Как подобрать цвета по схеме для вышивки

Основы цветоведения в вышивке

В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выйгрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветоведения в вышивке. Все цвета встречающиеся в природе делятся на ахроматические — белый, черный и серый, и хроматические — все остальные, включающие цвета спектра — красный, синий и желтый, и все их возможные оттенки.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, например светло-серый, темно-серый. Хроматические цвета характеризуются тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон — одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону. Человеческий глаз различает до 400 оттенков. Насыщенность цвета — это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т. д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет — это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью). Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные — в вышивке одежды. Светлота — это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой — разные по светлоте тона одного синего цвета). Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета — с белой краской.

Читайте также:  Вышивка лентами для начинающих пошагово гвоздика

Изучая основы цветоведения в вышивке нельзя не заметить,что все хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца — желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда — голубой, синий. В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком — теплый, а с синим — холодный.

Теплые и насыщенные цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими, выступающими. Холодные цвета и ненасыщенные создают впечатление отдаленности, поэтому их называют удаляющими, отступающими. Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим — синий. Нанесенные на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность деталей вышивки, приблизить и выделить одни части рисунка и отодвинуть на задний план другие. Например, если вы хотите вышить цветок ромашки, серединку лучше выполнить ярко-желтыми или оранжевыми нитками, которые выступают более других цветов и создают впечатление выпуклости.
Так же свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают. На светлом фоне все светлые тона ниток кажутся темнее, а эти же тона на темном фоне кажутся светлее. Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне. Поэтому, подбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани светлых приглушенных цветов (серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый), на которых цветные нитки будут выглядеть наиболее выигрышными. Фон в художественной вышивке ни в коем случае не должен быть ярче самой вышивки. Также следует помнить, что на белом фоне нитки выглядят более яркими и сочными, поэтому следует подбирать нитки приглушенных тонов, а вот на черном фоне красиво смотрится вышивка яркими нитками.

Читайте также:  Свадебный рушник схема вышивки лебедей

Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветоведения в вышивке является светотень. Цвет и свет — это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий — темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным.
Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают шесть переходных степеней светотени:

  • светлая часть — часть предмета, обращенная к источнику света;
  • полутон — часть предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
  • теневая часть — часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
  • тень, падающая от предмета на другую освещенную часть;
  • рефлекс — свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
  • блик — особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая, ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик. Это свойство необходимо учитывать при вышивке блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми, слепыми.
Читайте также:  Схема вышивки крестиком детского метрика

Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара.

Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее. В вышивке цветов и листьев, при подборе цветов и тонов ниток вышивальщица должна учитывать их форму и освещенность. Например, нижние листья на ветке, на которые падает тень от других цветов или листьев, нужно вышивать нитками более темных тонов, чем верхние листья, которые лучше освещены и вышиваются нитками светлых тонов того же цвета. Лепестки одного цветка также неодинаково освещены, и вышивают их одни более светлыми, другие темнее.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть изучая основы цветоведения в вышивке это гармоничное сочетание цветов. Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании.Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.

На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета— красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков). Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.
Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый).
Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.
Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. Монохромные — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе. Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3—4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый. Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие. Они цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета — это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При cоприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.
Например, при вышивке букета используют 3 цвета: пурпурный, зеленый и желтый. Их нужно согласовать. Вначале берут краски и на листе бумаги смешивают поочередно желтый цвет с зеленым в разных количествах и получают зелено-желтые и желто-зеленые цвета; смешав желтый и пурпурный, получают новый цвет. Затем соответственно новым цветам подбирают нитки. Вышивая букет из красных и желтых цветов и зеленых листьев, вводят в них вновь полученные цвета, и все они будут гармонично сочетаться. Среди контрастных сочетаний существует несколько приятных для глаз и часто встречающихся в природе — это пары чистых цветов; красный и зеленый, фиолетовый и желтый.
При помощи красок овладеть гармонией цветов проще. Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:

  • нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;
  • не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;
  • можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми или по желтым желто-зелеными либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;
  • можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.

