- Описание техники выполнения японской вышивки сашико
- Что это такое
- Инвентарь
- Нитки
- Основные узоры
- Геометрические узоры
- Схемы вышивки сашико
- Правила вышивки
- Эскиз
- Закрепление нити
- Стежок и поворот
- Мастер-класс
- Японская вышивка
- Сашико – необычное и изысканное искусство вышивки
- Основные этапы работы в технике вышивки сашико
- Небольшие хитрости и правила вышивки сашико
- Техника японской глади
- Как вышивать в трехстежковой рисовальной технике
- Общие советы по выполнению
Описание техники выполнения японской вышивки сашико
Вышивка сашико — декор в красивой технике, благодаря которой можно украсить разнообразные подушки, платья, костюмы и прочие элементы. Как работать в технике, что нужно, для того чтобы вышить узор по мк, какие есть хитрости и правила создания, как можно выполнить эскиз? Об этом и другом далее.
Что это такое
Техника сашико в одежде является традиционной методикой создания вышивки в японском стиле и уникальным культурным направлением вышивания. По ней шов выполняется вперед иголкой, зачастую при помощи белых нитей на темно-синем полотне ткани. Это японское мастерство, придуманное в сельском районе Японии в период с 1615 по 1868 год. Сашико увеличивал срок службы старых одеяний и смог быстро распространиться по территории всей страны. В качестве материалов используют хлопчатобумажную ткань, белые хлопковые нити и уголку.
Необходимые материалы
Инвентарь
Чтобы работать с тканью, к примеру, с джинсами или пледом, а затем создать геометрический круглый, квадратный, ромбовидный узор белыми нитями на синей ткани, необходимо взять молочные нити с длинной иглой, тканью, ножницами и мелком, для того чтобы делать разметки.
Необходимый инвентарь для создания вышивки
Нитки
Нитки традиционно использовались белого, молочного или нежно-бежевого оттенка. Как правило, у японцев это божественный цвет, тон духов. Белыми нитями японцы покрывали одежду для защиты от злых духов и процветания с благополучием, вне зависимости от изображения.
Нитки мулине для создания декора
Основные узоры
Самыми модными узорами вышивок являются абстракция, ажурные и цветочные орнаменты гладью. Не менее интересно сочетать геометрические узоры, дополнять вышивку лентами, стразами, бисером вервако и прочей фурнитурой. Однако классической японской вышивкой она не будет называться. Красиво и необычно выглядят узоры крестиком в виде веток деревьев. Оригинально выглядят рисунки, которые можно увидеть в стиле мехенди. Еще одной интересной идеей является создание цветов, шара, японки, русского узора или герба.
Обратите внимание! Модными являются изделия с крупными цветками, атласными детскими вставками животных и цветочной обводкой и зигзагообразными линиями.
Традиционные японские узоры — это геометрические линии, а также изображение журавля или черепахи. Также к классическим относят изображение стрекозы, утки, тигра, веера, зонта, фонарика, цветка, листка и лотоса. Как правило, все картинки наносятся кривыми линиями, если подробно рассматривать сашико японское искусство вышивки схемы.
Кривые линии
Геометрические узоры
Геометрические узоры — классические линии. Это круги, квадраты, ромбы, составляющие интересный аутентичный вид изделию. Основными цветами этих узоров являются белый и синий. Эти цвета раньше были выбраны не случайно. В эпоху правления царского токугавского клана, было введено цветовое отличие. Так, бедняки и крестьяне ходили в синих и серых одеждах. Сами же представители царской династии выбирали красные наряды.
Геометрические узоры
Схемы вышивки сашико
На данный момент по сети можно отыскать различные сашико схемы для начинающих в японском стиле. Разобраться в технике составления узора очень просто. Все, что нужно это делать сметочный шов вперед иголкой. Вначале заканчивается одна линия, а затем другая. Так украшается изделие по нарастающей, от угла до другого угла.
Обратите внимание! Стоит указать, что если нужно создать традиционную одежду крестьян, то стоит отдавать предпочтение схемам, где изображены геометрические узоры. Животные использовались в классическом варианте редко.
