- МК по вышиванию канителью и пришиванию для начинающих
- Что это такое
- Современное золотое шитье
- Металлические нити в современной вышивке
- Жесткая канитель
- Мягкая канитель
- Гладкая канитель
- Фигурная канитель
- Трунцал
- Виды швов и стежков
- Начало вышивания — закрепление ниток на ткани
- Техника шитья канителью
- Гладкая канитель
- Как пришивать жесткую канитель
- ВЫШИВКА КАНИТЕЛЬЮ
- БРОШЬ, ВЫШИТАЯ БИСЕРОМ И КАНИТЕЛЬЮ (МАСТЕР-КЛАСС).http://vdnt.ru/blogs/post/brosh-vyshitaya-biserom-i-kanitelyu-master-klass
МК по вышиванию канителью и пришиванию для начинающих
«Тянуть канитель» — не скучное однообразное занятие, как принято считать в повседневной жизни, а искусство вышивки золотом и серебром, пришедшее из глубин веков. Вышивка канителью, или «золотное шитье», известно в России с XVI века и сегодня его популярность снова возрождается.
Что это такое
Канитель — это тонкие серебряные или золотые нити, свитые в тугую спираль и используемые для объемной вышивки, имитирующей металлические узоры.
Современное золотное шитье
Слово, имеющее испанские корни, нашло применение во французском языке в виде слова «cannetille», дословно означает «труба» или «тростина». Позже оно закрепилось за видом декоративно-прикладного творчества в виде вышивки с помощью металлических трубочек.
Тонкие трубочки канители
Изначально процесс производства канительной нити был очень сложным. Мастерам требовалось создать очень тонкую проволоку из куска металла. Для этого использовали специальные волочильные доски, через которые протягивали раскаленную проволоку, пока не получали тончайшую металлическую нить. Эту нить скручивали в плотную спираль, вручную наматывая на стержень.
Этот процесс занимал несколько дней. Отсюда произошло крылатое выражение «тянуть канитель», то есть долгое время заниматься нудным, скучным делом.
Современное золотое шитье
Сегодня золотое шитье, или как говорили на Руси «золотное шитье», представлено во многих видах декоративно-прикладного творчества. Его используют для создания картин, аксессуаров, украшения одежды и предметов интерьера. В театральных мастерских и ателье можно найти мастериц, виртуозно украшающих канителью сценические костюмы. В монастырях послушницы украшают принадлежности для церемоний и одежду для торжественных служб.
Закладка «Крест»
Материалами для золотой вышивки теперь служат не драгоценные хрупкие металлические нити, а фабричная позолоченная, посеребренная, цветная канитель и металлизированные нити разных видов. Канитель для вышивания, в сочетании с шелковой гладью, бисером и жемчугом, не уступает в роскоши своим историческим аналогам, а мастерство современных золотошвеек граничит с искусством.
Металлические нити в современной вышивке
Современный ассортимент металлических нитей достаточно широк и удовлетворит потребности любой рукодельницы. Используемая в изготовлении проволока имеет разные характеристики, которые отражаются на декоративных свойствах канители.
Жесткая канитель
Ее изготавливают путем накручивания на цилиндрическую форму проволоки круглого сечения. Формируют жесткую спираль, которая хорошо сохраняет форму. Основное назначение жесткой канители — оформление контуров рисунка, выделение главных элементов узора. Мастер-класс по вышивке канителью представлен далее в статье.
Жесткая канитель
Мягкая канитель
Также производится из круглой проволоки, но очень тонкого диаметра. Полученная нить нежная и требует аккуратности, так как ее легко деформировать. Благодаря декоративным качествам эту нить используют для окантовки страз, жемчуга, камней. Ею заполняют поверхности узоров или делают отделочные швы.
Мягкая канитель
Гладкая канитель
Имеет гладкую блестящую поверхность за счет плоского сечения проволоки. Обладает достаточной плотностью и не деформируется при пришивании.
Разнообразие гладкой канители
Фигурная канитель
Представлена большим разнообразием цветов, форм и фактур. Может иметь в основе блестящую или матовую проволоку круглого или плоского сечения. Навитие на основы разных форм создает привлекательную многогранную спираль.
Ажур, созданный методом тонкого плетения
Трунцал
Канитель изготовленная на 5-и, 6-и угольных заготовках из плоской проволоки с резкими заломами на перегибах, называется трунцал. Он обладает блестящими гранями, которые отражают свет, и имеет высокие декоративные качества.