Tаким образом, можно смешивать не только 2, но и 3,4 тона, создавая новые цвета и восполняя отсутствие ниток нужных цветов.
Колорит— определенное взаимоотношение всех цветов и тонов узора, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной вышивке необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Вышивая узор, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки. Фон также должен быть подчинен ведущему цвету вышивки.
Усвоив основы цветоведения в вышивке, светотени и гармонии цветов, можете смело приступать к воплощению самых смелых идей!

Нюансы подбора бисера по цвету к схеме вышивки

Начинающие мастерицы часто сталкиваются с проблемой подбора бисера по цвету. Это связано с тем, что разные производители называют бисер одинаково, но по факту он имеет разный оттенок. Поэтому так важно покупать материал одного производителя и из одной партии. В этой статье вы узнаете как правильно подобрать бисер к схеме.

Цветовая палитра и размер бисеринок

Если вы решили заняться бисероплетением, то вам следует ознакомиться с видами бисера. Это ускорит процесс выбора цвета к определенной схеме.

Самая богатая палитра у чешского бисера. Он имеет среднюю цену на рынке и очень популярен среди рукодельниц.

Самые основные категории бисера:

  • непрозрачный – наиболее дешевый вариант, сделан из непрозрачного материала;
  • прозрачный – может быть разных оттенков, очень популярен из-за своей красоты и низкой стоимости;
  • радужный – поверхность этого бисера переливается всеми цветами радуги. При этом он может быть прозрачным, непрозрачным и окрашенным изнутри;
  • внутреннее серебрение – отверстие бисеринки очень блестит;
  • металлизированный – верхняя часть покрывается металлическим напылением;
  • глянцевый – один из наиболее популярных вариантов, не утрачивает цвет. Может быть прозрачным и непрозрачным;
  • цейлон – чаще всего имеет пастельные оттенки. Окрашивается изнутри, за счет этого не теряет своих первоначальных качеств;
  • окрашенный – большой выбор цветов, но такой бисер не переносит контакта с водой и химией;
  • шелковый – в основном имеет холодные оттенки;
  • гальванизированный – имеет серебристое покрытие разных цветов;
  • матовый – отлично сохраняет свойства. Может быть прозрачным, металлизированным и радужным.

Размер определяется по диаметру лежачего бисера отверстием вниз. Диапазон от 1/0 до 24/0. Самый распространенный размер №10 и №8.

Характеристика восприятия

Как правило, каждый цвет вызывает ту или иную ассоциацию. Это нужно учитывать перед тем как определяться с цветовой гаммой подделки.

Основные цвета:

  • красный – яркий и насыщенный цвет, им всегда привлекают внимание. Используется для передачи энергии или пламенной любви;
  • оранжевый – цвет радости и хорошего настроения. Ассоциируется с теплой и уютной осенью;
  • желтый – солнечный и энергетический цвет. Используется для передачи теплоты и хорошего настроя;
  • белый – чистый и добрый цвет. Используется для одеяний святых людей;
  • черный – мрачный и тяжелый, но может создавать интересный глубокий эффект в паре с другими цветами;
  • зеленый – спокойный и нейтральный, им окрашивают стены в больницах, так как считают, что он благоприятно влияет на нервную систему человека;
  • синий – глубокий и вдохновляющий. Этот цвет ассоциируется с холодом и стабильностью;
  • голубой – более мягкий и нежный. Цвет неба и моря, поэтому в психологии его относят к мечтательным.

Правила сочетания цветов

В одном изделии используются несколько цветов и оттенков, поэтому их нужно уметь сочетать. Давайте подробнее разберем как подобрать бисер по цвету для вышивки. На уроках рисования всех знакомили с кругом Иттена. Именно он дает четкое представление о сочетании цветов. В зависимости от расположения цвета в этом круге меняются сочетания.

Однотонный (монохроматический)

Это оттенки, которые расположены от центра круга наружу в столбик. Они отличаются по насыщенности между собой, но имеет один общий цвет. Их используют для создания целостности изделия и для его разнообразия.

Например, при использовании красного цвета можно добавлять бордовый и розовый, так у вас получится эффект светотени.