Правила вышивки
Сашико является изысканной техникой. Обучиться ее созданию несложно, главное — запомнить некоторые правила ее формирования. Так, главным правилом техники является простота и утонченность. Не нужно придумывать сложные варианты изображения зверей и геометрических узоров. Другое правило — правильный подбор ткани для вышивки. Нужно отдавать предпочтение плотным полиэстерным или хлопковым изделиям, отказаться от синтетики и шерсти. Выбранную ткань следует обязательно постирать, погладить.
До осуществления разметки на готовом полотне, к примеру, на джинсе необходимо убедиться в том, что маркеры будут стираться. Уже вышитое изделие не должно иметь разметки. Для самой разметки лучше использовать трафарет.
Использование трафарета
Также стоит указать на тот факт, что, несмотря на то, что сашико японское искусство вышивки выполняются строго вручную, можно использовать швейную машинку, если есть соответствующие насадки и режимы. При этом лицевая сторона не должна включать в себя заметные узлы и некачественные стежки, которые стягивают материю и не захватывают нужные шовные слои. Это, как правило, зафиксировано в любом сашико мастер классе для начинающих.
Эскиз
Эскиз можно сделать как самостоятельно, так и посмотреть в интернете, в дополнение к теме, сашико как вышивать. Лучше его сделать отдельно на кальке, а затем перенести аккуратно на готовое полотно. Также можно воспользоваться трафаретом или же готовым набором, где уже нанесен эскиз. В последнем случае, все, что нужно от пользователя, это сделать по созданным линиям стежки сашико на машинке.
Закрепление нити
Крепится нить на противоположной стороне изделия. Для этого делается двойной стежок и фиксируется на ткани. После создания первого слоя узора фиксируется старый и делается новый стежок.
Крепление нити
Стежок и поворот
Сашико предполагает математическое чередование стежков с поворотами. Вышивка создается не в один стежок, а в парочку. Для этого необходимо продеть иголку в материал и начать протягивать нитку вправо и влево, как требует композиция. Если поворот состоит из внутреннего и внешнего стежка, делается петелька.
Создание стежка и поворота
Мастер-класс
На данный момент по сети сегодня есть множество мастер-классов, благодаря которым можно украсить как подушку, так и традиционный японский наряд. Все, что нужно, это вооружиться терпением и стараться делать все, как указано на схеме. Вначале нужно подготовить шаблон, распечатав готовую схему с сети и перенеся ее на ткань.
Шаблон создания декора
Далее можно будет сшивать изделие по созданному эскизу, начиная от низа и двигаясь вверх. Обязательно вначале стоит сделать контурную обводку.
Готовое изделие
В целом, сделать красивую вышивку в технике сашико несложно. Достаточно использовать некоторые мастер-класс, хитрости, правила создания и крепление нити. Все что нужно пользователю, это неукоснительно придерживаться способа создания эскиза по имеющейся схеме, а также использовать специальный материал с инвентарем и нитками. Только так можно достичь успехов.
Японская вышивка
Содержание страницы:
Японская вышивка. Страна восходящего солнца загадочна и притягательна. Мастера Японии своими необычными подделками, отношением к жизни всегда восхищали и будоражили воображение. Японское искусство в вышивке уникально своим разнообразием, неповторимостью. Такое искусство, как темари, сашико, атласная гладь в технике рисовального стежка мало кому известно.
Но современные рукодельницы никогда не останавливаются, осваивая все новы и новые технические приемы, создавая свои неповторимые шедевры. Читайте еще: Вышивка на картоне.
Сашико – необычное и изысканное искусство вышивки
Достаточно простое и оригинальное японское ручное рукоделие – сашико. Нежная изысканная вышивка, которая если перевести ее название дословно означает небольшой прокол, что полностью отражает суть всей технологии.
Основные этапы работы в технике вышивки сашико
Прежде чем приступить непосредственно к процессу вышивки в японском стиле необходимо понять главные ее принципы:
- контрастность нити и материи. Японская вышивка предпочитает традиционный насыщенный синий со всеми его оттенками. Нитки белые или черные, но это нестрогое правило, главное достигнуть контраста;
- стежки идут вертикально, горизонтально или параллельно друг другу. Пересекаться в сашико им нельзя. Между ними всегда должно быть небольшое расстояние;
- каждый шов абсолютно одинаковый. Расстояние между стежками равномерное.
Самое важное перед началом создания любой японской вышивки в технике сашико придумать или найти собственный узор, подобрать ткань, нитки.
