- Почему украинцы носят вышиванки, а русские косоворотки — нет?
- Вышиванка и ее особенности
- Характерные черты
- Отношение украинцев к вышиванке сегодня
- Русская косоворотка и ее своеобразие
- Особенности кроя
- Ткань
- Кто носил косоворотку
- Косоворотка в наше время
- Есть ли будущее у косоворотки?
- Преимущество современных косовороток
- Косоворотка и вышиванка: как различить
- Что такое русская косоворотка?
- История вышиванок
- Национальные особенности
- Какой символизм несет украинский национальный костюм
- Украинский народный костюм
- Распределение традиционных нарядов по регионам Украины
- Особенности поясной одежды
- Верхняя одежда украинцев
- Головные уборы украинцев
- Обувь украинского народа
- Символика украинских народных костюмов
- Традиционные вышивки украинского народа
Почему украинцы носят вышиванки, а русские косоворотки — нет?
То, что исторически славянские народы близки, известно всем. У наших народов много общего в привычках, обычаях, у нас общее прошлое и традиции. И в народных костюмах много близких деталей. Например, вышитые рубахи, ставшие яркой деталью национального наряда. В русском народном костюме их называют косоворотками, а в украинском — вышиванками. Об их прошлом и настоящем мы и расскажем.
Вышиванка и ее особенности
Этим словом называют вышитую традиционную рубаху восточных славян. Многие знают, что такой атрибут народной одежды получил широкое распространение на Украине. Поэтому считают рубаху элементом украинской народной одежды. Это не совсем правильно.
Справка! Рубахи, украшенные народной вышивкой (вышиванки) есть и у белорусов, у поляков, у русских и других народностей.
Характерные черты
- Традиционная украинская рубаха-вышиванка имеет симметричный вырез посреди горловины. Может иметь воротник-стойку, завязывающуюся витым шнурком с кисточками, или простой разрез.
- Горловина, плечи, края рукавов, локтевой сгиб расшиты всевозможными орнаментами и узорами. В отделке участвуют различные цвета, но преобладают красный, синий и черный. Цвет ткани, чаще всего, белый.
- Изображения и рисунки очень разнообразны. Это и символические узоры славянской мифологии — свастики, кресты, круги, ромбы, символы солнца, звезды, снежинки. Используются растительные узоры — виноградные листья, маки, дубовые листья, хмель, барвинок и другие. Популярны изображения животных, птиц и насекомых — петухи, голуби, бабочки, кони, волки, зайцы.
- Практически каждая вышивка неповторима и оригинальна. Любая вышивальщица имеет свой стиль и предпочтения. Каждая работа – произведение искусства.
Отношение украинцев к вышиванке сегодня
На Украине вышиванкой считаются не только вышитые вокруг горловины мужские рубахи, но и другие предметы гардероба с традиционной вышивкой — блузы, платья, юбки, шарфы, головные уборы, футболки и верхняя одежда.
Во время оранжевой революции украинская вышиванка стала очень популярной. Такие дизайнеры, как Джон Гальяно и Валентино, представили коллекции одежды, мотивы которых были навеяны украинской традицией вышиванок. Многие звезды мировой величины не стесняются носить такие рубашки и блузки.
Интересный факт! Мадонна, Мила Кунис, Дита фон Тиз, Сандра Буллок очень любят щеголять в вышиванках.
Глядя на фото современных вышиванок, хочется носить такую одежду. Красивые блузы из натуральных тканей, украшенные самобытной вышивкой, выглядят очень женственно и нежно даже с джинсами. Платья с вышивкой вокруг горловины и с расшитым поясом украсят гардероб любой модницы.
Футболки-вышиванки носят парни и девушки, это не уменьшает их «продвинутости». Мужские вышиванки, надетые под брюки и пиджак, совершенно не делают мужчину «селюком».
Важно! Этот расшитый вид одежды именно на Украине получил в последние годы наивысшую популярность как современный и актуальный модный тренд.
Русская косоворотка и ее своеобразие
Косоворотка — это традиционная русская мужская рубаха.
Особенности кроя
Она отличается от вышиванки конструкцией ворота. Он расположен не симметрично, а сбоку на груди, чаще всего слева.
Важно! Исследователи народного костюма считают, что это сделано специально, чтобы шнурок с нательным крестиком не мешал работе и не выпадал.
