Как шьют пачки для балерин

Технология изготовления балетной пачки

«Балетный костюм – вторая кожа», — так говорят все известные балерины. Именно поэтому, он должен быть исключительно удобен.Балетная пачка – основа наряда. И создание ее занимает довольно много времени и кропотливого труда. Только представьте себе, что одна опытная швея может сделать только один костюм в сутки! И это всего лишь пачка с лифом.

Разумеется, можно успеть сделать и два, однако на сон времени в таком случае не останется. 12 часов требуется для того, чтобы создать шедевр искусства. По-другому балетное платье и не назвать. Слышали о таком термине как «снежинка»? Поясняем, — когда из большого «пучка» марли торчит девочка, — это и называется снежинкой. Балерины – это как снежинки, только летящие не вниз, а стремящиеся наверх. Именно балетный наряд придает эту легкость, летучесть и зрелищность.

Технология изготовления балетной пачки

    Каждой танцовщице пачку шьют обязательно «на заказ». Для того чтобы приступить к шитью, мастер снимает 18 мерок. 5 из которых будут нужны при создании юбочки. А вы умеете снимать мерки фигуры для шитья?

Далее выбирается ткань. Первое время, основу костюма составляла газовая материя, муслин или тарлатан. Они были сложены в несколько слоев, и даже напоминали сегодняшние шедевры. В наш современный век, ткань используется искусственная легкая и упругая ткань. Сам лиф, или как его еще называют – корсаж, делают из нескольких слоев. Сами танцовщицы предпочитают трикотажные ткани в сочетании с лайкрой. Причиной тому – отличная посадка на теле, и, как это не странно, — делают фигуру чуточку стройнее.

Читайте также:  Схемы вышивки крестом для батончика

К процессу примерки подходят особенно тщательно. Ведь от этого зависит качество будущих танцев, поэтому только идеальный вариант может устроить всех. Корсаж застегивается исключительно на крючки. Ни пуговицы, ни молнии – не подойдут. Причина этому довольно простая – надежность. Пришивают их в шахматном порядке, а потому случайного расстегивания быть не может.

Что ж, настал момент кроить пачку. Без преувеличения, — это отдельное таинство. Только подумайте, на одну только пачку уйдет порядка 12 метров материала! Бывает, не редко, и больше 20 метров. Стоит отметить тот факт, что крой юбки – самый простой. Полосочка за полосочкой. Однако хитрость заключается в том, что последующие полосочки будут уменьшаться на 2-3 сантиметра. Стандартная пачка имеет 10 слоев. При необходимости, делают и большее количество слоев, но лишь по специальному заказу. Ведь с увеличением объема, увеличивается и вес юбки, что может существенно сказаться на качестве постановки. Итак, после того, как пачка собрана в полоски, мастер вырезает один край зубчиками. Зачем это делается, скоро узнаем.

Следующим этапом будет пришивание ткани к трусикам. Слой за слоем, тщательно, кропотливо, пришиваются те полоски ткани, о которых шла речь выше. Пришиваются они строго в определенном порядке – начиная от внутренней узкой полосы, которая имеет ширину 12-14 см, и до самой широкой, размер которой уже 38-42 см. Невозможность автоматизировать процесс еще и в том заключается, что пришивается каждый кусочек в складку, исключительно на «глазок» опытных мастеров.

Когда все слои сшиты, можно считать основную работу законченной. Однако сама пачка выглядит пока что как полевой цветочек, т. е – не особо пышной. Стальной обруч – вот что необходимо для придания «той самой» формы. Вставляется он аккуратно в середину слоев. Только после этого, юбочка примет законченный вид распустившейся гвоздики. Помните зубчики, которые были заблаговременно вырезаны? Так вот они и придают пачке удивительное сходство с цветком, к тому же, обеспечивая дополнительную визуальную пышность. Стоит отметить, что все слои дополнительно скрепляют очень легонько ниткой. Эта процедура позволит пачке «дышать», и слои не будут разлетаться.

  • Осталось притачать пачку к лифу балерины. Поверх всего костюма крепится слой, украшенный блестками и стразами, или расшитый красивыми нитками.
  • Заключительная примерка, и можно выполнять самые сложные танцевальные движения, костюм будет служить верой, правдой и, разумеется, красотой.

    Блог для тех, кто интересуется одеждой и тем, как она создается.

    Кому Идею?

    Юбка-пачка своими руками

    Орегонский театр балета

    Ким Доусон, портной

    Мы отсчитываем последние дни до полной генеральной репетиции и премьеры, новые костюмы делаются для двух балетов (из трех) русской программы. Магазин сместился в Овердрайв, где вихрь активности почти круглосуточно сметает все на своем пути.

