Как писать стихи — несколько полезных упражнений и советов
Как писать стихи — несколько полезных упражнений и советов.
Анна Туренкова (2006г)
Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.
Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом — это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-
Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-
Вы просто выбираете тему — задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:
«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «
Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут «А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.» Не тревожтесь. Стиль — атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется — он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца — вашего настоящего Я.
Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно — сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия — это ваше!
Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
1. Не начинайте «издалека», пусть первая строчка будет вашей рекламой — старайтесь заинтересовать читателя.
2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была — реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.
3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас — это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
7. Дописывайте до конца. Синдром «последней строчки» знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.
8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия — это другое)
в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
г) Итак. Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично — времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу «фаза напряжения чередуется с фазой расслабления». Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, «детские» или «гуслярские» рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются «на одном дыхании».
-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:
http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори
http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog
(. ) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора — НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.
Швеи чудо-мастерицы. Цикл стихов для детей
ШВЕИ – ЧУДО-МАСТЕРИЦЫ. Цикл
О напёрстках кто всё знает,
Нас «с иголки» одевает,
Знает все журналы мод…
Кто на свете лучше шьёт?
Кто наряды нам рисует,
Нас одеждою балует,
Чтоб блистали ты и я?
Это – мамочка-швея!
Ночью сон видала я:
Будто ночь не ночь – швея.
Сшила мне она наряд –
Звёзды золотом горят.
Платье это синим было,
Цветом, будто из сапфира.
Поясок – посеребрённый,
Звёздно-лунная корона.
Модным платье было очень.
Я – не я – царицей ночи!
Я была Шехерезадой…
И ночные серенады
Пели мне сверчки, цикады.
3. БЛИЗНЯШНАЯ МОДА
Ах, мне сшила бабушка
Из отреза длинного
Самое прекрасное
Платье далматиново:
Белое-пребелое
И в горошки чёрные.
Руки у бабулечки –
Самые проворные!
Вот хожу и радуюсь:
Платье – солнцеклёшное,
Пёс пятнистый рядышком,
Парочка – роскошная!
Мы, друзья близняшные,
Ловим восхищение…
– Ах, спасибо, бабушка,
За твоё умение!
Я художник-костюмер,
Дядя Зайцев – мне в пример:
Модельером буду я.
Знает наша ребятня:
Что у Ани твёрдый нрав…
Буду я, как Вячеслав,
Буду моду я творить –
Людям радость приносить.
И напишут обо мне:
Анна – знатный кутюрье
(Это значит модельер).
А пока я – костюмер,
В детский сад пока хожу,
Но мечтою дорожу.
Всем я твёрдо обещаю,
Что мечту – не променяю!
5. ОЗОРНАЯ МАСТЕРИЦА
Наша младшая сестрица –
Озорная мастерица.
Гольфы в сетку увидала,
Вмиг желанье загадала:
– Вот хочу такие тоже!
Инструмент мне в том поможет…
Быстро ножницы достала –
И колготки искромсала.
Ходит модная. Кокетка!
Пусть не гольфы, всё же – сетка:
На колготках всюду дыры,
На полу – везде пунктиры –
Тут и там колгот обрезки…
Мода – повод очень веский.
Но дедуля увидал –
Рассмеялся и сказал:
– Это ж кто твои колготки
Так жестоко расстрелял?!
То ли моль уж террористка,
То ли внучка – юмористка!
А бабуля подыграла.
– Террористку я видала:
Тут голодная недавно
Эта вредина летала.
Моль ужасно обнаглела –
Ишь, колготки все изъела!
… Вдруг сестрица разрыдалась
И во всём сама призналась.
– Хватит шуток, надоело!
Я быть модною хотела!
6. ХВАСТЛИВЫЙ САРАФАНЧИК
У меня есть сарафанчик:
Пуговки и лямочки,
И кармашек впереди
Мне пришила мамочка,
Чтоб платочек и конфетки
Я могла туда сложить.
Сарафан, подарок мамин,
Буду с радостью носить!
Булавки разные бывают.
Об этом все портнихи знают,
Что есть обычная, простая,
Булавка одностержневая.
Она с гвоздём по виду схожа
И у неё есть шляпка тоже,
Она опасна, как иголка,
Ведь кончик ножки очень колкий.
Но знают швеи-мастерицы,
Что у булавок есть сестрицы,
Что в примененье безопасны –
И этим качеством прекрасны.
