Как шьют одежду высокой моды

Шить как кутюрье: 4 простых приёма, которые стоит использовать в шитье

19 октября 2018

Модели от-кутюр всегда стоят дорого. Но их цена обусловлена не только мировой известностью бренда. Важной составляющей высокого ценника является мастерство дизайнера и всей его команды.

Кропотливая работа модельера над созданием неповторимого шедевра включает в себя множество дизайнерских приемов, которые в итоге наделяют готовое изделие отличительными особенностями, определяющими его, как изделие от-кутюр.

Но что же скрывается внутри?

✂ Прежде всего, это ткани самого лучшего качества, которые часто изготавливаются с применением ручного труда и не имеют аналогов.

✂ Предельное внимание к деталям.

✂ Фирменный стиль и фурнитура.

✂ Неповторимая декоративная отделка изделий.

✂ И, конечно, выполнение отдельных этапов вручную мастерами своего дела.

Конечно, с эксклюзивностью такого подхода сложно соперничать, но применять некоторые способы от-кутюр в шитье, чтобы добиться идеального результата, безусловно, можно и нужно.

1. Сделайте макет

Будь-то эскиз новой модели, нарисованный на бумаге или в воображении модельера, первым делом создаётся его макет.

Тот же приём применяйте для новых выкроек и сложных изделий — сначала сшейте макет будущего изделия. Внесите в него все корректировки. И только после этого выкраивайте изделие из основной ткани.

Изменения с макета перенесите на бумажную выкройку, а можете скорректированный макет использовать как выкройку.

2. Разметка нитками

При перенесении контуров деталей выкройки на ткань не забудьте о переносе линий подборта, линии середины переда и спинки, линии перегиба лацканов, входы в карманы, петли А также все надсечки и метки совмещения деталей.

Кутюрье выполняют маркировку и разметку с помощью силков (копировальные стежки), а также обозначают все необходимые линии на деталях выкройки крупными наметочными стежками. Для корректировки на манекене обычно используют портновский мел.

Это довольно затратный по времени способ разметки, но зато он гарантирует отсутствие следов, которые могут оставлять маркировочные карандаши и маркеры.

Способы разметки деталей выкройки на ткани

3. Дублирование деталей

Чтобы детали изделия в готовом виде держали форму, а также для стабилизации некоторых видов тканей, их дублируют специальными материалами. В моделях от-кутюр и в частных ателье портные высокого класса применяют только бесклевые технологии. Детали, которые необходимо укрепить, простёгивают вручную.

Главное отличие такого способа от привычной клеевой технологии в том, что ткань в готовом изделии хорошо держит форму, но при этом сохраняет свою пластичность, что подчеркивает статустность мастера.

Реплика Шанель: как сшить платье от Карла Лагерфельда

4. Ручная отделка

Отделка деталей декоративными стежками, подгибка, выполненная потайным швом, ручные петли, соединение подкладки с изделием вручную — в изделиях от-кутюр не редкость. Использование подобных элементов в шитье подчеркнёт уровень вашего мастерства.

Многие портные-любители с удовольствием применяют эти методы.

Как шьют, носят и хранят одежду haute couture

В апрельском L’Officiel этого года меня больше всего поразила статья Татьяны Сорокко «Нетленка», о том, как заказывают, шьют, покупают, носят и хранят «кутюрную» одежду.

Татьяна Сорокко – в прошлом топ-модель (еще во времена Советского Союза она сделала успешную карьеру на Западе), в настоящем – журналистка и коллекционер одежды haute couture. В ее гардеробе около 200 платьев из коллекций разных лет ХХ века Fortuni, Madame Grès, Balenciaga, Balmain, Patou, Ferré, Alaïa, Gaultier, Vivienne Westwood, Yohji Yamamoto, Ralph Rucci.

Татьяна принципиально не покупает лишь платья 40-х (трагичных) и 50-х (не подходящих под ее стиль) годов.

Она носит кутюрные платья с тех пор как приехала во Францию (с начала 90-х).

Правда, тогда у нее не было больших денег, на блошиных рынках она за недорого покупала платья 20-30-х годов и носила их с узкими брюками, как туники.

Татьяна и сегодня про винтаж (а он стал очень популярен и очень дорог) не забывает.

И, конечно, она может позволить себе дорогие кутюрные платья. Причем не только потому, что хорошо зарабатывает. Цитирую статью:

«…высокая мода – это закрытый клуб не только для дизайнеров, но зачастую и для клиентов. Чтобы женщина смогла одеваться в самых эксклюзивных Домах haute couture, ее должны рекомендовать кутюрье люди, вкусу которых он доверяет.

Мне повезло: работая на подиуме, я подружилась со многими модельерами… …мой любимый дизайнер – Ральф Руччи… …я заказываю у него большую часть своего гардероба, как летнего, так и зимнего».

