Как научиться плети вологодское кружево

В чем особенность вологодского кружева: происхождение сколки, простые схемы

Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.

Что такое вологодское кружево

Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.

Изделие из вологодского кружева

Для изготовления потребуется:

  • подушка-валик;
  • коклюшки (можжевеловые или березовые);
  • булавки;
  • сколок.

Процесс плетения

К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.

Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.

История искусства

Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.

Читайте также:  Как вышивать бисером тюбетейку

Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.

Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц — крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.

При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.

Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.

Вологодские кружева получили международные награды:

  • золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
  • гран-при в Париже в 1937 г.;
  • золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.

В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.

В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.

Музей в г. Вологда

Типы сколочного кружева

Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок — схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:

  • парное — самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
  • сцепное — основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.

Сцепное кружево

Техника плетения

Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:

  • Самым первым этапом является создание сколка — рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек — зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
  • Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
  • В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
  • Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
  • По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.

Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.

Салфетка с узором из дубовых листочков

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.

Кружевная царевна-лебедь

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.

Кружевная кошка

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.

Кружевной трактор

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.

Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.

Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.

Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!

Материалы и инструменты Плетение на коклюшках Вологодское кружево для тех кто сомневается начать или нет Нитки

Уважаемые мастера и мастерицы, которые хотят попробовать себя в таком виде творчества, как плетение Вологодского кружева, но еще сомневаются. Среди знакомых часто слышу: это трудно, это дорого.
Хочу развеять эти «мифы» и призвать всех, кто сомневается, убрать сомнения и приступить к делу. А так же поделиться тем, как я начинал.

Для начала об основном инструменте плетения — коклюшки
На фото мои самые первые самодельные коклюшки, которые я делал по мастерклассу с этого сайта, к сожалению очень давно и уже не вспомню не автора, не ссылки.
Я брал обычные шпажки для шашлыка деревянные (

30 рублей) и 2 полоски бумаги, широкую для ручки и узкую для кончика. Шпажка 15 см, кончик 0,5см и ручка 10см.
Такие коклюшки не очень удобные, но на 1 раз попробовать можно, зато не дорого. На них я начинал учиться, выплетал основные узоры: плетешок, полотнянку, сеточку. Учился по интернету совершенно БЕСПЛАТНО с одного замечательного сайта, к сожалению, не знаю, можно ли здесь размещать рекламу сайтов. Называется он Кружевница-мастерица, ссылку могу прислать на почту желающим, или может, с разрешения модераторов сайта оставлю здесь. Сайт превосходный, предлагает бесплатно некоторые сколки для начинающих, все подробно рассказывается и показывается на видео, можно задать вопрос, если не понимаешь что-то.
На мой взгляд, научиться плести сможет каждый, если есть желание.

Вторая вещь, которая вам потребуется, это подушка. Подушку я сделал также самостоятельно, сшил 3 чехла из старой простыни. Делал ее лет в 15, гдето прочитал, что их набивают сеном и специально в зоомагазине купил сено для грызунов 🙂 Теперь понимаю, что такую подушку будет удобнее сделать из синтепуха какого нибудь, и намного дешевле (сено обожлось примерно в 140 рублей, а синтепух стоит 100 рублей)

После того, как я понял, что смогу этим заниматься, я съездил в Вологду и купил вот такие коклюшки по 30 рублей за штуку (20 шт.)
Ими плести намного удобнее и легче, чем самодельными, поэтому если у вас возникнут трудности с самодельными, то попробуйте купить, или даже может быть выточить их самостоятельно. По идее такие палочки выточить не очень трудно 🙂

Теперь обжился вот таким скромным наборчиком, на все про все потрачено около 1500 рублей, наибольшие затраты были на нитки и коклюшки.
Я плету в основном льном, есть пара клубков хб и хб+лен.
Так же вам потребуются булавки (с головками-шариками или с плоскими головками, как у гвоздиков, я пробовал обоими, удобнее вторыми), крючок самый маленький. У меня еще есть камешки и бусинки, т.к. вплетаю в свои работы их.

