Как нарисовать чувашскую вышивку

«Чувашская вышивка»

Автор(ы) Каликова Мария, 6-б класс
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МБОУ «Гимназия №1″г. Чебоксары, Чувашская республика
Материалы офисная бумага

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Моя родина – Чувашия. Ее образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Я хочу познакомить вас с чувашской национальной вышивкой. Фрагмент вышивки я выполнила в технике квиллинг.

Распечатала цветную фотографию, наложила на нее кальку и стала заполнять деталями рисунок.

Работа почти готова, около 300 деталей пришлось мне накрутить. А сколько стежков пришлось сделать неизвестной вышивальщице, чтобы выполнить этот узор!

Вот он какой! Этому фрагменту обрядового (свадебного) покрывала более двух веков! Нитки выцвели, потерлись, ткань истлела от времени, но тем не менее узоры поражают взгляд изяществом и красотой, ювелирностью исполнения.

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки , освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги.

Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса.

Это покрывала невесты. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, ведь символов, которые вышивала мастерица, много, и комбинировать их можно по-разному.

Вот некоторые из символов.

На Заливе — самом красивом месте нашего города- есть памятник с чувашскими символами. Гости столицы с любопытством разглядывают их, потом спешат купить салфеточки с этими узорами, пытаясь угадать, что же зашифровала вышивальщица в своем изделии.

Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Фирма художественных промыслов «Паха тере» ( что в переводе на русский язык означает»чудесный, качественный узор»), производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).

Деятельность фирмы художественных промыслов «Паха тере» связана с именем Е.И.Ефремовой (1914-2000), заслуженным художником РСФСР, работавшей над возрождением национальной вышивки в 1930-80-ые г.г. В настоящее время художником по вышивке является А.В.Андреева, представлявшая это искусство в России, Санта-Фе США, (2008), Японии (2009

Я попробовала вышить некоторые чувашские символы. Сложно! Преклоняюсь перед мастерством чувашских вышивальщиц!Они сумели сохранить и возродить искусство вышивки. Чувашская вышивка жива!

Закончу свою работу стихами чувашского народного поэта Петра Хузангая:

Приглашение в Чувашию

Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа — гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.

Все фотографии сделаны мной.

Использованная литература: книга «Чувашское народное искусство» Чебоксары,Чувашское книжное издательство 1981г.

Молодчина! Очень впечатлила твоя вышивка!

Спасибо! Так трудно вышивать!

Отличное исполнение!!Работа замечательная!Но фото загруженные из интернета необходимо загружать вторым способом, чтобы не нарушать авторские права.

Спасибо! Я пыталась указать использованную литературу, но вылезли какие-то знаки, убрала. А теперь не могу изменить запись. Фото 8,9 сделала в кабинете чувашского языка, фото 10- когда гуляла на Заливе.Фото 5-7, 11, 12 пересняла из книги «Чувашское народное искусство» Чувашского книжного издательства 1981г.

Пожалуйста, подскажите, как внести изменения в работу: дописать или добавить фото?

Прошу прощения, что задержались с ответом.Не было связи. «Изминить» вроде бы на месте. У Вас по прежнему не получается?

Да, по-прежнему нет наверху моей конкурсной работы слов «Изменить» и «Просмотр», поэтому не могу внести изменения в работу. Что делать?

Мария, очень здорово! Вышивка с этими зашифрованными знаками, пожеланиями, оберегами — это так интересно! Как будто читаешь послание из прошлого. Такую интересную тему ты выбрала. Работа получилась замечательной!

Я прямо в конце конкурсной работы пишу: Все фотографии мои собственные, сделанные мной там-то. Объяснения про фотографии внеси в саму конкурсную страницу, отступи немного после финального стихотворения. И ещё напиши, что использовала такую-то литературу или другие источники. И не обязательно, чтобы ссылки были активными, просто впечатай название книги с указанием автора или адрес сайта, откуда брала информацию Если будет время и желание, загляни на мои конкурсные страницы, посмотри в самом конце конкурсных страниц
Узбекская абровая ткань
Узбекская тюбетейка

Если всё таки есть не твои фотографии, то их надо загружать последними в разделе Историческая часть на конкурсной странице.

Если что-то не получается, напиши свой вопрос или просьбу о помощи кому-то из помощников сайта личным сообщением, мне всегда помогают советом. Хочу, чтобы твою работу по достоинству оценили и не сняли с конкурса из за оформления!

Победы тебе на конкурсе!

Чувашская вышивка крестом. Мастер-класс

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Моя родина – Чувашия.

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной). Для своей работы я тоже подготовила льняной материал.

Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.

Чувашская вышивка крестом — мастер-класс

У каждого из нас есть какие-то любимые занятия, которые помогают отрешиться от проблем и отдохнуть. У меня долгое время такого увлечения не было, пока я не купила свой первый набор для вышивания! Как я увлеклась вышивкой. На уроках чувашского языка Вероника Николаевна очень много рассказывала о чувашской вышивке. Она и сама вышивала. У нее получались шикарные картины, буквально произведения искусства. Но мне почему-то казалось, что это очень сложно, и я не смогу.

Но однажды в магазин на глаза попались наборы с вышивкой. Я решила купить для начала что-то очень легкое, так у меня появился набор с бабочкой. Я вышила его в тот же вечер и процесс меня настолько увлек, что я на следующий же день побежала в магазин и купила огромную схему. Но вышить ее у меня долго не получалось. Тогда я подошла к учительнице, и она мне показала технику вышивки крестом. И я этим заболела, именно чувашской вышивкой.

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом. Для начала работы понадобится полотно, нитки и желание. А готовую работу можно подарить самым близким и любимым людям.

Чувашская вышивка крестом. Фото

Автор: Сазонова Ангелина Владимировна, 05.04.2004 г., ученица 4а класса МБОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики

Руководитель: Архипова Вероника Николаевна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики

Швы чувашской вышивки

Çаклату тĕрри (Поддевочный шов)

Сначала прокладывалось несколько рядов в шахматном порядке швом «Вперед иголку», параллельные стежки обвивались рабочей нитью.

Çурма хĕрес (Шов через край)

Им обметывали срезы краев изделий, соединяли края двух деталей изделия. Выполняется справа налево или слева направо. Сначала загибали край изделия на 2-3 мм в сторону изнанки ткани и приметывали катушечной нитью в цвет ткани. Закрепляли рабочую нить у края ткани и укладывали ее нитками поверх сгиба ткани через две, три, четыре. нити полотна.

Çивĕт (Косичка)

Это ряд перекрещивающихся наклонных стежков. Выполнялись они слева направо между двумя горизонтальными прямыми шириной в четыре нити ткани. Вышивание шло слева направо. Рабочая нить заправлялась в иглу в 3-4 сложения. От точки 1 отсчитывали вниз по прямой сторону двух квадратов, влево — сторону одного квадрата. Прокладывали длинный стежок по диагонали двух квадратов до точки 2. Иглу переводили на изнанку, делали вертикальный стежок по стороне двух квадратов и выводили налицо через точку 3. Затем прокладывали длинный стежок по диагонали четырех квадратов, и через точку 4 иголку пропускали на изнанку и выводили ее налицо в точке 5. Далее повторяли все сначала.

Узор будет красивым, если вы будете соблюдать следующую пропорцию: расстояние между стежками по горизонтали должно быть в два раза меньше их высоты.

Тваткал тĕрĕ / Мăйраллă тĕрĕ (Мордовский куб)

Вышивался справа налево. Шов представлял собой двухсторонний крест, окаймленный швом «Строчка». Рабочая нить закреплялась в четыре нити ткани по вертикали сверху вниз и слева направо, выполнялся стежок по диагонали четырех квадратов. Игла переводилась налицо, и снова выполнялся стежок в том же направлении по диагонали квадрата. Затем игла опускалась в первоначальную точку. Стежок по изнаночной стороне и стежок по лицевой стороне повторяли. После этого по изнанке справа налево вели горизонтальный стежок по стороне двух квадратов, такой же стежок выполняли в обратном направлении. Далее дважды выполнялся стежок по второй диагонали по лицевой и изнаночным сторонам. Затем дважды выполнялся вертикальный стежок по стороне двух квадратов с левой стороны. Получали крестик и два взаимно перпендикулярных стежка с лицевой и изнаночной сторон. Так шло вышивание до конца.

При вышивке в обратном направлении стежками закрывалась нижняя горизонтальная строчка швами «Строчка» или «Роспись».

Туртмалла (Продежка)

Это цветная ника, продернутая через ткань. Сначала выдергивалась из ткани одна нить. Затем концы двух расположенных рядом нитей связывались узелком. В полученную петлю пропускалась цветная нить (количество нитей в ней зависело от толщины нитки ткани). На другой стороне ткани концы двух рядов расположенных нитей вытягивались из ткани, вместе с ними продергивалась и цветная нитка.

Тÿрĕ хантăс (Прямая стежка)

Шов выполнялся двумя рядами одновременно. На лицевой стороне образовывались две параллельные линии стежков, по виду напоминающие шов «Строчка», на изнаночной стороне — шов «Зигзаг».

