Чудо кружевного фарфора
Свое название кружевной фарфор получил благодаря легкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетеным кружевом. Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми.
Эти тонкие фарфоровые статуэтки сделаны с помощью процесса, известного как драпировка кружевом. Он превращает тонкие кружева и другие хлопчатобумажные ткани в фарфор. Ткани драпируются вручную, затем погружаются в фарфоровый шликер и после термической обработки превращаются в ажурные фарфоровые узоры! Процесс, как полагают, был разработан еще в Древнем Китае, где для этого использовали шелк-сырец. Однако самым известным примером является дрезденский фарфор. Дрезденские кружева начали производить в конце XVIII—начале XIX вв. Но из-за несовершенства изготовления тонкие кружева были очень хрупкими и ломались от малейшего прикосновения. Вот почему кружевного фарфора того времени так мало, и стоит он так дорого, почти у каждой статуэтки есть сколы.
Сегодня при создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева ,которые пропитывают фарфоровой массой, а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся на века.
Кружевной фарфор
Хрупкие и воздушные, казалось бы, способные разбиться от одного прикосновения, но пережившие века – так можно вкратце описать кружевные фарфоровые статуэтки, купить которые хочется с первого взгляда. Эти чудесные творения далеко не всегда относятся к антиквариату. На некоторых фабриках Германии, например, в Фолькштедте, до сих пор выпускаются лимитированные серии «Кружевниц» по моделям и технологиям XIX века.
История
Кружевной фарфор как явление мог возникнуть только в Германии, поскольку именно здесь открыли рецепт глиняной массы одновременно прочной и пластичной. Хотя Мейсен, а вместе с ним и Саксония, стали пионерами тонкостенной керамики, очень скоро конкуренцию им составили фабрики из Тюрингии, работавшие в том же стиле.
В 1757 году арканист Георг Генрих Махелейдт из небольшого городка Зитцендорф, вслед за Иоганном Бёттгером и Эренфридом Чирнхаусом, раскрыл секрет производства твёрдого фарфора. Как утверждают историки, сделал он это независимо от своих знаменитых соотечественников, путём долгих проб и ошибок.
Некий странствующий монах подсказал Махелейдту, где найти уникальный кварцевый песок, придающий керамическим изделиям особую белизну. Добившись стойких результатов и получив весьма достойные образцы высокотемпературной керамики, алхимик обратился к правящему принцу Шварцбург-Рудольштадта с просьбой об открытии первой в Тюрингии фарфоровой фабрики. В 1760 году он получил соответствующие привилегии и основал Sitzendorfer Porzellanmanufaktur.
Два года спустя мощности предприятия переместили в соседний Фолькштедт, ближе к резиденции князей Шварцбург-Рудольштадских. А история зитцендорфской фабрики продолжилась только в 1850 году. Пустующее здание выкупил владелец местной гостиницы Вильгельм Либманн и повторно основал фарфоровую мануфактуру под покровительством княжеской семьи. Сначала здесь производили недорогую посуду и головки для кукол, однако, когда в 1858 году владельцем стал Альфред Войт, перешли на элитные статуэтки и предметы декора. Фабрика копировала мейсенские образцы в стиле рококо, которые пользовались в то время огромной популярностью.
Рождение «Кружевниц»
В 1884 году статуэтки были впервые украшены кружевом, которое впоследствии принесло Sitzendorfer Porzellanmanufaktur мировую известность. По мере совершенствования технологии, из ажурной «ткани» стали делать не только отдельные детали, но и весь наряд. Пышные платья и юбки викторианской эпохи или многослойные пачки балерин, до сих пор производят незабываемое впечатление и вызывают лишь один вопрос: как подобное вообще возможно? Технология с одной стороны проста, с другой – требует от мастера ювелирной точности и опыта, иначе чуда не произойдёт.
