«После революции из рук вырывали вышивку, чтобы не слепли»
Вышивка одного свадебного головного убора мари занимает от трех месяцев до полгода. В небольшом поселке на Западе Марий Эл живет рукодельница — народный мастер марийской вышивки Лидия Веткина. Она почти единственная, кто смог восстановить технологию марийской вышивки. Свои работы она старается не продавать, а дарить музеям, чтобы сохранить для новых поколений культуру и историю этого языческого народа.
«Представляя свои работы, мне хочется возродить ценности культурного богатства народа мари, которые были утеряны в XX веке, и донести их до каждого жителя нашей земли. В марийской вышивке хранится память моего народа, которая сегодня видится мне как последние наших предков», — сказано на брошюре Лидии Веткиной.
Лидия Веткина родилась в поселке Сернур, что на востоке республики Марий Эл. Когда в начале 90-х она была беременна вторым ребенком, решила заняться национальной вышивкой. К тому времени ее профсоюз, где она раньше занималась лыжами, закрылся, а занять себя чем-то хотелось, вспоминает вышивальщица.
Однако вышивать просто так она не хотела и решила, что научится делать так, как делали в старину. Если приглядеться, то станет заметно — ее узоры плотные, четкие с мелким рисунком, а порой и двухсторонние, а это — признак большого мастерства.
Лидия Веткина живет в обычной квартире на пятом этаже, на окраине частного сектора. В гостиной в «стенке» расставлены куклы их деревяшек в марийских национальных костюмах. На диване и столе повсюду ее работы — платки, салфетки, костюмы и головные уборы. Их она достала специально для гостей.
О МАСТЕРАХ ВЫШИВКИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
— Сколько в Марий Эл мастеров, которые занимаются таким видом народного творчества?
— Мастеров очень много, но они все разные. Не скажу, что они делают плохо. Для себя они может хорошо делают, но вот так, как в старину делали, не делает почти никто. Этим очень долго надо сидеть, заниматься. А сейчас люди хотят деньги делать. А меня не больно деньги интересуют, для меня история нашего народа важнее.
— Вас кто-то учил или сами освоили?
— Первые четыре строчки мне показала мать. Дальше я исследовательским путем все сама. Это вот очень сложная вышивка — двухсторонняя, такую вышивку не очень-то умеют сейчас вышивать и вряд ли вообще кто сделает.
— Сейчас в Татарстане многие носят одержу с национальными принтами или какими-то местными географическими обозначениями. У вас, в Марий Эл, молодежь что-то подобное использует в повседневной жизни?
— Немножко да, используют. Бывает, что штамповки делают, шторы марийским орнаментом или же вышивку где-нибудь. Сейчас у нас в городе специальные студии есть. Очень много вышивальных цехов, разных — полным полно.
— А вышивка? Делают также, как и вы?
— Сейчас стараются сделать облегченные варианты, они увеличивают рисунки. Где там у меня одна ниточка, они могут две ниточки пропустить, чтобы быстрее сделать, они упрощают себе работу. Или где-то крестом идут, вместо того, чтобы вышивать две нитки. В старину мастера тонко работали, а сейчас упрощают работу и из-за этого у некоторых смотришь на работы вроде это тоже самое, но совсем по-другому смотрится. Я от этой техники стариной не отхожу, делаю только так. Я не для продажи работаю, для себя.
— Сколько времени занимает вышивка платка двухстороннего?
— Двухсторонний месяца три. Некоторые я по полгода делаю.
— А вот на салфетку?
— Для салфетки тоже очень тонкая нитка нужна. Глаза у меня тоже стареют, я очки надевать начала. Занимает эта работа около месяца-полутора. Потому что все в ручную. На кружева две недели уходит только.
Я кружева-то люблю очень в поездах вязать. Потому, что в поезд села, вяжешь, а время очень быстро пролетает. А так времени очень много отнимает. Чтобы аккуратно сделать, нужно сидеть долго. Даже над кисточками и то сидишь несколько дней, меньше трех дней не уйдет. Чем дольше делается, тем интереснее.
— Вы пытаетесь передать кому-нибудь из учеников может быть свои умения? Или никто не хочет этому учиться?
— Ученики есть. А вот, чтобы дальше развиваться не хотят они. Так это же время надо, чтобы вот так сидеть. Кому охота сидеть? Они для себя что-то сделали и все. Одна вот себе с моей помощью комплект одежды вышила, все больше в руку не берет. Я, говорит, сейчас не умею уже. Есть другая, вот так она сейчас сидит и вышивает. Она вот умеет. Многих я учу, но они упрощают себе работу. Вот у них такой маленький узор уже длинным сделается.
— У вас много кукол, они национальные?
— Нет, это я в Москву ездила, а там женщина сидела и из липовых мочал кукол делала. Я приехала домой, мочалу купила и начала такие делать куклы.
— А она тоже какой-то малой национальности?