    Для нас важным моментом было выполнить в первую очередь костюмы для новой программы ОБТ — мировой премьеры Юрия Посохова «Раймонда». С конца января мы были ответственными за изготовление десяти новых юбок-пачек для балета. В конце прошлой недели я испытал чувство выполненного долга и меланхолии после того, как снял последнюю часть юбки, тщательно собранную из голубой сетки с вешалки, подвешенной к потолку, где в течение последних месяцев эти части весели в различных стадиях готовности.

    Около восьми недель назад началось изготовление женских лифов, платьев без рукавов и головных уборов, мужских туник, комбинезонов и подготовка метров и метров декоративного золотого кружева, страз для отделки. В последние дни мы соединяем все элементы вместе, клеим стразы, пришиваем крючки, бусины, паетки, делаем последние стежки, прикрепляем украшения на лифы и юбки и крепления для юбок-пачек. Какие результаты? Просто потрясающие, если мы можем сами так сказать.

    Интересные факты

    На изготовление юбки-пачки уходит 80 часов, не учитывая подрезку и отделку. Несколько фото ниже иллюстрируют этот процесс.

    Если все слои юбки соединить друг с дружкой, то они растянутся на почти на 120 ярдов, что больше, чем футбольное поле.

    Самая длинная однослойная юбка-пачка для балета «Раймонда» — это юбка с обручем слои, которой включают в себя два перекрывающихся слоя тюля, между которыми идет кулиска, в длину до сборки слои этой юбки примерно 60 футов каждый.

    Если все слои десяти голубых юбок из сетки, изготовленных для «Раймонды» разложить, то они займут площадь 2500 квадратных футов, что почти в 1,5 раза больше сценической площади в Келлере.

    В общей сложности было приклеено 12000 крошечных страз и пришито 600 каплевидных камней вручную.

    Фотографии по изготовлению юбки-пачки

    Все слои из фатина пришиты к основанию, которое состоит из двух частей – топ и трусики, которые тщательно подогнаны по фигуре танцора затем будут сшиты вместе. Булавками показана линия, по которой в дальнейшем будет нашит верхний слой сетки.

    Это утюжка кусочка в 60 ярдов длиной, он должен быть плоским, чтобы потом его можно было собрать на обруч, который, кстати, окрашивается в цвет ткани.

    После того как сетка приняла плоский вид, ее собирают в сборку зигзагообразной строчкой при помощи швейной машины и спец-лапки для образования сборок. Длины сборок подгоняются под трусики, сборка может быть и плотнее.

    Самый узкий нижний слой юбки-пачки после сборки.

    Слои в процессе утюжат.

    Во время утюжки, слой плотно закрепляется на гладильной доске, выравнивается сборка, а затем сетка отпаривается с нажимом, обычно этот процесс занимает весь рабочий день.

    Некоторые слои от двух юбок-пачек в разных стадиях готовности.

    Для того, чтобы потом вставить обруч для большей упругости два слоя юбки-пачки нашивают на кусок сетки.

    Место настрачивания каждого слоя тщательно прорисовано. На фото видно как пришит самый нижний слой из сетки. После этого сверху вниз пришивается слой за слоем.

    Третий слой пришит, осталось еще шесть.

    Слой сетки, куда будет вставлен обруч готов.

    Как только верхний слой пришит, можно соединять части трусиков вместе сзади и в промежности, а так же все слои юбки друг с другом сзади.

    После того, как все готово, можно вставить обруч в четвертый слой юбки-пачки.

    Обруч вставляется в кулиску, чем он больше, тем юбка стоит более горизонтально, если сделаете меньше – получится юбка-колокол.

    Как только обруч вставлен, все слои юбки раскладываются ровно, а затем прокладывается ручная строчка, которая захватывает нижние слои юбки-пачки.

    Наконец, каждый слой закрепляется вручную: 9-10 слой друг с другом, 7-8-9 друг с другом.

    Все готово, осталось выполнить украшения на верхнем слое юбки-пачки.

    Вот так выглядит расшитая паетками юбка-пачка и украшенный лиф.

    Балетная пачка своими руками

    Сшить балетную пачку не так уж и сложно, но нужно запастись терпением и аккуратностью, потому что это дело требует много времени, усидчивости и смекалки.

    Для начала неплохо ознакомиться с теорией (можно поискать в интернете)

    Измеряем танцора, для юбки нам интересны 3 размера — обхват талии, обхват бедер и желаемая длина пачки (обычно до середины бедра в опущенном состоянии). Так как пачка садится на бедра, то этот параметр измеряем очень точно, без припусков. Далее полученный результат умножаем на 3 (если ширина складки ориентировочно будет 3 см). Далее прикидываем сколько ткани Вам понадобится для пошива изделия.

