Как распространить предложение сестра шьет платье

Содержание
  1. Распространенное предложение — что это? Как его составить и как распространить предложение
  2. Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения
  3. Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения
  4. «Распространите предложение». Как распространить предложение?
  5. «Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить
  6. Распространите предложения № 244 ГДЗ Русский язык 8 класс Тростенцова Л.А. Часть 2
  7. Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
  8. Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
  9. Чем распространенное предложение отличается от осложненного
  10. Чем распространенное предложение отличается от сложного
  11. Могут ли распространенные предложения быть неполными
  12. Может ли распространенное предложение быть односоставным
  13. Полезные материалы по теме

Распространенное предложение — что это? Как его составить и как распространить предложение

Распространенное предложение — это предложение, в котором есть не только подлежащее и сказуемое, но еще и второстепенные члены: определение, обстоятельство или дополнение.

Распространенные предложения. Примеры

Рано утром я выехал в Москву
Кто? Я. Это подлежащее.
Я что сделал? Выехал. Это сказуемое.
Выехал когда? Рано утром. Это обстоятельство.
Выехал куда? В Москву. Это дополнение.

А из нашего окна площадь Красная видна.
Красная площадь видна откуда? Из нашего окна.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря
Жили-были где? У самого синего моря.

Второстепенных членов в распространенном предложении может быть сколько угодно.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, второстепенных членов в нем нет. Например: Я выехал. Жили-были старик со старухой. Видна Красная площадь.

В нераспространенном предложении могут использоваться предлоги и частицы (они не являются членами предложения), может быть больше одного подлежащего и сказуемого. Также подлежащего или сказуемого может не быть вовсе.

Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения, сообщают самую главную информацию: например, кто и что сделал.

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее может выражаться существительным, местоимением, прилагательным, причастием.

Примеры: Папа был доволен. Они думают. Седой улыбнулся. Отдыхающие вернулись в гостиницу.

Иногда подлежащее выражается несколькими словами: Студент Иванов сдал экзамен. Александр Сергеевич Пушкин — автор «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?

Сказуемое может быть простым глагольным: Я пришел к тебе с приветом.

Может быть составным глагольным: Преподаватель прекратил говорить.

Также бывает составное именное сказуемое: Он был дипломированным специалистом. Коля стал умнее. Часто глагол «быть» опускается: Ты мой друг. Собака — домашнее животное. Ночь темна.

Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения

Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Примеры определений: Это были белые розы. Вошел высокий и статный офицер. Рядом располагался наш дом.

Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.

Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

Примеры обстоятельств: Мы быстро побежали. Собеседник устало улыбнулся. Из-за опоздания Андрей всё пропустил.

Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?

Примеры дополнений: Мы купили на рынке банку варенья. Передаю вам привет. Ракета отправляется в полет. Коллега рассказал о поездке в отпуск.

Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).

«Распространите предложение». Как распространить предложение?

Итак, в нераспространенном предложении есть лишь подлежащее и сказуемое. Чтобы распространить предложение — сделать его распространенным — нужно добавить хотя бы одно определение, обстоятельство или дополнение.

Возьмем для примера нераспространенное предложение:
Пришла зима.
Зима — подлежащее. Пришла — сказуемое.

Добавим определение и получим распространенное предложение: Пришла долгожданная зима.
Зима какая? Долгожданная. Это определение.

Можно добавить обстоятельство: С опозданием пришла зима.

Можно добавить дополнение: В Москву пришла зима.

А можно добавить все сразу: В Москву с опозданием пришла долгожданная зима.

«Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить

Детям в школе часто дают задание: «напишите 2 [или 3, 4, 5, 6] распространенных предложения». Как это сделать?

Как найти и написать распространенное предложение

Возьмите из книги любое предложение и проверьте, является ли оно распространенным. Для этого посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены — определение, обстоятельство или приложение? (Есть ли ответы на вопросы какой? чей? как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?)

Примеры распространенных предложений из литературы

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. (А.С. Пушкин)

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. (И.С. Тургенев)

На правом фланге у Багратиона в девять часов дело еще не начиналось. (Л.Н. Толстой)

К крыльцу подошел черноволосый мужик в фартуке и без шапки, наверно — кузнец. (А.П. Платонов)

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)

Как составить распространенное предложение

Начните с нераспространенного предложения — придумайте подлежащее и сказуемое. Например, кто и что сделал?
Сестра читала.

