- Как правильно разложить выкройку на ткани
- Учимся раскладывать детали выкройки на ткани
- Подготовка ткани к раскрою
- Раскрой изделия – простые правила
- Варианты раскладки выкройки на ткани
- Продольный сгиб ткани
- Поперечный сгиб ткани
- Раскладка в разворот
- Раскладка в два сгиба
- Раскладка – частичный сгиб ткани
- Как перевести припуски с выкройки
Как правильно разложить выкройку на ткани
Учимся раскладывать детали выкройки на ткани
Наш очередной урок шитья посвящается простому, казалось бы, этапу в шитье — раскладке выкроек на ткань. Для того, чтобы правильно разложить детали выкройки на подготовленную ткань, достаточно иметь в своем арсенале стол (для широких юбок это можно делать и на полу), мелок, булавки, и измерительные инструменты — треугольник или обычную линейку. Выполнить раскладку деталей очень просто, а наши советы помогут разобраться в этом даже новичкам. Мы расскажем, как правильно подготовить ткань к раскрою и разложить на ней детали выкройки.
После того как вы построили базовую выкройку, первое, что нужно сделать — проверить выкройку на точность и совпадение контрольных линий. Проконтролируйте длину швов, линии бедра, талии. Измерьте полуобхват груди, талии и полуобхват бедер по выкройке и сравните с мерками с учетом прибавок на свободу облегания. Также важной меркой является глубина проймы для плечевых изделий и высота сидения для брюк. После того, как выкройка проверена, переснимите детали на кальку и переходите к подготовке ткани к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем ткань необходимо подготовить соответствующим образом (провести ВТО — влажно-тепловую обработку ткани),чтобы в последствии после стирки изделие не утратило свой вид, ткань не «села» или наоборот, не растянулась, изделие не изменило свой цвет и т. п. Рекомендуем вам изучить способы ВТО ткани, в зависимости от ее качеств.
Раскрой изделия – простые правила
Долевая нить (нить основы ткани) идет параллельно кромке ткани. Поперечная нить (нить утка) идет перпендикулярно кромке.
СОВЕТ! Чтобы определить на ткани без кромок направление долевой нити, возьмите отрез с двух сторон по краю на небольшом расстоянии (около 0,5 м) и резко растяните ткань. Затем сделайте то же самое по другой стороне. Обратите внимание на эластичность ткани и звук, который возникает при растяжении. По долевой нити большинство тканей практически не тянутся или тянутся очень слабо, при растяжении возникает характерный хлопковый звук (это не касается эластичных тканей).
После подготовки ткани, отрез необходимо сложить вдвое по долевой нити. Детали выкройки наколоть на ткань таким образом, чтобы намеченные направления долевой нити совпадали с тканью. Если на ткани нет направления ворса или рисунка, не требуется совмещение по клетке, детали изделия можно разложить в разных направлениях для экономии ткани.
Если совмещение требуется, его надо обязательно разметить на деталях выкройки с учетом раппорта ткани и разложить выкройки соответствующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Раскладка выкроек на ткань с раппортом
Детали пояса, кокеток, подзоры, обтачки, клапаны и другие детали брюк раскладывают в промежутках между основными деталями соблюдая направление долевой нити, намеченное на деталях.
Для тканей с направлением ворса (бархат, вельвет) детали раскладываются на ткани только в одну сторону. Направление ворса должно идти сверху вниз.
После окончательной раскладки на ткань всех деталей, их прикалывают булавками, обводят по контуру портновским мелком или специальным маркером, размечают припуски на швы – по 1,5 см, по низу деталей – 3-4 см, отмечают все контрольные линии. Затем выкраивают детали по контурам припусков. Сняв выкройку, проводят контрольные линии полностью и переносят их на лицевую сторону наметочными стехками.
Рис. 2. Раскладка выкроек при продольном сгибе ткани
Варианты раскладки выкройки на ткани
Направление долевой нити на деталях изделия определяется в зависимости от модели, одни детали могут быть выкроены по долевой нити (или нить основы), другие – по поперечной нити (нить утка) или по косой нити.
Предлагаем вам наиболее популярные варианты раскладок выкроек на тканях. Выбирая способ раскладки исходите из модели изделия, свойств ткани и ее ширины, а также направления принта или ворса.
