Внеклассное мероприятие «Праздник удмуртского полотенца»
план-конспект по краеведению на тему
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов, рассказывающее об удмуртском полотенце, удмуртской вышивке и удмуртских праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие «Праздник удмуртского полотенца» | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК УДМУРТСКОГО ПОЛОТЕНЦА
- Знакомство с удмуртским народным творчеством и фольклором;
- Развитие умений вести исследовательскую работу;
- Воспитание уважения к творчеству удмуртского народа, наших предков.
Оборудование: выставка вышитых полотенец; праздник проходит в школьном музее.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня занятие кружка «Исследователи родного края» посвящено удмуртскому народному творчеству и фольклору. А именно, у нас праздник удмуртского полотенца. У всех в жизни бывают праздники и посмотрите, какие красивые, нарядные полотенца пожаловали к нам в гости. Также на нашем празднике ребята из 3 класса с классным руководителем Еленой Викторовной, Ольга Владимировна –директор Центра внешкольной работы дополнительного образования детей, Татьяна Борисовна _ заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра внешкольной работы, Вера Сергеевна – директор станции юных туристов г.Слободского.
Итак, у всех у нас праздничное настроение. Сегодня мы посмотрим красивые полотенца, узнаем историю этих полотенец, вспомним наших бабушек-мастериц, обряды, где используются полотенца, а затем какой же праздник без чаепития, будет чаепитие в крестьянской избе.
А теперь послушайте мой рассказ о наших предках – удмуртах. Красивые места с разноцветными лугами, белоствольными березами, журчащими родниками, выбрали когда-то наши бабушки и дедушки. Появились деревни с интересными названиями: Светозарево, Красногорье, Пески, Будино, Бурино, Мочагино и другие.
Давайте послушаем удмуртскую песню о родном крае, о родной стороне, о милой родной деревеньке.
Песня «Вордыськем гурте» (Родная деревня
Жили в деревнях большими семьями. Выращивали хлеб, держали коров, овец, поросят. С утра до вечера приходилось трудиться, очень многое делалось вручную, ведь техники не было никакой. Но зато все было натуральное, экологически чистое: и пища, и одежда.
Одежду шили сами, но чтобы ее сшить, нужен материал. А материалом для одежды были льняные холсты. Чтобы холсты получить, сначала сеяли лен, затем его убирали вручную серпами, потом теребили, получались волокна, и из них ткали холсты. Вот из этих холстов и шили одежду и полотенца.
Удмуртский поэт Флор Васильев написал такое стихотворение:
Поле голубого льна,
Ты, как небо голубое,
Грань не определена
Между небом и тобою.
Лен мой, лен мой, скоро ты
Превратишься в шортдэремы,
Вышьют женщины цветы,
Сложим мы о них поэмы.
О цветах бескрайних льна,
О цветах на юбке хрусткой.
Грань не определена
Меж природой и искусством.
Кто знает из вас, как переводится слово полотенце на удмуртский язык? Полотенце –«бамкышет», бам-лицо, кышет – платок, платок для лица. Никто не захочет вытирать лицо некрасивым полотенцем, и не зря все полотенца аккуратные с красивыми узорами, да еще украшенные кружевами. Старинные полотенца сделаны из белого самотканого холста, а позднее появились вафельные полотенца. На всех полотенцах вышивки: цветочки, петухи, птицы и конечно восьмиконечные звездочки, счастливая звезда — «шудо кизили», ставшая символом удмуртов, талисманом или оберегом. Разные -разные вышивки из красивых ниток ложились узорами на полотенца. Каждая девочка, девушка, женщина вышивая вкладывала частичку своей души, фантазии в новые и новые узоры. Поэтому у каждого полотенца свое лицо, своя история.
У вас было домашнее задание: принести полотенце и узнать историю этого полотенца, откуда вы его взяли, кто вышивал, какие узоры и нравится ли вам это полотенце, то есть выполнить небольшую исследовательскую работу.
Выступления ребят: 9 класс, 4 класс, 3 класс.
Демонстрация полотенца и рассказ.