Вышивали слева направо. Рабочая нить закреплялась в четыре нити по горизонтали, т.е. по стороне двух квадратов. Игла шла вниз, а затем на лицевую сторону в другой конец диагонали квадрата. Далее прокладывался горизонтальный стежок по стороне двух квадратов.

Затем игла переводилась на лицевую сторону, делался стежок по диагонали квадрата снизу вверх и справа налево. Далее стежки повторяются.

Чăрмалла (Счетная прямая гладь, прямой гладьевый шов)

Представляет собой стежки, параллельные нитям основы или утка. Каждый стежок выполнялся через одну нить ткани. Вертикально закреплялась рабочая нить по стороне двух квадратов, иголку опускали наизнанку, выполнялся стежок с уклоном в одну нитку ткани, игла выводилась на лицевую сторону, прикладывался второй стежок такой же высоты.

На лицевой стороне работы образовывались вертикальные стежки одинаковой длины с промежутками в одну нитку. Этими стежками изображали не только прямые полосы, но и зигзагообразные геометрические фигуры.

Чĕнтĕр (Козлик, бархатный шов)

Составлялся из перекрещивающихся наклонных стежков. Шов выполнялся слева направо между двумя параллельными линиями шириной в два раза больше расстояния между стежками.

По диагонали четырех квадратов закреплялась нить. На изнаночной стороне шел стежок вверх. На лицевой стороне делался длинный стежок по диагонали четырех квадратов слева направо и сверху вниз.В точке 4 иглу выводили наизнанку, выполняли стежок по горизонтали влево по стороне двух квадратов. Выводили иглу в точку 2 или 5 (они совпадают).

Далее выполнялся стежок по диагонали восьми квадратов снизу вверх и слева направо, затем стежок влево по горизонтали влево по стороне двух квадратов по изнаночной стороне. Иголка выводится в точке 1 или 7 (они совпадают). Шов повторяется до конца ряда.

На изнаночной стороне работы получался двойной ряд горизонтальных стежков с равными промежутками.

Если с изнанночной стороны по шву еще раз прошить этот же шов, то получится двойной шов «Икĕ питлĕ чĕнтĕр» (Двухслойный козлик).

Чĕп куçĕ (Выкалывание)

Это вышитые стежки от центра геометрических фигур с дырочкой в середине. Для выполнения шва брали четное количество нитей ткани, в этом случае дырочка получалась точно в центре квадрата, ромба.

Закреплялась рабочая нить от центра к краю. По изнаночной стороне выполняли стежок, пропускалась игла через центр фигуры. И так стежки выполнялись по кругу до полного заполнения.

Чĕпчĕрке (По сгибу ткани)

Особый вид обметки срезов горловины и середина переда. Рабочая нить закреплялась на двух нитях ткани снизу вверх. Иголка переводилась на изнаночную сторону, выполнялся стежок по диагонали квадрата и в точке 3 иголку переводили на лицевую сторону, далее выполнялся стежок вертикально вверх по стороне квадрата. Переводя иглу наизнанку, выполняли стежок по диагонали квадрата. Далее оба вертикальных стежка захватывались иглой слева направо, рабочая нитка протягивалась по ними. Игла прокладывала ткань в точке 6 при переходе на изнаночную сторону.

Снова прокладывается стежок по диагонали квадрата. Шов повторяется.

Хантăс (Косая стежка по уклону)

Шов применяется для выполнения внутренней части контура. Рабочая нить закреплялась по диагонали двух квадратов снизу вверх или справа налево, или слева направо. По изнаночной стороне стежок откладывался по стороне получаются длинные стежки с наклоном вправо или влево, а на изнаночной — вертикальные или горизонтальные ряды, напоминающие шов «Строчка».

Разновидность. является шов «Хантăслă шывлам», где рабочая нить заправляется по диагонали четырех квадратов.

Хăю (Стебельчатый шов. Веревочка)

Представляет собой ровную линию из косых стежков. Вышивание начиналось с закрепления рабочей нити по стороне квадрата в четыре, шесть. нитей ткани. Это первый стежок. На изнаночной стороне ткани игла с рабочей нитью выводилась на середине предыдущего стежка с левой его стороны. На лицевой стороне стежки лежат слева направо.

Менять направление нити нельзя, т.к. нарушается красота шва. Хăю можно выполнять по любой кривой.

Если с изнаночной стороны по следу проложенного ряда еще раз вышивался стебельчатый шов, получался двухслойный шов. «Икĕ питлĕ хăю».

Читайте также:  Как обрабатывать алмазную вышивку
Оцените статью