Потом добавьте в предложение второстепенные члены.
Сестра (как?) внимательно читала (что?) книгу (где?) за столом.

Вот вы и составили распространенное предложение.
Сестра внимательно читала книгу за столом.

Другие примеры распространенных предложений

С самого утра небо ясно. (И.С. Тургенев)

Полная луна плыла по ясному безоблачному небу. (В. Арсеньев)

Я лег на снег и закрыл глаза. (В. Каверин)

Сенокос запоздал из-за дождей. (К. Паустовский)

Шагал по мокрой дороге седой старик. (В. Шукшин)

Распространите предложения № 244 ГДЗ Русский язык 8 класс Тростенцова Л.А. Часть 2

Распространите предложения двумя способами.
I. Чтобы определения были однородными, т. е. характеризовали однотипные признаки предмета.
I. В питомнике научились выводить———— норок. 2. На свеж..м
снегу нетрудно было заметить———— следы. 3. Осенью бывает приятно собрать и пр..нести домой букет из—— листьев клёна.
II. Чтобы определения были неоднородными, т. е. характеризовали предмет с разных сторон.
1. Джинсы — это——— . 2. Вельвет ————- ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков. 3. Ситец ————
ткань с отделкой в виде цветов орнамента. 4. Атлас —————— ткань,
которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.

I. Однородные определения.
В питомнике научились выводить белых, голубых, тёмно-коричневых и светло-коричневых норок. 2. На свежем снегу нетрудно было заметить свежие, только что оставленные, ещё не занесённые ветром следы. 3. Осенью бывает приятно собрать и принести домой букет из листьев рябины, листьев вяза, листьев клёна.
I. Неоднородные определения.
1. Джинсы — это удобная ежедневная ноская одежда. 2. Вельвет — плотная крепкая ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков. 3. Ситец — хлопчатобумажная тонкая ткань с отделкой в виде цветов орнамента.
Атлас — блестящая шёлковая ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.

Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах

Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.

Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.

Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного

В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:

  1. Идет дождь – нераспространенное, потому что в нем есть только подлежащее «дождь» и сказуемое «идет».
  2. Идет дождь и снег – нераспространенное, в нем два подлежащих («дождь» и «снег») и сказуемое.
  3. Ночь – нераспространенное, в нем только подлежащее «ночь».
  4. Темнеет – нераспространенное, в нем только сказуемое «темнеет».

А вот распространенные предложения, смотрите:

  1. На улице идет дождь – есть обстоятельство «на улице».
  2. Идет сильный дождь – есть согласованное определение «сильный».
  3. Идет дождь со снегом – есть косвенное дополнение «со снегом».
  4. Быстро темнеет – есть обстоятельство «быстро».
  5. Безмолвная ночь – есть определение «безмолвная».

Чем распространенное предложение отличается от осложненного

Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.

Предложение осложняется пятью осложнителями:

  1. Обращениями: «Саша, принеси мне воды».
  2. Однородными членами: «Прилетели вороны и голуби» (однородные подлежащие), «Ветер воет и рвется на волю» (сказуемые), «Я рисую карандашами и фломастерами» (дополнения), «Белые, красные и желтые ленты» (определения), «читаю и лежа, и сидя» (обстоятельства).
  3. Обособленные члены: «Вспоминая прошлое, я думаю о будущем» (обособленный деепричастный оборот), «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» (причастный оборот).
  4. Вводные слова: «Во-первых, я вам не начальник», «Кстати, а вы кто такой?».
  5. Вставными конструкциями: «Дорога (от замка до реки) вела через лес».

Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.

Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.

Чем распространенное предложение отличается от сложного

Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.

Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:

  1. Я читаю книгу – распространенное, потому что есть прямое дополнение «книгу».
  2. Мама отдыхает – нераспространенное, потому что в нем нет вообще никаких второстепенных членов. Мы видим в нем только подлежащее «мама» и сказуемое «отдыхает».

Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.

Могут ли распространенные предложения быть неполными

Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:

– Как вам фильм?
– Очень классный!

Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.

Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.

Может ли распространенное предложение быть односоставным

Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.

Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.

В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?

Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.

Читайте также:  Как научиться шить футболку
Оцените статью