Сверкающий трунцал
Виды швов и стежков
Металлические трубочки можно пришивать как целиком, так и разрезая на отрезки разной длины. Чаще пришивают канитель 3 способами:
- Маленькими отрезками. Когда кусочки спирали нанизываются на иглу и пришиваются как бисер или стеклярус, выкладывая определенный узор. Вышивка трунцалом, в виде коротких элементов, является излюбленным приемом рукодельниц.
- Длинными отрезками мягкой канители. Нить, начинающая первый ряд, выводится с изнанки на лицевую сторону. Затем ее пропускают в отрезок, закрепляют на ткани с другой стороны, форму изгиба элемента фиксируют несколькими поперечными иди крестообразными стежками.
- Длинными отрезками жесткой канители. Обладая достаточной жесткостью, этот декор не нуждается в дополнительной внутренней нити. Его немного растягивают и фиксируют по всей длине поперечными стежками.
Важно! Перед пришиванием длинных отрезков спираль канители немного растягивают, чтобы фиксирующие стежки проходили между витков и были незаметны.
С помощью использования кусочков разной длины, нанизанных на нить, формируют различные декоративные швы:
- тамбурный шов и его вариации;
- стебельчатый шов;
- разные виды простых и сложных цепочек.
Создание стебельчатого шва
Дополнительная информация! Канительные швы полностью повторяют обычные декоративные швы для вышивки по ткани. Разница в том, что на лицевой стороне на нить нанизывают отрезки тонких трубочек.
Начало вышивания — закрепление ниток на ткани
Для золотого шитья важен правильный выбор вспомогательных нитей. Они должны быть прочные, устойчивые к истиранию. Нити должны заполнять внутренне пространство спирали, для придания стежкам нужных форм и во избежание деформации. Чаще используют армированные нити в 2 сложения.
Метода «вприкреп» позволяет использовать мононить. Это делает стежки незаметными и прочными.
Для крепления тканевой основы используют пяльцы или вышивальный станок с рамкой.
Мастера рукоделия используют несколько техник крепления канительных нитей на ткани:
- При застилании поверхности рисунка, отрезок канители фиксируют у начала узора поперечными короткими стежками рабочей нити. При этом, по краям, пружины имеют припуск, для того, чтобы затем спрятать их на изнаночную сторону. Концы жесткой канители не убирают на изнанку, а фиксируют несколькими стежками на лицевой стороне.
- При создании вышивки с помощью коротких фрагментов, фиксируют только рабочую нить несколькими стежками на одном месте и затем выводят на рисунок с изнаночной стороны. Далее короткие элементы набирают на иглу и пришивают на ткани простыми стежками. Как пришивать гладкую канитель в броши, показано на следующем рисунке.
Пришивание отрезков трубочек с помощью рабочей нити
- При формировании узоров из более длинных фрагментов, помимо внутренней рабочей нити, используют метод поперечного прикрепа, который выглядит как маленькие поперечные стежки, фиксирующие форму элемента вышивки.
Техника шитья канителью
С помощью разных техник можно вышить объемные и гладкие узоры. Чтобы создать объем, под вышивку подкладывают шнур, фетр или картон нужных размеров. Предварительно такой подклад фиксируют на основной ткани с помощью клея или простыми стежками иглой.
Плоские гладкие заполнения не требуют подготовки и выполняются по перенесенному рисунку на тканевой основе.
Создание объемной вышивки путем подкладывания элементов из фетра
Как вышивать канителью, можно понять, предварительно освоив самые простые швы по ткани. Добившись гармоничных пропорций и изящества строчек, можно переходить к объемной вышивке.
Начинающие рукодельницы могут купить готовые наборы для вышивки, представленные в большом ассортименте.
Брошь «Бабочка» из «Леонардо»
Гладкая канитель
Гладкая поверхность металлических трубочек создает блеск и подходит для заполнения элементов рисунка сплошным покрытием. В контрасте с матовыми металлизированными фактурами и материалам, блеск эффектно акцентирует внимание на деталях.
Для заполнения пространства нарезают кусочки нужной длины. Если необходимы одинаковые отрезки, нарезают сразу несколько штук. Если ширина узора меняется, то лучше каждый элемент примерять и отрезать по отдельности.
