Как вышивать хордовым стежком
4 января в клубе «Мир увлечений» прошёл мастер-класс Тамары Хамер «Хордовая вышивка»
Тамара Васильевна принесла с собой два альбома образцов хордовой вышивки и познакомила участников с этим направлением творчества.
Первое задание было для участников следующее: на картоне нарисовать угол и по линейке сделать риски на обеих сторонах угла. Хордовая вышивка требует геометрической точности. Затем эти нарисованные точки проколоть иголкой. Можно проколоть и шилом для того, чтобы легко было работать иглой с нитью в последующем.
Количество точек на каждой стороне должно быть одинаково. Лучше всего рисунок и разметку его делать с изнаночной стороны.
Деления нужно пронумеровать, это облегчит очередь прошивки. На нитке завязать узелок и с изнанки продеть иголку в точку № 1 горизонтальной линии. На фото вверху видно, как точка № 1 на горизонтальной линии сшивается с № 2 вертикальной, затем нитка пропускается по изнанке от № 2 до № 3 по вертикали и так далее прошиваем по схеме.
Вот что получается на изнанке.
За занятие мы научились вышивать два угла, круг и треугольник.
На фото видно, нижний угол сделан с явной табуляцией, а вот верхний угол и круг — вся схема находится уже на изнанке изделия.
Вариант, когда полностью не только разметка, но и сам рисунок делается с изнанки, более правильный.
По окончании вышивки нитка обрезается с изнаночной стороны изделия и кончик приклеивается. Угол — это интересная часть многих нитяных картин.
Л. Бурундукова Волшебная изонить. — Москва, 2010. — 87 с. — (Ручная работа)
Правило заполнения круга такое же. Его нужно начертить циркулем, разметить и соединить точки по схеме:
Схема заполнения треугольника:
Каждый участник мастер-класса научился вышивать угол, треугольник и круг. Эти три геометрические фигуры самые востребованные в хордовой вышивке.
В технике Хордовой вышивки, Изонити можно сделать книжные закладки, открытки ручной работы.
А можно выполнить интерьерные полотна. Для примера приведём картины Людмилы Сашко, выполненные в данной технике:
Картины взяты из интернета
Мы от всей души благодарим Тамару Васильевну Хамер за мастер-класс.
Советуем почитать (книги есть в библиотеке):
Бурундукова, Л. И. Волшебная изонить. — Москва, 2010. — 87 с. — (Ручная работа)
Ивановская, Т. В. Волшебная изонить [Текст]. — Москва, 2012. — 254, [1] с. — (Школа рукоделия)
Изонить [Электронный ресурс] : вышивка по картону : 6+. — Москва, 2002. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Искусство вышивания хордовым стежком
Эту технологию развивает творческое объединение г. Златоуста под руководством художника, мастера экстракласса Людмилы Николаевны Сашко. Особенность данной техники заключается в заполнении стежком по периметру окружностей, овалов и других фигур по принципу владимирского шва, только с перекрестом нитей.
Еще в 1984 г. Людмила Сашко, выпускница художественно-графического факультета Магнитогорского педагогического института, обратила внимание на процесс выполнения цветными нитками объемных цветов на проволочном спиральном каркасе. Проанализировав приемы этой работы, переложив их на ткань, она создала современную технологию в вышивке — выполнение декоративных панно и сюжетных композиций способом хордового стежка. Хордовый стежок создает иллюзию карандашного рисунка, позволяет моделировать объемы портретов светотенью. Выразительные возможности этого приема раскрываются в работах самой Людмилы Николаевны и ее учениц, участвовавших в выставках.
Свои работы автор выполняет по предварительному карандашному наброску с натуры, по памяти или по воображению. Вышивает только то, что ей нравится, близко по духу и настроению. Цвет полюбившегося уголка природы или ее мгновения нетрудно сохранить в памяти, если сразу же приступить к работе. Автор не думает, что у данной вышивки существует поэтапность работы от простого к сложному. Можно брать любую по сложности композицию и начинать ее вышивать, но обязательное условие для мастерицы — это очень хорошо развитое образное представление. Надо уметь представить, в каком направлении положить первый стежок и где пора закончить вышивать данную плоскость, чтобы передать вертикальность и горизонтальность движения.
Повторить работу непросто, а порой и невозможно. Проще вышить такой же рисунок, не обращаясь к образцу. Широкий диапазон тем в работах рассказывает о мировоззрении, мировосприятии художника, но в основном, работы теплые, душевные, связанные с какими-либо событиями, поездками.
