- Инструкция по изготовлению паспарту для вышивки собственноручно
- Подбор паспарту для вышивки
- Подбор цвета паспарту
- Какие материалы и инструменты необходимы
- Общие рекомендации
- Мастерим паспарту своими руками
- Как правильно вырезать паспарту
- Украшаем работу дополнительными элементами
- Как оформить вышивку в рамку?
- Подложка
- Цветовой круг Иттена
Инструкция по изготовлению паспарту для вышивки собственноручно
Недостаточно вышить картинку на полотне и постирать ее. Есть еще один этап, без которого работа не будет завершенной. Чтобы картинка крестиком была настоящим произведением искусства и неотъемлемой частью интерьера, нужно узнать, как сделать паспарту на вышивку.
Подбор паспарту для вышивки
Паспарту — заметная рамка, которую делают из картона с большим количеством слоев. Она может обрамлять фото, масляную картину, другие изображения сделанные своими руками. Чаще всего границу между деревянной рамкой и изображением делают для портретов. Подбор обрамления несложен, так как на рынке встречаются все цвета и размеры, а производители алмазной и другой вышивки используют базовые параметры. Правильность подбора создает полноценность изображения, делает его настоящей картиной.
Как выглядит паспарту
Как паспарту влияет на вышивку:
- Облегчает восприятие изображенного за счет отдаления от интерьера.
- Заостряет внимание на элементах изображения.
- Охраняет от внешнего воздействия на вышивку.
Широкое паспарту
Домашние паспарту могут изготавливаться любого размера. В продаже имеются рамки основных параметров. В основном со всех сторон до картины одинаковое расстояние. Это сделано для того, чтобы изделие подходило для изображений всех параметров. Если требуется несимметричное паспарту, придется сделать рамку дома.
Подклейку изготавливают из картона разных параметров, толщина варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Основа рамки — спрессованные листы ватмана, обрамленные цветной бумагой.
Разные варианты паспарту
Подбор цвета паспарту
Вышивка крестиком или из бисера должна быть дополнена паспарту. Добавление рамки должно стать финальным звеном в создании элемента интерьера. С помощью этого инструмента должен быть достигнут цветовой баланс между картинкой и самой деревянной рамкой, поэтому нужно знать основные принципы цветосочетания:
- Если вышивка изготовлена из белого и черного цвета — паспарту и рама должны быть ближайших оттенков.
- Монохромную вышивку рекомендуется обрамлять белым цветом.
- Если работа цветная, подклейку подбирают с учетом стиля и цвета интерьера.
- Темное паспарту выделит холодные или теплые тона в вышивке.
- Если нет мыслей насчет оформления, смотрят на основной цвет вышивки и подбирают рамку исходя из него.
- Если баланс создают серые оттенки — рекомендуется сделать кремовую подклейку своими руками.
- Черное обрамление «отодвигает» назад картинку, а белое — приближает и увеличивает.
- Приглушенные тона следует дополнять цветом слоновой кости.
Важно! Главный принцип выбора цвета — обрамление не должно отвлекать от самой картинки.
Изготавливать в домашних условиях можно и разноцветные рамки. В таком случае не стоит переусердствовать с обилием оттенков и цветов. Если паспарту будет продолжением вышитой картинки — такое решение будет уместно.
Пример удачного цветового сочетания
Какие материалы и инструменты необходимы
Если рукодельница любит вышивать, то набор приспособлений для создания подклейки ежедневно должен быть наготове. Что нужно для изготовления дома:
- картон или ватман;
- цветная бумага или обои;
- ножницы;
- канцелярский нож;
- линейка и уголок;
- карандаш;
- клей.
В процессе изготовления
Картон или ватман обязательно должен быть по размеру больше чем предполагаемая готовая вышивка. Лучше брать плотный, но не толстый картон, он не должен быть из-под ящиков. Ватман тоже может быть хорошим вариантом для изделия небольшого размера. Если учесть, что на производстве для паспарту прессуют несколько слоев ватмана, то один экземпляр может не подойти.
Цветная бумага для придания нужного цвета — оптимальный вариант. Обои в основном с нарисованными и выбитыми узорами, это будет отвлекать от изображения. Поэтому рекомендуется потрудиться в поисках нужных покупок.
Из чего можно изготовить рамку
Общие рекомендации
Если рукодельница интересуется, как самостоятельно сделать паспарту для вышивки, значит, ей не помешают общие рекомендации по подбору, изготовлению и декорированию.
- Можно рискнуть и сделать оригинальный эстамп из ткани.
- Подклейка из обоев будет гармонировать со стеной, но она не должна вызывать противоречивые чувства насчет сочетания с картинкой.
- Для большой и яркой работы следует делать широкую рамку, а для миниатюрной — узкую.
- Если основы изготовления усвоены, можно сделать двойное обрамление.
