Конспект мастер-класса «Изготовление мелкой текстильной игрушки «Цыплёнок»
план-конспект занятия по теме
Конспект предназначен для проведения занятия или мастер-класса с детьми, не имеющими навыков ручного шитья. В ходе занятия дети научатся выполнять шов «Вперёд иголку», познакомятся с «потайным» швом, стягивать ткань, формируя при этом форму для игрушки.
Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования,учителям начальной школы, учителям технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Иллюстриррованный конспект мастер-класса для начинающих лоскутниц | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
МБОУ ДОД Центр детского технического творчества
Конспект занятия на тему:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Сапегина Елена Васильевна
Мастер-класс проводится согласно программе дополнительного образования «Лоскутная фантазия» для детей от 8 до 15 лет, на 3года обучения, проводится в начальный период обучения с детьми без навыков шитья.
Назначение мастер-класса — применение ручных швов для изготовления мелкой игрушки, творческое исполнение украшения изделия. Конспект предназначен для тех, кто занимается творчеством с применением ручных швов. Возможно распространение опыта внутри образовательной области «технология» в школе.
1.Вводная часть. 3 мин.
1.Знакомство с педагогом, детьми. 1мин.
2. Краткое ознакомление с народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. 2 мин.
2. Основная часть 37 мин.
1. Объяснение выполнения работы. 4 мин.
2. Ознакомление с требованиями техники безопасности, инструменты. 1мин.
3. Самостоятельное выполнение работы. 30 мин.
4. Индивидуальная помощь.
5. Физкультпауза. 2 мин.
3. Заключительная часть. 5 мин.
1. Выставка работ, подведение итога.
Форма организация занятия : Мастер-класс
Возраст: 8-10 лет
Формировать интерес к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству.
* Обучить приёмам изготовления изделия, используя шов «вперед иголку», познакомить с «потайным» швом;
* Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, художественный вкус, аккуратность, точность, творческое отношение к выполняемой работе;
* Воспитывать интерес к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и инструменты:
выставочные работы мастериц из лоскутков, детские работы, нитки, ножницы, иглы, игольницы, заготовки из ткани: лоскут-круг (диаметр-7) – 2 шт, ленточки 10см.
таблицы по технике безопасности, схемы последовательности выполнения работы, образцы работ.
рассказ о народном творчестве, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением выполнения работы, показ приёмов шитья, самостоятельная работа с дозированной помощью педагога.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут – Елена Васильевна. Моё имя написано на бейджике. А вас я попрошу написать своё имя на карточке, которая лежит у вас на рабочем столе, назвать его, и положить карточку рядом со своим рабочим местом.
Дети: выполняют и называют имена, закрепляют карточки.
Педагог: Спасибо. Теперь мы знакомы. Сегодня мы поговорим о народном творчестве, а точнее об одном из его направлений — лоскутном шитье. С давних времен люди шили одежду, а порванную – штопали или ставили из лоскутков заплатки, иногда приходилось и соединять их. Так и появилось лоскутное шитьё или «пэчворк». Затем стали изготовлять предметы быта и украшения для дома: матрасы, одеяла, подушки, подушечки, различные панно, игрушки. Игрушки изготовляли несложные, чтобы быстро выполнить, игрушки, увлечь ребенка игрой, а самим продолжить работу по хозяйству. Брали небольшие лоскутки, нитки, иглы и занимались творчеством.
Предлагаю вам изготовить мелкую игрушку «Цыпленок».
Посмотрите на доску. Здесь образцы изделий. Изготовлены из одного и того же материала, а все разные. Почему?
Дети. Ответы: они изготовлены из желтой ткани, но украшены все по-разному: у одного цыпленка ленточка красная, завязана бантиком, у другого – зеленая, просто шарфик, у третьего – ножки в тапочках и т. д.
Педагог: Правильно, вы очень внимательны. Сейчас выполните такое же изделие.
Перед вами на столе заготовки: круги из ткани, набивной материал. Игольницы с иглами и нитками разного цвета, ножницы.
Иголки пусть пока остаются в игольницах. Расположите инструменты и заготовки рядом со своим рабочим местом так, чтобы вам было удобно и
безопасно их брать.
Не забывайте о технике безопасности! Послушайте меня.
В любом месте, где бы вы не находились: на улице, дома, в школе – необходимо быть очень осторожными. На занятии мы будем пользоваться различными предметами, инструментами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным. А вы знаете, как обезопасить себя при работе с иглой, ножницами?