Но конечно главное — это результат, и поверьте, вы останитесь довольными и своими работами, и процессом их создания 🙂 Лично у меня получилось сплести вполне приемлемую салфетку с первого раза, уверен, что у вас тоже получится =) Всем успехов в творчестве!

Спасибо, что поделились. Все-таки это редкий вид рукоделия, потому, что кажется сложным. Но если увлечься, все по силам!

Спасибо вам за комментарий 🙂

На самом деле действительно, все окажется вам по силам 🙂 Я уверен в этом

Александр, я даже завидую. изделия в этой технико — просто чудо! Удачи в творчестве!

Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева

Как плести кружева в инвалидном кресле

Сколько лет прошло, а память вновь возвращает меня в тот памятный день. Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается тёплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потягиваюсь на кровати, спать не хочется. Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками, как бабушка плетёт кружева.

— И что так стоишь? — обернувшись ко мне, говорит бабушка. — Думаешь, не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться! Сейчас соберу на стол.

Бабушка осторожно отодвигает рукоделие и, тихонечко шаркая ногами, бредёт к печи. Творожная запеканка зарумянилась. Бабушка ставит противень на стол и выходит в сени, чтобы из кладовки принести сметану. Я в это время возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платьице, натягиваю короткие носочки, засовываю ноги в тапочки и бегу к умывальнику.

Пузатый самовар на столе ещё шумит. Они с дедушкой недавно позавтракали. Бабушка берёт чашку с блюдцем, наливает мне чай, говорит:

— Всё на столе. Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» готовое кружево.

— Бабушка, почему тёте Капе надо сдавать, а плетёшь ты? — недоумеваю я.

— Да ведь друг другу помогать надо. Ей одной никак не успеть норму выплести.

— А норма — это сколько?

— Чем больше, тем лучше. Но не менее двух десятков. Вот смотри, на подставке, которую зовём пяльцы, лежит подушка, именуемая кутузом. Она набита головицей, то есть головками льна. Вокруг кутуза при помощи булавок закреплён сколок — это картон с будущим узором.

У моей мамы раньше сколки были прорисованы на бересте. Помню, как папа ранней весной ходил в лес. Снимал большие листы коры с берёз. Приносил домой. Кору выпрямлял под гнётом. Мама прорисовывала нужный рисунок. Брала старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и при помощи карандаша соединяла их в рисунок.

Видишь, нити, навитые на палочки — коклюшки, переплетаются между собой, образуя на сколке кружевной узор. Вот теперь давай меряй, сколько метров я выплела?

— А мне непонятно, почему вокруг кутуза?

— Потому что мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка должен совпадать. Кутуз имеет форму цилиндра — или короткого обрубка толстого бревна. Поворачиваем его вокруг своей оси и плетём дальше. Обычно плетутся десятки, то есть длина полоски должна быть ровно десять метров.

Бабушка подаёт мне деревянную палку, которую она называет метром. Мы сначала распустили из моточка узкую кружевную полоску. Взяли кончик, приложили к метру, начали наматывать полоску кружева на метр:

— Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. От десятого витка полоска кружева тянулась к кутузу.

— Вот видишь, меньше метра осталось доплести.

— А давай ты меня научишь плести, и я буду вам с тётей Капой помогать, — говорю я.

— Нет, учиться надо идти к Клавдии, моей сестре. Видишь — я сейчас плету только мерное кружево. Вот такие длинные полоски. Клавдия же плетёт всё.

— Что значит «всё»? — не унимаюсь я.

— Она плетёт сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Мерное кружево измеряется в метрах, а сцепное — в штуках. Сцепное кружево всегда плетётся с помощью вязального крючка, для мерного кружева крючок не нужен.

В детстве и я пробовала, вроде как неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала своё сцепное кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот тебе за твоё усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох и дорого они тогда стоили, эти шапки-то. А у меня особый интерес появился к кружевоплетению. Я даже из-за этого в школу перестала ходить.