Для создания фарфорового кружева используется настоящий тюль или хлопчатобумажное плетение Plauener. На деревянное основание наносят фарфоровую массу, но не такую жидкую, как заливаемый в формы шликер, а напоминающую по консистенции густую сметану. Сверху укладывают полоску кружева нужной ширины и пропитывают, помогая себе инструментом. Именно здесь нужно особое мастерство: если использовать много фарфорового раствора, он при обжиге заполнит отверстия и ажурная ткань не получится, а при нехватке массы останутся разрывы. Затем полоску собирают искусными складками на воротнике, юбке или рукавах статуэтки, причём за один раз – переделок допускать нельзя. При обжиге свыше 1300°С ткань выгорает, оставляя лишь керамические кружева тончайшей работы.
Судьба Sitzendorfer Porzellanmanufaktur
В XX веке деятельность первооткрывателя кружевного фарфора продолжалась с переменным успехом. После 1958 года он был национализирован правительством Восточной Германии и пришёл в упадок. Устаревшее оборудование и отсутствие квалифицированного персонала не позволяли Sitzendorfer Porzellanmanufaktur достойно конкурировать на рынке элитной керамики.
Масштабная реконструкция предприятия началась в 1985 году, когда государство осознало, что доставшаяся ему в наследство развитая фарфоровая индустрия может стать самым доступным и эффективным источником валюты. После денационализации подъём производства некоторое время продолжался. Вплоть до 2000 года фабрика процветала, возродив былую славу и повторяя в основном ассортимент XIX века, в том числе и знаменитых «Кружевниц». Однако новые владельцы предприятия – Карла и Уве Германн не смогли правильно выстроить его экономическую стратегию, что привело в 2013 году к банкротству и закрытию производства.
Сегодня прекрасные статуэтки Sitzendorfer Porzellanmanufaktur можно приобрести только на антикварных аукционах или официальном сайте предприятия. Его клеймо – синяя буква «S» под геральдической короной.
Дрезденский фарфор
Технология изготовления фарфоровых кружев использовалась ещё несколькими немецкими фабриками. Три из них продолжают выпускать изысканные статуэтки и сегодня, радуя ценителей и коллекционеров. Это – Мейсен, Фолькштедт и Унтервейсбах. «Кружевницы» выполнены только в стиле рококо, независимо от того, какие ещё направления развивал производитель.
На многих аукционах статуэтки всех перечисленных фабрик объединяют общим термином «Дрезденский фарфор». Он стал синонимом высочайшего качества и эксклюзивности декоративных предметов, чем обуславливается их немалая цена. Термин также указывает на парадный рокайльный стиль, в котором изготовлены статуэтки под брендом «Дрезден». Большинство из них относится к XIX веку, когда в Германии отмечалось «Возрождение рококо». На самом деле в Дрездене лишь расписывали «бельё», поставляемое из Мейсена, а кроме того, массово продавали дорогостоящий саксонский и тюрингский фарфор. В результате у коллекционеров, особенно иностранных, часто возникала подмена понятий. До сих пор на аукционах под общим названием «Дрезден» продаются статуэтки разных производителей, о чём обязательно сообщается в описании лота.
Мейсен
В ассортимент головного предприятия Германии «Кружевниц» ввёл модельмейстер Эрнст Август Лютериц. В середине XIX века он модернизировал многие рокайльные модели, дополнив ими продукцию классического стиля. По инициативе Лютерица, нежнейшие кружевные наряды украшались изящными цветами, что делало статуэтки ещё более изысканными. Новшество позволило восстановить интерес к продукции Мейсена, снизившийся из-за жёсткой политики России, Франции и Великобритании относительно импорта из Германии. Каждая страна защищала своих производителей, к тому же качество мейсенского фарфора к тому времени ухудшилось и было несопоставимо с уникальными изделиями XVIII века.