На вид, как сжатые подковы,
Но остриё их не сурово:
Под крышкой-шляпкою таится,
Чтоб нам от боли не кривиться.
И знают многие земляне:
Булавки эти – англичане,
С миролюбивым нравом тоже,
И потому на них похожи.
8. ПАЛЬЧИКОВАЯ ЗАГАДКА
Хочешь верь, а хочешь нет,
Есть у нас бронежилет:
Он спасёт от боли колкой,
Если встретимся с иголкой!
Кто же пальчикам спаситель,
Верный наш телохранитель?
9. НОЖНИЦЫ
(Загадка обычная №1)
Их две половинки
ОстрЫ, словно шпаги,
Они друг без дружки
Не сделают шагу.
Но вместе, обнявшись,
Сдружившись навечно,
Спешат помогать нам
Во всём бесконечно:
И ткань раскроЯт,
И любые бумаги –
Разрежут, что хочешь,
Стальные две шпаги.
Что это?
10. НОЖНИЦЫ
(Загадка обычная №2)
Этот клюв, в один присест,
Разгрызает листьев кучи.
Разгрызает, но не ест –
Аппетит его не злючий.
Очень острый клюв стальной,
Для него футляр есть – ножны.
Извещает всех портной:
Будьте с клювом осторожны!
Что это за предмет?
(НОЖНИЦЫ)
11. НОЖНИЦЫ
(Загадка обычная № 3)
Что за предмет очень важный такой,
Нужен повсюду друг этот стальной.
Верный помощник он каждой швее –
Есть непременно в любом ателье:
Чтоб раскроить платье или жилет
Нужен в помощники этот предмет.
Что это?
(НОЖНИЦЫ)
12. НОЖНИЦЫ
(Загадка обычная № 4)
Что за птицы такие
В каждом доме живут.
С них певцы – никакие,
Но повсюду их чтут.
Перьев нет и в помине
И пушка тоже нет.
Продают в магазине,
Где тетрадь и планшет,
Где точилка и ластик,
Пластилин и пенал.
Тело птичкино – пластик,
Клюв – стальной, что кинжал.
Что это?
(НОЖНИЦЫ)
13. КРУЖЕВА
(Загадка обычная №1)
Украшением одежды
Это было с давних дней,
На Руси плели их прежде
Девы множества семей:
Средь имущества невесты –
Как приданое. Вот так,
Вот такое «тили-тесто»,
Подтверждённый, кстати, факт!
Что это?
(КРУЖЕВА)
14. КРУЖЕВА
(Загадка «Доскажи словечко №2»)
Они прекрасные,
Как сада вешний цвет,
И в них когда-то
Выходили дамы в свет.
И до сих пор они
Пестрят в журналах мод,
Невеста замуж в них,
Ажурная, идёт.
О чём же речь моя,
Народная молва?
Известно, манят нас
Ажуром.
(КРУЖЕВА!)
15. КРУЖЕВА
(Загадка «Доскажи словечко №1»)
Коль одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ:
Например, украсьте платье,
Вы обшейте рукава.
А для этого занятья
Вам помогут.
(КРУЖЕВА!)
16. КРУЖЕВО
(Обычная загадка 2)
Украшением нарядов
Благородных королей
Это славится изделье –
С давних пор до наших дней.
Много люди мастерили,
Применяли тут и там:
Украшением на книги,
На зонты вельможных дам;
Украшают повсеместно:
Простынь, скатерть, абажур.
Ценность этого изделья –
Вязь плетённая, ажур!
Что это?
(КРУЖЕВО)
17. КРУЖЕВА
(Загадка «Доскажи словечко» №3)
Задам загадку –
Ты, попробуй, дай ответ:
В чём главных модниц
Кроется секрет?
Наряд красИвей,
Безусловно, раза в два,
Когда ажуром
Платье красят.
(КРУЖЕВА!)
18. КРУЖЕВА
(Загадка «Доскажи словечко» № 4)
С ними всё подобно чуду,
Ведь краса по сердцу людям,
Потому всегда ценили,
Да к придАному ложили.
Королей в них наряжали.
Гимназисток обшивали,
Пришивая к рукавам…
Слава белым …
(КРУЖЕВАМ!)
19. БУЛАВКА
(Загадка «Доскажи словечко»)
Чтоб нарядным был жених,
Мы один добавим штрих:
Бутоньерку* прикрепим –
Смокинг** так преобразим.