Первый этап – создание эскиза. Выбрав понравившийся узор составить его схему. Составление схемы узора несложно, так как основной принцип вышивки достаточно простой. Главное, соблюдать стиль японской вышивки сашико.
Второй этап – перенесение рисунка на ткань. Нанести любую схему на материал можно несколькими способами:
- При помощи специальной копировальной портновской бумаги. Она прикрепляется булавками к ткани той стороной, которая красится и предварительно нарисованная на ней схема обводится. Таким образом, на ткани остается созданный узор;
- При помощи приметывания. Схемы с узорами можно приметать к ткани, особенно шерстяной, прямо по бумаге прокладывать стежки вышивки;
- Нанести узор сразу на ткань. Сейчас существует множество специальных карандашей, маркеров, которые значительно облегчили творческую работу по ткани. Это экономит время по созданию узоров. Так как любые схемы можно сразу прорисовывать на будущем участке ткани под вышивку.
Третий этап – закрепление нити. Когда изнанка в готовом изделии будет скрыта, то можно сделать узелок для закрепления нити.
Но, если созданные узоры сашико будут видны с обеих сторон, то на лицевой стороне прокладывают несколько первых стежков, оставляя хвостик так, чтобы можно было вернуться и закрепить его этими повторными стежками. Есть еще один вариант – квинтузел. Нитку оборачивают дважды вокруг кончика иглы и протягивают, создавая первый стежок.
Четвертый этап — создание стежков в технике сашико. Стежки выполняются самым простым способом – швом вперед иголкой. Но это просто только на первый взгляд. Каждый стежок прокладывается абсолютно одинаково, сохраняя равномерное расстояние.
Чтобы ткань в процессе вышивки сашико не стягивалась, следует через пять-десять стежков делать квинтузел. Его следует выполнять аккуратно, чтобы на лицевой стороне не было видно узлов.
Стежки с лицевой стороны должны быть почти в несколько раз длиннее, чем с изнанки. Чередование квитузлов зависит от выбранного рисунка. Если это геометрические узоры, то можно на каждом угловом переходе делать такой узел. В целом каждая мастерица сама рассчитывает, когда и где их лучше сделать.
Пятый этап сашико – переходы в узорах. Когда линия рисунка отображает резкий поворот, то игла выполняющая стежок вкалывается в вершину созданного угла, выводится из него снова на лицевую сторону, направляясь туда, куда предусматривает рисунок.
Если пересекаются несколько узоров, то между швами должно быть небольшое расстояние, наложения один на другой не допустимо.
Японская вышивка сашико в основном состоит из геометрических фигур, узоров горизонтальных, вертикальных линий. Плавностью линий и их пересечений она не славится. Главная задача новичка разработать свою схему движения в процессе вышивки. Удобство техники сашико в том, что всегда можно закончить определенный участок и перейти на другой, грамотно закрепив нитку.
Шестой этап – завершающий. Во время вышивки сашико по выбранной схеме двигаются по определенной диагональной траектории. Когда внутренние рисунки геометрических и других фигур вышиты, то завершают узор небольшими ломаными линиями от угла к углу.
Можно в процессе японской вышивки передвигаться по периметру, но главное, чтобы нить закончилась именно в углу. Это облегчит процесс ее закрепления.