Дети : Не брать в рот, не вкалывать в одежду, использовать только по назначению и т.д.
Педагог обобщает: Во время работы содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, мусором.
-ни в коем случае не берите в рот иголки и булавки;
— храните иголки и булавки в игольнице, не оставляйте их на рабочем столе;
— будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
— не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
— положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см.
По окончанию работы приведите в порядок рабочее место:
— инструменты и материалы уберите в определенное место;
— мусор соберите и уберите в урну.
Вспомнили правила техники безопасности? Инструменты приготовили?
Педагог: Приступаем к работе.
Сегодня я вас познакомлю с выполнением игрушки, применяя шов «вперед иголку».
Беру иголку с ниткой определенного цвета и завязываю узелок. Посмотрите (показ).
Беру заготовку и приступаю к выполнению первой части игрушки. Отступаю от края 0,5см и прошиваю по кругу швом «вперед иголку», слегка стягиваю, наполняю синтепоном, затягиваю и завязываю узелок.
Получился вот такой шарик-голова.
Теперь изготовим туловище, применяя те же приемы и соединим оба шарика вместе «потайным» швом.
Вот что у нас получилось.
Гребешок можно сделать вот так – петельками или бантиком. (Показ).
Носик — клюв тоже можно сделать петельками. (Показ).
Глазки – вышьем крестиком. ( Показ).
А ножки – так — и завяжем узелки. (Показ).
Все понятно? Есть вопросы? Приступаем к самостоятельной работе.
(Самостоятельная работа детей)
Во время самостоятельной работы детей педагог оказывает индивидуальную (дозированную) помощь, напоминает правила техники безопасности.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Педагог: Продолжаем работу.
Вот и готова игрушка. Теперь можно её и украсить: ленточкой, бусинами – каждый украшает по своему вкусу.
Педагог: Давайте поместим ваши изделия на выставку.
( Дети вывешивают изделия на стенд).
Сколько красивых цыплят! И все разные!
(Дети рассматривают работы)
Педагог: Как называется данная техника выполнения?
Дети: Шитье из лоскутов.
Педагог: Какие швы применяли?
Дети: Шов «вперед иголка»; «потайной шов».
Педагог: Понравилась вам работа с лоскутами? Чем?
Дети: Лоскутики яркие, игрушку сделали быстро; шов несложный.
Педагог: Смотрите, выполняли одной техникой, использовали тот же материал, а работы получились разные. Почему?
Дети: Украшали все по-разному и т.д.
Педагог: Правильно. Все старались, у каждого был свой творческий замысел. Молодцы!
У вас появилась первая вещь из лоскутков. Берите на память или дарите близким. До свидания.
1. Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. — 224с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки»).
2. Зайцева А.А. Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике / Анна Зайцева. – М.:Эксмо, 2012. – 64с.: ил. – (Азбука рукоделия).
3. Каминская Е.А. Лоскутное шитьё. Чудеса из кусочков ткани./Е.А. Каминская.- Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256 с.:
ил.- (Красивые вещи своими руками).
4. Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка /Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 96 с.: ил. – (Лучшие поделки).
5. Лоскутное шитьё, стёжка и аппликация. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 80с.:ил. – (Мастер-класс на дому)
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
1. Иглы хранить игольнице. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в игольницу, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Скреплять ткань острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. В конце занятия проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
1. Ножницы хранить в определенном месте — рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»
Анна Самойлова
Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»
«Как правильно организовать и провести мастер-класс»
Консультация для педагогов
Самойлова Анна Валерьевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Мастер-класс — одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, которые решают поставленную перед ними задачу. Мастер-класс — это занятие практической направленности с профессиональной аудиторией слушателей, на котором педагог-мастер представляет свой педагогический опыт по актуальным вопросам.
Проводить мастер-класс и обращаться к профессиональной аудитории педагог может только тогда, когда уверенно овладеет материалом. Мастер – это человек, который хорошо знает какую-либо проблему и профессионально может показать ее решение. Это человек, который умеет хорошо и ловко что-то делать. Поэтому в ходе мастер-класса педагог-мастер не просто сообщает новую информацию коллегам, а передает способы деятельности.
Мастер-классы представляют интерес для тех педагогов,которые хотят:
• разработать собственную авторскую образовательную программу;
• освоить новую технологию, методику;
• повысить профессиональное мастерство в конкретном вопросе или виде деятельности.