Продольный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам кройка к кромке по долевой нити (нить основы) (рис. 1).
Поперечный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам срез к срезу по поперечной нити (нить утка). Детали выкройки раскладывают по поперечной нити. Такая раскладка характерна для блузочных тканей в полоску с добавлением эластана.
Рис. 3. Раскладка выкроек при поперечном сгибе ткани
Раскладка в разворот
Такой вид раскладки применяется при раскрое юбок и платьев, где требуется разложить детали под уголом 45 градусов, например, юбка-колокол. Ткань раскладывается в один слой, детали накалывают по косой нити.
Рис. 4. Раскладка выкроек в разворот ткани
Раскладка в два сгиба
Такой вид раскладки применяется для изделий, в которых полочка и спинка выкраивается со сгибом. В этом случае застежка-молния по спинке не предусмотрена.
Рис. 5. Раскладка выкроек на ткани в два сгиба
Раскладка – частичный сгиб ткани
Рис. 6. Раскладка выкроек при частичном сгибе ткани
Такая раскладка может применяться для экономии ткани или при недостаточной ширине ткани. При такой раскладке ткань частично складывается лицевыми сторонами внутрь, детали со сгибом накалывают по сгибу, на остальной части полотна накалывают детали в один слой.
Чтобы выдержать направление долевой нити на деталях со сложными контурами, воспользуйтесь треугольной линейкой. Отмерьте от кромки ткани необходимое расстояние, при помощи треугольника расположите деталь на ткани – долевая нить должна идти параллельно кромке ткани.
Рис. 7. Раскладка детали по направлению долевой нити
Вот и все хитрости на сегодня. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!
Как перевести припуски с выкройки
Девочки, здесь об этом уже местами говорилось, но в разных темах. У меня к Вам такой вопрос: как Вы переводите линии выкройки и контуры на ткань? Меня с детства учили делать это силками — этот способ конечно довольно точно переносит выкройку на ткань, но безумно долгий и нудный, да ещё потом заморочишься их вытаскивать. Тут встала перед необходимостью отойти от привычного правила — шила шифоновое платье, где все детали ассиметричные. Соответственно, пришлось кроить из ткани «в один слой». Обошлась тем, что контуры просто намелила, а вытачки и метки переносила просто крупными стежками. Конечно мел со временем работы с изделием бледнел (особенно после утюжки) — приходилось обновлять. Но, не смотря на это, платье «от и до» я закончила в два дня. Если бы с силками — так быстро не смогла бы.
Сейчас шью пиджак. Раскроила, на основную ткань всё силками перенесла, флизелином разным всё укрепила-проклеила. Шить уже нет сил! А ведь надо ещё кроить подклад . и опять силки?
Может быть есть какие-то более современные и оптимальные способы, уже зарекомендовавшие себя? Желательно, что-то такое, чтобы разметка была видна и на лицевой и на изнаночной стороне ткани, но потом легко удалялась (при глажке-стирке например). Я не очень много хочу?
я нитку только в местах подгибки прокладываю, эта линия как раз и успевает обсыпаться. а так в целом хватает мелка.
Кошка-мошка! Меня в такой ситуации спасли советы Осинок . Я купила фломастер, который смывается водой. Но не перепутайте его с фломастером для вышивки, который исчезает через несколько часов . И выкройки накладываю в один слой, и на подкладке им рисую. Но он в основном подходит для светлых тканей, для трикотажа, который с оборотной стороны светлый.
На темных тканях такой фломастер не заметен. И лучше покупать немецкие фломастеры, а не китайские, они дороже в среднем на 40-50 руб., но прослужат дольше. Китайских хватало на три выкройки , а стоили они рублей 80-100.
Не понимаю, почему Вы — сшив так быстро платье — пиджак стали по-старому кроить.
Оленёнок, спасибо за совет! Только у нас в деревне таких наверное нету . Есть хороший магазинчик, там много чего из Гютермана, но таких фломиков нет. А пиджак стала шить так же потому, что посчитала, что вещь сама по себе очень сложная — всё должно быть предельно точно.
Может я чего не понимаю. но если в один слой ткань раскладывать и каждую выкройку снимать отдельно, то должно получится точнее. Здесь в осинке в обсуждении такой же темы девушки писали, что это и есть индивидуальный подход к изделию. Вы, кстати, поищите эту темку — там много полезного.
