Какая ткань подходит для холодного батика

Художественная школа Batik4art

Всё о батике, Батик мастер класс

Ткань для батика. Какую выбрать?

Для работы в технике «батик» подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Используемый краситель тоже влияет на выбор ткани.

Очень важное правило — для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава , так как красители для батика , как правило, предназначаются для определённой группы волокон.

В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет — рисунок получается блёклым.

Существует множество превосходных красителей и красок для любых видов волокон, но все же лучший выбор — это шёлк для холодного батика и свободной росписи и вискоза или тонкий хлопок для горячего и узелкового батика.

Фактура ткани тоже имеет значение. Так для элегантного струящегося вечернего туалета подойдет натуральный шёлк крепового переплетения — крепдешин, шифон. Для панно очень хорош крепдешин или атлас. Для летнего жаркого дня — вискоза, вискозный шелк. Для горячего батика — тонкий хлопок или вискозная ткань(штапель).

Ткани для горячего батика
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.

Хлопок, лён , вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Ткани для холодного батика
Для этой техники лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей . Для декоративных панно очень хорош вискозный аталас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.

Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле «холодный батик» подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.

Инструменты и материалы для “холодного” батика

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Материалы и инструменты для горячего батика

Как выбрать ткань для батика?


Каждый, кто начинает заниматься батиком, задается вопросом: на чем рисовать, какие ткани подходят для росписи в технике батик, как выбрать ткань для батика? Ну и, конечно, где купить шелк для батика.

Для росписи в технике батик подходит большое количество всевозможных тканей. Выбор основы для росписи, конечно же, зависит от вида батика (горячий, холодный, узелковый или же свободная роспись), от предназначения будущего изделия (одежда или украшение интерьера), а еще от тех красок, которые вы выберете для росписи.

Для новичков в батике будет абсолютно разумно начать обучаться росписи на более дешевых материалах. Начинающим стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, потому что краска или резерв может не полностью пропитывать такую ткань.

«Чистый» шелк стоит внушительную сумму. Конечно, он идеально подойдет и для тренировок, и первых работ – но только если вы не ограничены в финансах! Первые эксперименты в батике вполне возможно делать и на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист. Испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.

Мастера по росписи шелка советуют:

-для холодного батика больше подойдут туаль, креп-жоржет, креп-шифон, шелк или тонкая шерстяная ткань, без примесей синтетики. Для панно и картин хорошо себя зарекомендовал вискозный атлас. Шёлковый или вискозный тонкий атлас идеален для мужской одежды и вечерних платьев.

По плотности для холодного батика подходит любая ткань, если она способная пропустить насквозь резервирующий состав. — для горячего батика лучше использовать ткани из растительных волокон или вискозы, потому что горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.

Хлопок, вискоза, шерсть, лён – вполне подходят для работы с воском. Качество ткани выбираем в зависимости от назначения. Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Из минусов: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.

Что же касается синтетического шелка: на шелке искусственного происхождения резерв имеет свойство растекаться! Лучше купить недорогой, но натуральный материал.

Лучше не покупать подкладочные материалы, такие как капрон, нейлон и проч.

Идеальной тканью и для холодного, и для горячего батика является, конечно же, натуральный шелк, но не все любят данный материал применять в одежде по причине его прозрачности.

Эксцельсиор (маргиланский шелк). Эксцельсиор — изящная, приятная, практически невесомая материя плотностью 22 г/кв.м., имеет свойственный ей глянец и мягкость. По причине собственной прозрачности эксцельсиор практически не применяется для пошива одежды, но несмотря на все вышесказанное, из него неплохи шарфы и гигантские палантины. Эксельсиор — самый нежный и тонкий среди тканей из натурального шелка вида хаботай, один из самых дорогостоящих и востребованных по всему миру. Расписывать эксцельсиор одно удовольствие, краски отлично растекаются и экономично используются, за это его многие мастера просто обожают. Для шитья изделий из эксцельсиора стоит воспользоваться самой тоненькой иглой с острым концом – материал рыхловатый и сыпется.

Фуляр – изящный, очень легкий материал, плотностью 30-35 г/кв.м, блеском и мягкостью очень похож на эксцельсиор. Применить фуляр возможно для росписи платков, палантинов, лёгких занавесей.

Шифон. Шифон – лёгкий, очень приятный на ощупь, мягкий шёлк крепового переплетения, плотностью 22-52 г./кв.м. Шифон тем прозрачнее, чем меньше его плотность. Материал растягивается по утку, даёт приметную усадку при стирке. В случае если шифон не очень высокого качества, то уровень усадки может быть до 10 см на метр длины ткани — это стоит принимать во внимание при раскрое. Шифон не содержит блеска, растекаемость краски при росписи средняя, цвета получаются насыщенные и колоритные. Но краска на него ложится не очень равномерно. Данный материал довольно пластичен, хорошо драпируется. Шифон безупречно подходит для шарфов, платков, палантинов, блузок.

Кроме незатейливого шифона есть жатый шифон (он попадается различной плотности) и шифон с шерстяной нитью. Жатый шифон можно расписывать в любой технике. А вот шифон с шерстяной нитью подходит лишь только для свободной росписи.

Крепдешин. Крепдешин — мягкий, малопрозрачный шёлк крепового переплетения, прекрасно драпируется, содержит лёгкий глянец. Плотность крепдешина 43-69 г./кв.м, но существует и плотный крепдешин – 130 г./кв.м. Растекаемость краски при росписи крепдешина средняя, все зависит от плотности ткани и её свойств. Готовая роспись выходит довольно красочной, богатой полутонами и цветами, в следствие этого крепдешин отлично подходит для росписи декоративных панно и предметов внутреннего убранства. Кроме применения в дизайне интерьера, это замечательная ткань для платков, шарфов и дамской одежды. Некоторые мастера не любят крепдешин за его шероховатость и отсутствие блеска. Сложности в работе добавит то, что крепдешин тянется, как в долевом, так и в поперечном направлении, то есть натянуть его на рамку ровно надо будет постараться! Данный шёлк даёт усадку – будьте готовы, что он заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.

Туаль. Туаль – непрозрачная ткань с мягким сиянием, плотностью 39- 69 г./кв.м. Дешевле атласа и крепдешина. Работать с данной тканью довольно хорошо: краски отлично растекаются, ровно ложатся, экономично используются. Но в конечном итоге в готовом виде выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. Зато туаль практически не даёт усадку при стирке и не растягивается, в следствие этого изделия из неё отлично держат форму. Это отличная ткань для росписи предметов одежды на подкладке: галстуков, жилетов, а еще интерьерного текстиля: диванных подушек, абажуров, декоративных панно.

Креп-жоржет – приятный на ощупь, мягкий, просвечивающий, матовый шёлк с креповой фактурой. Плотность креп-жоржета 60-69 г./кв.м. Несколько садится при стирке, сильно растягивается. Данный шёлк непросто расписывать – цвет разливается и впитывается плохо, затрата краски больше, чем при работе с другими тканями. Цвета получаются густыми, насыщенными. Креп-жоржет применяется для платков, шарфов, палантинов и предметов одежды.

У перечисленных выше тканей нет лицевой и изнаночной сторон. В следствие этого, в случае если применяются высококачественные красители, то роспись выходит обоесторонней.

Жаккардовый шёлк – данный шёлк содержит фактурный орнамент, со сложным переплетением нитей основы и утка. Лицевая сторона отличается от изнанки как позитив и негатив. Вырабатываются эти ткани на особых станках. Фактура жаккардовой ткани отчетливо отличается на плоскости, считается выразительным акцентом, в следствие этого для росписи надо отдавать предпочтение жаккардовому шёлку, орнамент которого не станет «забивать» роспись. Это могут быть или маленькие крапинки, горошины, или неясные отвлеченные мотивы, или большие квадраты, полосы. Очень осторожно стоит относиться к различным растительным мотивам – лучше если это будут стилизации, но уж ни как ни определенные «цветочки». При верном выборе этого «сложного» шёлка есть возможность получить довольно заманчивые по красоте изделия. Данный материал расписывается просто, растекаемость краски отличная, впрочем затрата красок завышенная. Но цвета получаются колоритные, насыщенные, а личная фактура ткани обогащает игру полутонов и цвета. Жаккардовый шёлк мягко драпируется, из него получаются великолепные платки, предметы одежды, а еще диванные подушки, шторы, абажуры.

Атлас. Атлас — густой и плавный шёлк атласного переплетения. Содержит лицевую сторону с свойственным броским сиянием и матовую изнанку. Плотность атласа 54-73 г./кв.м. Роспись ложится на данный шёлк просто, краски отлично впитываются, получаются насыщенные и колоритные цвета, но затрата красок повыше среднего. Атлас хорошо драпируется, образуя томные, прекрасные складки. Данная ткань хорошо подходит для изготовления декоративных панно, штор, диванных подушек. Не очень удобна для платков, потому что имеет лицо и изнанку. Обратите внимание, что атлас тянется, краешки его натянуть идеально ровно будет сложно!

Саржа. Незаслуженно мало распространена у любителей батика саржа. Она износоустойчива, мало мнется. Прекрасно подходит для одежды, платки и шарфы из саржи получаются плотными, теплыми. Саржа мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, она обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон.

Небольшой лайфхак: При выборе ткани можно сделать следующее — на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться.

Подготовка ткани к росписи.

При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать, опытные мастера советуют сделать это в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.

Сегодня ассортимент тканых материалов очень и очень широк. Это позволяет нам экспериментировать. Творите, не бойтесь экспериментов, украшайте пространство вокруг себя и вокруг своих близких, создавайте красоту своими руками!

Кстати, на своих мастер-классах мы используем только натуральный качественный эксцельсиор – идеальный холст, на котором краски текут и играют! Приходите и увидите сами! Записаться на мастер-класс «Батик (ропись шелка).

Купить ткань, краски и материалы для батика.

Магазины-мастерские «Штучки» в Нижнем Новгороде:

Б. Покровская, 18 оф. 115 (ДК Свердлова)

пр. Октября, 2а (Автозаводский универмаг, 2 этаж левое крыло)

ул. Чкалова, 1В (ТЦ Чкалов, 2 этаж)

В статье использованы фото работ Ольги Пастуховой (Ярославль), Людмилы Кучиной (Санкт-Петербург).



Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

Статья по теме: Чайный домик из газетных трубочек: мастер-класс с фото и видео

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Статья по теме: Детский галстук своими руками

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:



Читайте также:  Выкройки по злачевской брюки
Оцените статью