Китайская вышивка шелковыми нитками
Китай — родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку — самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.
Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в аристократических семьях.
Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».
История вышивки в Китае
Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.
Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.
Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».
В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек обучали вышиванию. В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.
Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.
Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.
Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.
Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.
Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.
В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.
Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.
Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.
Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.
Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.
Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.
Китайская вышивка шелком – цвета и символы
В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.
Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:
Белый — олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный — символы огня, счастья, радости;
Желтый — символы земли, власти;
Черный — символ воды, вечности, пространства.
А любимыми изображениями считаются:
Рыбы – символ успеха;
Бабочки — символ радости, счастья;
Птицы — символ свободы и радости.
Сливы, персики — символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса — символ верности.
Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.
Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.
В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.
Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.
Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.
Вышивка картин шелковыми нитями на шелке
Создание картин из шелковых нитей — чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.
Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.
Китайская вышивка шелком по шелку
Китайская вышивка относится к числу основных ремесел, которыми знаменита эта страна. Мастера из провинции Сучжоу вывели это занятие на уровень настоящего искусства, внедряя сложные в исполнении техники и многодетальные узоры.
В качестве основы они используют тонкое полупрозрачное шелковое полотно.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Искусство китайской вышивки шелком по шелку
История развития ремесла в Китае начинается примерно за тысячу лет до нашей эры. Первоначально оно было прерогативой верхушки общества, но со временем вышивкой стали заниматься и другие слои населения. Использовались основа и нити из хлопка, шелка, шерсти. Для разных местностей были характерны специфичные композиции и узоры.
Вышивка по шелку с применением большого числа нитей (сотня и более) требует особенно высокого уровня мастерства и является наиболее дорогостоящей. Она появилась в провинции Сучжоу. Сейчас там действует институт, обучающий этому искусству, задействуя техники, выдержавшие проверку сотнями и тысячами лет. Для работы используются нити из натурального шелка, подвергаемые ручному крашению целенаправленно под конкретную картину. В ХХ веке в полотна китайских мастеров стали вводиться сюжеты и образы, характерные для западной цивилизации. На создание одной работы может уходить несколько месяцев или даже лет.
Китайская вышивка гладью может хорошо передавать игру света, что связано со способностью нескрученной нити преломлять лучи. Часто встречаются работы, имитирующие явление люминесценции. Особенно высокий уровень техники требуется для создания полотен с эффектом трехмерного изображения, достигаемого плотным прилеганием элементов друг к другу. Подобные методы хорошо подходят для запечатления таких «трудных» явлений, как пушистость животного и рябь на поверхности водоема.
Еще одно примечательное направление в вышивке – картина с двумя сторонами. На лицевой стороне такого полотна зритель видит, к примеру, витиеватый растительный узор, на изнаночной – птиц или черепах. Нитки, формирующие два рисунка, перекрываются, и при взгляде на один из них невозможно предположить, что из себя будет представлять второй. Обе стороны воспринимаются, как лицевые. Мастера, владеющие этой техникой, умеют очень искусно маскировать узлы.
В отличие от односторонних работ, такие произведения искусства не вешают на стену. Картина может быть вмонтирована в рамку из стекла и размещена вертикально, чтобы для обзора были доступны обе стороны. Используемые для создания узоров нитки не склонны к выцветанию: сочность цветов сохраняется десятками лет. В семье такие работы переходят по наследству.
Изображаемые на картинах живые существа и растения традиционно наделены символическими значениями. Например, черепаха обозначает вечность, поэтому это животное или узор на его панцире переносили на вышивку, надеясь обрести долголетие. Подобным смыслом наделяли и изображения бамбуковых стеблей и журавлей. Это связано с большой продолжительностью их жизни. Бамбук также считается символом силы, жизненной стойкости, здоровья. Распространение капитализма в китайском обществе привело к появлению растений, ассоциирующихся с урожайностью, богатством и славой. Сюда относятся гранатовые плоды, сосна, пион. Утки-мандаринки стали символизировать любовь.
Помимо растений и животных, в вышитых орнаментах есть ряд распространенных образов, связанных с силами природы и окружающей средой. К примеру, огонь ассоциируется с остроумием, а гора – с центром вселенной. Помещенные в круг или многоугольник водоросли символизируют чистоту природы.