На этом еще поиск новых решений, выразительных средств в данной технике не заканчивается. Находка этого способа вышивки послужила началом творческой деятельности, позволила выразить автору свое видение обаяния уральской природы. Сашко Л.Н. — участница городских, областных, региональных, российских, международных выставок. На ее счету — более 40 выставок.
Старший научный сотрудник краеведческого музея г. Златоуст
Председатель городского клуба мастеров «Самородок» Лаженцева Л.В.,
ИЗОНИТЬ: Учимся вышивать хордовым стежком
ИЗОНИТЬ: Учимся вышивать хордовым стежком
Изонить, или как ее еще называют нитяная графика – это графическая техника, получение изображения нитками на картоне, дереве или другом твердом основании. Нитки, используемые в этом виде рукоделия, могут быть обычные швейные, мулине, шерстяные, шелковые и другие. За счет особого переплетения нитей получается эффект объемности изображения. При этом техника проста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок.
Изонить, как вид декоративно – прикладного искусства, зародилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности и натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Со временем технология совершенствовалась и видоизменялась, впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия. Сейчас это искусство используют во многих странах для украшения изделий, декорирования интерьера, оформления подарков и сувениров.
С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты. «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн.
Просмотрев и изучив методическую литературу, я заинтересовалась этой техникой. Сначала сама овладела техникой изонити, убедилась в том, что дети смогут справиться с этой работой. Вышила несколько образцов и показала детям, тем самым, привлекая их внимание к данному виду деятельности. В глазах детей я увидела интерес и желание научиться шить.
Работая с иголкой и нитью, дети не только учатся шить на картоне, но и расширяют свои представления об окружающем мире, учатся вглядываться в различные предметы, видеть их конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребёнка ловких действий и в процессе систематического труда его рука приобретает уверенность, точность. Ребёнок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения, а затем самостоятельно выбирает основу, нити для своего изделия. Поэтому, сначала мною был разработан перспективный план с учетом возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Первым в плане было знакомство детей со сказкой о принцессе Иголочке. Затем дети узнали истории об иголке и ножницах, посетили их уроки. Раскрыли нам свои секреты «Умелые Ручки» и научили правильно отмерять длину нитки, вставлять ее в ушко иголки и завязывать узелок. Я видела, с каким интересом дети слушают все эти истории, рассуждают о том, как нужно обращаться с ножницами и иглой, ведь это опасные предметы и необходимо соблюдать технику безопасности. Рассказала детям, как можно научиться шить, какие необходимо материалы и инструменты для работы и как с ними работать. Дети выразили желание заниматься.
Инструменты, которые понадобятся в ходе работы на картоне: плотный картон, иголка, нитка, ножницы, шило, ножницы, циркуль, линейка.
Выбор основы (картона). Для изонити обычно используют картон или толстую бумагу. Тонкая бумага не подходит, т.к. в процессе работы она может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и в результате деформироваться.
Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотный картон дает возможность прокалывать дырочки с маленькими расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать изделие более ажурным и декоративным
Цвет фона нужно выбирается в зависимости от художественного замысла изделия. Это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере.
Очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но ее тоже лучше комбинировать с картоном, т.к. она очень тонкая.
Подбор ниток. В зависимости от желаемого эффекта это могут быть блестящие или не блестящие нитки. Работа выглядит аккуратнее, если она выполнена кручеными нитями, но иногда идея мастера требует использования рассыпающихся нитей.
При овладении техникой изонити достаточно знать два основных приема: заполнение угла и заполнение окружности. Заполнение угла более лёгкий приём, поэтому с него мы и начали свою работу.
Дети сразу проявили интерес к данному виду деятельности, но в процессе работы испытывали трудности. Путались, в какую дырочку продевать иголку. Тогда я написала рядом с дырочками цифры. Это облегчило им работу и помогло быстро запомнить цифры. Также, обращала их внимание и на то, что с лицевой стороны ниточки должны переплетаться с одной стороны угла на другой, а с изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.
После того, как дети закончили работу, мы все вместе рассматривали сделанное, отмечали, кто какой вышил рисунок и выбрал цвет ниток, повторяли правила выполнения работы. Мы часто устраивали выставки в детском центре «Орион», участвуют в городских, областных выставках декоративно-прикладного искусства, где отмечены дипломами.. Дети очень гордились своими работами.
Хочется отметить, что в процессе работы у детей, занимающихся техникой изонити, сформировались такие качества, как: настойчивость, усидчивость, терпение, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, что имеет определенное значение при подготовке ребенка к школе. Задачи, выполняемые на наших занятиях: — привить интерес к нитяной графике и пробудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества; — формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; — воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу; — воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени; — развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; — развивать визуальный опыт детей через посещение выставок других направлений декоративно-прикладного творчества.