Гармоничный

Подбор гармоничных сочетаний может осуществляться несколькими способами:

  • триада – сочетание трех цветов в кругу, которые вписываются в равносторонний треугольник;
  • аналогичное – цепочка цветов, которые находятся рядом;
  • комплементарное – сочетание четырех цветов, два из которых находится друг напротив друга и два соседних с одним из них;
  • тетрада – сочетание цветов, где один является основным, два дополняющими и еще один расставляет акценты;
  • квадрат – четыре цвета, которые заключены в углах квадрата.

Контрастный

Это одно из наиболее популярных сочетаний для различного рода изделий. Используют два цвета, которые в круге Иттена находятся напротив друг друга.

Примеры:

  • зеленый и красный;
  • оранжевый и синий;
  • желтый и фиолетовый;
  • сине-зеленый и красно-оранжевый.

Благоприятная цветовая гамма

Чтобы изделие получилось гармоничным, приятным для глаза и отвечало всем цветовым требованиям, нужно заранее определиться с гаммой. Самые основные четыре вида.

Теплая

Вы можете использовать различные цвета, но делать уклон на теплоту. Это не обязательно должны быть только желтый и оранжевый, это может быть зелено-синий или красно-фиолетовый. Представьте, что вы мешаете краски и в каждый цвет добавляется капелька желтого.

Холодная

Такая же история с холодной гаммой. Используйте бисер с нотками синего или голубого. Вы заметите, как ваше изделие становится цельным и гармоничным. С холодными оттенками хорошо сочетается белый цвет.

Светлая

Чешский бисер представлен в огромном каталоге. В нем вы можете найти любой цвет в светлом варианте. Это основные цвета, которые разбавили с белилами и окрасили ими бисер. Такие оттенки часто называют пастельными.

Темная

Такая палитра используется редко, но смотрится эффектно и стильно. Помимо черного, в нее входит синий, фиолетовый, изумрудный, бордовый. Поделка получается благородной и лаконичной.

Как подобрать бисер к схеме без указания номеров цвета

Часто в схеме не указывают номер цвета бисера для вышивки. В этом случае нужно распечатать схему и идти вместе с ней в магазин. Таким образом вы наглядно сможете подобрать нужный цвет.

Также заменять цвета можно по своему усмотрению, главное чтобы они сочетались между собой.

Подбор бисера для вышивки картины

Как подобрать бисер к схеме без номеров вы уже знаете. Но это достаточно трудоемкий процесс, поэтому остановимся на нем подробнее.

Подбор бисера к схеме самостоятельно экономит ваши деньги, но для этого понадобится терпение и время. Сначала нужно проанализировать картину, а потом подбирать цвета бисера.

Есть несколько субъективных правил, поэтому вам решать пользоваться ими или нет:

  • для неба и фона используется полупрозрачный бисер;
  • для растительности и домов непрозрачный матовый или глянцевый;
  • для солнца и луны в дневное время используется полупрозрачный мерцающий бисер;
  • для воды прозрачный окрашенный изнутри бисер, для передачи бликов и легкости;
  • для куполов идеально подойдет металлическое напыление.

Чтобы знать как подбирать цвета при вышивке бисером, нужно подробно изучить все сочетания. Не бойтесь экспериментировать и реализовывать свои задумки. Также воспользуйтесь советом выше и возьмите распечатку с рисунком в магазин. Опытные консультанты смогут подсказать на месте как подобрать цвета к вышивке бисером.

Как правильно выбрать цвет украшения

Отдельной темой является – как подобрать бисер по цвету для украшения. Здесь играет роль очень много разных факторов.

Обращайте внимание на:

  • цвет глаз;
  • цвет кожи;
  • цвет волос;
  • одежду, с которой будете носить украшение;
  • украшения, которые у вас уже есть, или которые вы носите постоянно.

Подбор цвета бисера – задача не из легких. Тут нужно опираться на свое чутье или прислушиваться к советам опытных мастериц. Подобрать бисер по цвету может даже начинающий, если у него есть чувство стиля и творческая жилка.

Профессиональные навыки: Дизайнер одежды; Художник

Оцените статью