— Я не знаю. Сейчас вся Россия в куклы играет. Кто что умеет, то и делает. Таких вот много, танцующие девочки. Одни вот в хоровод пошли, такие красивые. Когда много поставишь, они все кружатся, кто в какую сторону, вообще красота. Я разные мастер-классы делаю, обучаю детей и взрослых. Народ чтобы не сидел, что-то делал, чем-то занимался.
О МАТЕРИАЛАХ И ЗНАЧЕНИИ УЗОРОВ
— Откуда вы исходники — оригиналы — берете, чтобы вышивать свои работы?
— В музеях в основном, в Йошкар-олинском, например. Вот тут на платке птичка своеобразная (показывает на узор). Птичка — это продолжение рода. Гусь, утка — это все к птицам относится. Как бы продолжает род, продолжает человечество, продолжает всего существо во всем мире. Тут лебеди высиживают в гнезде и вот продолжается род.
— А это что (указываем на другой орнамент)?
— Это мужчина и женщина. Вообще, это старинный свадебный платок. У нас вообще в республике такой платок только один был в музее, да и тот полинял. Я им на самотканом холсте вышила новый, точно такой же, и подарила. А себе потом сделала вторую копию.
— Где вы берете ткань? Это лен или конопля?
— И лен есть, и конопля. Вот, например, старые бабушки умирают, я их ткань покупаю. Это самотканое полотна, старые, залежавшееся в сундуках. Коноплю выращивают сейчас специально только для космонавтов. Им одежду шьют только из конопляной ткани.
— А нитки самые обычные или тоже специальные?
— Нитки я покупаю на рынке, из Белорусии привозят. Они крепкие и их можно стирать, отбеливать.
— Расскажите, а почему вот тут желтый цвет, а тут зеленый? Это что-то значит?
— Это мужское и женское, поэтому так. Есть еще отличие и по цветам на разных платках, потому что один носили до замужества, другие после. Вот, например, на это платке есть олень. Он — символ хорошей семейной жизни.
— Почти вся марийская вышивка — это красные узоры на белом полотне. В этом тоже есть какой-то смысл?
— У мари вся одежда белого цвета, а красный цвет — от сглаза, чтобы пугал и не подпускал к себе зло. Ну еще и потому, что в основном красным цветом вышивали — его проще было достать в старину. Цветов было не так много — где-то синий цвет, где-то красный, где-то коричневый. Я в Индию недавно ездила, вот они натуральным цветом красят.
— Просто отдыхать?
— Меня пригласили туда, в Джейпур. Жили мы там 12 дней и работали в университете ремесла и дизайна. Там очень хорошо, у нас была своя компания — 50 человек мастеров.
— Со всей России или только из Марий-Эл?
— Это от БРИКС (группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).
— Вам понравился какой-то мастер или группа мастеров из какой-нибудь страны? Может быть из Бразилии, например?
— Ой, Бразилия — нет. Одна вообще не работала, все курила. Они какие-то другие, а китайцы — такие работящие. У них очень тонкая вышивка.
— А вы что-то переняли у них, какие-то приемы?
— Нет, что китайцы делают — уже не в моих силах, у меня глаза не те. Они шелковую нитку напополам делят, маленькую иголку туда и вышивают. Если бы в молодости занялась — да. Я как раз эту технику знаю. Очень красиво они вышивают, как живые картины получаются.
— Вы часто так путешествуете, чтобы опытом делиться?
— В прошлом году форум был в Москве большой — Китай, Казахстан, Россия. А вообще, я хоть куда. По России где только не была. И Сыктывкар, и Ханты-Мансийск, и Новосибирск — везде была. В основном, правда, северные города, потому что финно-угры там живут и ремеслом там в основном занимаются.
— На костюмах и платьях очень старые монеты, вы где берете?
— Да, монеты старые. У матери запасы, которые натуральные я их не продаю, для себя делаю. А так, где-то что-то покупаю или же современные использую.
— Им почти 200 лет!
— Да, чистое серебро. Некоторые чистые, некоторые уже нет.
Презентация к уроку по «Истории и культуре народов Марий Эл» «Марийская вышивка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Маритÿр Марийская вышивка О женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели Так давно.
Маритÿр Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением одежды. Многие элементы народного костюма — рубахи, кафтаны, головные уборы, передники, поясные подвески — украшались сложной и богатой вышивкой. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр мете), к которой прикреплялась ткань. И.Степанова
Маритÿр Традиционная вышивка выполнялась по счету нитей. Техника ее имела несколько вариантов: «роспись» (пушкыл тÿр) — двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; «косой стежок» (темышан, умбачкерыштыш) — он использовался для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом; «счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш темышан) — его вышивали по счету нитей ткани без контура; шов «набор» (умбачкерыштыш, керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной.
Маритÿр Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрический — изображение комбинаций различных геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный — воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц, человека; растительный — изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т. д.
Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году вышитые марийские изделия получили второй приз.
После этой выставки вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние поставляли их за границу.. Таким образом, вышитые изделия марийских мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках.
Маритÿр Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с 8-10 лет, а с 12 лет она начинала готовить себе одежду для замужества. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое.
