Как считать крестики при вышивке

Вышивка в технике счетный крест. Полезные советы. Инструменты (ч.1)

Однажды в комментариях мне задали вопрос по поводу работы в технике счетный крест. Решила раскрыть эту тему. Статья получилась огромная, для удобства разбила на 2 части, если будут вопросы – пишите!

Я ВСЕГДА вышивала исключительно в этой технике. Для меня совершенно никаких проблем не вызывает такая работа, а кому-то наоборот, поэтому, надеюсь, помочь своими отработанными навыками.

Когда я была маленькая и вышивала, не было никаких приспособлений (или только у меня их не было) типа растворимых маркеров, поэтому, если работа заполнялась полностью, я иногда лего-о-онько, буквально пунктиром, чертила квадраты карандашом (сейчас я этого делать не рекомендую). Насколько я помню, только в одной своей работе так делала. Остальные «вслепую».

1. Итак, складываем 4 раза нашу основу, ставим точку. Это центр. На каждой схеме для вышивки тоже отмечен центр.

Если основа – не канва, а равномерка (ткань с равномерным переплетением нитей), то вам ничего не остается, как начать примерно с этой точки, либо очень близко к ней, потому что отсчитывать крестики по равномерке глазам будет сложно.

Читайте также:  Вышивка кастом крафтс волки

Если это канва. Прикупите в магазине для рукоделия специальный исчезающий маркер (я таким и выкройки обвожу). Только обратите внимание, они бывают разными! Вам нужен водорастворимый (будете стирать законченную работу, маркер исчезнет. Для уверенности можете провести предварительный тест). Потому что, если вы купите другой, скорее всего он исчезнет быстрее, чем вы моргнете.

Дальше есть два пути: либо расчертить всю поверхность на квадраты 10х10 (крестиков!), либо расчертить ближайшие к центру квадраты и начинать работу в их пределах.

Как чертить? Я не очень доверяю мм, поэтому отсчитываю вручную, это не сложно: 2, 4, 6, 8, точка. Переплетения канвы позволяют сделать этот процесс довольно удобным.

Если расчертили полностью основу – начинайте откуда захотите (хоть с угла).

Интересен ли вам данный материал? Полезен ли?

В следующей статье поговорим о секретах работы со схемами, экономии ниток.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал в Яндекс Дзен. Оставляйте комментарии и лайки. Благодарю за внимание.

Решила начать считать вышитые крестики. Рассказываю — как и зачем?

Недавно я наткнулась на пост в одной из вышивальных групп с красивыми планерами на неделю и на месяц. Ссылку оставлю в конце статьи. И тут меня озарило. А почему я не считаю вышитые крестики? Ведь раньше я постоянно это делала. Пару лет назад я участвовала в одном из вышивальных марафонов с еженедельными отчетами. Мы с другими участницами публиковали фотографии вышивки в начале/в конце недели и указывали количество крестиков. Никаких призов не было, только приятная компания))

Помню как меня поражало, что девушки вышивают по 6-7 тысяч крестиков в неделю. Это же по 1.000 в день! Они вообще спят?! Мои результаты были значительно скромнее, по 2, максимум 3 тысячи крестиков в неделю. В какой-то момент я забросила марафон, у меня случился «невышивун» и я на несколько месяцев перестала вышивать.

Зачем мне сейчас считать крестики? Если раньше я вышивала только одну работу, то сейчас у меня бывает несколько параллельных процессов. Обычно их около 5-6. К некоторым я не притрагиваюсь по несколько месяцев, другие вышиваю регулярно. Мне любопытно что из них по итогу месяца вышивается активнее, а что я обделила вниманием. Количество крестиков, на мой взгляд, самый объективный показатель. Возможно это поможет более равномерно распределять время между всеми моими процессами.

Я скачала один из планнеров, выбрала тот, который с забавными котами. В следующем месяце, наверно, возьму другой. Собираюсь вести его весь февраль, первая неделя уже заполнена. Я решила указывать каждый день название работы, которую вышивала, и количество выполненных крестиков. Если за день брала в руки несколько вышивок, то количество крестиков по каждой указывается отдельно.