Ткань
В отличие от вышиванки, которая может быть и мужской, и женской, косоворотка — исконно мужская рубаха. Ее шили из разных тканей: полотна, хлопка, льна, шелка или атласа, в зависимости от положения в обществе, сословия и доходов.
Косоворотка могла иметь вышитый узор, но он не был обязательным. Рубахи шили из цветных тканей, полотен с различным тиснением, с узором в полосочку и клеточку и т.п.
Как и в случае с вышиванкой, отделка русской косоворотки также имела символическое «обережное» и эстетическое значение. При вышивании использовались те же славянские символы — солнце, языческие божества, растительные орнаменты, изображения птиц и животных.
Важно! Косоворотки, сшитые из красного полотна, считались оберегами от злых сил.
Кто носил косоворотку
Косоворотка одевалась навыпуск, подпоясывалась поясом-шнурком, с кисточками. Узел располагался слева. Разнообразие и богатство отделки зависело от назначения косоворотки. Она была повседневной, покосницей, праздничной, свадебной или похоронной.
- Полотняную рубаху с косым воротом носили русские солдаты в качестве нижнего белья.
- Самое большое распространение этих рубах в обществе пришлось на XIX век, когда она стала основой любого костюма. Их носили с жилетом.
Интересный факт! В 1880 году косоворотка легла в основу создания всем знакомой гимнастерки.
- До сегодняшнего дня рубахи с косым воротом являются излюбленным видом одежды казаков.
Косоворотка в наше время
Востребованная в прошлом, сегодня косоворотка не так популярна. Если в вышиванках приходят на выпускные вечера, носят с официальным костюмом, используют в повседневном гардеробе, про косоворотку этого сказать нельзя.
Почему? Ответить на этот вопрос не так просто. Почему-то у многих наших соотечественников сложилось представление, что народная одежда — это слишком просто, даже примитивно.
Есть ли будущее у косоворотки?
Хочется думать, что так будет не всегда. И россияне когда-то будут с гордостью надевать косоворотки, как сегодня это делают украинцы в вышиванках.
И оптимизм наш имеет свои причины.
- Косоворотка все чаще становится источником вдохновения для знаменитых дизайнеров и является «гвоздем» модных показов. Этот атрибут национального одеяния воссоздает не только необычный и колоритный образ, но и выражает уважение к исконным русским корням, традициям и богатейшей истории.
- Современные косоворотки шьют из натуральных материалов, украшают вышивкой, тесьмой, шнурками, разноцветными полосками материи и аппликацией.
- Очень популярны в последние годы кожаные и замшевые косоворотки. Они аутентичны, красивы, неповторимы и, кроме того, выполняют мощную защитную функцию. Подобную одежду невозможно найти ни в одной другой стране.
Интересный факт! Существует версия, что куртка-косуха, авторство создания которой приписывают братьям Шот — Ирвину и Джеку, иммигрантам из России, была подсмотрена не только у авиаторов. На мысль о застежке «на косую» их навела рубаха косоворотка. Правда, мужской вариант такой куртки застегивается к правому плечу.
Преимущество современных косовороток
Быстро растущая популярность косоворотки объясняется такими качествами.
- Простота покроя, не стесняющая движений.
- Использование экологически чистых природных материалов;
- Красивый современный декор и оформление;
- Универсальность: современные вариации этих рубах дают возможность комбинировать их с джинсами, костюмом, одевать на все случаи жизни.
Важно! Современные образцы одежды, созданные по мотивам народного костюма, являются яркими и самобытными. Этностиль вносит в любой элемент гардероба уникальность и особый колорит.
Нынешняя мода не обошла своим вниманием и косоворотку с вышиванкой, которые имеют общие славянские корни. Выбирая и надевая эти предметы национального наряда, мы не просто отдаем дань моде или вносим в свой гардероб неповторимую «изюминку», но и выражаем свою принадлежность к богатой славянской истории, культуре и её традициям.
Косоворотка и вышиванка: как различить
Косоворотка и вышиванка обе представляют собой вид национальной одежды. Первая – русской, вторая – украинской. А какие различия существуют между ними?
Что такое русская косоворотка?
Косоворотка – это мужская рубаха с косым воротом, то есть разрез с застежкой у нее сбоку, а не посередине, как у большинства обычных рубашек. По версии академика Д.С. Лихачева, такой покрой был придуман специально, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.