Маритÿр Умение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходимых марийской девушке-невесте. Девушек , не умевших вышивать, считали совершенно не пригодными для семейной жизни. Таких девушек называли «совияк», «тöка», «сокыр» и насмешливо говорили, что «у неё иголка без ушка»( тудын имыже вожин) или «у неё иголка в подполье» ( тудын имеже пöртйымалне).
Маритÿр Древние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания посредством вышивки. Тщательно продумывали орнаменты, композиции узоров и мелкими стежками вышивали то, о чем мечтали. Владея информацией о значении орнаментальных мотивов, марийскую вышивку можно читать как открытую книгу.
Маритÿр Например, линией «косая стежка» женщина вышивала берега реки, в виде зигзага — саму речку, она течет, извивается. Вышивая, женщина думала, пусть моя жизнь течет также спокойно, как эта река. Птица считалась воплощением света и жизни, изображение дерева жизни, двух птиц или двух животных служило знаком семьи. Лошадь символизировала благосостояние. Изображения лебедей выдают заветные мечты о красоте, любви и верности. Изображение головы барана, рогов оберегали от зла и болезней. Олень, оленьи рога символизируют удачу. В качестве основных нитей использовали красный и черный цвета, это говорило о наличии в мире сил добра и зла.
Одежда, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Маритÿр -оберег Вышитые символы всегда отражали мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определенном явлении, связанном с добрым или злым началом. Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол — «сторож грудей»
чызорол — «сторож грудей» Наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода. На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок ее состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор растительного вида — цветка или лепестков. Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.
Виды женских нагрудных оберегов
Виды женских нагрудных оберегов
Маритÿр -оберег Мужчина — продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи.
Расположение оберегов на мужских рубашках Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры: пондашйыргур — «вышивка вокруг бороды»; вачум-балтур — «вышивка на плечах»; тувырорма — «знак зрелости мужчины» ту-порол -«сторож спины».
Расположение оберегов на мужских рубашках
Вышивка на головных уборах Использовалась не только в качестве украшения, она указывала на возраст и на социальную принадлежность ее владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы.
Головные уборы: шымакш, шынашовыч, шурка
Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы ощутите «рябь в глазах», т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на нее, от недобрых взглядов и сглаза. На рисунке вы видите мотив, похожий на стрелку. Их здесь два, они направлены в разные стороны от центра, как бы рассекая нежелательное воздействие постороннего взгляда. Головной убор сорока
Вышивка на головных уборах
Свадебный платок луговых марийцев. Вторая половина 19 века. Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты — «вургенчык». Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. — «покрывало для головы»). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.
Обратите внимание на колпачок шымакша, на котором имеется небольшая короткая кисточка, собранная из ниток красного цвета, концы ее направлены вверх. Это своеобразная «антенна», демонстрирующая, что мариец обращается к Всевышнему Богу -Ош Кугу Юмо. От этой кисточки к позатыльню спускается узкая дорожка вышивки, показывающая путь движения энергии — шулык — в тело человека. На ней вышивали различные усики и крючки, защищающие животворность поступающей энергии.. Конец позатыльня украшали кистями из ниток, бисером и монетами. Звон серебряных монет при движении женщины, надевшей шымакш, также оберегал его владелицу.
История развития вышивки на современном этапе В 30-е годы XX века традиционная вышивка стала уступать вышивке более легкого исполнения — крестом, гладью. Исчезли из обихода некоторые составные элементы национального костюма, такие как шымакш, сорока. Все меньше оставалось мастеров марийской вышивки по счету нитей ткани. Лишь в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения марийской вышивки. Возросла потребность в орнаментации костюмов именно такой вышивкой. Проведенные в г. Йошкар-Ола в 2000-2002 годах конкурсы марийского костюма явились сильным толчком к возрождению национальной одежды, орнаментированной традиционной вышивкой. Конкурсы переросли в фестиваль национальной одежды финно-угорских народов России, который прошел в г. Йошкар-Ола в 2003 году. Фестиваль предоставил возможность мастерам продемонстрировать свои лучшие проекты на федеральном уровне.
История развития вышивки на современном этапе Сегодня увеличивается число желающих научиться мастерству марийской вышивки среди учащихся и студентов, преподавателей школ и училищ, домохозяек. Создаются кружки и студии по вышиванию.
История развития вышивки на современном этапе В 90-е годы Министерством культуры были созданы студии (г. Звеигово, пос. Медведево, д. Чодраял, с. Шоруньжа), где народные мастера занимаются традиционной вышивкой, шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различным видам прикладного искусства обучаются все желающие. Вышивка , украшавшая народный костюм , всегда была одним из высокохудожественных видов прикладного искусства. Она не утрачена и в настоящее время, этим видом искусства занимаются как мастера-любители, так и профессиональные художники. Этому рукоделию обучают детей в Президентской школе-интернате №1 (мастера-художники А.Орлова, Е.Кожина), в школе-гимнаии №14 (Е.Кожина), в детском клубе «Шонанпыл» (И.Степанова) в Йошкар-Оле. Существуют кружки по вышиванию в других городах и районных центрах республики.