Как шьют одежду священнослужителей

Мастерская церковной одежды: как шьют одежду для православного духовенства Украины

После предоставления томоса у многих возник вопрос, изменится ли одежда у священнослужителей Православной Церкви Украины, пишет газета Экспресс. Нет — ведь облачение и в нас, и в Константинополе идентичное. Интересно, а как создают церковную одежду? Чтобы выяснить это, мы посетили храм Живоносного Источника. Здесь действует одна из мастерских, где шьют одежду для украинского духовенства.

В подарок Филарету

Храм стоит на юго-западной окраине Киева — в жилом массиве Южная Борщаговка. На входе в церковь меня встречает настоятель — протоиерей Валерий Семанцо. Поднимаемся по крутой лестнице на второй этаж. Здесь в небольших комнатах разместились мастерская.

“25 лет назад здесь начали шить одежду для священников храма — ведь в те времена не было где купить ризы, — рассказывает настоятель. — Уже позже к нам стали обращаться с заказами и служители других церквей”.

У окна мастерской — ряд стареньких швейных машин. На столах аккуратно сложены свитки цветных тканей, а рядом — вышитые полотна, блестящие камешки, атласные ленты.

Рядом с манекеном в расшитом золотом красном облаченні суетятся две женщины.

“Это подарок к 90-летию Патриарху Филарету, — видно, что отец Валерий гордится работой женщин. — Из красного бархата. Надеемся, Патриарху понравится”.

Три звезды и 18 крестов — для архиерея

В мастерской работают четыре женщины. “Создание облачения начинается с разработки эскиза, — рассказывает 51-летняя Виктория Буцерога, главная швея мастерской. — Художник рисует узоры и кресты, подбирает цвета. Мы делаем замеры человека, для которого шьем одежду корректируем выкройки”.

Рядом с нами хрупкая женщина в очках тщательно розпрасовує красный бархат. Это — 85-летняя Лидия Васильевна, ей здесь доверяют самую деликатную работу.

“Когда поступает заказ на вышитое облачение, делаем раскладку, определяем, как именно будут размещены элементы, — объясняет женщина. — Сейчас я утюгом прикрепляю красный бархат к клеевой ткани, скоро на ней будет вышит новый крестик для одежды Патриарха”.

Вместе с Лидией Васильевной иду в соседнюю комнату, здесь — два вышивальные аппараты, подключенные к швейных машинок. Позади них — с десяток мотков ниток, большинство — золотистых оттенков.

“Раньше вышивали ризы вручную. Теперь преимущественно рисунки разрабатывают на компьютере, далее — запрограмовують вышивальные аппараты, это очень облегчает работу”, — говорит женщина.

Над аппаратом висит небольшой листок с какими-то обозначениями.

“Это напоминание, сколько крестиков и звезд нужно нашить для каждого священницького сана, — говорит швея. — Например, для архиерея — 3 звезды, 6 крестов по 16 сантиметров, 8 — по 9 см, 3 крестики по 7 и один пятисантиметровый”.

Лидия Васильевна в процессе работы.

Далее Лидия Васильевна берется демонстрировать свою работу: “Сначала ставим кусочек ткани, зафиксирован в специальном колечке, под иглу швейной машинки. Тогда на аппарате определяем номер узора самого крестика, их у нас около 20 видов. Далее указываем размер и включаем! Чтобы узоры были блестящие, используем шелковые и люрексові нити”.

Под стук машинки женщина показывает небольшие пакетики с десятками разноцветных вышитых крестиков: красные, золотые, голубые — вскоре они будут украшать облачения высшего духовенства Украины.

Минут через пять один вышитый крестик готов. Лидия Васильевна вытаскивает ткань из под машинки, садится в кресло и берет ножницы.

“Теперь надо отрезать лишнюю ткань, — говорит. — Впоследствии узор нашиють на ризы”.

Белый — цвет Господа, голубой — Богородицы

Интересуюсь, из скольких частей состоит полный комплект одежды для священнослужителей.

“Основными повседневными одеяниями духовенства всех степеней являются подрясник и ряса, — рассказывает Виктория Буцерога. — Подрясник — длинная рубашка до пят, с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. Подрясник изготавливают из сукна, шерсти, льна, реже — из шелковистых тканей. У монахов эта одежда должна быть черного цвета. В остальных духовенства — черного, темно-синего, коричневого, серого или белого.

Ряса — верхнее одеяние с широкими и длинными рукавами, что должны закрывать ладони. Она преимущественно черного цвета, но может быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого”.

“Все богослужения, кроме Литургии, священник проводит в подряснике и рясе, поверх которых надевает облачения, — объясняет настоятель. — При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, рясу не используют, а поверх одевают подрясник подризник и другие ризы.