Первые изображения рубахи с такой застежкой относятся к XV веку. Носили их как в качестве повседневных рубах, так и нижнего солдатского белья. В зависимости от богатства отделки косоворотки делились на «рабочие» и «праздничные». На людях их надевали навыпуск с поясом.
Кто победнее, носил простые полотняные косоворотки, кто побогаче – из шелка или атласа. Иногда рубахи расшивали по рукавам, подолу и вороту. В присутственных местах поверх косоворотки часто надевали жилет.
История вышиванок
Вышиванкой в принципе можно назвать любую рубаху с вышивкой. Но только на Украине, пожалуй, такая рубашка превратилась в национальный символ.
Когда именно появились вышиванки, сказать сложно. Само искусство вышивки у славян уходит корнями еще в первобытные времена, что подтверждают археологические раскопки.
На Украине вышиванки изготавливали из самодельного полотна, которое ткали на станке. Носили их как мужчины, так и женщины. На рубеже XIX и XX веков украинцы начали носить вышиванки в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на вышитые рубашки в советских республиках пришелся на 20-30-е годы. В УССР их надевали по торжественным случаям и простые граждане, и партийные руководители.
Вторая волна популярности вышиванок возникла во второй половине 50-х – начале 60-х годов. Это связывают с правлением Никиты Хрущева, который питал слабость к украинской национальной одежде и часто появлялся в вышитых рубашках на публике. Его примеру стали следовать и другие должностные лица.
После отстранения Хрущева от власти популярность вышиванок постепенно сошла на нет. В основном их использовали как элемент украинского национального наряда в музыкальном и театральном искусстве. Мода на вышитые рубашки вернулась к украинцам в эпоху перестройки. После Оранжевой революции носить вышиванки стали некоторые чиновники и депутаты. Сейчас людей в вышиванках часто можно встретить на митингах и демонстрациях, их надевают на свадьбы и различные молодежные мероприятия.
Национальные особенности
Косоворотки отличаются от вышиванок в первую очередь характером вышивки. Так, у мужских рубах нередко вообще отсутствует вышивка, либо она присутствует только в районе разреза. У украинских рубах и сорочек вышивка сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов. У женских рубашек – богатая вышивка внизу по подолу. Чаще всего это различные растительные и животные мотивы — калина, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птицы, а также сакральные символы Воды, Земли и Солнца. Распространены геометрические мотивы – ромбы, розетки, звезды. Цветовая гамма – довольно контрастная, чаще всего это сочетание красного и черного цветов.
Русские рубахи как часть национального костюма (а чаще всего вышивкой на Руси украшали именно косоворотки) отличаются более богатыми узорами – вдоль ворота можно увидеть широкие полосы геометрического орнамента, а на рукавах – роскошные декоративные элементы.
В русской вышивке распространены отсылки к народным сказкам. Здесь можно встретить рисунки в виде фантастических существ, людей, животных. Черного цвета мало, преобладает цвет неба — голубой.
Вышиванка распространена и в Беларуси. В отличие от украинской, белорусскую вышиванку отличает более строгий орнамент, чаще всего геометрический. Основные цвета – красный, черный, темно-синий.
Так что различия между русской косовороткой и украинской или белорусской вышиванкой довольно существенные. Специалисты способны по виду рубахи практически безошибочно определить, в каком регионе та была изготовлена.
Какой символизм несет украинский национальный костюм
Традиционные украинские мужские костюмы обладают немалым сходством с иной восточнославянской одеждой. В их основу входят рубахи, сшитые из конопляных либо льняных полотен, а также шерстяные или суконные штаны. Рубахи, надеваемые на тело, нередко служили в качестве верхней одежды. Отличительными особенностями мужских украинских рубах является наличие переднего разреза (пазушки), украшенного вышивкой.
Конструкционно вороты рубах могут быть стоячими, с отложными воротниками либо без воротников. Рубахи в таких случаях собираются в сборках, обшиваются с помощью тесьмы или узких полосок материи. Таким образом получаются низкие стоячие воротники, которые пришиваются к воротам рубах снизу. Были у украинской мужской одежды и широкие отложные воротники.
Рубахи застегиваются или завязываются у ворот пуговицами или тесемками. Мужчины носят рубахи, заправленные в штаны. В покроях рубах все восточнославянские народы делали вставки в области подмышек трех- четырехугольными кусками материи. Плечи украинских рубах украшали нашивками типа погон или вышитых вставок – «уставок».