Заполнение пространства вышивки металлическими трубочками разной длины
Как пришивать жесткую канитель
Мастер класс по созданию броши наглядно показывает последовательность действий при вышивке канителью.
Окаймленный контур броши
Как пришить канитель по контуру:
- Пружину равномерно растягивают, чтобы рабочая нить свободно проходила между витками.
- Мононитью фиксируют конец канители на контуре рисунка.
- Затем, прокладывая канительную спираль по контуру рисунка, фиксируют ее очень короткими продольными стежками через каждые 3 мм.
- По завершению формирования контура, канитель отрезают и ее конец закрепляют нескольким стежками мононити.
Разновидностью жестких нитей является трунцал. Трунцалом, как материалом обладающий особой декоративностью, можно вышивать как целые отдельные элементы, так и использовать его в качестве ярких акцентов в виде длинных или коротких нитей.
Трунцал и как им вышивать
Современное золотое шитье набирает популярность с каждым днем и используется как мастерами декоративного творчества для создания произведений искусства, так и ведущими дизайнерами одежды, вносящими роскошь золота в мировые тенденции моды.
ВЫШИВКА КАНИТЕЛЬЮ
Вышивку канителью очень часто используют мастерицы при изготовлении брошек, что и побудило сделать акцент на этом материале. Примеры брошек с канителью:
Одной из наиболее простых техник церковной вышивки является шитье канителью. Этот вид вышивки можно разделить на два типа: в этом выпуске мы помещаем главу,посвященную шитью канителью непосредственно по ткани, а в следующем расскажем о вышивке по различным видам настилов.
Канитель — материал, редко встречающийся на ранних памятниках шитья и получивший распространение начиная с конца XVI века. В XVII веке канитель довольно часто встречается в орнаментальном шитье, сочетаясь с жемчугом, драгоценными камнями, блестками и шнурами. В XVIII — XIX веках этот материал широко используется в вышивке, предназначенной для украшения мундиров, парадных одежд и других вещей светского назначения. Наряду с золотным шитьем по картону, канитель применяется для изготовления окладов, литургических покровцов, облачений и других предметов церковного обихода.
Канитель представляет собой тонкую металлическую проволоку, туго свитую в спираль. Проволока эта может быть толстой, тонкой, круглой или плоской в сечении, изготавливаться из различных материалов и иметь разные свойства.
Среди современных видов канители можно выделить:
* круглую мягкую канитель (рис. 2а);
* круглую жесткую канитель (рис. 2б);
* фигурную канитель (рис. 2в–ж);
* трунцал — ребристая канитель из плоской проволоки (рис. 2з–и).
Кроме того, она может быть блестящей или матовой, золотой и серебряной всех оттенков, а также цветной.
Техника шитья канителью
Общие замечания
1. Существует три способа крепления канители:
* для коротких кусочков: канитель нанизывается на иглу с нитью и пришивается наподобие бисера или стекляруса;
* для длинных кусков мягкой канители: канитель нанизывается на иглу и пришивается, после чего прихватывается в нескольких местах поперечными стежками. Чтобы канитель при этом не деформировалась, ее следует предварительно слегка растянуть; тогда нить прикрепа может свободно проваливаться между витками канители. Растягивать канитель нужно не сильно, чтобы не портились ее структура и внешний вид;
* для длинных кусков жесткой канители: можно не пропускать нить прикрепа внутрь канительной полости. Жесткую канитель пришивают поперечными стежками через край, так, чтобы прикрепная нить не была видна и не ломалась линия, образуемая канителью. Для этого нужно чуть растянуть канитель и вводить и выводить иглу строго перпендикулярно ткани. Прикрепный стежок должен быть как можно короче.
2. При нанизывании фрагментов канители лучше использовать двойную нить, чтобы канителинка плотнее сидела на ней. При креплении канители через край нить прикрепа должна быть одинарной (тонкой, но прочной. Например, армированные нитки №35).
3. Нарезать канитель на кусочки нужной длины удобно ножницами. Следите, чтобы они не оставляли заусенцев на кончиках канители.
4. Для удобства работы с канителью ее нарезают кусочками нужной длины в плоское блюдце или специальную неглубокую коробку, выложенную изнутри бархатом или сукном темного цвета.
