§ 24. Раскрой изделия
Раскрой — сложная и ответственная часть изготовления швейного изделия. При раскрое материала нужна большая точность, потому что ошибки не всегда можно исправить. Прежде чем начать резать материал, необходимо несколько раз проверить, правильно ли расположены детали. Рабочее место для раскроя должно состоять из большого стола, вокруг которого можно свободно двигаться и с любой стороны подходить к разложенным деталям.
Последовательность подготовки ткани к раскрою
- Выровнять срезы: выдернуть вдоль среза ткани одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке.
- Устранить перекос: ткань с выровненными срезами сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки. Если обнаружен перекос ткани, растянуть ее по диагонали, держа за уголки.
- Срезать кромки ткани: они могут быть жесткими, лохматыми и впоследствии дать сильную усадку.
- Обнаружить дефекты: внимательно рассмотреть ткань перед настилом, чтобы выявить дыры, пятна, неравномерную окраску, утолщения нитей. Такие места следует отметить мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они не попали на детали выкройки.
- Определить лицевую сторону ткани по яркости печатного рисунка, виду ткацкого переплетения, качеству поверхности ткани, кромке.
- Определить долевую нить — она проходит вдоль кромок ткани. Если кромок нет, ткань растягивают: в долевом направлении растяжение меньше, чем в поперечном.
- Настелить ткань: разложить на столе одним из способов: в сгиб или в разворот.
Правила раскладки выкроек на ткани
Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло своей формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.
Если ткань имеет односторонний рисунок, ворс или блестящую поверхность, все детали выкройки раскладывают верхними срезами в одну сторону.
Сначала раскладывают крупные детали, которые будут кроиться в сгиб. Край выкройки со словами «сгиб ткани» укладывают точно к сгибу (рис. 71).
Рис. 71. Раскладка на ткани выкроек деталей со сгибом
Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками: сначала прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем — края деталей по припускам на швы, располагая булавки вдоль линий швов. Расстояние между булавками — 7,5 см. На закругленных участках и на скользкой ткани булавки вкалывают чаще.
При разметке припусков на обработку (на швы и подгибку) их величина зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали или изделия.
Правила раскроя
При раскрое широкое лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола.
Разрезают материал точно по намеченной линии, уверенными движениями, до конца смыкая лезвия ножниц. В местах закругления разрезы делают короче. Свободной рукой придерживают край бумажной выкройки.
Контрольные надсечки выполняют простым разрезом или уголком, но не глубже припуска на шов. Надсечками намечают края и середину вытачек и складок, середины переда и спинки на линии горловины.
Косые бейки выкраивают под углом 45° к направлению долевой нити. Если материала для выкраивания бейки нужной длины не хватает, ее выкраивают из нескольких частей.
Бумажные выкройки сразу не откалывают, чтобы не перепутать детали кроя.
Лоскуты, оставшиеся от раскроя, не выбрасывают, а используют для пробных строчек и петель.
Практическая работа № 18
Выполнение раскроя изделия
Материалы и инструменты: ткань для изготовления проектного изделия, выкройка плечевого изделия, портновские ножницы, булавки, портновский мел, линейка, сантиметровая лента, учебник.
- Подготовьте ткань к раскрою.
- Разложите детали выкройки плечевого изделия на ткани.
- Произведите раскрой проектного изделия.
Контроль
- Выкройки расположены с учетом рисунка.
- Направление долевой нити на ткани совпадает со стрелкой на выкройке.
- Середина деталей выкройки совпадает со сгибом ткани.
- Припуски на обработку даны правильно по всем срезам.
- Все детали выкроены.
- Выполнены контрольные надсечки.
- Припуски на швы не срезаны.
Новые понятия
Раскройные работы, закройщик.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются детали кроя от деталей выкройки? 2. Какие требования нужно выполнять при раскрое? 3. Как выкроить косую бейку точно под углом 45° к долевой нити?
Конспект урока на тему «Раскройные работы» (5 класс)
Тема. Раскройные работы
Понятие «раскрой», «выкраивание». Правила безопасности труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Последовательность раскроя швейного изделия.
Образовательная: ознакомить обучающихся с понятиями «раскрой», «выкраивание», углубить знания о правилах работы с ножницами, булавками, утюгом, организацией рабочего места во время выполнения раскройных работ. Научить подготавливать ткань к раскрою, экономно раскладывать выкройку фартука на ткани, выполнять контроль качества разметки и раскроя.
Развивающая: развивать интерес к работе, глазомер, логическое и пространственное мышление, коммуникативные способности; формировать умения и навыки работы с булавками, ножницами, утюгом, давать самооценку результатам своей деятельности.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и точность в работе, культуру труда, чувство ответственности за работу.