А фломастеры и в Москве не везде найти можно. жаль. он очень облегчает жизнь!
А я карандашом обвожу выкройку и все, открепляю выкройку, прикладываю с другой стороны и обвожу все там еще раз. И то если очень сильно точность нужна. А так и без этого могу обойтись. Делаю припуски точные и все. Я что-то неправильно делаю?
Если в конечном итоге вещь сидит хорошо, то любые методы правильные
Mauha , карандаш я думаю не самый удачный выход. и не для всего подходит, и не всегда отстирывается. А мел (даже очень хороший) осыпается. И что делать? А как Вы остальную разметку переносите? Вытачки там, петли, складки, карманы (места притачивания)?
А можно еще попробовать такой способ: детали, как обычно, вдвое которые, проколоть иголочками ,только прокалывать по линии часто и промелить с одной стороны перевернуть и с другой стороны по жтим же иголочкам . в точках пересечения иголочки ставить по две на перекрест в уголке. Ой наверно чего-то непонятно объяснила.
Кошка-мошка!
Есть белый карандаш для работы на темных тканях — он всегда отстирывается, но мне не нравится потому что он жесткий и нужно сильно надавливать при обводе выкройки. Но это лучше, чем мел. И еще темные ткани я всегда обвожу старым методом — мылом. Просто иногда обновляю линии — это занимает 5-10 минут.
Кошка-мошка происходит этот процесс гораздо проще.
На одной стороне материала я обвожу выкройку мелком или подсущенным тонким кусочком детского мыла. Мыло лучше, т.к.не оставляет следов на ткани и смывается.
Сложнее правда со светлыми тканями, белое мыло не видно, приходится использовать цветной портновский мел.
А для перевод выкройки на другую стороны и перевод деталей (вытачки, вход в карман) использую специальную копирку для перевод выкройки разные цветов (белый, желтый, красный) производства Германии и специальное колесико для перевода. На обратной стороне остается пунктир. Раньше продавалась в магазине на ул.Пушечной в Бурда-моден.
Этот метод порекомендовали на курсах Бурда-моден. И там же ознакомили с новшествами и разными приспособлениями для шить, которых раньше я и не знала.
У меня очень не большой опыт в шитье, но что касается шитья пиджака, то именно в пиджаке без силков не обойтись, так мне кажется.
А у меня проблема с низом изделия. И переношу по выкройке низ изделия и отчерчиваю припуск на подгибку, а когда изделие готово (брюки, юбка) и остало подшить только низ, то получается, что линия подгибка низа не совпадает на переднем и заднем полотнище. Из-за чего это происходит? И вроде изделие не перекошено.
мыло иногда дает помехи при шитье.
не так строчка ложится.. — ну может у меня машинка старая.
а вообще я как делаю — мелом обвожу выкройку — причем всегда раскладываю в один слой — так мне удобнее — да и ткань так проще «съэкономить»
а потом просто прошиваю контуры (крупными стежками поскольку ткань в один слой то и не надо делать узелков — нитка то все равно не убежит и потом целую нитку легко вытащить) все получается довольно быстро.
Девочки, спасибо большое всем за советы!
Lalay, наверное Вы правы — так можно попробовать. У нас конечно деревня-деревней, но магазин Бурда в Жуковском есть. Мама так тоже раньше делала — но далеко не на всех вещах. И обычной копиркой. Потом перестала, потому что копирка плохо отстирывается. А бурдовская отстирывается? И ещё: на сколько хватает одного листа (они там цветные, да?) и примерно сколько стоит? Только вот с пиджаком. его же всё равно не постираешь — значит, всё-таки силки? Или от пара она (копирка) исчезнет?
А по поводу проблем с низом. у меня так тоже бывало, особенно когда ткань хоть чуть-чуть скользит — происходит смещение. Попробуйте помимо наметки сколоть 3-4 булавками когда строчите — должно быть всё правильно и точно.
линия подгибка низа не совпадает на переднем и заднем полотнище. Из-за чего это происходит?
Получается это из-за того, что при стачивании припосаживается нижний слой ткани. Не переживайте, линия низа изделия все равно корректируется на примерке.
может там еще надо сметывать по изнанке детали , а стачивать по лицу .