Диакон служит в подряснике, поверх которого надевает стихарь. Длинная широкая стяжка через плечи называется ораром, а манжеты на запястьях — поручами.

Священнических ризы — это стихарь из легкой ткани (подризник), епитрахилями (длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускается на грудь), пояс, нарукавники, фелонь (накидка без рукавов, украшенная крестами), и набедреник.

Епископ вместо фелона имеет сакос (длинная просторная одежда с короткими широкими рукавами), а на него накладывает омофор, покрывающий плечи. На голову надевает митру (расширенную и закругленную вверху корону, украшенную иконами), на шею — панагию (небольшой образ округлой формы).

В ризы облачаются с соответствующими молитвами, связанными с символизмом каждой их составляющей (стихарь — это чистая совесть, пояс — духовная сила)”.

Рассматриваю вышитые золотыми нитками ризы. Интересно, какой вес такого облачения?

“У патриарха может достигать от 5 до 17 килограммов, — говорит отец Валерий. — Это тогда, когда на одежде много украшений”.

А имеют ли значение цвета священницького наряд?

“Так. Желтое облачение — это золото и святость, его одевают для богослужений в воскресенья и дни памяти апостолов, — объясняет настоятель. — На Рождество или Богоявление — белое облачение. На Пасху носят белые и красные ризы. Фиолетовое одевают в воскресенья Великого поста. Бордовое — в дни мучеников. Черное облачение — для будней Великого поста и Страстной недели. Зеленый — для Вербного воскресенья. Голубое — цвет праздников пресвятой Богородицы”.

Храм Живоносного Источника, где и шьют одежду для священнослужителей.

Для архиерея шить труднее

Больше всего заказов в мастерской — перед большими праздниками, особенно — пасхальными. Пошив одного комплекта ризы для священника в этой мастерской в среднем стоит 2,5 тысячи гривен. Если используют дорогую ткань — стоимость увеличивается.

“Ткань для облачения нам обычно приносит заказчик, — говорит Виктория. — На пошив архиерейской одежды нам хватает трех дней. Рука уже набита, как говорится.

“Для архиерея шить труднее — через большое количество элементов одежды, — добавляет 65-летняя Наталья Власовна, швея. — Но у нас слаженная команда, мы еще ни разу не перешивали наряды. Бывает, что заказчик хочет еще больше камней добавить к уже готовому изделию — с удовольствием делаем это”.

Работа у швей не из легких, зарабатывают они немного больше за “минималку”. Однако с каким энтузиазмом выполняют свою работу!

“Каждое облачение для нашей мастерской — особенное, — замечает Виктория. — Очень радуемся, когда видим в нем священнослужителей”.

Как шьют одежду священнослужителей

Новости

Никогда мне такою не стать,
Для чего же мне грезится это?
Благодать неземного рассвета,
И молитва, полёту подстать,
И жестокой цены торжество,
И победы Креста вдохновенье,
И небесное Ангелов пенье.
Для чего? Для чего? Для чего?!
Мне до первой ступени идти —
Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
А душа вдруг в мечты улетает —
Это, право, довольно смешно.
Но, быть может, мне это дано,
Чтобы я на пути не дремала
Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Если Вы хотите перепечатать что-то из моих произведений — пишите мне на электронный адрес alina_elena@bk.ru — думаю, мы найдем общий язык.

Облачения: вникнем в детали

На что следует обратить внимание, чтобы недавно купленная риза не потребовала ремонта уже через пару месяцев? Можно ли при ограниченном бюджете приобрести комплект облачений, который будет выглядеть достойно и служить многие годы? Попробуем разобраться.

Ткани: от парчи до габардина

Первое, о чем стоит поговорить, выбирая облачение – это ткань, из которой оно сшито.

Материи, используемые для пошива облачений в наши дни, как правило, имеют особый дизайн: на них вытканы орнаменты христианской символики. Впрочем, облачение может быть украшено и растительными орнаментами. В промышленных масштабах в России золотные ткани начали производить с XIX столетия, а уже в начале XX века Церковь стала их основным потребителем.

В древности большая часть облачений шилась из льна натурального цвета: красители были доступны далеко не всем приходам и монастырям. Золотные ткани ввозились из-за рубежа и были роскошью. Поэтому для церковного и светского шитья в России использовали одинаковую парчу. В коллекции тканей Сергиево-Посадского музея-заповедника можно встретить облачения, украшенные не только цветами и растительными узорами, но и, например, фигурами драконов: дорогую ткань, привезенную из Китая, использовали для пошива стихаря.

Современными священнослужителями наиболее востребованы парча и шелк. Помимо них для пошива облачений используются бархат, шинилл, лен, габардин.

