Изготовление выкройки салфетки 5 класс

Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме «Пошив салфетки»

Автор: Мачульская Татьяна Борисовна, учитель швейного дела КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Омская область, Муромцево

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект урока швейного дела по теме «Пошив салфетки» в 5 классе коррекционной школы — интернат VIII вида .

Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме «Пошив салфетки»

Цель:

Дать представление, и закрепить на практике пошив салфетки.

Задача:

— повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

— учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

— отрабатывать умение работать с кроем изделия.

— развитие памяти, логического мышления;

— развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

— развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

— формирование привычек бережливости и экономии;

— воспитание культурно-гигиенических навыков.

— воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку Приложение 1, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

План урока

1. Организационный момент

3. Актуализация опорных знаний

4. Основная часть: изучение нового материала:

— повторение история изделия

— Анализ готового изделия (образец для пошива)

— Работа с готовым кроем

— Составление плана пошива изделия

6. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

— Внешний вид учащихся, готовность к уроку

— Организация рабочего места

2. Целеполагание

– Тема нашего урока – знакомство с пошивом салфетки. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроями изделия (салфетки) и планировать работу по пошиву салфетки.

3. Актуализация опорных знаний

— Ребята, а чём мы с вами говорили на прошлом уроке? ( мы говорили о салфетках о её истории возникновении).

Давайте вспомним, что же мы такое салфетка?

Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшая скатерть.

— Ребята, откуда мы взяли с вами объяснение этого слова? (мы взяли объяснение этого слова в толковом словаре С. Ожегова русского языка)

— Ребята, а что вы помните из истории салфетки, откуда стали известны нам салфетки?

(Салфетки были известны ещё в Древней Греции: ими служили листья деревьев и цветов, в частности листья фигового дерева, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину)

— Ребята, а кто ввел традицию делать салфетки из материи, ткани.

(Древние римляне ввели традицию делать салфетки из материи)

— Ребята, а у кого особенно пользовались спросом салфетки?

(Особенным спросом салфетки пользовались у мужчин которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например, в Англии, салфетки были распространены мало).

— Скажите, пожалуйста, для чего пользуемся салфетками мы сейчас в наше время? (В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм).

— Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

(Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше и им можно украсить свой дом, а так же можно и подарить в качестве подарка).

А из чего изготавливают тканевые салфетки?

(Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка).

4. Основная часть изучение нового материала

И с одной из таких салфеток, которую мы будем с вами шить, я хотела бы вас познакомить.

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками.

Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

– Из скольких деталей состоит салфетка? ( Салфетка состоит из одной детали).

– На какую фигуру похожа наша салфетка? ( Салфетка похожа на квадрат)

— Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную форму).

– Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (носовой платок,, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

— Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная ткань).

– Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

— Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

– Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

– Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

– Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

Ребята давайте сделаем вывод. Салфетка имеет квадратную форму, служит для сервировки стола, гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физкультминутка

Работа с готовым кроем

– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

– Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Ребята давайте вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

— Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

– Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

— Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком).

— Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны). Показ на слайде.

– Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

– Итак, салфетку мы выкроили.

Ребята, что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные).

– А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать.) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Какие способы обработки срезов вы знаете? (Бахрома, петельный стежок, косой стежок, обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом).

– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.) слайд

Некоторые желают украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью, которая сделает платок более нежным и красивым. Этот способ мы запомним.

– Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Ребята, давайте сделаем вывод, салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкоокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

– Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия можно вклеить в рабочую тетрадь).

«План работы по изготовлению салфетки»

1. Построение чертежа

2. Подготовка к выкройки к раскрою.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов

6. Утюжка готового изделия.

— С чего начнём пошив салфетки? (Пошив салфетки начнем с обработки срезов).

— Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

— К каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам).

— При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего применяется шов вподгибку с закрытым срезом? (для обработки низа изделия, рукавов, срезов постельного и столового белья)

— Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом? (от 5 до 30 мм в зависимости от свойств ткани и назначения изделия.)