Украинский народный костюм
Штаны закреплялись на теле при помощи шнурков или ремней, которые носились с пряжками. Казацкие штаны были очень широкими. Между штанинами вшивали прямоугольные куски ткани с пришитым снизу ромбоидом, они были так широки, что получалось сходство с формой мешка. Материалом для штанов служил холст или сукно.
У украинок женский народный костюм обладал множеством местных вариантов. Особенности этнографии в исторических, культурных районах Украины, отражались в одежде, крое, некоторых элементах традиционной одежды, способах ее ношения, расцветке, декоре, а также украшениях.
Распределение традиционных нарядов по регионам Украины
Основными отличиями традиционных нарядов, которые представлены в Украине, можно считать:
- Архаичность элементов одежды больше всего сохранялась в районах Полесья;
- Классическую украинскую одежду можно было найти в Среднем Приднепровье;
- На юге встречалось влияние традиционных костюмов разных народов;
- В Подолье отмечались этнокультурные связи украинцев и молдаван;
- На северо-западе отмечалась связь с Польшей;
- Особенную и колоритную одежду носили украинские горцы.
Как бы то ни было, но традиционную одежду украинцев, как полностью сложившуюся, этнографы относят к XVI-XVIII векам.
Наиболее распространенны традиционные украинские костюмы были в районе Среднего Поднепровья, а также немного в Полесье, Слобожанщине и Подолье. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. В основе украинских женских костюмов были рубашки — кошули, сорочки. Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей.
У горцев, бойков и лемков рубахи также были из двух частей, каждая из которых надевалась раздельно. Встречались и цельные рубахи, собственно они и были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке.
Рубахи могли шиться с воротами, а также без них. Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных — с воротниками, чаще — отложными.
Отличительной особенностью украинских женских рубах было украшение подола, каймы рубашек вышивками, видневшимися под верхней одеждой. Кроме того, украшения были и на рукавах рубах, в особенности там, где рукав соединялся с плечом. У широких рукавов рубашек окончания были в виде манжет на запястьях.
Особенности поясной одежды
Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд (понев) связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий.
Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды:
- Повседневные без рисунков — запаски;
- Дерги;
- Праздничные наряды с крупными клетками — плахты.
Дерги — это три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений.
Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными.
Плахты в качестве праздничной одежды изготовливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи.
Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки,. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей».
Верхняя одежда украинцев
В верхней одежде украинцев царило разнообразие, связанное с покроем и названиями.
История моды выделяет четыре вида такой одежды:
- Прямоспинную типа плащей, рубах или халатов. Плащами были чуги, чугаи, чугани, которые были распространены у западников. Чуги едва набрасывались на плечи и не надевались в рукава. Сами рукава порой зашивались внизу. Таким образом, их использовали в качестве карманов или сумок;
- Формы плащей мант или гуглей у гуцулов походили на большие мешки, открытые с одной длинной стороны. Капюшоном было днище мешка, который закреплялся на плечах при помощи специальных шнурков. В начале XX века манты служили только как обрядовая одежда для невест при венчании;
- К халатообразной одежде относились кобеняки, киреи, сиряки. Носили свиты с кобеняками. Стовбоватые свиты надевали сверху шуб, и шили из сукна главным образом серых цветов. Пришитые к ним капюшоны видлогы, кобки, каптуры, бородицы, шаньки, богородицы обладали формой мешков с закругленным днищем и отверстиями для глаз;
- Широко распространенными покроями верхней одежды у украинцев были клинообразные силуэты. Так, клинья вшивали позади с боков ниже талии. Острые концы клиньев доходили до пояса, а основания оказывались в районе подола. По таким же образцам шили свиты, сираки, куцинки и гуни;
- Отрезанную по талии верхнюю одежду. При этом нижние части собирались в крупные складки, либо в мелкие сборки, после чего пришивались к верхним частям. Так шились свиты, кожушины (шубы), кирсетки — женские жакеты без рукавов.
В последнем случае сборки делали по всей талии. Такими видами одежды были чемеры, чемерки, чамарки.
Одним из обязательных атрибутов в одежде украинского народа считался пояс. Согласно восточнославянской мифологии пояса выступали в качестве оберегов, он защищали тело. Талию обматывали трех-, четырехметровыми поясами несколько раз, а концы, заканчивающиеся кистями, отпускали ниже колен. Одно время популярными были персидские пояса из шелка, а невесты подпоясывались вышитыми полотенцами — рушниками.