Ознакомиться с понятиями «раскрой», «выкраивание»;
Научиться подготавливать выкройку к раскрою, экономно раскладывать детали кроя фартука на ткани, выкраивать фартук.
Развивать интерес к работе, глазомер, логическое и пространственное мышление, коммуникативные способности.
Формировать умения и навыки работы с инструментами и оборудованием при выполнении раскройных работ, давать самооценку результатам своей деятельности
Воспитывать аккуратность и точность в работе, культуру труда.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, инструкционные карты, выкройки, ножницы, ткань, утюг, гладильная доска, булавки, портновский мел, линейки.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, работа в парах.
Понятия и термины: раскрой, выкраивание, припуски на швы, детали кроя, срезы.
Тип урока: формирование практических умений и навыков.
Актуализация опорных знаний.
Сообщение темы, цели урока.
Изучение нового материала с мини – практикумом.
1. Понятия «раскрой», «выкраивание».
2. Понятие «припуск на шов».
3. Инструменты и приспособления для раскроя.
4. Подготовка выкройки к раскрою.
5. Мини – практикум.
6. Подготовка ткани к раскрою.
7. Раскладка деталей выкройки на ткани.
9. Инструктаж к практической работе.
1. Раскладка выкройки фартука на ткани.
2. Выкраивание деталей кроя.
Уборка рабочего места.
I . Организационный момент.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Выявление дежурных.
4. Отметка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. Давайте поиграем свами в игру «Закончи предложение»
1. Мерки снимают … (сантиметровой лентой).
2. Мерки длины записывают … (полностью).
3. Мерки обхватов записывают в … (половинном размере).
4. Для пошива фартука строят… (чертеж).
5. Форма нижней части фартука бывает… (закругленная, треугольная, прямоугольная).
Учитель. Для того чтобы фартук пошить, нужно его правильно и точно выкроить.
IV . Сообщение темы, задач урока. (Слайды № 1-2)
Учитель. Тема нашего урока «Раскройные работы». Сегодня перед нами стоят следующие задачи: ознакомиться с понятиями «раскрой», «выкраивание»; научиться подготавливать выкройку к раскрою, экономно раскладывать детали кроя фартука на ткани, выкраивать фартук; развивать интерес к работе, глазомер, логическое и пространственное мышление, коммуникативные способности; формировать умения и навыки работы с инструментами и оборудованием при выполнении раскройных работ, давать самооценку результатам своей деятельности; воспитывать аккуратность и точность в работе, культуру труда.
V . Изучение нового материала с мини – практикумом.
1. Понятия «раскрой», «выкраивание». (Слайд № 3).
Учитель. Раскрой — это процесс получения деталей кроя путем их выкраивания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.
2. Понятие «припуски на швы». (Слайд № 4).
Учитель. Припуск на шов – это прибавка к размерам детали на ее обработку.
3. Инструменты и приспособления для раскроя. (Слайд № 5).
Учитель. Для раскроя используют такие инструменты и приспособления:
Линейка (не менее 50 см);
Мел портновский или кусочек мыла;
4. Подготовка выкройки к раскрою. (Слайд № 6).
Учитель. Чтобы правильно раскроить детали изделия, нужно подготовить выкройку к раскрою. При подготовке выкройки надо написать название каждой детали, отметить направление долевой нити, нанести линии фасона, указать величины припусков на швы, вырезать детали выкройки.
5. Мини — практикум.
Дети. Подготавливают выкройку к раскрою, пользуясь инструкционной картой. (Приложение 1).
6. Подготовка ткани к раскрою. (Слайд № 7).
Учитель. Процесс раскроя состоит из нескольких этапов: подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкроек на ткани, разметка на ткани, вырезание деталей кроя в определенной последовательности.
Дети. Знакомятся с инструкционной картой «Подготовка ткани к раскрою».
7. Раскладка деталей выкройки на ткани.
Учитель. Раскладку деталей выкройки начинают от выровненного среза ткани. Вначале раскладывают крупные детали, а затем более мелкие. Раскладывать детали надо так, чтобы было как можно меньше выпадов ткани. При этом надо учитывать выбранный способ обработки изделия (от этого зависят припуски на швы), направление долевой нити в ткани и характер рисунка. На тканях, имеющих разную ширину, детали выкройки раскладывают по – разному. Раскладка считается экономной, если количество выпадов ткани будет минимальной. Экономичность раскладки зависит от ширины ткани, формы и размеров деталей, количества мелких деталей, опыта закройщика. Например, отходы гладкокрашеной ткани при раскрое меньше, чем с рисунком или ворсом, детали прямоугольной формы можно разместить плотнее, чем овальной. Детали выкройки прикалывают булавками к ткани и обводят по контуру портновским мелом. Затем проводят вторую меловую линию вокруг каждой детали, отложив припуски на швы. Готовую раскладку проверяют на наличие всех деталей, учета припусков на швы, соответствие направления нити основы, рисунка. Выкраивают детали по линиям припуска. Начинают выкраивать с больших деталей, потом – мелких. После раскроя обязательно проверяют наличие всех деталей кроя. Остатки ткани при раскрое используют для пошива прихваток, салфеток, мягкой игрушки, образцов швов и т.д.