В конце каждой недели я буду считать сколько всего было вышито крестиков. Например, первая неделя февраля оказалось очень не вышивальной. Два дня я вообще не вышивала, в остальные дни было довольно-таки много работы,я уставала и вышила не так много, как хотелось бы. По крайней мере, по ощущениям я вышила значительно меньше крестиков, чем обычно. Вот и проверим. Интересно будет сравнить результаты недели с последующими. Будет ли у меня получаться вышивать больше? Даже до 1000 крестиков не дотянула — как-то это совсем мало. Норму себе устанавливать не буду, но проанализировать цифры будет интересно. О результатах расскажу в итогах месяца.

В нижней части я вписываю работы, пока там указаны только те, которые вышивала, но хочу вписать все свои начатые процессы, даже если не буду их в этом месяце брать в работу. В конце месяца подсчитаю сколько крестиков было вышито на каждой из них, а у тех, над которыми не работала, будет стоять нолик.

На этой неделе я работала над тремя вышивками. Надеюсь в этом месяце уделить время и другим своим процессам. Но об этом мы узнаем только через несколько недель.

А вы считаете крестики или считаете это бесполезным занятием? Если да то как именно это делаете? Я всё делаю вручную: вышила ниточку или смысловой участок, выписала количество крестиков на бумажку, вечером сложила цифры и вписала в планнер. Буду рада советам как оптимизировать процесс подсчета крестиков.

Спасибо гостям и постоянным читателям моего канала за уделенное время! Буду рада Вашим подпискам, лайкам и комментариям!

Счётный и несчётный крест

Счётный крест или несчётный крест – вот в чем вопрос.

Сегодня все чаще производители выпускают наборы в технике счётный крест. В магазинах буквально по 10 вариантов с нанесённым на канву рисунком.

Вероятно, с коммерческой точки зрения выгоднее. Да и законы рынка: спрос –предложение, никто не отменял.

Мне нравится процесс работы с несчётным крестом. Вот и обращаю внимание на канву с нанесённым рисунком.

И у той, и у другой техники есть как плюсы, так и минусы.

  1. Канва с нанесённым рисунком дешевле набора.

У меня большие запасы ниточек, еще от бабушек лежат, периодически докупаю + от наборов остаются, так что подбирать есть из чего. Соответственно, лично для меня первый и весомый такой плюс несчётного креста – он в разы дешевле, но это так сказать, мой личный плюс.

Не было бы запаса ниток … не знаю, не знаю. Бегать по магазинам, подбирать все те 30+ цветов по линейке был бы, наверное, ад. И нитки на картину даже формата А4 – далеко не дешёвое удовольствие.

  1. Один из больших недостатков счётного креста – схема. Причем любая: крупная или мелкая, цветная или черно-белая – на нее нужно постоянно отвлекаться. А глазоньки беречь надо, одни они у меня, и ломать их об схемы, лично мне не нравится. Еще и систематическое разглядывание схемы существенно замедляет работу.
  2. Для меня вышивка – это прежде всего творчество, нравится самой подбирать цвета, чувствовать себя мастером, смотреть на готовую работу – и хвалить себя: «Ах, как удачно я подобрала цвета». Ну ладно, льщу себе, не всегда так выходит, но я стараюсь.

Вышивали же наши бабушки без канвы и без схем. Таких высот я, наверное, никогда не достигну. До сих пор перед глазами бабушкины атласные подушечки с шелковой вышивкой стоят, жаль фото нет.

Вышивая по схеме – совсем другие ощущения: как будто раскрашиваешь картинку нитками, совсем другие ощущения. Хотя и в этом есть своя магия – как на белом полотне появляется рисунок. Так что каждому своё. Опять субъективный плюс несчётного креста получается.

3. Рисунок с нанесением на канву часто сдвигается (дырочки на канве не совпадают с рисунком), не ясно каким цветом вышивать тот или иной отдельный крестик. Наверное, один из самых существенных недостатков несчётного креста.

4. Сюжеты у несчётного креста чаще примитивные. Редко когда встретишь картину, которую хочется вышить. Ну это, как говориться, вопрос к производителям.

5. У счётного креста есть существенное преимущество: возможность вышить сложную работу с плавным перетеканием из одного цвета в другой: без проработанной схемы подобное не получится:

А шедевр получить хочется

Так что вышиваю как счётный, так и несчётный крест.