Интересный вариант оформления
Изготовление паспарту несложное, но ошибка в определении размеров может стоить много времени. Поэтому нужно помнить основные принципы подбора параметров:
- Если изображение небольшое и в нем много деталей — берут широкую подкладку размером до 15 сантиметров.
- Большие и средние картинки обрамляют ватманом в 1/3 ширины узкой стороны.
- Нижнее поле должно быть шире, а боковое и верхнее равняться между собой.
- Если вышивка вертикальная, боковые поля должны быть шириной в 1/3 ширины узкой стороны картинки. Верхнее поле должно равняться 1/5 высоты, нижнее — 1/3.
Мастерим паспарту своими руками
Вышитое изображение крестиком рекомендуется обрамлять после окончательной глажки, пока оно не изменено внешними факторами. Пошаговый процесс:
- Обработать канву утюгом.
- Узнать параметры подклейки согласно основным правилам.
- Отметить ширину с изнаночной стороны.
- Обрисовать фигуру вокруг контура паспарту на расстоянии в 4 сантиметра.
- Сделать углы аккуратными.
- Оставить еще один вариант изнанки канвы для создания образца.
Выкройка для рамки
- Расположить выкройку на материал для подклейки.
- Обрезать основу по внешнему краю и вырезать по линиям вышивки изнутри.
- Расположить основу на лицевой стороне вышивки.
- Закрепить булавками.
- Склеить канву и основу рамки.
- Расположить подрамник с изнанки.
- Завернуть края.
- Закрепить края при помощи ленты или клея.
- Вставить в рамку.
Важно! Можно дополнительно украсить картонное обрамление тканью.
Как правильно вырезать паспарту
Если вышивание увлекает и дома много картин, можно поочередно пробовать разные способы самостоятельного изготовления обрамлений.
Еще один вариант самостоятельного изготовления:
- Необходимо нарисовать на листе прямоугольник в два раза больше чем сама вышивка, затем разрезать по разметке и разместить в центре изображение. Расстояние до краев должно быть одинаковым. Далее нужно обвести вышивку, а затем вырезать прямоугольник. Получается фигура (квадрат, прямоугольник) с вырезанным внутри окошком.
- Вырезать из цветной бумаги несколько полосок. Они должны соответствовать длине и ширине внутреннего окошка.
- Полоску согнуть пополам и оставить по центру кант шириной 2 миллиметра. Проверить уголком соответствие полосок.
- Соединить полосы с рамкой при помощи клея.
- Приложить к изнанке обрамления вышивку и украсить.
Вышивка крестиком только с рамкой
Если обрамление должно продолжать вышивку, то от рамки оно должно сильно отличаться. Поэтому берут противопоставленные цвета. Общепринятая ширина паспарту — 6 сантиметров. Но самостоятельно можно выбрать любые параметры, которые наиболее выгодно дополнят композицию.
Удачно подобранное цветовое сочетание
Украшаем работу дополнительными элементами
Если рукодельница может не только вышить, но и творить в другом направлении, можно попробовать декорировать паспарту дополнительными элементами. Тип декора зависит от самой вышивки крестиком. Главное условие — он должен дополнять картинку на канве. По выбору это могут быть ленты, кружево, бисер, роспись и блестки.
Паспарту — обрамление картинки, которое находится между ней и рамкой. Оно делает вид изображения законченным, отделяет и продолжает то, что вышито. Важно правильно подобрать цвет рамки, определить оптимальные параметры. По желанию можно декорировать изделие.
Как оформить вышивку в рамку?
Вариантов оформления готовых вышивок очень много. Можно оформить вышивку в прикладное изделие: подушку, сумку, косметичку (вариант для тех, кто умеет шить), шкатулку (использовать готовую или сделать самостоятельно, например, в технике картонаж). А можно оформить вышивку в рамку. Самый простой выход — купить фоторамку в магазине. А можно заказать раму в багетной мастерской.
В этой статье я поделюсь своими принципами оформления вышивки в рамку, конечно же, с большим количеством примеров. Сразу скажу: я не специалист по оформлению, у меня нет художественного образования. Я просто хочу рассказать, как именно я подбираю багет для оформления своих вышитых работ. Это не правила для всех, просто я так делаю.
Как я сказала выше, можно купить готовую фоторамку и оформить в неё вышивку. Стоит учесть, что фоторамка должна подходить вышивке по размеру, цвету и стилю. Для примера покажу две работы, оформленные в фоторамки Ikea.
В варианте с копилкой для пробок фоторамка хорошо подошла к вышивке, а вот для кораблика не очень: по бокам кораблик зажат, а сверху много пустого места (“воздуха”). Если бы “окно” у фоторамки было чуть пошире, получилось бы гораздо лучше.