    Моя пачка сделана из 8 слоев. 4 нижних коротких слоя — это каркас изделия (на них держатся остальные слои), 2 средних слоя и 2 верхних. Эти слои из жесткой сетки. И еще один слой из фатина — это украшение.

    Итак — подготавливаем сетку — срезаем кромку.

    Складываем всю ткань, выравниваем и обрезаем неровные края.

    Прокалываем разметку булавками и разрезаем на полосы.

    Далее каждую полоску сшиваем складками на машинке.

    Своим в круг и прошиваем внахлест.

    Собираем все круги и круг из фатина тоже и притачиваем к купальнику (его можно купить или сшить самостоятельно). Моя машинка такую толщину ткани не взяла, поэтому к купальнику юбочку я пришивала вручную.

    Далее прошиваем все слои широким зигзагом вручную , оставляя не тронутым только верхний слой — это еще больше скрепит нашу юбку и придаст ей жесткости. На верхний слой из фатина и на купальник нашиваем екоративные элементы.

    Как балетная пачка держит форму? Слои и обручи — куда, сколько. Показывает мастер

    Классический балет невозможно представить без пачки — главного женского костюма. Первые пачки появились еще в 1830 — е годы, но они заметно отличались от современных. Пачка эволюционировала более 150 лет: сначала это были длинные пышные юбки, как у Марии Тальони в балете “Сильфида” — легкая ткань, создающая эффект невесомости и бестелесности во время движения. В XX веке пачка стала уже больше походить на современную, постепенно открыла ноги, становилась пышной, затем плоской, менялась ширина… Декорирование дошло до невероятного уровня: пачки в современных спектаклях стали настоящим произведением искусства.

    Вокруг пошива пачек существует много мифов и вопросов. Как пачка держит форму? Нужно ли ее накрахмаливать? Сколько слоев нужно для юбки? Нужно ли вшивать обруч для поддержания формы?

    На эти и другие вопросы ответим с мастером по костюму Марией Клименко. Мария уже более 4-х лет занимается индивидуальным пошивом пачек для детей и взрослых. Этому предшествовала работа костюмером в Детском драматическом театре “На Неве” , где Мария увлеклась искусством театрального костюма, а на основе полученного опыта изучила технологию пошива балетной пачки. Недавно Мария Клименко запустила видеокурс по пошиву детской пачки, в котором подробно показаны все этапы создания балетного костюма для девочки.

    Стоимость пошива детской балетной пачки варьируется от 9 до 20 тыс. рублей: все зависит от ширины окружности, сложности дизайна и декора и общего расхода материалов.

    Сколько слоев в балетной пачке?

    Юбка балетной пачки шьется из сетки или фатина разной жесткости. Сетка — довольно жесткая ткань, которая сама по себе неплохо держит форму. Поэтому для детской пачки достаточно девяти слоев , скрепленных между собой, расход сетки при этом составляет от 10 до 14 метров при ширине юбки 35 см. Слои подготавливаются по отдельности, обрабатываются края (их можно сделать острыми, округлыми или оставить прямыми) . Затем слой нужно собрать в складки и закрепить их строчкой на швейной машине.

    Будущая форма этой балетной пачки — “тарелка” , и чтобы ее поддерживать, существуют специальные методы. Конечно, многое зависит от хранения костюма и обращения с ним, но основа закладывается намного раньше — в одном из слоев.

    Важнейшая часть балетной юбки — балансовый слой . Кажется, что это такой же слой, как и все другие, но все не так просто. Слой состоит из двух частей, которые сшиты внахлест. Так из ткани образуется “туннель”, в который чуть позже будет заложен тот самый незаменимый обруч, который сохраняет форму пачки и не дает ей провиснуть от активного использования.

    Наконец, все слои для пачки готовы. Можно заметить, что они набрали достаточно большой объем из-за складок, и сложно представить, как их все можно пристрочить почти в одно и то же место (для всех слоев отводится “пояс” не более 10 см шириной) . Что говорить о взрослой пачке, для которой нужно гораздо больше слоев? Например, если шить юбку из сетки для взрослой танцовщицы, требуется 15-20 метров ткани. Но если из фатина средней жесткости, то расход можно умножать на три : в каждый слой пачки закладывается несколько фатиновых. Так получается, потому что фатин — достаточно мягкая ткань и гораздо хуже держит форму, нежели сетка.