Техника вышивания «счетный крест»: пошаговый мастер-класс для рукодельниц

Схема выполнения стежков
Вышивка крестом

— вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Вышивка вышивке рознь

Счетный крест — это самый старый из всех видов вышивки, в которой главный элемент — перекрестие нитей. Сегодня рукодельницы могут говорить еще о печатной вышивке крестиком или несчетной. Такой вид рукоделия появился на свет как результат желания помочь рукодельницам — зачем мучиться со счетом, если можно просто работать по канве с нанесенным на нее узором. Меняй вовремя нить на другой оттенок — и не нужно постоянно пересчитывать элементы на схеме, а затем сверять их по проделанной работе. Но истинный счетный крест — это настоящая гордость за полученный результат. А оно дорого стоит. Причем для тех, кто по-настоящему увлечен вышивкой, именно счетный крест — настоящее творчество, а вот вышивка по напечатанному рисунку на канве — просто баловство.



Примечания

  1. 12
    Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  2. Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  3. Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  4. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.

С чего начать? С теории

Вышивка счетный крест основана на абсолютной точности вышивальщицы: один неправильно прошитый крестик — и работа дальше может пойти наперекосяк, если ошибка не будет вовремя найдена и исправлена. Это, конечно, вызовет большие потери во времени. Поэтому важный элемент вышивки в технике счетный крест — схемы. Рисунок, который вызывает желание работать, переносится в схему — разноцветные клеточки, указывающие штучные крестики определенного цвета. Такие схемы в изобилии разработаны вышивальщицами как самостоятельно, так и при помощи специальных компьютерных программ.

Современный способ машинной вышивки двойными крестообразными элементами

Для повышения качества вышивания предложен новый способ заполнения орнаментов вышивки двойными крестообразными элементами (ДКЭ), которые позволяют вышивать орнаменты любой формы без образования стежков перехода[3]. Поскольку переход и закрепление осуществляется за счет стежков, входящих в состав ДКЭ[4]. На рисунках представлены схемы расположенных по диагонали крестов, образуемых стежками разной длины и образованных ДКЭ и их фотографическое изображение[5].

Техника вышивки крестом

Вышивка счетным крестом, схемы которой могут самыми простейшими, моноцветными, а могут содержать множество цветовых оттенков, предполагает работу лишь с одним техническим элементом — крестиком. Чаще всего используется простой крест, хотя техник выполнения такого элемента существует несколько. Простой крестик — самый удобный в работе счетом. Делается он так:

  • основа — квадрат;
  • первый стежок прокладывается из одного угла квадрата в противоположный по диагонали угол;
  • второй стежок захватывает следующую пару диагональных углов, возвращая иголку на сторону начала работы.


Чтобы результат получился качественным и смотрелся максимально аккуратно, все крестики необходимо выполнять одинаково. Например, сначала прошиваются диагонали из верхнего левого уголка в правый нижний, а затем диагонали из правого верхнего уголка в левый нижний. Каждая вышивальщица сама для себя решает, как ей удобнее работать — справа налево и сверху вниз или наоборот, это неважно. Важно, чтобы все крестики смотрелись одинаково.

Оформление готовой вышивки


Материал снимают с пяльцев, при необходимости стирают в чуть теплой, мыльной воде. Разглаживают с обратной стороны, применяя влажную марлю и при небольшом нагреве утюга. Картины и гобелены оформляют в багет. Его подбирают под цветовую гамму самой вышивки. Он не должен быть слишком массивным, чтобы не подавлять изображение на картине.

В некоторых случаях используют для красоты паспарту. Он представляет собой небольшую рамку из цветного картона и занимает пространство между вышивкой и багетом.

Чтобы материал меньше пачкался, используют прозрачное стекло, которое вставляется перед картиной в багет и закрепляется на нем специальными уголками. В середине приделывают петельку для крепления на стене.

Получив все необходимые знания при вышивании техникой счетный и печатный крест, можете смело приступать к работе. Впереди Вас ждут незабываемые часы и дни интересного, увлекательного творчества!

Как заполнить поле рисунка?