Чаще всего за оформлением вышивок я обращаюсь в багетную мастерскую. Мне пришлось обойти большинство багетных мастерских в Петербурге для того, чтобы найти “свою”.
Как я выбирала багетную мастерскую? Во-первых, там должен быть большой выбор багета. Во-вторых, в мастерской должны уметь качественно оформлять именно вышивки. И самое главное — я должна доверять багетной мастерской на 100%, знать, что там оформят мои работы так, как я хочу. Особенно доверять мастеру надо, когда вы дистанционно оформляете вышивку.
ПОДГОТОВКА РАБОТЫ. Перед тем, как отнести вышивку на оформление в багетную мастерскую, обязательно постирайте готовую работу (я стираю с шампунем в чуть-теплой воде). Исключение составляют работы, вышитые на тканях ручного окрашивания или нитками ручного крашения, которые могут полинять, — их стирать не надо. Хорошенько отутюжьте вышивку, чтобы работа была ровной и без каких-либо пятен. Большинство багетных мастерских не стирает и не отпаривает работы, боясь испортить. Поэтому принесите на оформление аккуратную, чистую и отутюженную вышивку. Для переноски вышивку лучше свернуть в трубу (я использую картонную «трубу» от пленки, можно скрутить трубочку из бумаги и на неё намотать работу), чтобы вышивка не измялась.
ВЫБОР. Оформление выбираю сама. Могу выслушать мнение багетчика, но выбор всегда остается за мной. В багетной мастерской обычно примеряю десятки образцов. Именно поэтому я не сторонница дистанционного оформления (когда отправляют вышивку в другой город) — я должна видеть багет и примерный результат вживую.
БАГЕТ. Всегда выбираю деревянный багет. Пластик вообще не рассматриваю даже в теории. Объясню почему. Для самых первых работ я выбирала пластиковый багет — обычно он дешевле.
В итоге на своём (печальном) опыте узнала, что пластик со временем меняет свой цвет (например, белый может стать желтым); большие рамы из пластика деформируются.
С тех пор мои вышивки оформляю только в рамы из натурального дерева. Между прочим, деревянный багет не дороже пластикового. Не люблю «золотой» багет. Я за простоту в оформлении. А ещё не забывайте, что акцент должен быть на вышивке, а не на раме.
Сейчас модно оформлять вышивки в белый багет. Только он не всегда смотрится уместно. Не забывайте, что белый цвет очень яркий, притягивает на себя внимание, поэтому он подходит далеко не ко всем вышивкам. Лучше выбрать багет с оттенком (чуть бежевым, голубоватым и т.п., в зависимости от тональности работы), не чисто белый.
Кстати, белый плоский багет хорошо подходит к вышивкам по наборам Michael Powell.
Ещё одна мода — на багет с потёртостями, как старая лавочка. Я и сама люблю подобные багеты. Но есть одно НО, которое не все учитывают: «пошарпанный» багет подходит далеко не всем вышивкам. Если в вышивке много цветов, много деталей, такая рама просто-напросто сольётся с вышивкой, работа будет пёстрой, вышивка потеряется. Зато такие рамы подходят к вышивкам в стиле примитив. Рама должна подчёркивать вышивку, а не забивать её.
СЕРИЯ ВЫШИВОК. Серию вышивок можно оформить в одинаковый багет.
Но при оформлении серии вышивок один багет может не подойти ко всем работам. Можно взять один и тот же багет, но в разных оттенках, либо разный багет, но в одном стиле. Для примера: цветочная серия Риолис оформлена в рамки из разного багета, но в похожем стиле.
ПАСПАРТУ. Я не люблю паспарту. На мой взгляд, картонное паспарту рядом с вышивкой часто кажется каким-то чужеродным (возможно, из-за разницы фактур). Хотя раньше оформляла все вышивки с паспарту, выбирая классический вариант: деревянный багет + двойное (и даже тройное) паспарту, где верхнее паспарту подбиралось так, чтобы подчеркивать вышивку, обычно светлое, а нижнее паспарту — в тон багета, желательно, чтобы оттенки нижнего паспарту и багета совпадали. И обязательно делала нижнее поле паспарту на 1 см шире, чем поля сверху и по бокам (верхнее и боковые поля паспарту равные). Если работа висит на уровне глаз или чуть выше, зрительно кажется, что поля равные. И ещё совет: если оформляете вышивку с паспарту, сделайте паспарту в 2-2,5 раза шире, чем багет. Не делайте ширину паспарту, равной ширине багета или уже багета.
Для примера покажу оформленного снеговика. Вышивка оформлена с тройным паспарту: нижнее — узкое, тёмное, в тон тёмного оттенка на шляпе и дятле, среднее — в тон багета, верхнее — широкое, светлое. И на фотографии можно увидеть, что вышивка оформлена с обыкновенным стеклом, в котором отражается всё и вся (про стекло читайте ниже).