Шитье канителью по веревочке
Потребуется:
*Учебный подрамник
*Мягкая круглая канитель
*Нить ЛЛ
*Иглы бисерные (Reegan №11 или №12)
*Шило
*Воск
*Синтетический шнурок
*Ножницы для ниток
*Ножницы для канители
Последовательность работы:
Для выполнения этого вида шитья мягкой канителью нам понадобиться плотная тонкая веревочка с гладкой, нерифленой поверхностью. Такую веревочку можно купить в магазине хозтоваров или сделать самостоятельно, сильно навощив и склеив между собой несколько нитей «Лотоса». Главное чтобы веревочка была плотной и не проминалась, когда мы будем на нее класть канитель.
На подрамник переносится необходимый рисунок.
Веревочка пришивается по рисунку на ткань швом «вперед иголкой». Кончики пришиваются несколькими стежками «внахлест».
(рис. 1)
Канитель отмеряется так, чтобы, плотно ложась на веревочку, она «пяточками» становилась на ткань, не ломаясь и не растягиваясь. Шов будет смотреться аккуратнее, если вы заведете кончики канительки немного под веревочку.
Начинаем укладывать канитель, стараясь делать это строго перпендикулярно направлению рисунка и веревочки.
(рис 2) Обратите внимание, к кончикам веревочки длинна кусочков канители будет уменьшаться. Канитель нанизывается на двойную нить ЛЛ, которую мы немного навощим для удобства работы.
Укладывать канитель на веревочку можно и под углом.
(рис. 3)
При этом нужно учитывать следующие нюансы.
Во-первых, длинна кусочка канители будет больше примерно в 1,3-1,5 раза (в зависимости от заданного угла).
Во-вторых, чтобы угол сохранялся на протяжении всего рисунка, нужно выводить иглу с рабочей нитью в плотную к предыдущему стежку, а уводить иглу на изнанку, отступив дополнительные 0,5-1,5 мм от предыдущего стежка (в зависимости от толщины канители и величины заданного угла). Таким образом, мы предотвратим постепенное скатывание канители и смягчение угла.
(рис. 4)
Для того, чтобы выложить рисунок с изгибом (например колечко) придется вшивать дополнительные кусочки канители меньшей длинны, уводя иглу непосредственно в веревочку.
(рис.5)
———————————————
Шитье канителью по настилу из шнура
———————————————
Материалы потребуются те же, что и в предыдущем образце, только дополнительно возьмите тонкий шелковый шнур (покупной или крученный вручную) и иглу с широким ушком.
Последовательность работы:
На подрамнике чертим квадратик и заполняем его настилом из шелкового шнура при помощи иглы с большим ушком. Стежки должны быть параллельными, расстояние между ними примерно равным (или чуть большим) толщине шнура. Протяжки на изнанке делаем только по краю рисунка, а не через рабочую область.
(рис.6)
Нарезаем канитель небольшими равными кусочками и укладываем, перпендикулярно прихватывая шнур, в шахматном порядке.
(рис. 7) Меняя ритм уложенных канителек можно придумывать новый характер орнамента.
—————————————
Шитье канительных «корзиночек»
—————————————
Это очень простой и эффектный способ вышивки канителью. Самое сложное в нем, как и всегда при работе с этим материалом, нарезать кусочки нужного размера. Для простоты работы область заполняемую «корзиночкой» можно расчертить на клеточки по размеру кусочков канители. Следите за тем, чтобы канитель не выгибалась «мостиком», а ложилась ровно на ткань. Для этого стежок нужно делать точно по длине канительного кусочка. Вариантов орнамента очень много, фантазируйте. 🙂 (рис. 8)
Простые вышивальные швы канителью
————————————————
Потребуется:
*Учебный подрамник
*Мягкая круглая канитель
*Нить ЛЛ
*Иглы
*Шило
*Воск
*Ножницы для ниток
*Ножницы для канители (канитель металлическая, ножницы будут тупиться, поэтому лучше взять не те, которыми вы отрезаете нитки, а потяжелее)
Последовательность работы:
Шить швы мы будем вначале по прямой, поэтому нужно начертить направляющие при помоши линейки и карандаша.
Нарезаем канитель равными кусочками. Это сложно, но получится при должной тренировке.:)
Вполняем вышивальные швы, нанизывая при каждом стежке кусочек канительки. Не тяните сильно нить на изнанку, иначе канитель будет ломаться!