Вышивка в технике счетный крест позволяет заполнять тело рисунка одним цветом в необходимых участках, не обрывая нить.

Это удобно тем, кто очень внимателен к счету стежков и умеет ориентироваться в смене цвета на пустом поле узора. Но гораздо проще, по мнению многих, кто уже освоил этот вид рукоделия, использовать так называемый рядный метод. В чем его суть? Нитью одного цвета прошиваются полностью крестики одного ряда, то есть и в прямом, и в обратном направлении, по счету. Нить меняется на следующий цвет, и этот же ряд по счету прошивается необходимым количеством крестиков другого цвета. Если расстояние между двумя отдельными участками ряда одного цвета небольшое, то нить можно не обрывать, а отсчитав количество клеточек другого цвета, продолжить работу тем цветом нити, которая начала ряд. Так, прошивая ряд за рядом, выполняют вышивку счетный крест. Техника вышивания крестиком по рядному методу удобнее и проще, она позволяет совершать меньше ошибок, чем если бы заполнялись сначала участки одного цвета на всем поле, затем другого, потом третьего и так далее.

Печатный крест

Этот метод почти не имеет отличий от счетного, но при нём нет необходимости считать ячейки. Для вышивания применяется полотно с нарисованным орнаментом. Подсчитывать ячейки нет нужды, так как необходимые швы нарисованы на нужных местах и оттенок видно сразу. Допустить ошибку при такой технике невозможно, а если это и случится, то она будет незаметной. Используя острую иглу, и точно попадая ею в края всех квадратов вышиваемого креста, работа будет аккуратной.

В момент вышивания необходимо наблюдать, чтобы нити плотно закрывали печатанный по всему размеру эскиза.

Чтобы ниточка не выскальзывала

Любая работа с нитками требует их закрепления, чтобы ниточка не выскальзывала во время работы или эксплуатации изделия. Для этого делаются узелки. Но в таком виде рукоделия, как вышивка, узелки не делаются. Ну а как вышивать счетным крестом? Описание начала работы для тех, кто только знакомится с данным видом рукоделия, начнется с правил крепления рабочей нити. Их два:

  • никаких узелков;
  • никаких «хвостиков».

Это, кажется, совершенно невыполнимые требования. Но на самом деле все очень просто. Рабочая нить держится именно за счет своего «хвостика», но он должен быть спрятан. А спрятать хвостик рабочей нитки можно либо с изнанки работы, либо с лицевой стороны. На «лице» кончик нитки удобно прятать, когда пасма для вышивания достаточно толстая, тогда хвостик выводится на лицевую сторону уже с первого стежка и во время работы подкладывается под несколько последующих стежков до тех пор, пока совсем за ними не скроется. На изнаночной стороне дело происходит точно так же, но хвостик нитки прячется под стежками-переходами. Изнанка как место для крепления рабочей нити подходит больше всего тогда, когда пасма не слишком толстая по отношению к размеру ячейки канвы, на лицевой стороне она будет видна сквозь стежки. Но и толстая пасма будет давать излишний объем стежкам, поэтому изнаночная сторона для крепления нити таким способом все же более предпочтительна, чем лицевая. Некоторые вышивальщицы крепят кончик нитки при помощи затягивания петельки на нитке канвы. Каким методом удобнее и практичнее крепить рабочий «хвостик» — решает вышивальщица.

Счетный крест: техника вышивания для начинающих

Несложно, главное иметь терпение и желание научиться. Благодаря данному виду рукоделия можно научиться правильно, проводить время, с пользой для здоровья, так как вышивание дает прекрасную психологическую разрядку, бесплатно.

Инструменты и материалы

  1. Канва;
  2. Пяльцы;
  3. Игла для вышивания;
  4. Нитки;
  5. Ножницы;
  6. Схемы.

Можно использовать специальные наборы. Канву лучше брать Aida 14, 16, 18 фирмы Zweigart. Пяльцы лучше брать деревянные, так как на них приятнее работать. Для начинающих применение больших пяльцев совсем необязательно, можно использовать обычные пяльцы, с винтом. Иглы должны быть тупыми и с большим ушком.