Но, чтоб этому случиться,
Нам нужна одна вещица.
– Кто она? Стройна, как травка,
Остроносая.
(БУЛАВКА!)
_______________________________
*Бутоньерка – небольшой букетик.
**Смокинг – пиджак.
20. БУЛАВКА
(Загадка обычная № 1)
Чтобы ленту иль букет
Приколоть куда-то,
Нужен острый сей предмет.
– Что это, ребята?
(БУЛАВКА)
21. БУЛАВКА
(Загадка обычная № 2)
Похожа на иголку –
Такая ж, с острым носом.
Собой напоминает
Железный знак вопроса,
Иль с бусинкой цветною,
Иль гвоздиком головка.
Георгиевскую ленту
Она приколет ловко.
(БУЛАВКА)
22. ИГОЛКИ
(Загадка «Доскажи словечко»)
У булавок есть сестрицы,
В рукоделье – мастерицы:
И зашьют, и вышьют с толком,
А зовут сестриц – .
(ИГОЛКИ!)
23. ИГОЛЬНИЦА
(Загадка «Доскажи словечко»)
В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие .
(ИГОЛЬНИЦЫ!)
24. НАПЁРСТОК
(Загадка обычная №1)
С виду он – колпак для гнома,
Что у каждого есть дома:
Пальцы мамины спасает,
От иголки защищает.
Что это?
(НАПЁРСТОК)
25. НАПЁРСТОК
(Загадка обычная №2)
То ль колпак, то ль колокольчик,
Только очень маленький.
От проколов пальца кончик
Он спасёт, удаленький.
Что это?
(НАПЁРСТОК)
26. НАПЁРСТОК
(Загадка обычная №3)
Головной убор для пальца,
От лихой судьбы страдальца
Он его убережёт,
От иголок злых спасёт.
(НАПЁРСТОК)
27. МАНЕКЕН (Загадка обычная)
Кукла для примерки
Или для показа,
Что портному в помощь –
Рад ей модельер.
Кто она такая?
Вот, в подсказку, фраза:
Скрасит в магазине
Кукла интерьер!
Что это?
(МАНЕКЕН)
28. МАНЕКЕН
(Загадка № 1 «Доскажи словечко»)
Швейный мастер, кутюрье,
Шьёт одежду в ателье.
А ему к показу мод
Нужен кто-то круглый год,
Кто согласен без конца
Быть моделью для творца.
Скромно он стоит у стен –
Из пластмассы.
(МАНЕКЕН!)
29. МАНЕКЕН
(Загадка № 2 «Доскажи словечко»)
Средь крупных окон, на витринах,
И в ателье, и в магазинах
Застыли люди напоказ –
Большие куклы из пластмасс.
Для них витрина – вечный плен.
Но с этим свыкся.
(МАНЕКЕН!)
30. НИТКА
(Загадка «Доскажи словечко»)
Без неё иголке грустно –
День бесцветный, захолустный.
Жить без вышивки уныло:
Время будто бы застыло.
Каждый день подобен пытке,
Если нет подруги – .
(НИТКИ!)
31. НИТКИ
(Загадка обычная)
В каждом доме есть иголка,
У иголки – есть подружки,
Что живут на швейной полке,
На пластмассовых катушках.
. Что же это за девчушки?
(НИТКИ)
32. БУДЬ С МЕЧТАМИ ОСТОРОЖНЕЙ!
Что сегодня начудила
Фея ножниц, дочь-копирка*:
Сарафанчик раскроила –
Появилась в шторах дырка!
Может, это только шалость?
Ну, а может и призванье…
Разозлила старших малость,
Получила наказанье.
– Стой в углу, реви, портниха,
Будь с мечтами осторожней:
Знай, порой – приносят лихо…
Путь в профессию – он сложный.
Я мечтаю быть пожарным,
Но, смотри, не поджигаю…
Может быть огонь коварным –
Это я с рожденья знаю!
…Пояснял так брат сестрице,
Говоря о послушанье.
– Ты, конечно, мастерица,
Я хвалю твоё призванье.
Не суди-ка взрослых строго:
Шторам тоже ведь досталось.
Потерпи… Всего немного
До взросления осталась!
_________________________________________________
*Копирка – копировальная бумага, а также человек,
который повторяет чьи-то действия.