В европейском искусстве (в том числе моде) встречается заимствование элементов культуры средневекового Китая. Сюда относится и вышивка шелком, которую применяют не только для создания картин. Техника широко используется для декорирования одежды и предметов интерьера. Вышивкой украшают платья, блузы (покрой которых также вдохновлен традициями Китая) и другие вещи. Часто орнаменты применяются в декоре обычной одежды, созданной по европейским фасонам, для придания большей эстетической утонченности.
Сюжетно-образный аспект у западных дизайнеров нередко принимает более привычный для местной публики вид, обходясь без мифологических животных (драконы, птица фэнхуан и т.д.) и иероглифических надписей. Очень распространены стилизованные растительные мотивы – бамбук, персиковые деревья, магнолия.
Еще одна сфера использования шелковых орнаментов – отделка аксессуаров и предметов домашнего интерьера. Узор и стилистика подбираются в соответствии с особенностями основы. К примеру, на сумках вышивают яркими нитками изображения с крупноразмерными деталями. Проявляют интерес к китайским орнаментам и европейские дома высокой моды. Иногда на показах можно встретить моделей, представляющих одежду, украшенную такой вышивкой.
При желании сделать вещь с китайским орнаментом можно приобрести один из специальных рукодельных наборов. Схемы в них представляют собой растительные и иные узоры в характерной стилистике. Следует учитывать, что шелковые нити и ткани отличаются капризностью, работа с ними требует внимательного и бережного подхода.
Техники и стили
Предпочитаемые орнаменты и цветовые решения варьируются в зависимости от региона. На основании этого принято выделять четыре главные школы, каждая из которых характеризуется собственным стилем работы.
- Школа Юэ, берущая начало на территории, в колониальный период именовавшейся Кантоном. Одна из ее особенностей – использование ярких чистых цветов (насыщенного синего, золотистого и т.д.) и обилие контрастов. Очень распространенным мотивом являются изображения птиц. Они встречаются одиночно и в виде больших скоплений, насчитывающих сотни особей. Иногда птицы имеют длинные сверкающие хвосты. Используются в картинах и настоящие перья. Другие популярные изображения – омары, рыбки, цветочные композиции, растения (например, бергамот). В отличие от других направлений, эффект трехмерности для работ Юэ нехарактерен.
- Школа Сян, названная в честь реки, текущей на территории провинции Хунань. Основные особенности – крупногабаритные изображения (особенно часто встречаются большие кошки и птицы), мягкая гладкая поверхность, размер стежков как средство акцентирования. Часто узор наносится на обе стороны ткани, благодаря чему вышитую одежду можно носить изнанкой наружу.
- Школа Шу, появившаяся в провинции Сычуань. Первые сведения о работах в этом стиле относятся ко временам, когда вещи с вышивкой были роскошью и имелись только в домах монарших особ. Во времена правления династии Цин мастерство получило широкое распространение. В отличие от некоторых других школ, тяготевших к сочным ярким цветам, здесь используются решения, соответствующие окраске изображаемых объектов в реальности. Еще одна особенность – применение нитей разной толщины и специальное изменение этого параметра для достижения художественных эффектов. Изображаются обычно пейзажи и фольклорные сюжеты. Часто можно встретить на полотнах панд и карпов, которые в изобилии обитали в этой местности. Такой вышивкой часто оформляют платочки, скатерти, постельное белье.
- Школа Су, чье название происходит от южного поселения Сучжоу. Ее изделия отличаются высокой детализацией и тщательностью проработки. Часто в композициях использовались растительные мотивы, особенно цветы и деревья. Их изображения на полотнах обладают высокой реалистичностью. К техническим особенностям относятся большая плотность рисунка и плавность переходов оттенков. Линии отличаются тонкостью и аккуратностью. В этой технике выполняются и двусторонние картины. Смешение нитей позволяет достичь богатства оттенков.
В ХХ веке стали появляться новые стили работы. Во многом это связано с переработкой мастерами явлений европейской культуры. К примеру, в 1930-е годы Ян Шоуюй придумал технику произвольного стежка. Метод позволил творчески использовать наложение вышитых слоев, чтобы получить тот или иной художественный эффект. Для работы этим способом требуется еще большая усидчивость. Вместе с тем, он позволяет сделать изображения на полотнах более живыми, а цвета – глубокими. Появление новых направлений дало возможность реалистичного воспроизведения на вышиваемых полотнах фотографических и живописных произведений европейского искусства.