Меню

Изображение кружев 2 класс

«Вологодское кружево», 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству «Вологодское кружево», 2класс

Скачать:

Вложение Размер
vologodskie_kruzheva_ruzheva.pptx 1.64 МБ
konspekt_vologodskie_kruzheva.docx 22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток.

Предварительный просмотр:

Тема: Вологодские кружева.

Цель: Выполнить рисунок «Вологодские кружева».

— учить рисовать Вологодские кружева;

— формирование приёмов в рисовании кистью элементов орнаментальных мотивов на основе активизации известных приёмов и самостоятельного применения новых приёмов;

— развитие творческой активности детей;

— дальнейшее воспитание бережного отношения к народным традициям на примере мастеров кружева.

Оборудование для учителя: рисунки, презентационный материал, компьютер, проектор.

Оборудование для учащихся: подкладной лист, основа для рисования, кисти, белая краска, баночка с водой, сухие салфетки.

Методическая литература: Кладовая радости А. Рогов.

  1. Организация класса.
  2. Вступительная беседа.
  3. Объяснение задания:

а) анализ образца рисунка;

б) показ последовательности выполнения эскиза салфетки;

  1. Практическая работа учащихся.
  2. Анализ детских работ.

Здравствуйте! Сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Романовна. Глазками проверим, всё ли готово к уроку: основа для рисования, кисти, белая краска, баночка с водой, сухие салфетки.

˅ Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмёт, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и «ну» по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька – узелок… Так и застывает в сказке золотой узор. Прошьёт бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь – лежит перед тобой шаль лёгкая, как облачко, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остаётся ахнуть на такое мастерство, кружевное умение.

— Ребята, как вы думаете, о чём говорится в сказке?

— Эту сказку издавна рассказывали на Рязанской, Новгородской и Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

— Ребята, кто громко и чётко прочтёт тему нашего урока?

Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток.

Кружево это вещь не обязательная, особенно сегодня. И всё-таки большинство современны женщин и девушек почему-то не могут смотреть на них равнодушно: обязательно затихают, осторожно вертят, перебирают их, гладят, и глаза каждой наполняются при этом таким светом и отрадой, что боишься рядом слово вымолвить. А в прежние времена, говорят, точно такое же отношение к кружевам было и у мужчин. Тяжело выразить словами те чувства, которые вызывают у нас кружева. Их красоту не перескажешь. Кружева надо видеть, на них надо смотреть.

Издавна славились Вологодские кружева. Но в Вологде в начале минувшего века, никогда на ум не могло прийти, что их город вскоре невероятно прославится, и кружевом здесь будут заниматься десятки тысяч человек.

Плели кружева женщины да девчонки в крестьянских избах, в основном для собственных нужд и лишь малую часть на продажу.

Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а так же в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал и т.д.

Вологодская мастерица Анфия Фёдоровна Брянцева взяла да и выплела кружево на коклюшках.

Коклюшки – это гладкие круглые палочки с углублениями на концах, в которые наматывают нитки. Кружева, плетённые на коклюшках, получались очень красивые, ни на какие другие не похожие – с плавным, мягконапевным узором.

Посмотрите на образцы Вологодских кружев. Посмотрите, какие красивые узоры! Узоры состоят из разных элементов.

— Скажите, из каких элементов состоят узоры?

(Узор состоит из цветов, снежинок, плавных перевитых линий)

— А где располагаются элементы в узоре?

(По кайме, посередине, в центре)

— Ребята, прежде чем выполнить плетение какого-нибудь кружева, выполняют эскиз, т.е. узор этого кружева на бумаге. Вот и мы сейчас с вами будем составлять эскиз Вологодского кружева.

а) Посмотрите, какая замечательная салфетка у вас должна сегодня получиться!

— Скажите, что лежит в основе такого изображения?

— Что находится в центре композиции?

— Что вы ещё видите на салфетке?

б) Узор вы будете рисовать только белой краской.

  1. Лист следует расположить горизонтально.

В основе всех эскизов – сетка, на которой выполнен узор.

(1рисунок динамической таблицы)

Эту сетку вам нужно обвести тонкой кистью. Сначала нужно окунуть кисть в воду, затем убрать лишнюю воду с помощью салфетки. Краски берём не очень много, чтобы она ложилась ровно и быстрее высохла. Обводить нужно сразу каждую линию. Сначала сверху вниз, затем слева на право.

  1. Затем на сетку нужно нанести узор. В центре нашего предполагаемого эскиза у вас отмечена точка. Это будет центр нашего цветка. Вокруг точки размечены линии – лепестки. Для того чтобы нарисовать лепестки нам нужно примакнуть кисть к линии разметки и провести кисть до точки. Лепестки нужно рисовать в таком порядке – внимательно посмотрите. Сначала сверху, потом снизу, потом слева, справа, и только потом уже по диагонали. С левого верхнего угла, правого нижнего, правого верхнего, левого нижнего. Примакиваю и провожу до середины.

(2 рисунок динамической таблицы)

  1. Вверху слева и справа от центра композиции у вас тоже есть разметки цветков, немного меньшего размера, нежели центральный. Их рисуем точно так же, как и центральный цветок. Нужно примакнуть кисть к линии разметки и провести кисть до точки. Сначала сверху, потом снизу, потом слева, справа, и только потом уже по диагонали. С левого верхнего угла, правого нижнего, правого верхнего, левого нижнего. Примакиваю и провожу до середины.

(3 рисунок динамической таблицы)

  1. Ниже центра композиции у вас так же намечены ещё два цветка. Их мы рисуем аналогично предыдущим.

(4 рисунок динамической таблицы)

  1. Теперь, когда все цветы уже нарисованы, нам остаётся украсить нашу салфетку бахромой. Начинаем отступив от края листа одну из полученных клеток. От каждого деления мы будем рисовать наклонные линии к середине ширины каждой клетки.

(5 рисунок динамической таблицы)

в) — Кто может рассказать, как мы будем выполнять работу.

Закатите рукава, чтобы не испачкаться. Можно приступать к работе. Если у кого-то возникнут трудности, поднимайте руку и я помогу.

Декоративное рисование с детьми: рисуем кружево

Что такое кружево?

Слово «кружево» происходит от слова «окружать». Мастерицы произошло от слова «окружать» . Мастерицы «окружали» красивым узором края одежды и предметов быта (полотенца, скатерти), украшали предметы узорной отделкой.

В этом коротком видео Вы побываете на вологодской земле и познакомитесь с вологодским кружевом и вологодскими мастерами — кружевницами, которые плетут кружева на коклюшках. Кто изобретает кружево? Какой должна быть кружевница? Какие узоры плетут кружевницы? Почему работа кружевницы ценилась не меньше работы ювелира?

Понравилось Вам кружево? Наверняка Вам и Вашим малышам захотелось попробовать хоть на минутку побыть кружевницами? Давайте попробуем стать художниками и придумать свой узор для вологодского кружева. И нарисуем сегодня кружевное сердечко. Его можно использовать как подарок — валентинку или подарить маме или бабушке, сестренке или воспитательнице на 8 Марта, День рождения, День матери.

А проведет мастер-класс по рисованию Вера Парфентьева — учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества, читательница сайта «Родная тропинка».

Рисуем кружево с детьми дошкольного возраста

Инструменты и материалы

Для рисования кружева Вам необходимо приготовить инструменты и материалы:

  • шаблон сердечка,
  • фломастеры,
  • клей карандаш,
  • цветная бумага,
  • линейка офицерская ( с кругами разных размеров)
  • белый картон для основы.

Как придумать и нарисовать кружевной узор: пошаговое описание

Шаг 1

— Вырезать по шаблону сердечко из бумаги светлых оттенков.

— Провести по контуру две параллельные линии на расстоянии 3 — 4 мм друг от друга, отступив от среза 3-4 мм черной гелиевой или шариковой ручкой.

Нарисовать между двумя линиями узор — кружочки — фломастером и маркером любого цвета. Я взяла зеленый фломастер.

Шаг 2.

Данный этап самый интересный, потому что мы будем создавать основу нашего кружевного узора. Можно нарисовать круги с помощью офицерской линейки симметрично. А можно придумать и асимметрию.

Я остановилась на симметрии и нарисовала вот так четыре круга.

Шаг 3.

Теперь нужно каждый круг разделить на несколько равных частей. Учим ребенка проводить линии по линейке в замкнутом пространстве, не выходя за контуры круга.

Шаг 4. Рисуем цветы.

Один из элементов вологодского кружева – цветочек. Вот так мы изобразим цветочки в трех больших кругах (см. фото ниже). А в маленьком круге сделаем другой узор — наметим кружочками центр и нарисуем элементы по окружности.

Шаг 5.

Пустое пространство внутри сердечка заполним сеткой: проведем по линейке параллельные линии сначала в одном направлении, затем в другом, получая при пересечении линий ромбики. На этом этапе очень важно сконцентрировать внимание ребенка. Очень важно чтобы линии не заходили внутрь кружочков.

Шаг 6.

Поставить точки в местах пересечения линий. Их можно поставить фломастером, ручкой или контуром для точечной росписи.

Шаг 7.

— Нарисовать по контуру сердечка между кружочками узор «петельки» чёрной ручкой. Это один из основных элементов вологодского кружева.

Примечание: узор «петельки» Вы можете нарисовать и ранее в шаге 2, в начале работы.

— Вырезать сердечко из бумаги красного цвета на 3- 4 мм больше, чем кружевное.

— Наклеить кружевное сердечко на сердечко красного цвета так, что бы нижнее выглядывало на равном расстоянии со всех сторон.

— Согнуть белый картон пополам для получения заготовки открытки, наклеить на него полученную заготовку.

Попробуйте и вы сделать такое сердечко. Составьте свой, неповторимый узор и оформите свою открытку с кружевным сердечком. Удачи в творчестве!