— Какими стежками будут обработаны углы салфетки (косыми)

— Какой вид имеют косые стежки? ( Косые стежки имеют одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны, выполняют их справа налево или слева направо)

Практическая работа « Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов».

Перед началом практической работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности.

«Правила безопасной работы иглой» Показ на слайде

1. Хранить иглы необходимо в определённом месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так как она заметнее, её легче обнаружить).

2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4. Не допускать потери иглы.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.

6. Сломанную иглу надо сдать учителю.

7. Нельзя откусывать нитку зубами.

«Правила безопасной работы ножницами» .

1. Хранить ножницы в строго определённом месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх

3. Передавая ножницы необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперёд.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух: метод разъяснительного чтения

После того как мы выяснили, что понадобиться для работы, какие действия необходимо выполнить? (приготовить своё рабочее место)

Да следует организовать своё рабочее место, убрать всё лишнее и положить нужные предметы рационально.

Организация учащимся своих рабочих мест

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

Выполнение работы учащимися.

Анализ работ разбор типичных ошибок и установление их причин.

Организация выставки работ. Анализ работ, разбор типичных ошибок и устранение их причин.

6. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Итак, вы все обработали срезы салфетки. У вас получились вот такие замечательные салфетки, но конечный итог мы подведём на следующем уроке, когда вы ещё украсите салфетку и доделаете её до конца.

Разработка урока швейного дела. 5 класс «Пошив салфетки»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Разработка урока швейного дела по теме «Пошив салфетки»

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 111.09 КБ
Приложение к уроку 442.16 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс (швейное дело)

ТЕМА: Пошив салфетки.

ЦЕЛИ: 1) обучение пошиву салфетки; закрепление умений в выполнении шва вподгибку с закрытым срезом; обучение анализу изделия и планированию работы по изготовлению салфетки; развитие памяти, логического мышления; развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия); воспитание привычек бережливости и экономии; воспитание культурно-гигиенических навыков.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку Приложение 1.

1. Организационная часть

2. Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового материала:

— Анализ готового изделия (образец для пошива)

— Работа с готовым кроем

— Составление плана пошива изделия

1. Организационная часть

— Здравствуйте, девочки. Садитесь.

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места

— Тема нашего урока сегодня – Знакомство с пошивом салфетки. — Мы будем учиться анализировать салфетку, планировать работу по пошиву салфетки.

Проверяют наличие всего материала

2. Актуализация опорных знаний

— О чем мы вами говорили на прошлом уроке?

— Давайте вспомним, что такое салфетка?

— А что вы помните из истории салфетки?

— А кто ввел традицию делать салфетки из ткани?

— Кто больше пользовался салфетками?

— Для чего нужны салфетки сейчас, в наше время?

Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

— А из чего изготавливают тканевые салфетки?

— Мы говорили о салфетке, о ее истории возникновения.

— Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть.

— Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили деревья листьев и цветов, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину.

— Мужчины, которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например в Англии, салфетки были распространены мало.

— В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм.

— Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше, и ими можно украсить свой дом, а также можно и подарить в качестве подарка.

— Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка.

3. Изучение нового материала:

1) анализ готового изделия

— С одной из таких салфеток, которые мы будем шить, я хотела бы вас познакомить.

(Показ образца для пошива)

— Салфетку можно изготовить своими руками. Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

— Из скольких деталей состоит салфетка?

— Какой формы наша салфетка?

— Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете?

Какая ткань подойдет для пошива салфетки?

— Хлопчатобумажная ткань легкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными?

— Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани?

— Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

— Какими свойствами эти ткани обладают?

* салфетка имеет квадратную форму;

* служит для сервировки стола, гигиенических целей;

* состоит их одной детали;

* ткани для пошива – хлопчатобумажные.

— А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки?

— ткань ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань

— Салфетка состоит из одной детали.

— Салфетка квадратной формы.

— Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце.

— Потому что волокна получают з растений.