ИЗОНИТЬ: Учимся вышивать хордовым стежком
ИЗОНИТЬ: Учимся вышивать хордовым стежком
Изонить, или как ее еще называют нитяная графика – это графическая техника, получение изображения нитками на картоне, дереве или другом твердом основании. Нитки, используемые в этом виде рукоделия, могут быть обычные швейные, мулине, шерстяные, шелковые и другие. За счет особого переплетения нитей получается эффект объемности изображения. При этом техника проста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок.
Изонить, как вид декоративно – прикладного искусства, зародилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности и натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Со временем технология совершенствовалась и видоизменялась, впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия. Сейчас это искусство используют во многих странах для украшения изделий, декорирования интерьера, оформления подарков и сувениров.
С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты. «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн.
Просмотрев и изучив методическую литературу, я заинтересовалась этой техникой. Сначала сама овладела техникой изонити, убедилась в том, что дети смогут справиться с этой работой. Вышила несколько образцов и показала детям, тем самым, привлекая их внимание к данному виду деятельности. В глазах детей я увидела интерес и желание научиться шить.
Работая с иголкой и нитью, дети не только учатся шить на картоне, но и расширяют свои представления об окружающем мире, учатся вглядываться в различные предметы, видеть их конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребёнка ловких действий и в процессе систематического труда его рука приобретает уверенность, точность. Ребёнок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения, а затем самостоятельно выбирает основу, нити для своего изделия. Поэтому, сначала мною был разработан перспективный план с учетом возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Первым в плане было знакомство детей со сказкой о принцессе Иголочке. Затем дети узнали истории об иголке и ножницах, посетили их уроки. Раскрыли нам свои секреты «Умелые Ручки» и научили правильно отмерять длину нитки, вставлять ее в ушко иголки и завязывать узелок. Я видела, с каким интересом дети слушают все эти истории, рассуждают о том, как нужно обращаться с ножницами и иглой, ведь это опасные предметы и необходимо соблюдать технику безопасности. Рассказала детям, как можно научиться шить, какие необходимо материалы и инструменты для работы и как с ними работать. Дети выразили желание заниматься.
Инструменты, которые понадобятся в ходе работы на картоне: плотный картон, иголка, нитка, ножницы, шило, ножницы, циркуль, линейка.
Выбор основы (картона). Для изонити обычно используют картон или толстую бумагу. Тонкая бумага не подходит, т.к. в процессе работы она может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и в результате деформироваться.
Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотный картон дает возможность прокалывать дырочки с маленькими расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать изделие более ажурным и декоративным
Цвет фона нужно выбирается в зависимости от художественного замысла изделия. Это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере.
Очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но ее тоже лучше комбинировать с картоном, т.к. она очень тонкая.
Подбор ниток. В зависимости от желаемого эффекта это могут быть блестящие или не блестящие нитки. Работа выглядит аккуратнее, если она выполнена кручеными нитями, но иногда идея мастера требует использования рассыпающихся нитей.
При овладении техникой изонити достаточно знать два основных приема: заполнение угла и заполнение окружности. Заполнение угла более лёгкий приём, поэтому с него мы и начали свою работу.
Дети сразу проявили интерес к данному виду деятельности, но в процессе работы испытывали трудности. Путались, в какую дырочку продевать иголку. Тогда я написала рядом с дырочками цифры. Это облегчило им работу и помогло быстро запомнить цифры. Также, обращала их внимание и на то, что с лицевой стороны ниточки должны переплетаться с одной стороны угла на другой, а с изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.
После того, как дети закончили работу, мы все вместе рассматривали сделанное, отмечали, кто какой вышил рисунок и выбрал цвет ниток, повторяли правила выполнения работы. Мы часто устраивали выставки в детском центре «Орион», участвуют в городских, областных выставках декоративно-прикладного искусства, где отмечены дипломами.. Дети очень гордились своими работами.
Хочется отметить, что в процессе работы у детей, занимающихся техникой изонити, сформировались такие качества, как: настойчивость, усидчивость, терпение, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, что имеет определенное значение при подготовке ребенка к школе. Задачи, выполняемые на наших занятиях: — привить интерес к нитяной графике и пробудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества; — формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; — воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу; — воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени; — развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; — развивать визуальный опыт детей через посещение выставок других направлений декоративно-прикладного творчества.