Примеры детских работ по этому мастер-классу

Вот какие узоры придумали и нарисовали девочки (см. фото). Открытка Вики (5, 5 лет) — на фото слева. И открытка Дарьяны (4, 5 года) — на фото справа.

Мы быстро нарисовали узор. А кружевницы его долго плетут на коклюшках. Большое изделие они плетут целый месяц каждый день! И нужно строго следовать узору, нигде не ошибиться! Послушайте, как звенят коклюшки мастерицы — кружевницы.

Стихи о вологодских кружевах

В заключении прочитайте детям стихи про вологодских кружевниц.

И. Баженова. Вологодское кружево

Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный задушевный разговор,

И песни плен про белые снега,
И колокольцев звон — как от погони,
И уносящие в раздолье кони,
И расписная радуга-дуга,

И с небесами слившийся простор,
Снимающий с души моей усталость, —
Осталось все это во мне. Еще осталось.
Ах, вологодский кружевной узор!

Куликова Н. Кружевница

За окном метель кружится, зимний вечер настаёт,
В красной горенке девица кружевную шаль плетёт.

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Нарисуй зима, красиво на моём окне узор!
Я сплету такое диво, чтобы радовался взор!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Пальцы девичьи умело на коклюшках нити вьют,
Паутинкой снежно – белой шаль такую назовут!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Еще идеи и мастер-классы по декоративному рисованию с детьми Вы найдете в мастер-классах на Родной тропинке:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Украшение и фантазия. Кружева 2 класс.

Тема: Украшение и фантазия. Кружева.2 класс

Цель: развивать наблюдательность; творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту созданную природой и человеком.

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.

Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.

Учить детей навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки различных видов: вальс, дождик, точка, запятая.

Оборудование: компьютер с презентационными возможностями

Материалы и инструменты для учащихся: цветная бумага, кисти, гуашь (белая)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

2.Сообщение темы урока.

3.Беседа по теме урока.

Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падают на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2.Сообщение темы урока.

С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Нужно лишь присмотреться — и мы увидим, как они рождаются на наших глазах. Одним из таких чудес по праву можно назвать кружево – тонкое, ажурное, с фантастическими узорами .

Окружают меня кружева-

Одуванчик дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева- в стрекозиных крылах

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевная трава-

Кружева, кружева, кружева.

3.Беседа по теме урока.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по волшебной стране кружев. Давайте внимательно рассмотрим красоту созданную природой и руками искусных мастериц.

Где увидели, где подсмотрели художницы-мастерицы рисунок своего затейливого нитяного узора? Там же, где можем увидеть и мы с вами, — в лесу, в поле, у реки. Недаром и названия кружев так просты и поэтичны: «протекай речка», «дубовый лист», «мороз», «бабочка», «иней». В каждом – реальные жизненные наблюдения.

Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной да нитка. Но крючком тонкий узор не навяжешь. Вот и стали кружева не вязать, а плести из множества нитей. А чтобы не перепутались нити, к ним привязывались коклюшки.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Жила — была бабушка Веретёна. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмёт, бывало, старушка крючок золотой да нитку серебряную, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху крючком играть. Ходит золотой крючок, тянет за собой серебряную нитку, прошивает воздух . Петелька — узелок. Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе серебряный узор. Глядишь — лежит перед ней шаль лёгкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остаётся ахнуть на такое воздушное мастерство, кружевное умение. Однажды пролетал мимо избушки, знакомый уже нам, господин Ветер. Увидел в окошко, какие красивые кружева плетёт Веретёна и захотел поближе посмотреть, как это ловко у неё получается. Залетел он в избушку, и нечаянно зацепившись за нить, распустил бабушке кружевную салфетку. Расстроилась Веретёна, что не сможет теперь вспомнить красивые узоры на салфетке. Сидит у печи, пригорюнилась. Давайте, ребята, поможем мастерице, нарисуем кружевные узоры, чтобы смогла она ещё лучше сплести кружева.

Нарисовать кружевную салфетку.

5. Практическая работа

1. Продумай композицию будущего рисунка, правильно расположи лист бумаги.(вертикально/горизонтально).

2. Карандашом, легкими линиями наметь рисунок (без подробностей, лишь самое главное). Ластиком старайся не пользоваться, так как от него на цветной бумаге остаются следы.

3. Кистью белой гуашью выполни изображение крупных элементов.

4. Этой же кистью выполни по краю салфетки узорчатую канву-рамку.

5. Дополни узор более мелкими деталями: ажурную сеточку-фон, объединяющую все части изображения; укрась сеточку мелкими деталями («паучками», «звездочками», «цветочками»).

Во время практической работы делаю целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненных рисунков.

6 . Итог занятия.

Понаблюдать и подумать какие «домики» можно встретить в природе.

Список используемых источников:

Видеофрагмент о кружевах. ФЦИОР. Народные промыслы. Кружевоплетение.

Читайте также:  Вконтакте выкройки мастер классы
Adblock
detector