Головные уборы украинцев
Головные уборы украинских мужчин были самыми разнообразными. Это отражалось в формах, материалах и названиях. Популярными формами были конусы, цилиндры, а также полукруг. Встречались меховые, шерстяные, а также головные уборы из сукна. Например, были высокие барашковые шапки (кучмы), зимние шапки с вытянутыми наушниками (треухи, малахаи), войлочные и соломенные шляпы (брыли). В конце XIX столетия начали носить получившие широкое распространение картузы с кепками.
В женских головных уборах также присутствовало большое разнообразие, в том числе и по их предназначению. Один из самых популярных головных уборов, которым пользовались замужние женщины, — четырехугольный платок. Историческое начало он берет от головных покрывал — длинных полотен, которые завязывались сзади, выпуская края по спине. Подобные головные уборы сохранились на западе Украины. Головные уборы типа кибалок, хомевок, хомлей в своих простейших формах обладали видом обручей или дуг, обращенных назад. На них женщины закручивали волосы. Кибалки служили каркасом для верхних головных уборов.
Упрощенными вариантами головных уборов украинок были мягкие легкие шапочки (очипки, чепцы, чепчики), которые завязывались шнурками, продернутыми через подшивки. Шились чепцы из кусков тонкой ткани разных цветов с поперечным подрезом на лбу. Подрезы делались так, чтобы надо лбом образовывалось что-то типа мелких сборок, при этом материал на лбу оставался гладким. На затылках закладывались рубцы, сквозь которые продевались шнурки. Праздничные чепцы шились из парчи золотого или серебряного цветов.
Всемирно известные во все времена девичьи венки из искусственных и живых цветов с лентами, были весьма популярными в Украине. К таким девичьим головным уборам не предъявлялись требования о закрытии головы и косы. Кстати, косы были основными прическами украинских девушек. Девушки плели волосы в одну-две косы, обвивали вокруг головы и повязывали пестрыми повязками, украшенными бисером.
Обувь украинского народа
Обувь украинского народа для обоих полов делали из кожи. Ее сначала не сшивали, а складывали, пытались морщить, после чего привязывали к ногам длинными веревками. Отсюда их название — морщуны, морщенцы, постолы, ходаки. В кожаной обуви с высокими голенищ отсутствовали каблуки. Порой каблуки заменялись небольшими железными подковками на пятках.
С середины XIX столетия преобладали особые сапоги, так называемая выворотная обувь. Подметки пришивались к сапогам изнутри, а сапоги целиком смачивались водой и выворачивались.
Символика украинских народных костюмов
В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви.
Особыми магическими силами, как было принято считать, владели предметы, собственноручно сделанные к тем или иным обрядам. Так, например, девушки обязательно должны были шить своим женихам вышитые сорочки. Символической значимостью обладали и непременные дары, например, сапоги, изготовленные зятем для тещи.
Обрядовые функции, кроме стиля в одежде, проявлялась в некой специфичности. Например, в некоторых ритуалах одежда носилась наизнанку, что в быту считалось как плохая примета. В некоторых обрядах случались переодевания в одежды противоположных полов.
Обрядовые символы нередко можно обнаружить в цветовой гамме нарядов. В свадебных нарядах исстари доминировали красные цвета. Тогда как похоронную одежду отличали черные цвета, которые являлись одним из символов печали в большинстве областей конца XIX, начала — XX веков, заменив собой белые, а местами и синие.
Традиционные вышивки украинского народа
Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Вышивка в украинских нарядах отличалась богатством и разнообразием. Ею украшались мужские и женские рубахи, верхняя одежда, а также головные уборы.
Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная в тогдашней Украине вышивка гладью.
Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.
В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими.
Украинское художественное ткачество занималось широким развитием растительной орнаментики. Причем самыми излюбленными мотивами были ткани, украшенные узорами, на которых были изображены ветвистые цветки или деревья. Такие мотивы были характерны как в рушниках из домотканого белого материала, так и в ковроткачестве, которое было широко распространено во многих районах Украины, но больше всего в центральных и восточных регионах.
В конце XIX — начале XX столетий украинских народ предпочел переход на городскую одежду. Вследствие «окультуривания» и всеобщего перехода к «цивилизованным» костюмам множество особенностей национальных традиционных нарядов было утрачено.