Специальная вышивальная иголка не уколет палец и не проколет ткань, она аккуратно входит в отверстия на канве, оставляя за собой ровные, гладкие стежки.

Специальные гобеленовые иглы могут быть разного размера, мастера часто используют в работе номера 22, 24 и 26. Подобрать схему, нитки и иголки поможет продавец специализированного магазина. Дополнительно надо подготовить ножницы, чтобы быстро обрезать нитки. Также рабочее место надо оборудовать светом. Вышивание должно приносить удовольствие. Вышивание – это отдых с пользой для души.

Рабочий материал

Любая работа, в том числе и творческая, требует материала. В вышивке счетный крест это:

  • Канва. Она может служить основой работы, ее полотном. У такой канвы плотная текстура, переплетение упругое, достаточно жесткое, нитки между собой не расходятся, а держат форму ячеек. Но есть и другая канва — как подспорье. Такую канву накладывают на ткань-основу для равномерности крестиков, а по окончании вышивки выдергивают пониточно из рисунка.
  • Нитки для вышивки крестиком. Используют разные нитки — шелк, мулине, полиэстр. Самое главное, чтобы они не линяли, были скользкими, но не скручивались в узелки в работе. Обычно вышивальщицы отдают предпочтение мулине, так как именно оно соответствует всем требованиям такого вида рукоделия, так как создается под него.
  • Иголки. Да, в работе может быть несколько одинаковых иголок, чтобы не вытаскивать нитку всякий раз, когда происходит переход к другому цвету. Иголки должны быть качественные — крепкие и прямые, не слишком длинные, с хорошим, но не широким ушком.
  • Пяльцы — специальные обручи, между которыми натягивается (запяливается) ткань. В зависимости от размера вышивки, пяльца выбирают подходящего диаметра. После работы основу обрабатывают и используют по назначению. Хотя есть пяльца, которые подходят в качестве рамки для вышитой картинки. Они фактурные, со специальным замочком с патиной — под старину. В них некрупные работы смотрятся очень эффектно.
  • Ножницы — одни с тонкими лезвиями для ниток, другие обычные портновские — для работы с канвой.

Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я, 16-я и 18-я, то есть четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см, 6,3 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Основа основ

Как художник использует холст или лист бумаги, так вышивальщица использует ткань. И чтобы на ней было удобно работать, ее запяливают в пяльцы. Как же это сделать, чтобы вышивка счетный крест была организована правильно? Принцип вышивки крестом — равномерность всех элементов, что достигается при помощи канвы. Поэтому основа должна быть натянута ровно:

  • меньшее кольцо пялец нужно положить на ровную поверхность;
  • ткань развернуть сверху кольца, расправить;
  • накрыть вторым кольцом и закрепить зажим так, чтобы кольца держались достаточно крепко, но ткань можно было продернуть;
  • поддергивая концы ткани, выровнять ее переплетение таким образом, чтобы оно имело правильную геометрическую форму, и все ячейки были квадратными;
  • зажать кольца до конца, чтобы ткань не прогибалась и не скользила.

Вышивка несчетный крест

Несчетным крестом вышивают многие, хотя могут даже об этом не подозревать. Несчетный крест – это техника вышивки крестом, когда количество самих крестиков считать не надо, в независимости от цвета. Готовая схема сразу имеет нанесенный рисунок, где цвета обозначены номером или самим цветом. Данная техника удобна для тех, кто любит вышивать в поездке.

Мастер класс по вышиванию предусматривает некоторые правила:

  1. На готовом изделии не должно быть узелков;
  2. Вышиваемое основание должно быть закрыто целиком;
  3. Кресты должны быть однотипными;

Вышивка крестом хоть и считается не сложной, но требует знаний, внимания и навыков. Если к рукоделию отнестись со вниманием и желанием, то результат сможет превзойти любые ожидания.

Последние штрихи

Счетный крест предполагает работу лишь с одни основным элементом — крестиком. Но помочь придать работе больше изящества помогают и другие элементы. Так, в несложных картинках можно использовать вышивальный шов «назад иголку», которым проходят контуры изображенных предметов и их части. Мелкие детальки, которые хочется выделить, например, почки листиков или бутоны цветов, изюм на кексе вышивают при помощи узелков, придавая работе некоторый объем. Вышивка крестиком не слишком демократична, она нечасто позволяет дополнить работу другими техниками, чтобы результат был изумительным. Чаще всего используются контурные дополнения для придания большей четкости.