Полотенца занимали в доме почетное место. В большие праздники как украшения вешали их на зеркало, на рамы, на божницу, бережно аккуратно хранили их в сундуках. Вот и у нас в крестьянской избе, все как полагается : красиво вышитые полотенца украшают избу. А знаете ли вы, ребята, в каких обрядах используется полотенце?
*Дорогих гостей встречают хлебом-солью, жениха с невестой встречают на свадьбах караваем с медом на полотенце.
*К свадьбе девушка должна была приготовить полотенца в приданое, а потом на свадьбе показывали гостям, какая же рукодельница и мастерица невеста.
Что-то мы заговорили о свадьбе, а на свадьбе ведь всегда веселятся, давайте и мы с вами повеселимся, проведем аукцион частушек. Молодцы, много частушек спели.
Послушаем шуточные удмуртские частушки «Гажане мнам трактористно»
А теперь поиграем, потанцуем. Я начну танец с полотенцем, а потом передам полотенце другому и тот продолжит свой танец и так далее. Выбираем хоть кого.
( Песня «Мусое, мусое айда вераськом…»)
- Особую роль как оберег от злых сил, от несчастий играет полотенце на проводах в армию молодых парней. Родители, близкие, родственники дарят будущему солдату полотенце и при этом говорят ему разные пожелания.
Вам надо было узнать: какие же пожелания говорят молодому человеку, идущему в армию, будущему солдату.
- Когда рождается маленький ребенок и его крестят в церкви, то крестные дарят малышу полотенце, как оберег.
- Полотенца также используют на похоронах, несут гроб с покойником на полотенцах, в знак уважения к этой семье.
Какое же большое значение имеют полотенца в жизни человека: и в радости и в горе, и в разлуке и в веселье.
Сегодня мы узнали историю разных полотенец, увидели чудесные, красивые узоры на них, вышитые прекрасными удмуртскими мастерицами.
Послушайте стихотворение Флора Васильева «Бабушка».
Край полотенца в огненных
Стол под вышитой скатертью
В красном стоит углу,
Дорожка, сплетенная бабушкой,
Рдеет на чистом полу.
Все свое рукоделье
Оставила мне она.
Из ниток ее цветастых
Жизнь моя сплетена.
И, знать, совсем не случайно
Влетели в эти стихи
Давайте, ребята, будем беречь эту красоту, будем дальше изучать историю и культуру своего мудрого удмуртского народа.
Сохраняя эту мудрость,
Сами станем мы мудрей.
Кроме наших с вами предков,
Лучше не учителей.
И обряды, и наряды
Нужно в памяти хранить,
Песни, танцы и загадки
Для потомков сохранить.
Вам понравился праздник? А дальше продолжим веселье за праздничным столом. Младшие могут поиграть, а 9-тиклассники сейчас накроют столы и начнем чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему «Полотенце».
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему «Полотенце».
12-минутная домашняя тренировка. С помощью этого комплекса вы сможете провести тренировку дома — вам потребуется только диван, подушка и полотенце — то есть вещи, которые всегда найдутся дома. Подушка.
Презентация содержит образцы вышитых полотенец и наглядный материал.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов, рассказывающее об удмуртской культуре.
Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по удмуртской литературе для 5 класса.
Цель: приобщение к культуре удмуртского народа через организацию нетрадиционной формы урока иностранного языка.Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией удмуртского пи.
Как вышивали удмуртские полотенца
Удмуртское декоративное искусство, является важнейшей частью удмуртского народа, в котором воплощены национальные традиции, характер народа, его введение мира, представления о прекрасном. [2, стр. 20]
Народное искусство – утверждает свое место в окружающей человека среде. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть национальной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов — вышивка является самым доступным и любимым. Произведения удмуртских мастериц несут в себе историческую память народа.
Рис.1 Декоративное искусство
Обоснование актуальности темы
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящно вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
Рис. 2 Художественной вышивка в женской, детской одежде, в декоре и интерьере
Цель написания реферата
Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей в процессе изучения изделий с использованием элементов удмуртской вышивки.