Цели и задачи мастер-класса
Перед тем как готовиться к мастер-классу, важно понять, с какой целью вы будете его проводить и какие задачи с его помощью решите. Существует несколько интерпретаций общей цели любого мастер-класса:
• трансляция уникального педагогического опыта;
• создание условий для профессионального общения, самореализации;
• повышение педагогического мастерства;
• распространение передового педагогического опыта;
• внедрение новых педагогические технологий.
Основные задачи мастер-класса:
• обобщить опыт педагога;
• передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов;
• организовать совместную отработку методических подходов педагога;
• провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса;
• оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.
Тематика, формы проведения и продолжительность мастер-класса
Тематика мастер-классов может быть любая: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования педагогических технологий, авторские приемы применения технологий на практике. При этом формулировать тему мастер-класса следует по формуле: «Что сделано? – С помощью чего сделано? – Какой будет конечный методический продукт?». Последовательность составляющих формулы может быть другой.
По времени мастер-класс может длиться от 15 минут до 6 часов. Это зависит от мероприятия, на котором проводится мастер-класс. Если в рамках курсовой подготовки педагогов, то мастер-класс может занять более длительное время. Если это происходит на педагогическом совете, то 15–30 минут. Если мастер-класс – один из этапов профессионального конкурса, то время его проведения регламентирует соответствующее положение о данном конкурсе.
В какой форме проводить мастер-класс, выбирает сам педагог-мастер. Этот выбор определяется наработанным стилем профессиональной деятельности. Существуют разные формы проведения мастер-класса:
• сюжетно-ролевая игра (форма групповой работы);
• представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
• самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике педагога-мастера;
• совместное моделирование какого-либо мероприятия.
Мастер-классимеет определенную структуру:
• показ или демонстрацию технологии процесса;
• практическую часть – создание продукта;
• презентацию продукта (афиширование);
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
• представляет участникам мастер-класса технологию;
• формирует рабочие творческие группы;
• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент — это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.
Пример подготовки и проведения мастер-класса
Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса. Это итоговое мероприятие, в рамках которого педагоги изготавливают куклы-игрушки и предлагают варианты их практического использования в образовательной деятельности – мастер-класс «Такие разные куклы».
Структура мероприятия включает три части: общую организационную, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).
План проведения итогового мастер-класса «Такие разные куклы»
• Мини-презентации мастерских, распределение участников по секциям (выбор бейджа или пригласительного буклета).
• Практическая часть (мастерские) — создание куклы-игрушки.
• Игровая часть — творческая игра с элементами импровизации с куклой-игрушкой в заранее созданном игровом пространстве.
• Итоговая презентация творческой игры с использованием куклы-игрушки в игровом пространстве для всех участников мастер-класса.
• Обсуждение и обмен мнениями.
На этапе подготовки итогового мероприятия формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.
Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских, решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, демонстрационные буклеты, оформляет презентации.
По итогам презентаций мастерских участники выбирают, куда пойдут. В мастерских они делают с мастером свою куклу, разрабатывают игровое пространство, предлагают творческую игру с куклой с элементами импровизации. На заключительном этапе — этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют куклу, которую сделали, и предлагают варианты ее использования в образовательной деятельности.
Остановимся подробнее на этапах. Презентация каждой мастерской представлена красочными буклетами, флайерами, визитками. Чтобы привлечь педагогов, мастера оформляют небольшие выставки с результатами продуктивной деятельности — самодельные куклы.
У презентационного стола педагоги берут пригласительные на участие в конкретном мастер-классе: красочные листовки, билеты, открытки. В качестве пригласительного можно использовать предметы, которые пригодятся для работы. Например, для мастер-класса «Куклы из ниток» — клубочек цветных ниток; для мастер-класса «Кукла из пластиковой ложки» — ложку.
Общая вступительная часть проводится в музыкальном зале детского сада, столы и стулья в котором расставлены по кругу. Для итоговой части каждого мастер-класса отводится определенный сектор. Педагог, который проводит обучение в мастерской, заранее подготавливает пространство для игровой презентации в соответствии с темой и сюжетом игры. В общей части обсуждаются цели и задачи мероприятия, педагоги делятся на практические группы.
Практическая часть мастер-класса проводится в разных помещениях детского сада — в мастерских, где педагоги создают кукол. Это может быть физкультурный зал, кабинет педагога-психолога или иное пространство. Их мастера выбирают и подготавливают заранее.
В мастерской в течение 20–40 минут (в зависимости от сложности технологии) педагоги знакомятся с процессом изготовления той или иной куклы и сами пробуют создать авторский продукт. Здесь же они обсуждают возможные темы для итоговой презентации творческой игры с использованием куклы в игровом пространстве.
Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
Изготовление кукол из ниток — увлекательное занятие. Когда куклы созданы, с ними можно разыгрывать различные сюжеты и включать в другие игры. Например, провести творческую игру «Туземцы на острове».Для создания кукол-туземцев необходимы новые знания: где живут туземцы, как выглядят, что они едят, как охотятся. Мотив к познанию в этом случае тесно связан с игрой. Новые знания помогут в создании игрового пространства для этих кукол — «острова».Вариантов и сюжетов для творческих игр много: «Охота», «Праздник на острове», «Семья туземцев» и др.
Мастер-класс «Волшебное превращение ложки» по изготовлению кукол из пластиковых ложек поможет организовать игру «Бал для Золушки». Оформление игрового пространства идет по известной сюжетной линии сказки «Золушка». Тут может появиться настоящая тыква, которая превратится в карету. Под музыку могут танцевать все персонажи сказки.
Варианты игрового пространства для проведения творческой игры с куклой
Мастерская «Куклы из ниток»
Тема игры Материалы Творческая игра
«Племя туземцев» Шерстяные нитки светло-коричневого, шоколадного и черного цветов,декоративные элементы: бусины, деревянные палочки, тесьма «Туземцы на острове»
Игровое пространство – «остров». «Остров» – большой лист ватмана неправильной формы. Для создания ландшафта «острова» поверхность ватмана тонируется красками или гуашью, декорируется пластилином.Возможные материалы для оформления: камни, песок, деревянные палочки, солома, разноцветные ткани, фигурки диких животных, искусственные деревья, макет костра и хижины. Участок моря – синяя ткань. Дополнительные объекты – предметы-заместители
Мастерская «Волшебное превращение ложки»
Тема игры Материалы Сюжетно-ролевая игра
«Бал для Золушки» Пластиковые ложки;ткани для изготовления одежды: органза, тюль, кружево; тесьма; цветные нитки; двойной скотч «Бал»
Игровое пространство – «дворец». «Дворец» – большая картонная коробка. Нижняя часть коробки – пол, боковые части – стены. Для имитации зеркальных стен используется пищевая фольга, для бального паркета – ткань в клетку.Возможные предметы для оформления: игрушечная мебель (стол, стулья, игрушечная посуда, свечи из бумаги и новогодние гирлянды. Дополнительные объекты – предметы-заместители
Принцип мастер-класса:
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю — вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.
Пример проведения мастер-класса
Ход ЗАНЯТИЯ
• постановка цели и задач мастер-класса;
• краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.
• изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);
• оформление готовых работ.
• просмотр и обсуждение выполненных работ;
• самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
• ответы на вопросы участников мастер-класса;
• общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению);
• заключительное слово педагога-мастера.
Мастер-класс — это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собственного опыта, каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.
1. Богачева И. В. Б73 Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования».— Минск: АПО, 2012. — 92 с.
2. Дигурова Т. М. Как провести мастер-класс. Т. М. Дигурова, Н. В. Клёнова //Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3. – С. 13-22.
3. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2005. — № 1. — С. 84-87.
Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.
Консультация «Как провести день книжки-малышки» Как провести день книжки-малышки. Закончился День книжки-малышки в нашем детском саду. Замечательный день! Воспитатели всех групп провели.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.
Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду» Первые годы жизни маленького человечка очень важные. Детские воспоминания навсегда остаются в памяти, поэтому родителям хочется, чтобы они.
Консультация для родителей «Как правильно организовать совместный семейный отдых?» Уважаемые родители, сегодня хотим Вам рассказать, как организовать семейный отдых, чтобы каждый член семьи остался с позитивными эмоциями.
Консультация для родителей «Как провести новогодние каникулы» Новогодние праздники-это не только елка, много сладких угощений, но и длинные каникулы. Посвятите эти дни общению с ребенком, семье. Кроме.
«Как провести выходной день с ребенком». Консультация для родителей Консультация для родителей. «Как провести выходной день с ребенком. » В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве.
Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребенком» «Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». /Джордж Бернард Шоу/ Выходные дни – это время,.
Консультация для родителей «Как с пользой для ребенка провести лето» Наступило лето. Лето прекрасная пора для того, чтобы провести его с пользой. Это время не только для отдыха, но и для закаливания, оздоровления.
Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни» Групповой адвент-календарь Думаю, ни для кого не секрет, что порой ожидание становится иногда ярче самого праздника. У иных – наоборот,.