Счётная вышивка

Само название работы говорит о надобности считать крестики на схематическом изображении, перед их нанесением на канву. Для этого следует приобрести хорошую ткань, где хорошо просматриваются клеточки и иглу, не цепляющую её. Поэтому для вышивки крестиком продаётся специальная широкоухая тупая иголка, которая замечательно сочетается с канвой, где чётко видны дырочки.

Сам способ подразумевает постоянный счет отдельных крестов, поэтому для удобства вышивания мелких и крупногабаритных картин, используется ниточная или маркерная разметка. Она представляет собой проведение чётких, симметричных линий, каждые 10*10 по горизонтали и вертикали.

Как красиво!

Тот, кто оценивает проделанную работу, видит лишь результат. А он будет состоять не только из сюжета, но и кропотливой аккуратности. Если работа сделана небрежно, то какой бы красивой ни была схема, никто ее не похвалит. Поэтому аккуратность в технике вышивания крестиком — это основа качественного результата. А чтобы работа принесла удовлетворение, нужно знать, как вышивать счетным крестом по схеме, соблюдая несколько правил:

  • Выбирать качественные материалы. Если нитки в процессе работы будут лохматиться, цепляться в узелки, а потом еще и полиняют, то вся работа пойдет насмарку. Иголки тоже должны быть хорошие — прямые, чтобы ими было удобно работать, с нешироким ушком, чтобы не нарушать структуру ткани.
  • Ткань запяливать в пяльцы нужно равномерно, не допуская перекосов.
  • Узелки в вышивке не делаются! Хвостик нитки аккуратно прячется во время работы.
  • Самое важное — точно высчитывать количество крестиков на одном участке одного цвета, от этого зависит рисунок.
  • Абсолютно все крестики должны «смотреть» в одну сторону. Это связано не только с правилами счетным крестом, но и с игрой света на готовой работе.
  • Готовую вышивку нужно увлажнить и дать ей высохнуть. Отпаривают вышивку с изнаночной стороны паром, не нажимая на утюг.

Вышивка счетным крестом позволяет делать как небольшие картинки, единичные предметы или простые узоры, но также она может стать основой для масштабного полотна — целой сюжетной картины. Схемы к таким работам, конечно же, самые разные. Если используется готовая схема, то следует подобрать нитки в соответствии с указанной линейкой. Если же она разрабатывается самостоятельно, то цвета берутся по желанию, чувству гармонии. Для большей реалистичности сюжетной картины не следует забывать о полутонах, ведь именно оттенки придают живости и естественности готовой работе.

Вышивка в технике счетный крест — увлекательное творчество, доступное людям разного возраста. Она развивает и поддерживает внимательность, умение видеть перспективу своего труда, мелкую моторику рук, что также полезно для активности мозга. Ну а о результате труда говорить не приходится — качественно выполненная вышивка послужит предметом гордости. Удачи!

Вышивка счетный крест: наборы

Сегодня продаются в специализированных магазинах. Их невероятно много, с разными сюжетами и мотивами, популярными являются вышивка Мостик, храмы, цветы, натюрморты, животные и птицы. Наборы станут прекрасным приобретением для мастерицы, которая неравнодушна к вышиванию.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется «верховой», потому что узор при этом словно «рисуется» рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли «браное шитье» (от слова «брать, набрать»).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий — полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис». Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаницы». Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. «белая гладь», выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом «заполнить цветом» фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее — по наложенному на него особому полотну с редким переплетением — канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного «болгарского креста». Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства — конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви — вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для… многих видов кружев. Но об этом — в следующий раз.

Сегодня рукоделием интересуются женщины разных возрастов и культур. Данный вид рукоделия можно по праву назвать искусством. При помощи простых материалов оно позволяет воплотить прекрасные рисунки на канве. Счетный крест техника вышивания – является самой распространенной среди вышивальщиц. Данная техника имеет несколько вариантов исполнения, с которыми следует ознакомиться начинающим рукодельницам.

Оцените статью