Когда вышла за Оликсия замуж, тогда один за другим семеро ребятишек в избе появилось, некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе немного помогаю, и то ладно.

— Ты поговоришь обо мне с сестрой?

— Нет, давай сначала у мамы разрешения попросим, а потом и к Клавдии схожу.

В тот день домой меня нёс счастливый ветер. От нас до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ножки.

Но разговор с мамой не получился. У мамы был свой взгляд на жизнь. Не дослушав меня, она возразила:

— Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты что, как и я, всю жизнь будешь заниматься тяжелой работой? Нет уж. Сейчас хорошо учись, а когда вырастешь, то поезжай в город жить. Там будешь ходить по театрам, по выставочным залам, по музеям. Выйдешь замуж и будешь жить как человек. Не то что я — всю жизнь со скотиной да в навозе вожусь. Стираю, убираю, готовлю, мою посуду, вяжу, вышиваю, некогда газеты и книги читать, не то что в город в театр съездить.

Не могу вспомнить, сколько мне тогда было лет. Но не больше семи точно. Я ещё тогда в школу не ходила. В нашей семье было установлено негласное правило — перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера, не помню. Но помню, как больно было где-то глубоко в груди. Там будто тлел огонёк надежды, а чья-то варварская нога с хрустом растоптала этот уголёчек.

За всю жизнь, пока была жива мама, я больше ни разу не поднимала этот вопрос. Но недавно на меня волной нахлынула ностальгия — по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, шелохнулся уголёчек в груди.

Мамы теперь нет. Запретить никто не сможет. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь? По воле судьбы я с тридцати семи лет сижу в инвалидном кресле. Даже представить не могу, каким образом можно плести кружева, сидя в коляске? Но уголёчек внутри уже полыхал огромным пожарищем.

Попросила подругу, с которой дружим с детства и которая до сих пор ездит на нашу малую родину, чтобы она поспрашивала у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения. Удача улыбнулась не сразу. Наша общая знакомая, тётя Катя Углова, узнав, что я хочу научиться плести кружева, сказала:

— А что? Для Нинушки мне не жалко всё отдать. Пусть с Богом плетёт.

Когда всё оборудование было у меня, подруга спросила:

— Хорошо, у тебя сейчас есть всё, чтобы плести кружева. Но кто тебя научит кружевоплетению?

— Не знаю, — в замешательстве ответила я.

Мне говорили, что в доме народного творчества курсы есть, туда из службы занятости женщин направляют. Но курсы для меня недоступны. Я живу на пятом этаже. Муж и сыновья просто физически не смогут столько раз сносить меня и поднимать обратно, чтобы я посещала занятия.

Но пути судьбы, как в лабиринте, заманчивы и непредсказуемы. И каждый день мне приносят что-то новое. Однажды вечером муж приходит с работы довольный и говорит:

— Мы сегодня ездили в село Архангельское. Не поверишь — я нашёл того, кто тебя научит плести кружева.

На следующий день приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она научила меня плести кружева.

Самым значимым меня остается участие в двух Международных фестивалях кружева «Vita Lace». В 2011 году в Вологде я подарила на тот момент первой леди, Светлане Медведевой, кружевную косынку, которую, сидя в инвалидной коляске, выплела сама долгими, зимними вечерами. А в 2014-м я привезла со второго фестиваля диплом победителя в конкурсе «Мой кружевной наряд».

Надо сказать, что я кружева плету медленно. Потому что кружевницы подставку с кутузом держат ногами и переворачивают ее в зависимости от изгиба узора. У меня ноги не действуют, поэтому кутуз приходится брать в руки и поворачивать. Мои руки во время плетения находятся на весу, поэтому быстро устает спина. Приходится часто отдыхать. Но какое наслаждение я получаю от хрустального звона коклюшек! Неописуемая гордость распирает меня от одной только мысли, что моя детская мечта все-таки осуществилась — я умею плести наши вологодские кружева!

Оцените статью