Небольшие хитрости и правила вышивки сашико
Сашико японское искусство вышивки имеет прекрасный изысканный и утонченный вид. Главное ее достоинство — это простота. Но, несмотря на несложную технику, как и японская культура, она имеет свои особенности:
- Прежде всего, следует грамотно выбирать ткань для вышивки в технике сашико. Ткани неплотные или слишком тонкие не подходят для сашико. Но, слишком плотные, такие как смесь полиэстера с хлопком, шерсти будут плохо прокалываться иглой. Лучше всего японская вышивка сашико будет смотреться на натуральной хлопковой ткани, так как она имеет нужную плотность, не слишком осыпается на краях, не уменьшается при стирке и не линяет;
- Выбранную ткань для сашико необходимо предварительно подготовить: выстирать, прогладить, обработать края, если они не участвуют в вышивке. Обязательно нужно проверить поперечные нити ткани, чтобы вышивка сашико впоследствии не выглядела перекошенной. Когда ткань имеет нормальную структуру, обыкновенное плетение или просто клеточный узор, то чтобы выровнять срезы, необходимо просто обрезать кромку в длину всей поперечной нити. Но чаще всего чтобы добиться идеальной структуры придется ткань порвать по краям;
- Японская вышивка сашико лучше получается при использовании швейных иголок. Многие из них специально предусмотрены для ручной вышивки. Иглу лучше выбрать средних размеров с небольшим ушком. Так как нитки для сашико используют не толстые, а ткань плотная, то широкое ушко может плохо проходить сквозь ткань;
- Перед разметкой стоит проверить карандаши, маркеры на небольшом кусочке ткани, чтобы убедиться в их стираемости. В уже вышитом изделии разметка не должна быть видна;
- Несмотря на то, что японская вышивка сашико выполняется вручную, швейная машинка будет не лишней. Если у нее есть функция зигзага. Она поможет обработать края ткани, которые быстро распадаются на отдельные нити. Обработку краев стоит делать перед началом вышивки;
- Новичкам лучше потратить дополнительное время на создание схемы рисунка, а уже потом переносить ее на ткань. После того как появится необходимый опыт можно будет переносить узор сразу на ткань. Торопиться не стоит, так как от качественного рисунка зависит вышивка сашико. Узоры с линиями прямыми и длинными вышить значительно проще и быстрее, но при этом могут возникнуть грубые погрешности. В рисунках с узорами, где линии небольшие и изогнутые, различные появившиеся дефекты можно скрыть лучше и незаметнее. Если вышивка сашико не предусматривает геометрические узоры и подобные построения цветов, птичек, насекомых и так далее, тогда в заготовке рисунка намного легче соблюдать все необходимые композиции и пропорции. Схемы в геометрическом стиле более сложные. Но и в том и другом случае лучше при создании схематического изображения воспользоваться миллиметровой бумагой. В каждой клеточке можно внести стежок, воссоздав любой рисунок. Различные узоры в виде изгибов и дуг можно создавать при помощи готовых лекал и циркуля. Лекалами могут стать различные монеты, крышки от бутылок и то, что подскажет фантазия;
- Японская вышивка сашико не допускает наличия на лицевой стороне заметных узлов и некачественных стежков, стянутых участков материи и не захваченные ее слои проложенным швом;
- Для создания стежков в вышивке сашико ровными и одинаковыми, можно прокладывать швы, следуя поперечным нитям или строго по косой;
- Для ускорения и облегчения швов вышивки можно набрать на иглу несколько стежков сразу, но захватывая более десяти сантиметров ткани. Если необходимо вышить линии не прямые, а изогнутые, то на иглу набирают всего несколько стежков;
- Когда будущее готовое изделие должно быть двухсторонним, таким как шторы, скатерти или полотенца, то узелки на изнаночной стороне делать нельзя. По линии узора необходимо проложить пару стежков в другом направлении, которое предусматривает рисунок. Потом вернуться, поэтому же узору, так чтобы каждый стежок полностью совпадал. Таким образом, можно закреплять нитку без узлов. Кончики нитки остаются на изнаночной стороне. Потом их аккуратно можно спрятать под проложенными швами.
Японская вышивка сашико это прекрасный декор для подушки, полотенца, открытки, одежды, скатерти и других изделий.
Техника японской глади
Японское искусство вышивки привлекает уже многие столетия. Современные мастерицы благодаря появившимся в продаже материалам и различным мастер-классам, описаниям техники могут создавать шедевры не хуже японских женщин.
В основе техники японской глади лежит такое понятие, как рисовальный шов, который выполняется шелковой нитью на атласной или шелковой ткани. Шелковая нить и ткань были в Японии показателем достатка, поэтому в этом стиле вышивали только знатные особы в отличие от техники сашико.
Вышивка шелковой нитью в японской манере ничем не отличается от обычной вышивки гладью. Японская техника вышивки очень похожа на известную теневую гладь, которую давно используют русские мастерицы.
Гладью в этом стиле вышивают по такому же принципу, но в более искусной манере, так как считается, что подобная вышивка похожа на нарисованную картину профессиональным художником.
Гладью в японской манере можно вышивать несколькими техниками:
- трехстежковой рисовальной;
- теневой.
Как вышивать в трехстежковой рисовальной технике
Что-то среднее между полтавской техникой и полугладью представляет собой рисовальная трехстежковая гладь. Выполняется она тремя стежками отсюда и такое название.
