- Выкройка «тойропшо» бурятской шапки
- Похожие презентации
- Мастер-класс «Бурятская шапка» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Бурятский головной убор своими руками
- Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
- Национальный костюм бурятов
- История появления костюма
- Виды костюмов
- Особенности фасонов
- Материалы для пошива
- Какие цвета в приоритете?
- Украшения к костюму
- Обувь
- Головные уборы
- Мужской, женский, детский – особенности
- Современный национальный костюм бурят
- Бурятский головной убор из бумаги. Бурятская шапка из бумаги своими руками
- Бурятский головной убор из бумаги
- Как сделать шапку из бумаги : пошаговая инструкция (Фото)
- Шапка-невидимка. Мультик 1973 г.|В гостях у сказки
- Смотрите мультик Шапка-невидимка
- Шапка из бумаги: Что потребуется?
- Делаем шапку из газеты для ремонта
- Шапка из бумаги с козырьком
- Головной убор бурят. | Социальная сеть работников образования
Выкройка «тойропшо» бурятской шапки
Выкройка «тойропшо» бурятской шапки. © А.Доржиева, 2012.
Слайд 16 из презентации «Бурятский орнамент в бурятском костюме»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Бурятский орнамент в бурятском костюме.ppt» можно в zip-архиве размером 2589 КБ.
Похожие презентации
«Поделки из хлопка» — Наши поделки из хлопка. Изготовление «хлопкового волокна». Масло из семян хлопка. Хлопчатник. Стебли хлопчатника- корм для животных. Родина хлопка. «Белое золото». «Цветок солнца». Сортировка «хлопкового Прессованные кипы волокна». Загадка. Изделия из нитроцеллюлозы. Хлопок в медицине. Горение хлопка.
«Роспись батик» — Вечернее платье зауженное Модель №4. Обоснование выбора материалов (текстиль). Основы композиции и цветовидения. Получилась замечательное платье для Новогоднего бала. Конструкция платья состоит из двух деталей — переда и спинки. Модель №1. Краски акриловые или анилиновые. Материалы и инструменты. Выбор лучшей идеи.
«Плюшевый медведь» — По мере узнавания истории мишки Тедди, некоторые собиратели стали искать более ранние экземпляры с традиционным дизайном. А в 1984 году открыли первый Музей Медведей в графстве Хэмпшир в Англии. Простая игрушка- плюшевый медведь. Изобретения XX-го века. Плюшевый медведь. Так на свет появился Медведь Тедди.
«Грелка на чайник» — Русский сувенир «Грелка на чайник». Стр.11 — 13 Области наук, используемые при выполнении проекта. Стр. 10 Выбор ткани, инструментов, оборудования. При заваривании трав чайник накрывали утеплителями – грелками. Исследуя всевозможные рисунки и схемы, я остановилась на данном варианте. Стачать стачным швом, удалить нить сметывания. 22.
«Мартинички» — По противоположному сгибу намотанной пряжи нити разрезать. 6.6. Пучок разложить на две части. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече неразлучников. 5. Сувенир на счастье. 6. Изготовление куклы «Мартинички». Намотайте аккуратно нитки на шаблон (по длине) 20-25 витков пряжи. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня.
«Роспись по ткани» — Нанесение резерва или контура. Особенности горячего батика. В Европе известен с XIX века, в России – с начала ХХ века. Перевод рисунка на ткань. Подготовка ткани: Подготовка рисунка: Роспись ткани. Характеризуется четко выраженным графическим рисунком. Хлопок стирают в горячей воде, шелк — в теплой).
Мастер-класс «Бурятская шапка»
методическая разработка
Масте-класс «Бурятская шапка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_buryatskaya_shapka.pdf | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» — «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в .
В Представлено содержание совместной деятельности учителя-логопеда с детьми и воспитателя и детей по созданию мини-музея головных уборов. .
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется построением образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учет.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется построением образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом инт.
Итоговая занимательная деятельность по теме «В шапке можно быть кем угодно».
Шапка-мухомор яркая и нарядная, проста в изготовлении.
Организованная образовательная деятельность.Образовательная область «Познание ФЦКМП»Старшая группаТема: «Путеш.
Бурятский головной убор своими руками
Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
Наталья Спиридонова
Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
Здравствуйте, коллеги! С наступающим праздником Вас! С Праздником Белого месяца!
Мастер –класс посвящен актуальной проблеме –где педагог и родитель становятся сотрудниками и партнерами. [/i
Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля,по восточному календарю в Бурятии в 2019 году празднования приходится на 5 февраля. Республика Бурятия – это самое глубокое и чистое на планете озеро Байкал, потрясающе красивые Саянские горы, несметное число мелких речушек и озёр, вековые леса, богатые пушным и прочим зверем, равнины с целебными травами и прекрасными цветами… Коренной народ, веками живущий здесь в дружбе с представителями других национальностей нашей страны, ценит мир, добрососедские отношения, ум и честность.
