успешно продолжают художественные традиции мстерской вышивки, передают свой опыт молодым.
Сегодня эту изысканную вышивку, выполненную мстерскими мастерицами, вы можете увидеть в нашем магазине на платьях, мужских рубашках.