    Теперь слои нужно пришить подряд чуть ниже резинки на будущих трусиках. Да, это низ пачки, и сейчас он выглядит так: раскроенные тpуcики с широкой резинкой. Все слои юбки держатся на тpуcикaх в промежутке шириной примерно 10 см, но для начала их нужно пристрочить от верхнего широкого слоя юбки к нижнему.

    Пришивать слои достаточно сложно, поскольку чем больше слоев, тем менее удобной будущая юбка становится для пошива — слева от швейной машины растет настоящее “облако” из сетки. Это несколько ограничивает свободу мастера, с каждым слоем сложность возрастает, но при этом нужно сохранять ровную линию строчки, которой закрепляется каждый слой — это важно для равномерности будущей пачки. Кроме того, слои сетки тянут за собой все мелкие детали, которые случайным образом оказались на рабочем столе. Словом, во время работы со слоями пачки нужно максимально сосредоточиться — очень важный момент пошива.

    Наверное, многие замечали из зрительного зала, что обычно низ пачки обрабатывается маленькими кружевными оборками. Низ пачки для взрослых танцовщиц действительно шьется по такой технологии. Аналогично можно решить низ и в детской пачке, но дети слишком быстро растут. Если нашивать на тpуcики такую оборочную отделку, они потеряют эластичность, которая так необходима для продления “жизни” пачки. А если оставить без нашивок, есть шанс, что пачка будет актуальна в течение двух лет, пока девочка не вырастет из нее.

    Кстати, именно по этой причине некоторые родители предпочитают брать детскую пачку напрокат, ведь это намного дешевле, чем шить за полную стоимость на один конкурс. У Марии Клименко большой выбор прокатных костюмов для популярных фрагментов балетов: па-де-труа из “Щелкунчика”, Флорина из “Спящей красавицы”, Эсмеральда и другие.

    Надежная ткань

    Еще одна деталь, которая помогает пачке удерживать форму — это направление слоя. Слой пришивается по направлению к резинке, а затем отворачивается. Именно поэтому пока слои не скреплены между собой, юбка устремляется вверх. Мастеру еще только предстоит придать ей правильную форму, отворачивая слои в обратную сторону и скрепляя их между собой.

    Действительно, в начале XX века, когда балетную пачку шили из тюля и марли, ее накрахмаливали для правильной формы перед каждым выступлением. Но в наши дни существуют такие виды тканей, которые держат форму намного лучше без внешнего воздействия. Так выглядит юбка, которой только что преобразовали низ в окружность будущей пачки:

    Как пачка держит форму?

    Помните “туннель”, который был сделан в одном из слоев? Теперь предстоит самое интересное — использование этого туннеля по назначению. А создан он именно для того, чтобы установить внутри стальку — окружность из металлической проволоки в белой оплетке. Сталька становится каркасом балетной юбки и снимает механическую нагрузку со слоев пачки.

    Сталька не дает пачке “повиснуть” . Особенно этот вопрос актуален среди детей: иногда ребенок может в костюме бегать, прыгать и даже делать кувырки, поэтому сохранение первоначальной формы очень важно. Сталька позволяет сохранять форму балетной юбки и после поддержек, поскольку с ней юбка более упругая. Один из минусов: детскую пачку со сталькой нельзя свернуть пополам, но для такого случая уже очень давно существуют удобные чехлы, повторяющие форму пачки, и Мария тоже занимается их пошивом.

    После установки стальки в середину юбки все слои нужно соединить между собой. Делается это крупными стежками: соединяются четыре верхних слоя и четыре нижних. Таким образом можно задать форму юбке: купол или “тарелка” . В нашем случае юбка будет приведена ко второму варианту.

    Когда слои соединены между собой, самое время придать юбке аккуратный вид, в чем не обойтись без утюга и пара. Бытует мнение, что от прикосновения горячей подошвы ткань моментально портится. Да, существуют деликатные ткани, которым противопоказано воздействие температур. Фатин относится к их числу : рекомендуется разглаживать эту ткань с помощью парогенератора или через слой другой ткани. Но в случае с сеткой дела обстоят несколько проще.

    Юбку нужно обработать паром с обеих сторон: внутренней и внешней. После разглаживания пачка становится тоньше и приобретает завершенный вид, поскольку складки фиксируются в определенном положении и сохраняют его.

    Более подробное описание каждого этапа пошива балетной юбки можно получить на курсе Марии Клименко “Пачка для девочки” .

    После пошива юбки можно приступать к ее декорированию — самому красивому и увлекательному процессу в создании балетной пачки. Для украшений, кстати, понадобится отдельный и последний слой сетки. На нем не будет складок, чтобы проще было распределять декор, его не нужно пришивать к нижней части, как все другие слои, а достаточно просто вырезать. Но это уже совсем другая история!

    Оцените статью