Если вы не хотите оформлять вышивку с паспарту, можно использовать следующие приёмы:
Оформить вышивку в рамку из широкого плоского багета.
Использовать двухцветный багет, который заменит паспарту.
А у этого багета окрашена внутренняя часть — как будто в раму добавили вкладку “слип”.
Можно оформить вышивку в двойной багет (получается рама в раме).
СТЕКЛО. Стекло бывает обычное (в котором всё отражается, как на примере со снеговиком, представленном выше), антибликовое (оргстекло, сильно приглушает цвета) и музейное стекло (о нём рассказывала отдельно), его ещё называют безбликовым. Если смотреть на работу, оформленную с музейным стеклом, создаётся ощущение, что стекла вообще нет. Но под определённым углом и на музейном стекле бывают блики.
Последние 10 лет я оформляю вышивки в рамки без стекла — люблю, когда видна фактура вышивки. Только не надо говорить, что работы пылятся. Может и пылятся, но я не вижу на своих работах толстого слоя пыли. Вышивка испачкается, только если вытирать о нее руки😀. Исключение делаю только для вышивок, которые будут висеть на кухне — их оформляю в рамы под музейное стекло. Например, с музейным стеклом оформлена вышивка Cuvee du patron — стекло практически не видно.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. Про него обычно многие забывают. У картины есть геометрический центр (центр работы), а есть визуальный центр. Иногда, чтобы работа смотрелась гармонично, надо делать поля не одинакового размера, т.е. сдвинуть вышивку немного вправо или влево, вверх или вниз. Многие оформители этот нюанс не учитывают, оформляют вышивки с одинаковыми полями. Также часто встречается ошибка, когда вышивку слишком высоко поднимают вверх, отчего создаётся впечатление, что вышитое изображение парит в воздухе.
Для примера покажу Эльзасскую деревню, у которой визуальный центр не совпадает с геометрическим. Если бы у этой работы сделали поля по бокам одинаковой ширины (от ёлки и домика), то слева образовалось бы пустое место. Также вышивку сместили вниз, чтобы деревушка не “взлетела” в высь.
Подложка
Многие не уделяют внимание подложке: от её оттенка будет зависеть, как в итоге будет смотреться вышивка. Вышивка будет смотреться по-разному с подложкой белого цвета или, например, бежевого. Вышивка может смотреться темнее или наоборот светлее, иногда контрастнее.Для вышивки, выполненной на чёрной канве, следует сделать подложку чёрного цвета: если вы сделаете белую подложку, она будет сильно просвечивать.
Цветовой круг Иттена
Лет 10 назад сохранила себе отрывок из книги Татьяны Галановой “Оригами из ткани”, в котором рассказывается про цветовой круг Иттена, и как сочетать цвета между собой. Эта информация актуальна и при подборе багета, и при подборе тканей и ниток.
“Многообразие цветов, на которые может распадаться солнечный луч, можно показать при помощи условного изображения, — цветового круга.
Основные цвета — красный, синий и жёлтый. От их смешения образуются все остальные промежуточные цвета. Например, соединение красного с жёлтым дает оранжевый, жёлтого с синим — зелёный, синего с красным — фиолетовый и контрастные цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга. Самые гармоничные сочетания создают контрастные цвета. Иначе такие цвета называют дополнительными.
Цвета, расположенные по соседству на цветовом круге, если они включают какой-либо общий главный цвет: красный, зелёный, синий, жёлтый и т.д., называют родственными. Изделие, имеющее подобные цвета и полутона, производит спокойное, умиротворяющее впечатление.
Помимо этого, цвета разделяют на холодные и тёплые. На цветовом круге цвета, идущие от красного к зелёному через жёлтый, — тёплые. Цвета от красного к зёленому через синий являются холодными.
Обычно изделие выполняют в одном тоне — тёплом или холодном, но из контрастных по цвету тканей получатся очень нарядные произведения. Цвета холодных тонов можно использовать для украшения больше, чем цвета тёплых тонов, поскольку последние более заметные, более яркие.
До сих пор речь шла о хроматических цветах.
Но есть цвета и ахроматические — белый, чёрный и все оттенки серого. В сочетании с хроматическим цветами ахроматические чаще всего используют для их разделения, усиления либо смягчения активных цветов. Например, чёрный фон прибавляет яркости цветам. Чёрные линии придают изделию массивность. Белый цвет очень оживляет, перетягивает внимание на себя, о соседство серого может придавать другим цветам дополнительные оттенки”.
И ещё добавлю: если вы затрудняетесь подобрать подходящее оформление к вашей работе, обратитесь к природным цветам. Посмотрите вокруг: какие цвета встречаются в природе, какие сочетания вам нравятся (например, жёлтые листья на фоне голубого неба или цвет травы и цветов). Природа никогда не ошибается!