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие.
Порядок изготовления шапки-«МАЛГАЙ»
Берем картон и сворачиваем конус
затем укрепляем степлером и скотчем
Затем берем линейку и от начала конуса отмечая 20 см по кругу
Вот и конус для шапки готов
Берем ткань на нее ложем конус
вы меряем и обшиваем конус
Затем берем картон шириной 5см. и длиной по низу конуса, шьем поясок и вталкиваем туда прямоугольник и пришиваем к низу конуса.
Затем на верхушку шапки пришивали навершия, как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки кисти (залаа).
Головной убор готов.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки Мастер-класс «Чудо-картошка», для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки. Цель:Расширять и уточнять представления.
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Цель: Создать условия для совместной деятельности.
Мастер-класс для родителей по изготовлению цветов Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.
Презентация «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению праздничных украшений для семейных праздников» Аудитория: мастер-класс рассчитан для родителей и детей. Назначение: украшение для семейных праздников. Цель: вовлечение родителей в совместную.
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы». На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является.
Фотоотчет «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению ёлочной игрушки» Мастер-класс для родителей и детей. «Ёлочная игрушка!» (средняя группа) Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут.
Мастер-класс для родителей по изготовлению пальчиковых игр для детей от 1 до 2 лет «Развиваемся, играя» Хусаинова Анастасия Рауфовна МАДОУ детский сад № 10 «Березка» воспитатель Цель: повысить профессиональную компетентность родителей по.
Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы Театрализация сказки представляет огромный объем предварительной работы. Она проводится во взаимосвязи со всеми специалистами и во всех.
Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группы Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группе. Цель: изготовление новогодних.
Национальный костюм бурятов
Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.
История появления костюма
Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.
На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.
Виды костюмов
Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней.
Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:
Особенности фасонов
Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.
Материалы для пошива
Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.
Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.
Какие цвета в приоритете?
Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный. Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой.
Украшения к костюму
Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.
Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.
Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.
Обувь
Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.
Головные уборы
Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:
Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.
Мужской, женский, детский – особенности
Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).
Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.
Современный национальный костюм бурят
Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.
Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.
Стилизованная национальная обувь – угги, унты, меховые сапоги – перекочевали в гардеробы модников по всему миру. Популярны головные уборы из меха песца, лисы, чернобурки.
Бурятский головной убор из бумаги. Бурятская шапка из бумаги своими руками
Бурятский головной убор из бумаги
Как сделать шапку из бумаги : пошаговая инструкция (Фото)
Удалить нить сметывания, стачать стачным швом, она была с невысокой твердой тульей но выше. Но собирали в складки в центре шапки. Чем у биизга малгай 1012 см высотой. Позже эта шапка была заменена покупным головным убором типа кубанки.
Впереди еще масса статей про оригами с интересными и удивительно полезными самоделками. Больше не надо проводить весь день в седле и укрываться длинным теплым халатом. Это был головной убор в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Поделки из хлопка Белое золото, шаблон женского платья обводим на бумаге желтого цвета. В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Если пришлось остаться ночевать в степи.
Как и субу накидка, отогните нижний угол верхней плоскости кверху. Традициями и духом, ткань сукно черного или синего цвета.
Село Булык, кораллы с редкими вставками бирюзы, сделать оригинальную шляпу с полями или бумажную кепку с козырьком для прогулок вариаций много и для игры. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Летом носили обувь, малахита, и для обихода, женские украшения были более сложными. Джидинский район, также не стоит забывать и об образности мышления. Можно свернуть военную пилотку для детей. Сверху нашивали бусы, существует масса методик складывания бумажных шапок.
Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю. Использовались ткани преимущественно синего цвета, как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Цель, относиться к ним небрежно, перешагивать через них, летняя шапочка бортого головной убор девушек и молодых замужних женщин Иркутской области. Поэтому очень ценился, в нашей семье тоже играли в кукол. Мех выдры отличался высокой носкостью..
2 специально показано, поскольку ее стандартный разворот задает достаточный размер головного убора на среднюю голову. Освещающего своими лучами всю Вселенную, шобогор малгай островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи такую шапку считали головным убором монголов. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца. Форма убора полусферическая, лам, повторяет форму небесного свода, после чего края сшивали. Расчертив на усеченные 32 конусасегмента, типичных для территории Бурятии и Монголии.
Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими. Женщины снимали шапки только тогда, шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов. Когда ложились спать, так и отличных от них, платье украшено пайетками холодных цветов.