Парча – ткань с древней историей. Считается, что она была изобретена в Китае, а само слово «парча» — персидское и означает «материя». Издревле парчу использовали для пошива священных облачений, а также роскошных придворных нарядов. Такое сочетание породило интересные исторические ситуации: некоторые российские императрицы жертвовали свои драгоценные платья – в частности, коронационные – для пошива из них священнических фелоней.

В России парчу производят с XVIII столетия. Ранее этот драгоценный материал ввозили из других стран: Турции, Персии, Китая, Италии, Франции.

Парча представляет собой толстую, плотную и довольно тяжелую шелковую ткань, в которую вплетены металлические нити. В старину это могло быть настоящее золото. Сегодня вместо него обычно применяется метанитовая нить, придающая ткани блеск, а шелковую основу нередко заменяют вискозной. Благодаря этому современная парча стала намного легче старинной.

Наиболее распространена парча, на которой выткан рисунок: в тон основе или другого цвета. Выпускается и гладкая однотонная парча – ее обычно украшают вышитыми узорами или используют для изготовления деталей облачений.

На отечественном рынке представлена парча российского, украинского, китайского, итальянского, французского производства. Высоко ценится за свое качество и пользуется большим спросом материал, изготовленный в Греции.

Отечественные производители церковной парчи – Павло-Посадский и Рахмановский шелковые комбинаты, также выпускают шелк для пошива церковных облачений и галуны для них.

Некоторые поставщики именуют парчу глазетом.

Парча хорошо держит форму, выглядит дорого и торжественно, украшая собой богослужение. Она прочна и долговечна. Но в жаркую погоду совершать службу в облачениях из этой красивой материи бывает тяжело.

Шелк – облачения из этого материала могут почти не отличаться по виду от парчовых. Производители нередко выпускают одни и те же дизайны как в обоих этих материалах. Шелковые облачения обычно бывают легче изготовленных из парчи. Они несколько мягче – соответственно, хуже держат форму. Технически узорный церковный шелк отличается от такой же парчи отсутствием в составе ткани металлизированной нити.

Шелк стоит дешевле парчи.

Отечественные мастерские шьют облачения из шелка российского, украинского, греческого производства. Российские ткани в несколько раз дешевле греческих, но уступают им по качеству. Отечественный шелк для облачений можно приобрести и за 600 рублей за метр, греческие стоят от 3000 р.

Для пошива лицевой стороны облачений обычно используется узорный, рельефный материал. Он содержит в своем составе шелковую нить и добавки, придающие твердость и плотность. Это может быть хлопок, полиэстер и т.п.

Гладкий – атласный – шелк применяют для изготовления подкладок, а также отворотов ряс.

Шелковые облачения стирают вручную, холодной водой, предварительно замочив. Гладить их можно с любой стороны, но лучше с отпариванием, потому что шелк садится. Также ризы можно сдать в химчистку.

Шенилл – этот вид церковной ткани, позволяет создавать облачения, похожие на старинные ризы. Он имеет сложную фактуру: основа напоминает гобелен, фон – гладкий, словно затканный золотом (или другими нитями), а рисунок – ворсистый, как бархат. Подобным образом выглядел аксамит – древняя драгоценная ткань из шелка и нитей из драгоценных металлов, имевшая ворсистую поверхность.

Таким образом, шенилл можно охарактеризовать как «гибрид» парчи и бархата. Блеск ему придает метанит – та же металлизированная нить, что присутствует в парче современного производства.

Облачения из шенилла плотные, достаточно тяжелые, хорошо держат форму.

Бархат. Бархатные облачения имеют красивый и благородный облик. Массовое производство этой аристократической материи началось в Европе в XVIII столетии, причем бархат сразу стал тканью королей и вельмож. Из него шили придворные туалеты, им декорировали роскошные интерьеры.

Самый качественный бархат – на хлопковой основе. Также встречается синтетический бархат – из полиэстера. Он легче по весу, зато не «дышит».

Ризы для священнослужителей шьют из бархата отечественного, а также германского производства.

По своей цене качественный бархат сравним с парчой.

Распространены комбинированные облачения из бархата и парчи. Парчовое оплечье хорошо держит форму, мягкий бархат струится и «мерцает» в свете свечей, придавая службе благолепия.

Приобретая бархатное облачение, следует иметь в виду, что оно требует особенно деликатного и внимательного отношения при эксплуатации, чтобы не засаливаться и не затираться.

Особенной осторожности бархатные ризы требуют при стирке и отглаживании. Их необходимо отпаривать при невысокой температуре, лучше – на специальной гладильной доске, причем гладить только по изнаночной стороне. Если бархат примнется, он уже не будет иметь вида, а след от утюга будет невозможно убрать.

Лен – легкая, «дышащая», натуральная ткань. Для России она наиболее традиционна, хотя в наши дни при пошиве облачений используется не так часто.