9. Инструктаж к практической работе. (Слайды № 8-10).
Учитель. Во время работы необходимо правильно организовать свое рабочее место.
Освободить рабочий стол от ненужных в данное время предметов;
Приготовить необходимые материалы и инструменты;
Раскрой проводить стоя у стола так, чтобы свет падал на рабочую поверхность слева или прямо.
С какими инструментами и приспособлениями мы будем сегодня работать?
Дети. Ножницами, булавками, утюгом.
Учитель. Давайте вспомним правила безопасной работы.
Дети по цепочке рассказывают правила безопасной работы.
Правила безопасной работы во время раскроя.
Булавки хранить только в игольнице или коробке.
Прикалывать булавки на ткань в одном направлении.
Ножницы кладут сомкнутыми лезвиями на парту.
Во время раскроя ткань придерживают пальцами левой руки, на безопасном расстоянии от лезвия ножниц.
Передавать ножницы кольцами вперед.
Правила безопасной работы с утюгом
Утюг размещать справа на специальной подставке.
Шнур утюга не должен касаться корпуса утюга.
Вилку электрошнура включать и выключать сухими руками.
Утюжить аккуратно, чтобы не получить ожог пальцев руки.
Следите за тем, чтобы отметка терморегулятора утюга стояла на той точке, которая соответствует температуре нагрева к данной ткани.
Во время утюжки стоять на резиновом коврике.
Не оставлять без присмотра включенный утюг.
VI . Практическая работа. (Приложение 3).
1. Раскладка выкройки фартука на ткани. (Слайд № 11).
2. Выкраивание деталей кроя. (Слайд № 12).
Дети выполняют практическую работу.
Учитель следит за ходом действий, корректирует работу. Предлагает учащимся осуществить взаимоконтроль обмелованных деталей выкройки.
По желанию ребенка можно шить фартук без кармана. Если ткань однотонная, можно раскроить фартук с большими карманами.
Детали кроя – это вырезанные из ткани детали швейного изделия с разметкой для обработки и соединения. Детали кроя по размеру больше, чем выкройки этих деталей, так как содержат припуски на швы. (Слайд № 13).
VII . Оценивание (Слайд № 14).
VIII . Уборка рабочего места.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Как полученные знания пригодятся вам в жизни?
3. О чем бы вы хотели еще узнать на последующих уроках?
X . Домашнее задание. (Слайд № 15).
Принести детали кроя, рабочую коробку.
(Высокий уровень). Подготовить пословицы и поговорки о шитье.
Подготовка выкройки фартука к раскрою
1. Подписать названия деталей выкройки и указать их количество.
2. Указать стрелкой направление долевой нити ( ) на всех деталях.
3. Указать величину припусков на швы.
4. Обозначить верх детали знаком ( ).
5. Вырезать чертеж по контуру.
6. Карман вырезать по трем сторонам (верхней и боковым) и отогнуть по линии низа
Подготовка ткани к раскрою
1. Перед раскроем ткань декатируют – увлажняют и проутюживают с целью ее усадки.
2. Проверить качество ткани: имеются ли дефекты. В случае выявления дефектов, обозначить их мелком с изнаночной стороны ткани.
3. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.
4. Определить направление рисунка.
5. Определить на ткани направление долевой нити.
6. Ткань сложить пополам по долевой нити лицевой стороной внутрь, сколоть булавками.
Раскрой фартука на поясе
Сложи ткань вдвое по длине лицевой стороной внутрь, расстели на столе и сколи кромки булавками.
Уложи выкройки крупных деталей фартука линией середины к сгибу ткани.
Детали располагай так, чтобы было как можно меньше выпадов (мелких обрезков ткани), а обнаруженный брак попал в выпады или незаметное место (под карман и т.д).
Детали выкройки раскладывают по направлению долевой нити и рисунка. Если ширина ткани не позволяет, то выкройку располагают по уточной нити.
Детали выкройки приколоть булавками в одном направлении на расстоянии 10-15 см.
Детали выкройки обвести портновским мелом, мылом или карандашом тонкой линией.
Отложи припуски на швы от всех срезов и обведи детали второй линией.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Проверь наличие всех деталей, направление нити основы, рисунка, припуски на швы.
Вырежь детали фартука по линиям припусков на швы.
Отколи выкройку от ткани.
Сколи детали кроя булавками.
Раскладка выкройки прямоугольного фартука
Раскладка выкройки закругленного фартука и фартука с большими карманами
Проверка качества работы : детали вырезаны точно по линии припусков; срезы ровные.