Фолькштедт
Предприятие, фактически основанное Георгом Махелейдтом в 1762 году, считается старейшим из существующих в Тюрингии. Фольштедт можно назвать «застывшей копией Мейсена», ведь здесь бережно сохраняют традиции рокайльного стиля, сделав ставку именно на «Кружевниц». Они помогли фабрике выдвинуться в топ самых известных производителей фарфора класса «люкс» и превратиться из обычного производства в популярный туристический объект.
В 1990 году, после объединения Германии, баварский концерн Seltmann Weiden выкупил фабрику Фолькштедта и произвёл здесь масштабную реконструкцию. Цеха заключили в стеклянный куб и теперь регулярно организуют по ним туристические эксукрсии. Желающие могут своими глазами увидеть, как создаются легендарные статуэтки из кружевного фарфора по технологиям, не изменившимся с XIX столетия. Формы тоже используются старинные, отчего перед восхищёнными зрителями оживают многие выдающиеся личности прошлого: российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих Великий, известная австрийская танцовщица Фанни Элслер и многие другие. Их объединяет одна деталь – великолепные ажурные кружева, без которых немыслимы образы «галантной эпохи».
Унтервейсбах
Под крышей обновленного здания Фолькштедской фабрики нашло приют ещё одно тюрингское предприятие с богатой историей – Фарфоровые мастерские Унтервейсбах. Мануфактура была основана предпринимателем Германом Йостом в 1882 году. Унтервейсбах испытал сильное влияние модерна, в частности несколько лет длилось сотрудничество с одним из основоположников стиля «ар-нуво» – бельгийским архитектором Анри ванн де Вельде. Однако на ранних этапах мастерская отдавала предпочтение традиционной мелкой пластике, в том числе и композициям в духе рококо.
Статуэтки Унтервейсбаха, в пене воздушного кружева, по качеству не уступают лучшим мейсенским и фолькштедским образцам. Став частью компании Seltmann Weiden, Мастерские сохранили за собой право выпускать часть прежнего ассортимента, львиная доля которого приходится на «Кружевниц». При этом стоимость подобного фарфора намного ниже, чем у Мейсена и многих моделей Фолькштедта. Особенно высоко ценятся антикварные «кружевные» фигурки 1920 – 1960-х годов. Несмотря на хрупкость таких изделий, у коллекционеров есть шанс приобрести их в отличной сохранности. Клеймо предприятия – стилизованная бегущая лиса.
«Ирландский Дрезден»
В конце XIX века на фабрике Фолькштедта работал талантливый художник Анри Мюллер – специалист по фарфоровым кружевам. Выходившие из его рук статуэтки пользовались настолько высоким спросом, что в 1907 году мастер, несмотря на отсутствие коммерческой «жилки», решил организовать в том же городе отдельную мануфактуру. Эту инициативу поддержал лично правящий граф Рудольштадский, приобретая великолепные скульптуры для своей резиденции в Хайдексбурге. Изделия Мюллера легко определить по клейму с короной над заключёнными в ромб инициалами «MV». Оно используется и для семейного предприятия «Ирландский Дрезден», созданного наследниками Мюллера в послевоенный период.
Хотя бомбёжки превратили мастерскую художника в руины, его дочь – Иоханна Саар вместе с мужем Оскаром смогла спасти некоторые формы. В 1947 году мануфактура «Мюллер-Фолькштедт» заработала вновь, выпуская уникальные по художественной ценности фарфоровые кружевные статуэтки. Когда три года спустя началась национализация восточногерманских предприятий, супруги Саар сочли необходимым переехать в Шварцвальд, забрав с собой самые ценные формы. В 1962 году их дочь – Сабина сделала ещё один важный шаг и обосновалась в небольшом ирландском городке Дромколлихер, где продолжает дело деда.