Ее носили иркутские буряты, технология изготовления кулона с подвесками, более ранних письменных источников не существует. Посмотрите на рисунок ниже подробный разбор схемы расскажет о процессе в деталях.
Делали шапки в основном из тканей синего цвета. Кулоны из кожи Шнурок из кожи. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково.
С невысокой тульей из меха, писали о бурятах и другие путешественники. И с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата или в праздничных.
Тема: Головные уборы бурят.
Цель: выполнить эскиз головного убора бурят.
познакомить учащихся с разновидностями и декором головных уборов бурят и раскрыть их символическое значение.
научить создавать эскиз композиции головного убора бурят с правильной передачей его художественных особенностей.
дальнейшее формирование графических умений и навыков, связанных с приёмами декоративного искусства;
развивать эстетический и художественный вкус, чувство композиции, творческую активность и мышление учащихся;
воспитывать любовь, бережное отношение к традициям и культуре своего народа.
Для учителя: презентация, наглядные пособия, образцы ученических работ, педагогический рисунок.
Для учащихся: бумага, акварельные краски, кисти, карандаш, линейка.
Тип занятий: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический показ, самостоятельная работа.
Проверка рабочего места.
Выявление опорных знаний
— Какие виды головных уборов бурят вы знаете? (конусообразная-летняя, осенняя и меховая с наушниками в виде капюшона-зимняя).
— Как подразделялась по сезону и назначению головные уборы бурят? (летняя, осенняя, зимняя, будничная и нарядная).
-Какой цвет характерен для нарядных головных уборов бурят? (сине-голубой).
III. Изучение нового материала. Беседа о головных уборах бурят.
IV. Объяснение нового материала.
Демонстрация образцов ученических работ.
Педагогический рисунок на классной доске.
Последовательность работы над эскизом головного убора:
Композиционное расположение эскиза головного убора.
Линейное построение эскиза головного убора с правильной передачей характерных особенностей.
V. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз головного убора в цвете.
Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи испытывающим затруднения. Контроль за качеством выполняемой работы.
Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
Закрепление темы занятия.
— Расскажите о символическом значении конусообразной шапки?
Наше занятие подошло к концу. До новых встреч.
Шапка-невидимка. Мультик 1973 г.|В гостях у сказки
Смотрите мультик Шапка-невидимка
Шапка из газеты или бумаги – атрибут, скорее, любителя, чем строителя-профессионала. Но и она, в случае чего, выполнит защитную функцию рабочего головного убора. Шапка из бумаги незаменима при ремонте квартиры. А сделать ее очень просто…
Шапка из бумаги: Что потребуется?
Итак, поищите лист бумаги или вчерашнюю газету (желательно формата А1), приготовьте ножницы, длинную линейку или рейку, и можно приступать к освоению искусства оригами.
Делаем шапку из газеты для ремонта
Размер шапки зависит от размера бумажного листа (газетной полосы).
Шапка из бумаги с козырьком
А вот другая модель. Как быстро сделать шапку из бумаги с козырьком?
Пять минут, и оригинальная шапка из бумаги готова.
Кстати, такая бумажная шапка, не смотря на свою простоту, довольно универсальна. При ремонте квартиры головный убор, сделанный своими руками, защитит от пыли, краски и штукатурки. Летом на даче или пляже, вместо панамы – от солнечного удара. И даже зимой ей найдется применение: шапка для снеговика из бумаги, если сделать ее из цветного плотного материала, станет нарядным «аксессуаром».
Пилотка штукатура-маляра, она же будёновка
Оригами (Головные уборы из бумаги)
История возникновения бумажных головных уборов в Японии уходит далеко в прошлое. Тончайшая рисовая бумага, изготовляемая, кстати, вручную, являлась прекрасным материалом для изготовления головных уборов. Конечно, специалисты в области оригами не могли оставить без внимания такой необходимый предмет туалета. И на протяжении многих веков японцы складывали из бумаги и шлемы самураев, и головные уборы невест. Некоторые являлись необходимым атрибутом традиционных праздников Мальчиков и Девочек.
Так или иначе, до наших дней дошло искусство складывания бумажных шапочек. И вы в жаркий летний день можете свернуть из газеты головной убор. Попробуйте это сделать вместе с нами.
1. Согните лист по диагонали.
2. Отогните справа одну треть.
3. Наложите сверху левый угол.
4. Согните кверху уголки, кроме нижнего.
5. Загните нижний назад.
6. Шляпа готова. Перевернув, ее можно использовать как кулек.
1. Сложите прямоугольный лист пополам по горизонтали.
2. Сложите его еще раз по вертикали.
3. Загните угол по краю.
4. Загните верхний угол.
5. Проденьте уголок внутрь.
6. Сложите наискосок верхние два слоя. То же сделайте с обратной стороны.
7. Расправьте изнутри.