Отсюда я поставила перед собой задачи:
Изучение истории традиционной удмуртской вышивки
Изучение символики в рисунках для вышивки
Изучение значения цвета в вышивке
Исследования удмуртской вышивки в национальных костюмах
Существования традиционной вышивки в настоящее время
— Основная часть реферата, состоящая из 3 глав
— Список использованной литературы
Глава 1. «История происхождения удмуртской вышивки»
Известно, что вышивка существовала уже в ананьинскую эпоху (VIII-III вв. до н. э.). Об этом можно судить по сохранившимся памятникам тех времён. В более поздние эпохи вышивка являлась непременным атрибутом традиционной удмуртской одежды.
Фрагменты вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильников IX—XII вв. [4]
В XIX в. вышивка оставалась распространённым способом орнаментации одежды: ею украшали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубахи. Но, наиболее колоритна удмуртская традиционная вышивка на рукавах белых женских рубах и съёмных нагрудниках (кабачи).
Вышивкой удмуртские женщины украшали детскую, женскую и мужскую одежду. В более поздний период (конец XIX – XX вв.) широко вошли в быт прекрасно вышитые полотенца, ковры, шторы на окна и полки с иконами.
Рассматривая удмуртские вышитые узоры, можно отметить, что наши мастерицы знали более 20 различных швов. Как правило, вышивали счётной техникой, которая выполнялась на холсте по счёту нитей без канвы, часто без пялец. Счётные вышивки бывают строчевые и украшающие ткань по поверхности. К строчевой вышивке относятся швы: мережка и строчка-перевить.
Рис. 3 Шов мережка Рис. 4 Шов строчка-перевить
К вышивкам, украшающим ткань по поверхности, относятся швы: набор, крест, гладь.
Рис. 5 Крест Рис. 6 Гладь
В удмуртской вышивке встречаются все виды счётной техники. В XX в. Удмурты широко использовали свободные швы.
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание тёмных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с чёрным, белым или синим, синего с коричневым, чёрного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зелёный, оранжевый, фиолетовый цвета, в чём усматривается влияние соседних — тюркоязычных народов — башкир, татар. В 1930-е гг. технология удмуртской традиционной вышивки была утрачена повсеместно, ей на смену пришла вышивка по журнальным образцам. Лишь у двух периферийных групп нижнечепецких удмуртов (косинской и слободской) сохранилась древняя технология вышивки – вышивка счётными швами. [4]
Налобная повязка северной удмуртки
Нагрудное украшение центральных удмуртов — муресазь
Головное полотенце замужней женщины. Калмезы
Налобная повязка вышитая
Рис. 8 Пример вышивки в удмуртских изделиях
Глава 2. «Орнамент в удмуртской вышивке»
Удмуртия заворожила меня своими орнаментами.
Удмуртский народный орнамент тесно переплетается с особенностями удмуртов как нации, их замкнутой лесной жизнью и творчеством.
Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской республики. [2, стр.21]
Рис. 9 Флаг Удмуртской республики Рис.10 Герб Удмуртской республики
Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль – отгоняла злых духов — и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.
Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом).
Рис.11 Мотивы «питыри» и «питырес»
Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.
Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.
Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.
С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.
Рис.12 Женские нагрудники с символом луны
Мировое дерево у удмуртов неразрывно связано с образом богини матери, обеспечивающей бессмертие рода. В орнаменте оно зашифровано в знаке треугольника, который обязательно присутствует в украшении поясов и нижней части нагрудника, а в вышитых деревьях угадываются линии молящейся женской фигуры, богини Колчин-мумы. Треугольники соединяются вершинами, образуя фигуру, похожую на бантик, символизирующие соединение неба и земли, жизни и смерти.