— Постельное белье, пижамы, халаты.

— Хорошо пропускают воздух

— Хорошо впитывают влагу

— Создают ощущение тепла

— Мнутся при носке

— Тонкой, легкой, мягкой.

Выбор ткани из различных лоскутов.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учащиеся выполняют упражнения

2) работа с готовым кроем

— Прежде чем сшить какое-либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия?

Учитель раздает крой изделия.

— Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки?

— Чему равны стороны нашего квадрата?

— Из какой ткани детали салфетки?

— Вспомним: из чего состоит ткань?

— Какие есть в ткани нити?

Какие свойства у этих нитей?

— Определите на детали кроя долевую и поперечную нити.

— Какие бывают ткани по окраске?

— Наши салфетки из какой ткани?

— Какие есть стороны у ткани?

— Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

— Определите стороны ткани на крое салфетки.

— Что образуется при разрезании ткани?

— Какие срезы есть на крое салфетки?

— Что нужно делать со срезами?

— Какие способы обработки срезов вы знаете?

— А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки?

— Можно украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью. Мы будем обрабатывать срезы салфетки швом вподгибку с закрытым срезом.

* салфетка состоит из одной детали;

* имеет квадратную форму;

* выкроена из хлопчатобумажной ткани;

* ткань кроя – гладкокрашенная;

* у кроя есть долевые и поперечные срезы.

— Выкраиваем из ткани.

— Крой салфетки имеет квадратную форму.

Измеряют стороны кроя.

— Из хлопчатобумажной ткани.

— Ткань состоит из нитей, переплетенных между собой.

— Долевые и поперечные нити или основы и утка.

— Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань.

— Белая, гладкокрашенная, с рисунком.

— Из гладкокрашенной ткани.

— Лицевая и изнаночная стороны.

— На лицевой стороне рисунок ярко выражен, а на изнаночной наоборот – бледный, тусклый.

— Долевые и поперечные.

— Срезы нужно обрабатывать.

— Чтобы ткань не осыпалась.

— Бахрома, петельный стежок, косой стежок обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.

— Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом

3) составление плана пошива салфетки

— Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить?

Учитель зачитывает план.

«План работы по изготовлению салфетки»

1. Построение чертежа.

2. Изготовление выкройки.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов.

6. Утюжка готового изделия.

— С чего начнем пошив салфетки?

— Какой способ обработки срезов салфетки выбрали?

— К каким швам относится шов вподгибку – к краевым или соединительным?

— Какой должна быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

— Какими стежками будут обработаны углы салфетки?

— План пошива изделия.

Учащиеся читают еще раз и вклеивают в тетради.

— Пошив салфетки начнем с обработки срезов.

— Шов вподгибку с закрытым срезом.

«Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

Он любил летать всех выше

Выше пальм, жирафов выше.

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал.

Прыгал, кланялся, шалил,

О салфетках говорил

Практическая работа «Обработка долевых срезов салфетки швом вподгибку с закрытым срезом»

1) Вводный инструктаж

— повторение правил т/б с иглой,

— чтение учителем и пояснение хода работы

3) Текущий инструктаж

— контроль качества подгибания и заметывания срезов

— контроль соблюдения т/б

— контроль качества выполнения косых подшивочных стежков

4) Заключительный инструктаж

Учащиеся читают «по-цепочке», поясняют правила

Учащиеся выполняют обработку долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом

Вместе с учителем анализируют выполненную работу

— Что нового узнали на уроке?

— Чему учились сегодня на уроке?

— Закончили шить салфетку? Что сделали?

— На следующем уроке мы продолжим шить салфетку. Что будем дальше делать?

Выставление оценок. Уборка рабочих мест.

— Анализировали изделие. Составляли план по пошиву салфетки.

— Нет, не закончили. Обработали долевые срезы швом вподгибку с закрытым срезом

Читайте также:  Выкройка брюк с резинкой для мальчика 4 лет
Оцените статью