Техника выполнения
После того, как нанесен рисунок, его контуры обшивают предварительно любыми видами швов: стебельчатым, назад или вперед иголкой. Вышивку гладью начинают с внешнего края узора, выполняя стежки плотно располагая их друг к другу, делая их разной длины и разграничивая края рисунка.
Техника трехстежковой глади предусматривает выполнение ее из трех стежков: первый самый длинный, потом немного короче, а третий самый короткий. Направление и уклон всех стежков одинаковый. Каждый выполненный стежок захватывает немного край обшивки. Иголка проходит как бы под обшивкой, создавая край более объемной формы.
Когда внешний ряд швов закончен начинают второй. Выполняют его, так же как предыдущий, но берут уже другой тон ниток. Вторым рядом прикрывают просветы первого, делая стежки таким образом, чтобы они вливались по цвету.
Потом идет третий ряд швов с новым цветом или оттенком, и так делают до тех пор, пока не заполняется узор. Все тона ниток должны соответствовать друг другу, переходить плавно и не грубо.
Трехстежковая рисовальная гладь
Если необходимо вышить такой гладью лепестки цветка, то все стежки выполняются в виде веера, причем таким образом, чтобы повторять контур изогнутого лепестка, а по центру становится прямыми. Стежком иголкой вперед прокладывают контур лепестка до его середины, также переходят на следующий край лепестка.
Если вышивают листок цветка, то его контуры и сердцевину прошивают обычным стебельчатым швом. Потом трехстежковой техникой прокладывают швы, начиная с одной половинки листа. Вышивать лучше снизу от черенка листика, двигаясь в направление к внешнему краю вышитого контура, немного его захватывая.
Кончики и зубчики листика вышивают очень тщательно. Все прожилки делают разных тонов. Те, которые более крупные и прорисованные темными оттенками, а те, что поменьше более светлыми. Когда одну половинку листочка закончили таким же образом вышивают другую. В центре листочка образуется четкая граница и небольшие просветы, которые можно заполнить, наложив поверх них стебельчатым швом новые прожилки.
Теневая гладь
Выполняется теневая гладь в свободном стиле по нарисованному контуру нитками разных оттенков без особой границы между различными цветами. Эффект тени получают за счет переходов одного цвета в другой с помощью стежков разных по уровню длины.
В целом эта техника глади очень похожа на терхстежковую, но здесь не используют стебельчатый шов, оставляя границы расплывчатыми.
Японский стиль вышивки в некоторых деталях напоминает привычную для многих мастериц технику. Поэтому для новичков, которые желают попробовать свои силы, создав картины под японский манер, особых сложностей не возникнет. Главное, желание, хорошее настроение и немного времени.
Общие советы по выполнению
- Для прошивки узоров, основанных на геометрических фигурах, надо поделить прошивку на отдельные части, заполнив понравившимся узором каждый участок, не допуская больших стежков, а на обратной стороне стежки надо делать короче (примерно в 2 раза)
- В подборе материала нитей нет никаких жёстких требований, так что использовать можно практически любые. Единственное, что рекомендуется в этом плане — это соответствие их материалу по толщине и размеру. В основном, в сашико используют хлопковые белые нитки (мягкие). Отлично подойдут такие же с жемчужным отливом
- При нанесении узора стоит соблюдать инструкцию, ведь тогда всё выйдет абсолютно верно. Материал размечается неким подобием сетки, что облегчает нанесение узора. Его необходимо перечертить маркером. Расстояние между стежками отличаться не должно, а фигуры надо делать прилегающими друг к другу. Есть несколько интересных исполнений , например, некоторое количество пересекающихся квадратов в произвольном порядке для создания подобия 3Д эффекта
- Особо важным является соблюдение очерёдности выполнения различных этапов, а так же аккуратность и внимательность исполнителя
- Выбор ткани — очень ответственный момент, ведь растянутая и рыхловатая ткань будет расходиться, а слишком плотную прошивать будет, попросту, весьма тяжело. Читайте еще: Как правильно вышивать крестиком.
- Не пропуская стежков и не создавая узелков можно приблизить своё творение к идеалу
- Перед началом работы необходимо разгладить ткань, ведь она могла находиться в рулоне достаточно долгий промежуток времени
При должной сноровке можно изготовить даже портрет. В любом случае, что бы ни было изготовлено по этой отличной технологии — оно будет просто замечательным подарком.