Какая ткань подойдет для батика

Художественная школа Batik4art

Всё о батике, Батик мастер класс

Ткань для батика. Какую выбрать?

Для работы в технике «батик» подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Используемый краситель тоже влияет на выбор ткани.

Очень важное правило — для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава , так как красители для батика , как правило, предназначаются для определённой группы волокон.

В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет — рисунок получается блёклым.

Существует множество превосходных красителей и красок для любых видов волокон, но все же лучший выбор — это шёлк для холодного батика и свободной росписи и вискоза или тонкий хлопок для горячего и узелкового батика.

Фактура ткани тоже имеет значение. Так для элегантного струящегося вечернего туалета подойдет натуральный шёлк крепового переплетения — крепдешин, шифон. Для панно очень хорош крепдешин или атлас. Для летнего жаркого дня — вискоза, вискозный шелк. Для горячего батика — тонкий хлопок или вискозная ткань(штапель).

Ткани для горячего батика
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.

Хлопок, лён , вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Ткани для холодного батика
Для этой техники лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей . Для декоративных панно очень хорош вискозный аталас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.

Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле «холодный батик» подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.

Какая ткань подойдет для батика

Для росписи в технике батик подходит множество различных тканей. Выбор ткани для батика зависит в первую очередь от назначения произведения (одежда или часть интерьера), от вида батика (горячий, холодный, узелковый или свободная роспись), а также от выбранного красителя.

Для горячего батика принято использовать хлопчатобумажную ткань, лен или вискозу (штапель), ведь воск и термическая обработка могут повредить структуру шелка. Качество и фактура ткани для батика определяется назначением готового изделия.

Для холодного батика или свободной росписи прекрасно подходят тонкие материалы (шелк или шерсть), но лучшим вариантом являются тонкие полупрозрачные ткани для батика с шероховатой поверхностью – крепдешин, креп-жоржет, туаль, креп-шифон, которые прекрасно впитывают воду и не изменяются при закреплении утюгом или выпариванием. По ним краска растекается ровно, однако при натяжении на подрамник они немного растягиваются.

Крепдешин – самая подходящая ткань для росписи в технике батик. Для декоративных изделий, вечерних платьев и мужской одежды подойдет вискозный атлас.

Все выше перечисленное – не жесткие правила. Любой материал, легко пропускающий резерв, подойдет для холодного батика.

Искусственный шелк имеет один недостаток, на нем расплывается резерв. В остальном: на подрамнике не растягивается, краска впитывается хорошо. Искусственные ткани для батика (нейлон, капрон или подкладочная) прочны, но хуже впитывают краску.

Почему так важен однородный состав ткани для батика? В любом смешанном материале окрашиваются только натуральные волокна и цвет становится блеклым.

Важно! Вид краски должен сочетаться с определенной группой волокон.

Ткань для батика начинающим.

Неопытным художникам стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, ведь краска или резерв может не полностью пропитать ткань.

«Чистый» шелк стоит внушительную сумму и не годится для тренировок и первых работ. Первые эксперименты в батике лучше делать на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист. Ведь для начинающих неудачи неизбежны, а испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.

Важно! Если ваш выбор пал на ткань для батика, не указанную выше, это не значит, что она не годится для батика. Не бойтесь экспериментировать.

Подготовка ткани к росписи.

При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.

Какая ткань подойдет для батика

Если вы не знаете, какая ткань нужна для батика новичку, то эта статья – для вас. Вполне логично, что проще учиться делать роспись на простых тканях, чем на дорогих. Даже те, кто рисовал не один год, всё равно сначала портят не один метр материала. Художники рекомендуют приобретать такую ткань для холодного батика , как ситец , креп-жоржет , туаль , креп-шифон . Можно использовать полотно , бязь , крепдешин , батист . Иногда берут искусственный шелк , хотя, если уж речь идет о нем, то лучше приобрести недорогую натуральную ткань. На искусственном шелке резерв может растекаться.

Если вам нужна ткань для батика, купить которую можно в любом швейном магазине или же заказать в Интернете, то лучше не приобретать подкладочные материалы: капрон, нейлон и проч. Они прочны, но не дадут той красоты, которой обладает любое другое полотно. Идеальной тканью и для холодного, и для горячего батика считается шелк высшего качества ( эксельсиор ), хотя не все любят этот материал из-за его прозрачности.