Татьяна Сорокко, нашедшая своего кутюрье среди создателей высокой моды, гораздо более важным для женщины считает необходимость найти свой стиль.

Поэтому каждую модель, заказанную у Rucci, она адаптирует для себя: «жакет превращаю в пальто, коктейльное платье – в вечернее, вместо глубокого выреза делаю свою любимую «лодочку».

Чтобы заказать модель ее сначала надо увидеть.

Татьяна пишет: «Обычно свое будущее платье я впервые вижу на Неделе моды в Париже, хотя для тех клиентов, которые не могут посетить дефиле, многие «кутюрные» Дома делают специальные показы, привозя коллекцию в Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

Чтобы сшить платье haute couture, требуется около месяца и как минимум две примерки.

Сначала портные изготавливают туаль – образец из бязи. Первая примерка и есть примерка туали.

Во второй же раз примеряется уже готовое платье: мастерицы подгоняют наряд по фигуре, уточняют длину рукавов и подола и т.д.

В былые времена дамы летали на примерки в Париж, но сейчас это не обязательно: многие Дома моды присылают портных к заказчикам… …еще лучше, если в Доме моды есть манекен, изготовленный по вашим меркам.

Это очень удобно: срок исполнения заказа может сократиться до двух-трех недель. Обычно кутюрное платье шьется только в одном экземпляре.

Изредка одинаковых платьев бывает два или три, и они, как правило, продаются дамам из разных стран, а то и с разных континентов.

Из Дома моды заказанную одежду доставляет курьер. Чтобы платья не помялись в пути, они завернуты в папиросную бумагу и упакованы в специальные коробки высотой с человеческий рост».

В этих же коробках Татьяна наряды и хранит.

«Так надежней. Во-первых, и коробки, и бумага – acid free (без кислоты): ткань платья точно не будет испорчена пятнами. Во-вторых, платья с вышивкой нельзя вешать на плечики, под тяжестью отделки могут порваться плечевые швы.

На каждую коробку я наклеиваю этикетку, отмечая, когда и по какому случаю я надевала этот туалет. Практически так же платья haute couture хранятся и в музеях».

«Кутюрная» одежда на 70% должна быть сшита вручную, на одно платье уходит в среднем около 1000 часов ручной работы, поэтому обычно его цена колеблется от 25 до 150 тысяч долларов.

Татьяне повезло: «… по старой дружбе кутюрье дают мне так называемую prix jeune fille – цену, которую за одежду платят модели, работающие с модным Домом, и которая ниже, чем цена, например, для арабской принцессы».

Цена ниже, чем для принцессы, но все равно высока. Поэтому у меня, получившей исчерпывающий ответ на вопросы как шьют, носят и хранят одежду haute couture, возник еще один: зачем это все шьют, носят и хранят?

Татьяна Сорокко отвечает и на этот вопрос:

«Покупая платье haute couture, я плачу за идеальную линию, за точно выверенные пропорции, за качество каждого стежка. За то, что в этом платье я буду единственной. И я буду собой. А это, согласитесь, бесценно».

Законы моды «от кутюр»

Во-первых, есть большая разница между «кутюр» и «От кутюр» (вот так, даже с большой буквы, чтоб сомнений не оставалось).

Разницу эту определяет такая серьёзная организация, как Парижский Синдикат Высокой Моды (Chambre Cyndicale de la Couture Parisienne). По его правилам продукция «от кутюр» должна быть изготовлена не меньше, чем на 70% вручную. Большое количество Домов Моды удовлетворяют этим требованиям за счёт использования вышивок и аппликаций. Платья шьют из специально изготовленной для них ткани, единственной и неповторимой. Естественно, себестоимость подобного материала очень высока, и уже поэтому вещи «От кутюр» чрезвычайно дороги.

Чтобы получить сертификацию «От кутюр», в модном доме должно работать не меньше 20 человек, два раза в год необходимо представлять международной прессе показ не менее 50 моделей. Бюджет Дома Высокой Моды, как правило, составляет 15-20 миллионов франков в год. И наконец, для того, чтобы получить право называться домом «От Кутюр» необходимо располагаться в Париже и только в Париже. Будь ты хоть трижды гениальным итальянцем, британцем, американцем. Хочешь быть «От Кутюр» — отправляйся в признанную столицу моды и основывай там свою штаб-квартиру, бутик, ателье.

Как понимаете, исходя из такого жёсткого подхода, домов «От Кутюр», по определению, не может быть много. Их и есть всего около двадцати. Именно они вносятся в основной календарь Недели Высокой моды в Париже.