Её фабрика по выпуску кружевной пластики теперь известна далеко за пределами новой и прежней родины. «Ирландский Дрезден», в отличие от более именитых конкурентов, выпускает продукцию разного ценового диапазона, охватывая широкий круг любителей. Изящное кружево украшает не только рокайльные композиции, но и вполне современные фигурки животных, сувенирную посуду и подарочные наборы к торжествам или праздникам. Технология «Ирландского Дрездена» уникальна тем, что кружева наклеиваются не на сырые, а на прошедшие первый «бисквитный» обжиг изделия.
Новое в блогах
Кружево из фарфора
Возможно, кое-кто помнит мой материал об истории и создателях Императорского фарфора в России.
После его публикации я получила письмо от своего хорошего друга — Георгия Сауриди. Он спрашивал, не хочу ли я продолжить тему и рассказать о великолепном кружевном фарфоре.
Я стала искать по интернетовским сайтам — и нашла очень интересную информацию. Но только сейчас нашла силы, чтобы обработать материал и, надеюсь, порадовать вас, как и сама порадовалась, рассказом об этом интереснейшем искусстве.
Изделия из фарфора делали ещё в древнем Китае. А самая первая фарфоровая мануфактура в Европе была основана правителем Саксонии Августом Сильным в 1704 году, когда алхимик Иоган Бетгер, в попытках сотворить философский камень, создал твердый фарфор.Это было крупным прорывом в химии, учитывая покров тайны, реявший над над рецептурой фарфора, и его баснословную стоимость. Вторым предприятием была Венская фарфоровая мануфактура, основанная 14-ю годами позже. Далее был Севр и другие предприятия Европы.
Но это, конечно, ещё не кружевной фарфор.
Как же появляются эти изящные кружева?
Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными, дошедшими до наших дней и сохранившимися в коллекциях, были изделия Мейсенской мануфактуры ( эти изделия называют еще Дрезденским фарфором).
Мануфактура была основана в 1743 году по распоряжению короля Карла де Бурбона и его жены Марии Амалии как королевская мастерская для ремонта украшений королевы из мейсенского фарфора.
Эти тонкие фарфоровые статуэтки сделаны с помощью процесса, известного как драпировка кружевом. Он превращает тонкие кружева и другие ткани в фарфор. Ткани драпируются вручную, затем погружаются в фарфоровый шликер и после термической обработки превращаются в ажурные фарфоровые узоры!
Процесс, как полагают, тоже был разработан еще в Древнем Китае, где использовали шелк-сырец. Тем не менее, самым известным в наши дни является Дрезденский фарфор — по названию города, где он был изобретен и где в свое время было множество фабрик, использовавших эту технику. Дрезденские кружева начали производить в конце 18-го – начале 19 века. Но из-за несовершенства изготовления (недостаточно высокая температура обжига) тонкие кружева были довольно хрупкие и ломались от малейшего прикосновения. Вот почему кружевного фарфора того времени так мало, и стоит он так дорого, почти у каждой статуэтки есть «сколы» — пострадавшие от времени и механических воздействий кружевные наряды. Присмотритесь:
Сегодня, при создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева ,которые пропитывают фарфоровой массой (у каждого производителя свой секрет специальной массы для пропитки и дальнейшей прочности), а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам.
В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся надолго.
В 1962 году в городе Дромколлихер ирландского Графства Лимерик была создана фабрика, известная в настоящее время как «Ирландский Дрезден». Основателями фабрики были Оскар и Джоанна Саар. Кстати, именно от названия этого графства происходит наименование коротких английских сатирических «парадоксальных» пятистиший — лимериков.
В последние десятилетия расширилась и цветовая палитра изделий из кружевного фарфора Если прежде юные девушки и томные дамы были одеты сплошь в розовые и голубые одеяния, то сейчас. Впрочем, оцените сами!
Какое чудо, волшебство!
Фарфор для нас, как сказка в детстве,
И мастер преуспел в том средстве.
Всё в статуэтках ожило.
Ажурны кружева на платьях,
Блестяще смотрится парча.
Здесь жизнь, как яркая свеча!
Нам свет её приносит счастье.
«Фарфоровые статуэтки»