Теперь вы знаете, какая ткань нужна для батика, если собираетесь в скором времени постигать искусство ручной росписи. Не бойтесь экспериментировать и выбирать то, что более всего по душе – вам. Ниже размещена батик ткань фото: несмотря на то, что изображения не дают возможности пристально рассмотреть варианты, кое-какие отличия всё же видны.

Ткань для батика: выбор лучшего материала с подходящими характеристиками для росписи

— Собираемся отдать ребенка в школу творчества на занятия по ручной росписи по ткани. Знаю, что нужно будет закупить необходимые материалы, в том числе и сам материал. Какой должна быть ткань для батика, в частности, для холодного батика?

Основные требования следующие: полотно не должно растягиваться и иметь слишком тонкую фактуру. Выбирать ткани рекомендуется только с полотняным переплетением, при этом они должны хорошо впитывать влагу и не обладать водоотталкивающими свойствами.

Конкретный выбор того или иного полотна зависит от способа росписи. Для начинающих мастеров, работающих в технике холодный батик, подойдут натуральный шелк или атлас:

  • шелк прекрасен своей легкостью и воздушной нежной фактурой, благодаря которой, материя окрашивается очень быстро. Шелк отлично впитывает любой вид красителя и сохраняет яркость и насыщенность цвета надолго. Однако шелковый текстиль нельзя использовать при горячей технике росписи;
  • атлас известен всем своей идеально гладкой поверхностью и глянцевым блеском. На ровную однородную ткань легко наносятся краски, при этом они не растекаются и не высыхают слишком быстро, позволяя зафиксировать все мазки. Подходит практически для любого вида батика, включая холодный и горячий способы. К недостаткам можно отнести сложность нанесения прямых линий.

Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Минусы: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.

Ниже представлен список подходящих материалов для ручной росписи с описанием и фотографиями.

Материалы и инструменты для горячего батика

Как выбрать ткань для батика?


Каждый, кто начинает заниматься батиком, задается вопросом: на чем рисовать, какие ткани подходят для росписи в технике батик, как выбрать ткань для батика? Ну и, конечно, где купить шелк для батика.

Для росписи в технике батик подходит большое количество всевозможных тканей. Выбор основы для росписи, конечно же, зависит от вида батика (горячий, холодный, узелковый или же свободная роспись), от предназначения будущего изделия (одежда или украшение интерьера), а еще от тех красок, которые вы выберете для росписи.

Для новичков в батике будет абсолютно разумно начать обучаться росписи на более дешевых материалах. Начинающим стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, потому что краска или резерв может не полностью пропитывать такую ткань.

«Чистый» шелк стоит внушительную сумму. Конечно, он идеально подойдет и для тренировок, и первых работ – но только если вы не ограничены в финансах! Первые эксперименты в батике вполне возможно делать и на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист. Испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.

Мастера по росписи шелка советуют:

-для холодного батика больше подойдут туаль, креп-жоржет, креп-шифон, шелк или тонкая шерстяная ткань, без примесей синтетики. Для панно и картин хорошо себя зарекомендовал вискозный атлас. Шёлковый или вискозный тонкий атлас идеален для мужской одежды и вечерних платьев.

По плотности для холодного батика подходит любая ткань, если она способная пропустить насквозь резервирующий состав. — для горячего батика лучше использовать ткани из растительных волокон или вискозы, потому что горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.

Хлопок, вискоза, шерсть, лён – вполне подходят для работы с воском. Качество ткани выбираем в зависимости от назначения. Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Из минусов: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.

Что же касается синтетического шелка: на шелке искусственного происхождения резерв имеет свойство растекаться! Лучше купить недорогой, но натуральный материал.

Лучше не покупать подкладочные материалы, такие как капрон, нейлон и проч.

Идеальной тканью и для холодного, и для горячего батика является, конечно же, натуральный шелк, но не все любят данный материал применять в одежде по причине его прозрачности.

Эксцельсиор (маргиланский шелк). Эксцельсиор — изящная, приятная, практически невесомая материя плотностью 22 г/кв.м., имеет свойственный ей глянец и мягкость. По причине собственной прозрачности эксцельсиор практически не применяется для пошива одежды, но несмотря на все вышесказанное, из него неплохи шарфы и гигантские палантины. Эксельсиор — самый нежный и тонкий среди тканей из натурального шелка вида хаботай, один из самых дорогостоящих и востребованных по всему миру. Расписывать эксцельсиор одно удовольствие, краски отлично растекаются и экономично используются, за это его многие мастера просто обожают. Для шитья изделий из эксцельсиора стоит воспользоваться самой тоненькой иглой с острым концом – материал рыхловатый и сыпется.