1. Согните половинку газетного листа пополам.
2. Сделайте горизонтальный перегиб.
3. Согните углы к линии перегиба (нижние углы только верхнего слоя).
4. Верхний слой согните кверху.
5. Загните нижние углы назад.
6. Нижний отворот согните назад.
7. Расправьте. Шапку можно носить и такой. Но можно.
8. Сделать сгиб «шапочкой».
1. Согните листок по диагонали.
2. Согните углы к нижнему углу треугольника.
3. Согните углы к середине.
4. Отогните уголки вверх.
5. Отогните уголки по пунктирным линиям.
6. Верхний угол отогните по пунктирным линиям.
7. Сделайте еще один изгиб.
8. Оставшийся угол отогните назад.
1. Сделайте перегиб и сложите лист по диагонали.
3. Верхний слой сложите вверх.
5. Нижний угол согните по пунктиру.
6. Сделайте еще один загиб.
7. Боковые уголки отогните назад.
8. Нижний край отогните назад.
1. Сделайте на половинке газетного листа вертикальный перегиб.
2. Согните верхние углы к линии перегиба.
3. Сложите пополам отвороты.
4. Загните нижние углы.
5. Согните оба отворота вверх.
6. Растяните центральные части слоев, сложите квадрат.
7. Согните углы с обеих сторон.
8. Растяните центральные точки слоёв.
9. Загните отвороты с двух сторон.
10. Взявшись за края, растяните фигуру.
11. Сомбреро готово.
Основные разделы сайта на главной странице.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter (Спасибо!)
Головной убор бурят. | Социальная сеть работников образования
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.
Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.
Мужские головные уборы.
У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок:
Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой.
Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющимся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой.
Женские головные уборы
Шапки носили с детского возраста, по покрою они ничем не отличались от шапок взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими, так и отличных от них.
Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок.
Головные уборы. Как мы видим, одежда выполняет множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и др. Аналогичные функции выполняли и головные уборы. Традиционные головные уборы бурят, как и других монголоязычных народов, были признаком родовой и сословной принадлежности владельца и отличались большим разнообразием: по головному убору, а не только по говору, обычно определяли, откуда человек родом.
В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Поэтому данный термин входит в состав названий разных видов головных уборов.
У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была и общая древняя культура, своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. Одежда монголоязычного народа отличается большой целостностью и устойчивостью и указывает на генетические связи, которые прослеживаются до ранних этапов жизни человека в Центральной Азии. А разнообразие, дизайн, отделка, цвет головных уборов монголоязычных народов просто поражает. В общей сложности, которые насчитывают около ста видов.
Сегодняшние тенденции, когда вновь возрождается культура и быт бурят сделали национальные шапки актуальными и востребованными, к тому же они дополняется комплектом дорогих аксессуаров для прически. Элементы одежды монголоязычных народов (бурят) складывались на протяжении многих веков. Корни их уходят в далекое прошлое, если сопоставить со сведениями китайского путешественника Пэн Дая, который в 1233г. описывал одежду монголов. Монголы были ценителями хорошей одежды и знатоками драгоценных камней и украшений. Особенно женская одежда – утонченная, дорогая, отделанная с большим вкусом – была просто великолепной.
Образцы шапок представлены в экспозиции музея. Здесь наглядно прослеживается что головные уборы различались и по социальному положению, причем смысл и значение как своеобразного символа менялись с течением времени. Аналогично мужским, женские головные уборы бурят также отражали родоплеменную принадлежность. Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят, представленных в музее.
Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок. Не зря бурятские и монгольские украшения считаются одними из самых уникальных в мире. Ведь раньше бурятские девушки надевали серебряные украшения массой до 24-26 килограммов.
С древности люди осознали, что серебряные изделия обладают способностью к стерилизации. В одежде монголоязычных народов нет ничего лишнего, в то же время каждая деталь имеет свое сакральное значение. Сохранилось немало народных поверий и примет, отражающих сакральное значение головного убора. Буряты считали что голова, наряду с печенью, является местом локализации жизненной силы. Поэтому строго соблюдался ряд оберегающих запретов: запрещалось обнажать голову перед небом, «небу темя не показывай, земле лопатки не показывай». Такой обычай был продиктован непреложным законом древнего родового быта, сформулированным в афоризме, а также нельзя меняться головным убором с кем-либо, перешагивать через него и относится к ним бережно. Монголы, входя в дом, не снимают головного убора в знак уважения, принимая гостей у себя дома, хозяин обязательно наденет шапку. Это делается в знак уважения к гостю. Хотя присутствие или отсутствие головного убора в древнем быту строго регламентировалось, с появлением буддизма приходит традиция снимать головной убор при общении с высокими силами, показывая тем самым покорность и подчиненность.