Схемы швов и результат:
1. Стебельчатый шов (рис.1)
2. Тамбурный шов (рис.2)
3. Простая цепочка (рис.3)
4. Вариация простой цепочки (рис.4)
5. «Косой» тамбурный шов (рис.5)
Вариаций может быть множество, фантазируйте.
БРОШЬ, ВЫШИТАЯ БИСЕРОМ И КАНИТЕЛЬЮ (МАСТЕР-КЛАСС).http://vdnt.ru/blogs/post/brosh-vyshitaya-biserom-i-kanitelyu-master-klass
Для работы понадобится:
- ткань;
- крепкая нить;
- пяльца (по желанию);
- ножницы;
- бисер нескольких оттенков;
- канитель;
- пара кабошонов для создания контрастных пятен на крыльях;
- плотный картон;
- ткань для изнанки;
- клей;
- застежка для броши.
Для начала рисуют эскиз на бумаге, а потом переносят его на ткань для вышивки.
Это может быть фетр, бархат или замша. Многие используют склееный в 3-4 слоя дублерин . На светлые материалы можно переносить при помощи копировальной бумаги, а на темные — проделав в бумаге по контуру отверстия шилом и припорошив их мелом или зубной пастой.
Когда контуры изображения перенесены на материал, их проходят канителью в 1-2 ряда.
Для этого канитель нарезается на отрезки 0,5-1 см, которые нанизывают на иглу с ниткой и пришивают по намеченной линии по принципу шва «вперед иголкой». Нитки нужно выбирать прочные, лучше всего для таких целей подходят капроновые. Канитель пришивать нужно тонкими нитками, но для бисера подойдет более толстая и прочная нить. Лучше всего нить выбирать в цвет ткани или бисера, особенно если бисер прозрачный, т. к. она будет просвечивать сквозь него.
Очерченные канителью контуры заполняют бисером и бусинами различными способами.
Можно делать это рядами, но только в том случае, если бисер хорошо откалиброван. Для неравномерного бисера лучше выбрать неупорядоченное заполнение контуров или калибровать его предварительно вручную.
Имеющиеся крупные кабошоны или бусины требуется оплести, чтобы они крепче держались. Вначале их приклеивают к ткани для удобства работы. Квадратные удобнее оплетать с двух противоположных углов в шахматном порядке.
Требуется проследить, чтобы количество бисерин в начальном ряду было кратно 3м, в противном случае ровного оплетения не получится. Сперва к ткани пришиваются 9 бисерин, второй ряд состоит уже из 4-х, а третий — из 2х.
Через последнюю бисерину пропускается нитка, и бисер на ней соединяет два угла оплетения .
Для большей прочности рекомендуется пройти ниткой через оплетение дважды.
Когда заполнены бисером все задуманные контуры, вышивку вырезают по контуру, оставив небольшой припуск на шов. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не задеть и не разрезать случайно стежки нити на изнанке. Такие повреждения могут привести к рассыпанию большой части рисунка, и реставрировать повреждения потом очень сложно. Взяв вырезанную вышивку за основу, обозначают на ткани контуры задней стороны броши и вырезают ее тоже. Для задней части берется фетр, замша, кожа или бархат, проклеенный дублерином. Для задника можно использовать любую достаточно плотную или фактурную ткань, но при этом желательно, чтобы она не осыпалась по швам. Для этого ткань достаточно проклеить с изнаночной стороны дублерином.
Чтобы изделие имело достаточную твердость, внутрь кладется вырезанный по контуру вышивки картон. На задней части крепится снаружи застежка, после чего картон приклеивается к ней изнутри. Нужно выбирать такой клей, чтобы он не проступил через ткань и не испортил ее этим. Клей наносят только на картон и на застежку, но не на ткань. Соединяемые поверхности нужно на несколько секунд прижать друг к другу с очень большой силой.
Вышитая часть соединяется с изнанкой, шов маскируют бисером. Нужно при этом делать равномерные стежки, чтобы не оставить просветов и чтобы ткань не собиралась в складки.
Усы для бабочки делаются из толстой лески или проволоки с надетым на нее бисером. Толстая медная проволока в некоторых случаях может выглядеть хорошо и без бисера. При желании с одного из краев делается петелька, чтобы носить брошь при желании в качестве кулона тоже.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов