- Модистка — это кто: портниха, дизайнер или шляпница? История профессии и значение в современном мире моды
- Профессия модистки в истории Европы
- Что входило в сферу деятельности модистки
- Популярность профессии модистки
- Модистка в России
- Обидное ли слово «Портниха» для тех кто шьет? И что оно значит для меня.
- Теперь про «портниху» 🙂
- Пункт в работе портного, основанный на моем личном мнении.
- Вернемся к профессии Портной
- Дизайнер — творец, ему даже шить уметь не обязательно, если это не входит в его планы.
- Один случай в Дзене.
- Многим жителям несуществующей уже страны, как СССР не нужны Дизайнеры. Им нужна швея или портниха 🙂
- Я благодарю подписчиков и читателей, которые не стесняются писать о том, ЧТО ИМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, и описывать, почему.
Модистка — это кто: портниха, дизайнер или шляпница? История профессии и значение в современном мире моды
Согласно словарю Д. Ушакова, модисткой именуют мастерицу-портниху, изготавливающую изделия и детали декора женского образа: шляпки, платья, вуали. Но на самом деле значение слова «модистка» в истории имеет куда более широкое определение. Модистки занимались как индивидуальным пошивом одежды и головных уборов, так и открывали магазины, где выставляли оригинальные модели женских туалетов.
Во Франции XVI-XX веков модисткой называли женщину, которая проектирует, шьет и продает модные платья и шляпки. Мода на невероятно пышные нарядные платья, ажурные головные уборы, веера, перья и кружева, вспыхнувшая на закате эпохи Ренессанса, буквально создала эту профессию.
Профессия модистки в истории Европы
Сейчас это слово в своем исконном значении используется довольно редко. Но в свое время обращаться к модистке – это было дело обыденное, особенно для вельмож. Кстати, первые упоминания об этой специальности насчитывают почти 400 лет. Зародившись во Франции, профессия вскоре распространилась по всему миру, и кто такая модистка, знал каждый. Она стала прообразом современных дизайнеров одежды (кутюрье).
На заре эпохи Барокко все мастера наперстка и иглы разделились на несколько профессий. Портной стал кроить и шить костюмы для мужчин. Белошвейка трудилась над созданием нижнего белья, а модистка занималась пошивом и декорированием платьев для женщин.
В эпоху Романтизма профессия, благодаря которой женщины могли украшать себя платьями, расшитыми жемчужным узором, с оборками и драпировками, кружевами и вышивкой, обрела невероятную популярность. Самые талантливые модистки были известны далеко за пределами своих стран, и к ним ехали знатные люди со всего света. Их уважали и почитали как законодательниц моды.
Что входило в сферу деятельности модистки
Модистки, работавшие собственноручно, создавали шляпки и другие головные уборы и украшали их. Шили одежду несложных фасонов, а также накидки, шали, мантильи, вуали, шарфы, веера. Для создания сложных платьев они заказывали основу (силуэт, фасон) у портных, а затем самостоятельно декорировали изделие лентами, кружевами, тесьмой, бахромой, драгоценными камнями, цветочной вышивкой.
Было ещё одно направление в деятельности у модистки – это обновление поношенных вещей. К ним нередко обращались с просьбой освежить старые платья. Модистки их перекраивали и украшали, создавая «новые» вещи из ношеных.
Но модистка – это не портниха и не закройщица, как многие предполагают. Задача портного заключалась в основном правиле: «Главное, чтобы костюмчик сидел». А модистки, как и современные кутюрье, знали толк в украшениях, оборках, кружевах, аксессуарах и могли на основе платья простого кроя создавать шедевры.
Популярность профессии модистки
Модные тенденции в одежде в период с XVI по XX век диктовали именно модистки. Это позволяло тем из них, кого народ признавал самыми талантливыми, иметь собственные модные дома, в которых трудились наемные работники, и иногда их численность достигала 100 человек.
Чтобы выполнять крупные заказы в полном объеме и предлагать клиентам образы в одном стиле, привлекались такие работники, как портные, белошвейки, кружевницы, вышивальщицы, скорняки, а также те, кто создавал искусственные цветы, занимался обработкой перьев, делал корсеты.
Самой известной модисткой всех времен считают Розу Бертен, которая шила туалеты для королевы Франции Марии Антуанетты (на фото) и была удостоена придворного звания «Министр моды». Эта талантливейшая женщина имела свой магазин («Великий Могол»), куда знатные вельможи приезжали за нарядами со всей Франции, из Англии, Испании, Швеции и России. Розу Бертен историки моды считают первым французским модельером.
Модистка в России
В Россию термин «модистка» пришел лишь спустя два столетия после своего становления во Франции. Начиная с 1803 года в крупных городах империи открывались профессиональные школы модисток для женщин. Кроме этого дамские модистки образовывали целые профессиональные сообщества, где делились новыми наработками и полученными за границей знаниями.
В современном российском обществе профессия модистки практически утратила своё значение. Но мода сейчас шагает семимильными шагами, и благодаря доступности информации этот термин вновь начал упоминаться. Это слово нередко используют в качестве описания своей профессиональной деятельности начинающие дизайнеры.
Интересно, что в реестре профессиональных стандартов Росси модистка числится как должность до сих пор. Относится такая профессия к разделу специалистов по ремонту и индивидуальному пошиву швейных и трикотажных изделий, изделий из меха и кожи, галантереи, головных уборов.
Обидное ли слово «Портниха» для тех кто шьет? И что оно значит для меня.
Это уже вторая статья на данную тему. Вчера я рассмотрела профессию «Швея» и вопрос, почему многих обижает это слово.
Теперь про «портниху» 🙂
Я расскажу о своем мнении. В первую очередь, это человек, шьющий на заказ от и до. Как говорится, сдающий заказ клиенту «под ключ».
Может это делать как самостоятельно на 100%, так и делить работу с другими специалистами. Временно или на постоянной основе. Все зависит от загруженности и умений. Можно привлечь швей, закройщика, в период новогодних праздников или выпускных. А в остальное время работать самостоятельно.
Или специалист настолько популярен, что просто физически не успевает отшивать все заказы. Но в любом случае, он проводит примерки, общается с клиентами, подбирает материалы и фурнитуру сам. При этом на него постоянно работают специалисты.
Так же могут понадобиться эксклюзивные услуги для определенных заказов. Например вышивка бисером или стеклярусом, создание искусственных цветов из ткани или еще что-то, чем Портной не владеет сам. Тогда он привлекает мастеров и несёт ответственность перед клиентом за эту работу.
Если вы со мной не согласны или хотите дополнить, обоснуйте в комментариях и выскажите своё мнение. Помните о вежливости 🙂
Здесь все индивидуально и зависит от человека. Если нравится женщине такое слово, характеризующее ее профессию — «портниха», то и замечательно. А если нет, нужно общаться и выбирать всем приятное обращение и слова 🙂 С мужчинами Портными и так все понятно 🙂 Цена работы Портного логично должна быть выше, чем у швеи. Это разный уровень мастерства, обработки, посадки, понимания.
Мой опыт общения со шьющими на разных уровнях людьми, помог сформироваться у меня следующему пониманию работы ПОРТНОГО, не важно, мужская это или женская одежда:
- Идеальное знание материаловедения и различных тканей, в том числе и самых современных, и ретро второй половины 20 века, если клиентам это важно. А так же технологии пошива, в том числе люксовой обработки, различных хитростей.
- Умение создавать лекала, знание конструирования и/или макетирования. Конструктивное моделирование, понимание того, как выполнены те или иные узлы по фото или схеме.
- Умение работать с профессиональной техникой и собственно, ее наличие.
- Исправление ошибок в посадке, внесение изменений в лекала по результатам примерки. Понимание, откуда происходит тот или иной дефект и как его правильно скорректировать. А так же умение отличить реальную проблему от надуманной клиентом по незнанию или своим убеждениям.
- Понимание о различных типах фигур, опыт работы с нестандартными фигурами. А иногда и с очень сложными, имеющими индивидуальные особенности, связанные с состоянием здоровья или данные с рождения. У таких людей практически нет выбора в магазинах, если хочется одеваться по фигуре.
- Психологические особенности: умение общаться с любым человеком, понимать и выслушивать клиентов. Спокойствие и стрессоустойчивость на очень высоком уровне. Во многом вытекает из предыдущих пунктов. Если человек имеет опыт, уверен в себе, может спокойно принять любой заказ, объяснить, рассказать клиенту всё, что необходимо, успех гарантирован по крайней мере на 80%.
- Обязательно грамотная речь и вежливость. Но, при этом, умение профессиональный язык швейных терминов перевести клиенту на человеческий язык, чтобы ему было все максимально понятно. Сыпать терминами хорошо в производственном процессе, будучи окруженным специалистами, которые это понимают.
Клиент их знать не обязан, важно разговаривать с ним на одном языке, а не стараться продемонстрировать свое превосходство или вести себя так, как будто любой должен знать швейную терминологию и разбираться в тканях и посадке с рождения. Если проще — не быть заносчивым, объяснить все что угодно, если потребуется. И так, чтобы человек сам согласился с позицией мастера, поняв почему это правильно.
Пункт в работе портного, основанный на моем личном мнении.
Возможно он вызовет споры, я к ним готова. Пишите в комментариях свои соображения, если считаете нужным, приложите фото своих работ, любые другие, иллюстрирующие ваши слова.
На мой взгляд, Портной — это человек, который очень качественно повторяет и исполняет то, что придумано до него и имеет четкие каноны и правила.
Это классические пальто, костюмы, платья, юбки, блузки, зачастую из дорогих и даже элитных тканей. Идеальная изнанка, часто дополнение машинных строчек ручными, некоторые умеют обмётывать петли вручную, принципиально не пользуются оверлоком и тем более распошивальной машинкой.
Я писала однажды статью про обработку низа бархатного свитшота из полиэстера, иллюстрируя фотографиями из той же серии, что и здесь. Рассматривала вариант с распошивалкой как возможный.
Я уже долгие годы пользуюсь Janome Cover Pro II:
Я ношу и шью на заказ довольно много спортивной и повседневной, домашней одежды из трикотажа различного качества.
И для этих целей моя распошивалка подходит идеально. Берет как плотные ткани, так и совсем тонкие, вплоть до подобия сетки при настройке. Можно использовать ее и для бифлекса, из которого я шью купальники и спортивные костюмы. Конечно же, в комментариях разгорелся спор!
Многие только за ручную подгибку трикотажных изделий. Тем более не приемлют такую обработку для бархата, потому что какие-то марки, на которые они равняются или их учителя по шитью так не рекомендуют.
Аналогично с использованием дублерина. Некоторые принципиально дублируют ткани не клеевыми материалами, а например пришивают на изнанку органзу вручную. Такой способ применяется при работе с жакетами в стиле Шанель. Аналогично и с мужским классическим ассортиментом, все нуждающиеся в дублировании детали укрепляют ручными стежками.
Я пользуюсь дублерином, скажу честно, вручную не дублирую. Больше всего уходит двух видов.
Первый для пальто, плотных жакетов тканый точечный:
Он отлично держится на ткани долгое время, не дает «пузырей». Правда, нужно застилать гладильную доску и использовать сетку или проутюжильник(бязь, ситец или любая хлопчатобумажная ткань). Иначе везде останутся следы клея, так он довольно мощный.
Второй трикотажный нитепрошивной:
Отлично подходит для трикотажных изделий и легкого ассортимента. Особенно для тканей с добавлением эластана. Для тонких тканей, шифона или шелка тоже подходит. Но тут уже индивидуально, все мастера имеют разную точку зрения.
Обычно оба эти вида дублерина приобретаю сразу целый рулон. Это выгоднее. Он не портится при хранении в сухих помещениях.
Иногда для очень тонкого шифона, шелка можно приобрети на метраж цветной эластичный дублерин:
Такой дублерин бывает как минимум 10 основных цветов. Возможно подобрать к основному цвету ткани или принту. Тогда продублированный участок будет не так заметен.
Вернемся к профессии Портной
Многие из тех, кто называет себя Портным, очень привязаны к правилам, которые выработаны. Дизайнерами известных модных домов! Особенно это касается классического ассортимента.
Я веду к тому, что среди именно Портных я встречала каноническое поклонение известным люксовым маркам, благоговение перед ними, копирование их способов обработки и фасонов, цветов, выбор аналогичных материалов.
Они маниакально следят за обработкой, выворачивают изделия и стараются идти в ногу с данными производителями, не пропустить момент, когда ширина бейки на изнанке измениться с 0,5мм на 0,4мм. Я утрирую, но отчасти это правда. Если спросишь, зачем вам это? Можно ведь самому решить этот вопрос. В ответ будет шквал критики, обвинение в несовременности и прочее.
Иногда клиенты стесняются надеть на важные мероприятия вещи от неизвестного портного и покупают брендовые. Слышала от обеих сторон — клиенты и Портные. Покупные вещи по фигуре не садятся, поэтому их несут в ремонт к своему Портному 🙂 Отсюда и возможность тщательного изучения.
Я спрашивала, не бьет ли это по самооценке мастера? Ведь можно в таком случае сшить из элитной ткани, и по фигуре посадить..Но..У Портных со стажем часто этикетки с именем или маркой просто нет..
При этом присутствует осуждение тех, кто не повторяет за известными марками, а ищет свои пути, придумывает новые фасоны, экспериментирует. А именно — Дизайнеров 🙂
Тех , кто еще не достиг уровня продаж и рекламы канонических люксовых марок и по этому их пока копировать «не комильфо». И можно смело швырять сначала камни, а затем и булыжники в их огород, если смеют спорить 🙂
Я не выстраиваю иерархию, вовсе нет, если кто-то так подумал, что моя пищевая цепочка ведет к Царю-Дизайнеру 🙂 Я просто рассматриваю в своих статьях три разных профессии: Швея, Портной, Дизайнер. И каждый из них занят своим делом.
Некоторые портные со временем все же начинают создавать вещи под своим именем и разрабатывать что-то свое. Переходят в стан Дизайнеров. Но их не много, так как занимаясь копированием Модных домов, обслуживая клиентов с записью заранее им некогда даже подумать об этом. Происходит постоянный обмен своего времени на деньги и повтор фото из журналов.
К тому же это копирование настолько прочно прилипает, что возникает страх «сделать что-то не так» или сравнение себя с Диором и Шанель не в свою пользу. Забывая, что они как раз создавали тренды, а не соблюдали существующие правила.
Дизайнер — творец, ему даже шить уметь не обязательно, если это не входит в его планы.
Он может придумать, создать образ, при этом нанять Конструктора, Портного, Закройщика, Швею, многих еще специалистов, это зависит от бюджета марки. Или обратиться сразу на производство, фабрику со своими эскизами, если не хочет содержать свой цех или Ателье.
Я просто люблю шить сама, занимаюсь этим с детства, но моей целью никогда не было стать Портным. Это не моя профессия. Не по Душе..Я шью для воплощения своих идей. Иногда для воплощения чужих на заказ, если клиент обращается со своим запросом.
Но чаще заказывают по моим моделям с учётом своих мерок. Или хотят аналогичный фасон, но другой цвет.
Кстати, вы знаете, что Карл Лагерфельд не умел шить? 🙂 И не стеснялся этого вовсе.
Один случай в Дзене.
Мужчина пишет мне довольно часто и является моим подписчиком. Иногда приписку делает, что относится ко мне критично, но благодарен за общение 🙂 Его первый комментарий на моем канале был довольно резким. Смысл в том, что я должна копировать у известных брендов, как мне пришивать свою этикетку. Я пришиваю ее на машинке, а должна вручную, как кто-то там. А так же, что если бы я еще прошла практику у какого-нибудь известного Дизайнера, ко мне на пошив строились бы очереди. И это было бы счастьем для меня и радостью.
Я уточняю, кто он и почему считает, что может мне советовать кого-то копировать? Оказывается Портной с многолетним опытом и собственной Мастерской. Общение привело к тому, что он сам написал, что его дело не интересно детям, к тому же ему никто не заказывает пошив одежды уже довольно давно, а Ателье его занимается сейчас по сути только ремонтом одежды.
Он еще писал про резинку в поясе, прочитав мою статью о брюках. Считал, что она некачественная и распускается, что многим моим вещам на резинке требуется шнурок. На что был мой ответ, что я работаю с качественной фурнитурой и ношу вещи по несколько сезонов, стираю, все в порядке. Клиенты тоже довольны. Задала ему вопрос, где и какую он покупает резинку, что она быстро теряет эластичность. Оказалось, ориентируется на вещи, которые ему приносят на ремонт.
Многим жителям несуществующей уже страны, как СССР не нужны Дизайнеры. Им нужна швея или портниха 🙂
Чтобы могла качественно и красиво их одеть, при этом не выделяя особо из толпы, что в понимании советского человека даже опасно. Все должно быть прилично, но не слишком контрастировать с окружающими.
На работу Дизайнеров любят посмотреть, но одеваться у них решаются не многие. Исключение — люксовые марки их классические линейки 🙂 И я этому рада! Работаю с людьми, которые ценят оригинальность и индивидуальность, смелые идеи.
- С приходом популярности канала в Дзене пришли и лютые хэйтеры, о которых ходят легенды 🙂
Они только и пишут «швея» или «портниха». Чаще всего с пренебрежительными и грубыми эпитетами, осуждением и злостью одиноких и никому не нужных людей. К сожалению, это чаще всего так..Наверняка и мастера в парикмахерской называют «парикмахерша», и повара женщину «повариха», врача «докториха», чтобы как-то лишний раз унизить всех, кто под руку попался 🙂 А уж если она моложе и красивее..держите семеро 🙂
Некоторые с воспоминаниями прошлых давно минувших дней, советскими названиями тканей, которые я обязана знать, «если ТЫ портниха или швея», хотя я родилась, когда так уже не говорили 🙂 Пишут, что их опыт шитья 30-40 и более лет. При этом, считают современные ткани Вселенским ЗЛОМ. Из чего шьют, не понятно 🙂
Конечно, не все опытные люди так пишут. Со многими приятно пообщаться.
Но некоторые брызжут ядовитой слюной о моей внешности, вкусе, образовании и в целом современности. Нецензурные и совсем глупые комменты я баню сразу. Иногда пишут очень изощренно и так, что кажется, они мне очень-очень завидуют и просто хотят уничтожить 🙂 Я смеюсь и всегда ставлю их на место. Есть даже статья хит-парад комментов 🙂
Всегда прошу выложить фотографии их работ и внешности в комментариях. Или дать ссылку на их канал, соц.сети, сайты. Чтобы можно было оценить, мне и другим читателям, поучится у Гуру. Еще ни один из хэйтеров не смог этого сделать. Смельчаков нет.
Как правило, или исчезают из диалога, или пишут причины, почему им нельзя так поступать. Они, мол, не я и не блогеры или еще что-то похожее на лепет 🙂 При этом пишут «вас в бан» и «я ухожу с канала», «вы неинтересно пишите» и похуже, но подписаны на меня и строчат во всех публикациях 🙂
- Когда выходишь на улицу, думаешь, где же они, эти стильные и со вкусом одетые дамы и кавалеры? Из тех комментариев, которые стремятся всем указывать и учить..
Я благодарю подписчиков и читателей, которые не стесняются писать о том, ЧТО ИМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, и описывать, почему.
И это не про лесть или хэйт, а именно выражение своего мнения. Грамотно, искренне и обстоятельно, с возможностью дискуссии, рассказами о себе и своем опыте. Многие выкладывают фото в комментах, что считаю нормальным и правильным.
На моем канале так же есть статья про профессию Швея. Она доступна по ССЫЛКЕ .
С вами была Яна Левашова . Всем удачи и успехов!
Буду благодарна за лайк и подписываемся, будет еще много интересного!