Сезон начинается с презентации новых коллекций великих модельеров. Они проходят в январе и в июле, как правило, в комплексе «Круазель дю Лувр«. Недели высокой моды старательно избегают какой-либо связи с неделями моды прет-а-порте, по традиции проходящими в марте и октябре. Хотя представляют коллекции одни и те же Дома — Шанель, Диор, Живанши, Лакруа и др. На показах «От кутюр» считают своим долгом присутствовать самые богатые и знаменитые люди мира, которые могут себе позволить платье от 100 тысяч долларов и больше.

Помимо «От кутюр» есть приглашенные на Неделю. Это Дома моды, которые также шьют одежду по мерке с клиента, но которые не отвечают остальным критериям дома «От Кутюр». Поэтому они называются просто «Кутюр», и также принимают участие в неделе высокой моды.

Кроме приглашенных членов есть члены-корреспонденты Французской Федерации Высокой Моды. Это модные дома, которые делают «От Кутюр» в своей стране, но которые не имеют права называться «От Кутюр» в Париже, так как они располагаются не в Париже. Среди них такие всемирно известные Дома, как Валентино и Версаче, а также российский Валентин Юдашкин.

После всего вышесказанного вас наверное не удивит тот факт, что подобные Дома Мод — убыточные предприятия, ведь затраты на костюмы, показы, рекламу намного выше доходов за продажу подобной «эксклюзивной» продукции. Механизм обогащения несколько иной — это торговля именем, маркой. На тысячах фабрик шьют одежду с эмблемой, например, Версаче. Один цент за имя на каждой единице продукции — и этого вполне достаточно. Конечно, астрономические цены делают продукцию «От кутюр» недоступной простым смертным, однако на достижениях высокой моды держится индустрия готового платья. Именно «От кутюр» массовая мода черпает новые силуэты, линии, краски.

Высокая мода — «бизнес образа», или Всё, что мы знаем о Haute Couture

Не так давно (месяц назад) закончилась Paris Haute Couture SS 2016, которая сподвигла меня на написание этой статьи. Вспомить всё, что знаю лично я о «Высокой моде» (с отрывками из лекций в Академии по истории костюма, сохранившиеся в памяти), а также воспользоваться величайшим изобретением нашей эпохи — интернетом, и собрать всё в единую картинку.

В буквальном переводе с французского Haute Couture означает «высокое шитье».

В наши дни под этим понимают создание одежды высокого класса и переводят как «высокая мода».

Центром от-кутюр, как можно догадаться, является Париж, где находится Палата (Синдикат) высокой моды. Она определяет статус модельеров, занимается организацией показов коллекций Домов высокой моды, поддерживает связи с прессой и магазинами по всему миру.

Чтобы быть причисленным к Домам от-кутюр, надо соответствовать целому ряду требований:

1. Всё производство — центральное ателье, мастерские, магазины — всё должно находиться в Париже.

2. Дом обязан иметь не менее 15 служащих (в разных источниках эта цифра может меняться до 20) и представлять коллекции 2 раза в год — в каждом дефиле по 35 платьев «для дня и для вечера». В 2001 г. правила приема в Палату упростились.

В 2001 году входили такие Дома, как:

  • Balmain;
  • Chanel;
  • Christian Dior;
  • Christian Lacroix;
  • Emanuel Ungaro;
  • Givenchy;
  • Hanae Mori;
  • Jean Louis Scherrer;
  • Jean Paul Gaultier;
  • Lecoanet Hemant;
  • Louis Feraud;
  • Thierry Mugler;
  • Torrente;
  • Yves Saint Laurent;
  • Viktor&Rolf.

Дома, чьи центральные ателье находятся за пределами Парижа, являются членами-корреспондентами Палаты. Так, например, дома Моды Versace и Valentino могут быть приглашены на Неделю Высокой Моды, но в силу того, что они не отвечают всем критериям, они называются не «от кутюр», а просто «кутюр».

Количество Домов высокой моды меняется, но почти всегда держится около цифры 20.

Дом от-кутюр получает прибыль свыше миллиарда долларов ежегодно, и его штат составляет примерно 5 тыс.человек, в том число 2 тыс. швей.

Как правило, сотрудники имеют узкую специализацию: кто-то из них работает с перьями, кто-то — с вышивками, кто-то с пуговицами.

Платья от-кутюр выполняются зачастую вручную и только в одном экземпляре. Согласно Парижскому Синдикату Высокой Моды, продукция от кутюр должна быть изготовлена вручную не менее, чем на 70%.

Каждая модель требует обычно от 100 до 400 часов работы. Выбранные на дефиле костюм или платье являются лишь образцом, а для клиента шьется новое, идеально подходящее по фигуре (не менее 3-х примерок). Поэтому цена платья от-кутюр высокая — от 26 тыс. до 100 тыс. долларов, костюма — от 16 тыс. долларов, а вечернего туалета — от 60 тыс. долларов.

В «золотые» годы высокой моды — после Второй мировой войны — примерно 15 тыс. женщин могли позволить себе носить платья, сшитые лучшими мастерами Парижа.

Сегодня же одежду от-кутюр заказывают в среднем 2 тыс. женщин (!), а число постоянных клиенток Домов высокой моды и того меньше — около 200!

Высокая мода приносит модным домам очень небольшую прибыль. В действительности, часто они даже терпят убытки. Колоссальные затраты и очень малочисленная клиентура, возможно, объясняют, почему за последние шестьдесят лет количество домов «от кутюр» значительно снизилось.

Для чего нужен «от кутюр»?

Это чистое «искусство для искусства». Все дело заключается в «перфомансе» (театральности), эффектности и шумихе. Такого рода мероприятия дают прекрасную возможность дизайнерам поднять имидж своих домов и привлечь как можно больше клиентов. После недель Высокой моды следуют показы Прет-а-Порте, которые и приносят основной доход.

Многие известные Дома моды сначала разрабатывают уникальную одежду, потом самые лучшие идеи адаптируются на фабриках. После этого начинается работа с большими компаниями, с производствами, с текстильщиками, чтобы эту идею адаптировать, чтобы экономически выгодно использовать, чтобы был хотя бы небольшой поток, и люди смогли увидеть эту одежду не только в журналах и на подиуме, но и в магазинах и бутиках.

Интересные факты

В 2005 году Джорджио Армани, немало удивив многих аналитиков модной индустрии, запустил свою линию Высокой моды — Armani Privé. Эта затея, казалось, была обречена с самого начала: если «Версаче» и «Унгаро» отказываются от показов Высокой моды, на что рассчитывает Армани, никогда не делавший «от кутюр» и построивший свою империю на непринужденных классических пиджаках и брюках? Однако 70-летний дизайнер заявил, что на платья с ценником за 10000 долларов существует спрос, и был прав.

Первая коллекция Armani Privé оказалась совершенно носибельной и словно созданной для различных светских мероприятий высокого уровня. Несмотря на кажущуюся «приземленность» линии Armani Privé, каждая вещь в ней сшита вручную, на что уходит два месяца, а цена зашкаливает за 10000 евро. Ставка на супер-роскошь оказалась верной: каждый сезон европейские клиенты дизайнера заказывают в среднем по 3 ансамбля из линии Armani Privé. Кроме того, Армани отправляет своих главных швей для проведения примерок прямо к клиенткам, заказывающим несколько платьев в сезон.

Так же поступает и дом Chanel, оплачивающий своей главной швее перелеты частным самолетом по всему миру. Ведь многие из серьезных клиентов «от кутюр» не присутствуют на дефиле, освещаемых большим количеством прессы. Вместо этого им высылается DVD-диск с записью показа, или пароль для просмотра новой коллекции на специальном веб-сайте.

Также специально для клиентов «от кутюр» модные дома проводят закрытые показы в шоу-румах где-нибудь в Нью-Йорке.

Дом Versace без особой шумихи представляет свои кутюрные вечерние платья клиентам в своем шоу-руме в Париже. Кроме того, модные дома стали проводить показы своих кутюрных коллекций в Нью-Дели или Гонконге, рассудив, что если их новые потенциальные клиенты не могут или не хотят приезжать для этого в Париж, следует привезти коллекции к ним домой.

Представители дома Valentino говорят, что регулярно летают в Москву и Дубай для встречи с клиентами, так как только 10% их клиентов приобретают кутюрные вещи в парижском шоу-руме.

В ноябре 2007 г. Crocus Group открыла в Москве первое в России эксклюзивное Atelier Couture в бутике Сrocus (Столешников пер., 5).

А в декабре 2007 г. Москву посетил итальянский кутюрье Lorenzo Riva, чтобы показать свою новую коллекцию 2008 года и пообщаться с российскими клиентками.

Постскриптум

Высокая мода — это «бизнес образа». А проводимые периодически недели моды — точки вдохновения. По своей сути это рекламные кампании — самые масштабные из существующих. Они помогают как новичкам, так и известным дизайнерам заявить о себе, явить миру свое творчество — ведь это и есть основная цель их работы. А эти мероприятия — самый эффективный способ рассказать о себе. На них, конечно, тратятся миллионы евро, но для дизайнеров, как истинных художников, показ на Неделе Моды — это способ самовыражения, «холст для творчества», где можно творить всё, что угодно.

И в заключении хочется процитировать потрясающего Ralph Loren: «Мода — это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас».

Читайте также:  Наборы для вышивки крестом васильки
Оцените статью