Богослужебные облачения из данного материала используются, главным образом, в летний период. Также священники любят использовать ризы из этой ткани в «походных» условиях: выезжая на требы или в паломничество. Это понятно: льняные облачения проще транспортировать, а затем стирать и гладить; они менее подвержены порче, да и стоят дешевле.

Отечественные швеи изготавливают облачения изо льна как российского, так и китайского производства. Российский лен имеет более тонкую нить и ценится выше.

Льняная ткань, используемая для пошива облачений, как правило, бывает однотонной: отбеленной, либо цветной или натурального тона. Самобытны и привлекательны облачения из неокрашенного либо слегка отбеленного льна, украшенные вышивкой.

Поскольку лен сам по себе практически не держит форму, производители фелоней «русского» кроя изо льна уделяют особое внимание укреплению оплечья. Правильно сделанное, оно придаст изделию четкие очертания.

Габардин (костюмная ткань). Эта гладкая плотная ткань может быть создана на основе разных материалов: шерсти, шелка, полиэстера. Шелковый габардин по своей легкости и способности «дышать» может соперничать со льном. Шерстяной – хорош в холодное время года, особенно при совершении богослужений на открытом воздухе или в прохладном помещении. В любом случае, габардину свойственна плотность, непродуваемость, стойкость к намоканию и способность неплохо держать форму.

Сам по себе габардин достаточно экономичен. Из него шьют как недорогие облачения – любого цвета и на любой сезон, так и великолепные ризы, украшенные богатой вышивкой, в том числе – и архиерейские.

Фурнитура: мелочи значат много

Помимо самой ткани, на качество и цену облачения существенно влияет его отделка. Обратим внимание на основные детали.

Оплечье фелони – у русской ризы это твердый ворот, придающий форму облачению. Внутри оно сделано из флизелина – клеевой ткани, которую нельзя мочить. Поэтому некоторые производители делают оплечье съемным, крепящимся с помощью молнии. Если оплечье пришито – перед стиркой его отпарывают.

Подкладка. Приобретая фелонь или стихарь из натурального шелка или парчи, обратите внимание на их подкладку. Она может быть изготовлена как из натурального шелка, так и из хлопка (что неплохо) или синтетики, что сказывается как на цене изделия, так и на комфортности его ношения. Приобретать фелони и стихари без подкладки опытные ризничные не рекомендуют: основная ткань такого облачения очень быстро приходит в негодность. Подкладку легко постирать. Для этого ее отпарывают от облачения – что гораздо проще, нежели стирать всю фелонь или стихарь. Сшитые из золотных тканей облачения лучше стирать как можно реже, чтобы они не изнашивались, а подкладку при необходимости можно и заменить на новую.

Галуны – тесьма, изготавливаемая, как правило, из метанити. Она бывает достаточно жесткой и помогает облачению держать форму.

Швейные мастерские используют галуны российского и индийского производства. Отечественный галун более плотный и долговечный. Индийский – потоньше, через несколько стирок он может потерять свой вид – впрочем, если у вас на приходе есть швея, она сможет его заменить.

Бахрома – бывает витой (крученой) или простой, в виде «щетки». Витая бахрома стоит немного дороже прямой.

На мелких предметах – таких, как покровцы, воздухи – многие священнослужители предпочитают видеть короткую бахрому.

Кисти – используются для украшения палицы. Изготавливаются из прямой или крученой нити, как правило, золотого или серебряного цвета.

Вышивка – может превратить облачение в настоящее произведение искусства. В старину ризы расшивали жемчугом, драгоценными каменьями, нитями из драгоценных металлов, причем зачастую эти нити были фактурными – сканными.

В наши дни вышивка может быть простой или компьютерной. Компьютерная вышивка позволяет создавать сложнейшие композиции. Разработанный художником рисунок заносится в компьютер – и машина под управлением мастера создает многоцветную икону, плащаницу, вышитую тонкими цветными и металлизированными нитями.

В декоре облачения может использоваться эмаль (финифть), камни и стразы.

Полностью вышитое облачение стоит достаточно дорого.

Более экономичный вариант – фелонь с вышитым оплечьем и расшитой надставкой по краю, и епитрахиль с вышитыми «оконцами».

Еще более доступно облачение с нашитой небольшой иконой на оплечье и вышитыми нижними «оконцами» епитрахили.

По краю фелони может идти вышитая надставка. Часто вышивают нижние окошки епитрахили, палицу.

Наконец, можно обойтись и без вышивки. Вместо нее фелонь, поручи, епитрахиль и т.п. украсят нашитые кресты и галуны. Хорошо смотрится ансамбль, в котором таким же галуном, как на облачении, украшен подризник.

Статья из журнала «Ризница» №61, вышел в октябре 2017 г., сайт журнала: русиздат.рф

Читайте также:  Шить жилет с юбкой
Оцените статью