Меню

Изображение кружева 2 класс изо

Кружево
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

«Украшения и фантазия.
Кружевные узоры».

Скачать:

Вложение Размер
Кружево 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Украшения и фантазия. Кружевные узоры». Урок изобразительного искусства и художественного труда во 2 классе

«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».

Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Посмотрите, как красивы творения мастериц!

Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать . Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора или полотенца

Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Рассмотри это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?

— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте. С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул …

Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», » протекай-речка «, «мороз», «звездочки», » гуличики «, «цветочек», «елочка» и другие .

Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается. И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки — коклюшки. Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами. 1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель). 2 вариант — из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры. 3 вариант — аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями. Домашнее задание : принести цв . бумагу и картон, ножницы, клей, нитки, иглу, блестки, конфетти, пайетки

Урок ИЗО и художественного труда во 2-м классе по теме «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»

Разделы: МХК и ИЗО

Тип урока — комбинированный.

Дидактическая цель — создать условия для осознания и осмысления темы «Украшения и фантазия. Кружевные узоры» с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами — вышивкой, кружевом.

Развивающие:

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского «Искусство и ты», Л. Л. Яхнин «Воздушные узоры».

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

— Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок. (да)
Начинаем наш …(урок)

II. Введение в тему.

— Прочтите отрывок из книги «Волшебные узоры»

«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».

— Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

— Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Слайд 3

— Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

— А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока «Украшения и фантазия«. Слайд 1

III. Новый материал.

— Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но прежде, чем создать узор, подумайте и скажите:

— А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

— Где мы их можем наблюдать?

— Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

— Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

— Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора.

— С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

— Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

— Рассмотри это кружево.

— Какие природные формы можно увидеть в нем?

— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

— Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы — паука — его жилище — паутинку.

— А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки — украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «протекай-речка», «мороз», «звездочки», «гуличики», «цветочек», «елочка» и другие.

— Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

— Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

— Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева —
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева — в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава —
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

Повторите стихотворение, но с различными движениями.

(Движения придумывают сами учащиеся)

Дополнительно читаю рассказ «Крючок, игла и коклюшки» о мастерицах, создающих кружева с помощью коклюшек из книги «Волшебные узоры». (Другой вариант — пригласить местных мастериц, владеющих этим ремеслом.)

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант — из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
3 вариант — аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть, вырезанную из цветной бумаги. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

V. Итоги урока

— Молодцы! Спасибо за урок!

Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.

— А кто из вас или ваших родных, близких умеет вязать на спицах, крючком, вышивать, плести кружева с помощью коклюшек?

Домашнее задание: принесите для выставки на следующий урок работы — ажурные салфетки и кружева, выполненные руками вашим мам, бабушек.

Дополнительный материал (по желанию)

«Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается.

И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки — коклюшки. Сидит мастерица, перебирает нити, перекидывает их через колышки-иголки, воткнутые в рисованный на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетется узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.

Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У нее много механических рук — каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Легкие, воздушные. Словно подарили машине свое умение русские умелицы-мастерицы.

Кружева… они и впрямь воздушные узоры — нитка как бы вышивает по воздуху. А если вышивает нитка по тонкой материи, кладет на нее один к одному стежки-узоры? Тогда это называется вышивкой. И уже не кружевницей, а вышивальщицей зовут мастерицу. Золотой или шелковой, серебряной или простой нитью выводит-вышивает вышивальщица диковинных зверей, белых птиц — лебедей, букеты сказочных аленьких цветочков, а то и обыкновенного петушка-кукарека… И превращается вышитое платье в праздничный наряд, а полотенце — в украшение для дома. Так удивительно это рукоделие, будто создано оно самой природой, ниточками солнечных лучей…»

Солнце нитями-лучами
вышивает.
Луг — цветами,
Сад — плодами,
Пруд и небо — облаками,
А колосьями — поля,
Словно тонкими шелками,
Шита-вышита стежками
Разноцветная Земля.

Читайте также:  Выкройка детского медицинского халата 4 года
Adblock
detector