Рис. 13 Орнамент «Мировое дерево»
Бантики и восьмиконечные звезды изображались не только на одежде, но и на всем имуществе удмуртов. [2]
В каждом элементе вышитых изделий — покровительство свыше. Знак солнца, знакомый нам по флагу Удмуртии, должен обязательно присутствовать в узоре — он оберегает от сглаза. Часто встречается в вышивках и символ креста, обозначающий древо жизни и неразрывную связь с родственниками.[3]
Рис. 14 Приспособление для переноски Рис. 15 Фрагмент головного полотенца
клади — «ныпъет» (чалмы)
Рис. 16 Тканые полотенца Рис. 17 Нарукавная вышивка
Глава 3. «Особенности удмуртского костюма с использованием удмуртской вышивки»
Мужской удмуртский национальный костюм был очень похож на русский. Он состоял из белой или позднее из пёстрой холщовой рубахи до колен (косоворотка), которая подхватывалась плетённым поясом с красивыми узорами или ремнем. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий. В праздничные дни и для молитвы одевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаше всего шились из синей в белую полоску ткани. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные.
Рис. 19 Удмуртский мужской костюм
Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной.
Женский национальный костюм северной удмуртки, как правило, не обходится без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет). Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Его назначение определяло характер и богатство вышивки. Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой (толэзь). Как правило, одежда шилась из белой холщовой ткани из льна и расшивалась красными нитками.[7]
Национальная одежда южной удмуртки изготавливался из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы. Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивается красивая широкая оборка. Грудь украшается снимаемым нагрудником с серебряными монетками. В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырехугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу.
нагрудник из монет
вышитая налобная повязка, белый платок
Рис. 19 Удмуртский костюм северных и южных удмуртов
В течение своей первой беременности удмуртские женщины носили красное платье в клетку. В народе говорили, что чем больше клеток, тем больше детей будет у будущей матери. На фартуке обязательно вышивались своеобразные узорные обереги. Этот наряд был довольно просторного кроя и окружающим очень долго не удавалось догадаться, что женщина находится в положении.
Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении. В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками. Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки. В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.
Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков и налобных повязок, повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем, конусовидным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения. Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.
Айшон с покрывалом сюлык
Рис. 20 Удмуртские головные уборы
Повседневной обувью для мужчин и женщин служили лапти. Женщины надевали их на вязаные узорные чулки и носки, а мужчины надевали под лапти онучи. Обувью, которую женщины носили по праздникам, были ботинки, у мужчин это роль исполняли сапоги. В зимний период как мужской, так и женской обувью являлись валенки.[7]
Рис. 21 Удмуртская семья в национальном костюме
Удмуртия-земля с богатой культурой и историей, место, где живут поистине талантливые люди, мастера своего дела, готовые представить частичку этого края в самых удивительных формах.
Работа над данным рефератом дала мне знания об удмуртской вышивке. Таким образом, подводя итог исследования можно сделать ряд выводов, что материалом для вышивки была домотканина. Для вышивания использовались натуральные нити, а для их окрашивания применялись растительные красители. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Узор наносился непосредственно на холст без канвы или рисунка. Композиции рисунков составлялась из геометрических фигур. Вышивка северных и южных удмуртов, различалась орнаментом и цветом. В настоящее время, традиционная вышивка лучше всего развита в: Якшур-Бодьинском, Дебёсском, Ярском, Алнашском районах.
Мое отношение к данной теме, что декоративно-прикладное искусство и ремёсла возрождаются. Вместе с представителями Домов ремесел, музеев, производственных компаний и индивидуальными мастерами мы сохраним народное наследие будущим потомкам и передадим национальные традиции следующему поколению. Кроме того, наша Республика оказалась лидером по количеству отобранных изделий на окружном этапе Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» 2019. Это ещё раз доказывает, что Удмуртская республика не утратила полностью свои традиции и корни.
Список использованной литературы:
Национальная электронная библиотека http://elibrary.unatlib.ru/
(корпоративный архив электронных ресурсов библиотек Удмуртской Республики, созданный и поддерживаемый Национальной библиотекой Удмуртской Республики)
Климов К.М. Традиционное декоративное искусство удмуртов/ Ижевск: Удмуртия,1994.- 36с.
Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел www . decorudm . ru
Живые традиции народов России www . rusfolk . ru
Международный студенческий клуб Удмуртии
http :// wlooks . ru / nacionalnye — ostyumy / udmurtskij /# h 2_127168