Фуляр – изящный, очень легкий материал, плотностью 30-35 г/кв.м, блеском и мягкостью очень похож на эксцельсиор. Применить фуляр возможно для росписи платков, палантинов, лёгких занавесей.

Шифон. Шифон – лёгкий, очень приятный на ощупь, мягкий шёлк крепового переплетения, плотностью 22-52 г./кв.м. Шифон тем прозрачнее, чем меньше его плотность. Материал растягивается по утку, даёт приметную усадку при стирке. В случае если шифон не очень высокого качества, то уровень усадки может быть до 10 см на метр длины ткани — это стоит принимать во внимание при раскрое. Шифон не содержит блеска, растекаемость краски при росписи средняя, цвета получаются насыщенные и колоритные. Но краска на него ложится не очень равномерно. Данный материал довольно пластичен, хорошо драпируется. Шифон безупречно подходит для шарфов, платков, палантинов, блузок.

Кроме незатейливого шифона есть жатый шифон (он попадается различной плотности) и шифон с шерстяной нитью. Жатый шифон можно расписывать в любой технике. А вот шифон с шерстяной нитью подходит лишь только для свободной росписи.

Крепдешин. Крепдешин — мягкий, малопрозрачный шёлк крепового переплетения, прекрасно драпируется, содержит лёгкий глянец. Плотность крепдешина 43-69 г./кв.м, но существует и плотный крепдешин – 130 г./кв.м. Растекаемость краски при росписи крепдешина средняя, все зависит от плотности ткани и её свойств. Готовая роспись выходит довольно красочной, богатой полутонами и цветами, в следствие этого крепдешин отлично подходит для росписи декоративных панно и предметов внутреннего убранства. Кроме применения в дизайне интерьера, это замечательная ткань для платков, шарфов и дамской одежды. Некоторые мастера не любят крепдешин за его шероховатость и отсутствие блеска. Сложности в работе добавит то, что крепдешин тянется, как в долевом, так и в поперечном направлении, то есть натянуть его на рамку ровно надо будет постараться! Данный шёлк даёт усадку – будьте готовы, что он заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.

Туаль. Туаль – непрозрачная ткань с мягким сиянием, плотностью 39- 69 г./кв.м. Дешевле атласа и крепдешина. Работать с данной тканью довольно хорошо: краски отлично растекаются, ровно ложатся, экономично используются. Но в конечном итоге в готовом виде выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. Зато туаль практически не даёт усадку при стирке и не растягивается, в следствие этого изделия из неё отлично держат форму. Это отличная ткань для росписи предметов одежды на подкладке: галстуков, жилетов, а еще интерьерного текстиля: диванных подушек, абажуров, декоративных панно.

Креп-жоржет – приятный на ощупь, мягкий, просвечивающий, матовый шёлк с креповой фактурой. Плотность креп-жоржета 60-69 г./кв.м. Несколько садится при стирке, сильно растягивается. Данный шёлк непросто расписывать – цвет разливается и впитывается плохо, затрата краски больше, чем при работе с другими тканями. Цвета получаются густыми, насыщенными. Креп-жоржет применяется для платков, шарфов, палантинов и предметов одежды.

У перечисленных выше тканей нет лицевой и изнаночной сторон. В следствие этого, в случае если применяются высококачественные красители, то роспись выходит обоесторонней.

Жаккардовый шёлк – данный шёлк содержит фактурный орнамент, со сложным переплетением нитей основы и утка. Лицевая сторона отличается от изнанки как позитив и негатив. Вырабатываются эти ткани на особых станках. Фактура жаккардовой ткани отчетливо отличается на плоскости, считается выразительным акцентом, в следствие этого для росписи надо отдавать предпочтение жаккардовому шёлку, орнамент которого не станет «забивать» роспись. Это могут быть или маленькие крапинки, горошины, или неясные отвлеченные мотивы, или большие квадраты, полосы. Очень осторожно стоит относиться к различным растительным мотивам – лучше если это будут стилизации, но уж ни как ни определенные «цветочки». При верном выборе этого «сложного» шёлка есть возможность получить довольно заманчивые по красоте изделия. Данный материал расписывается просто, растекаемость краски отличная, впрочем затрата красок завышенная. Но цвета получаются колоритные, насыщенные, а личная фактура ткани обогащает игру полутонов и цвета. Жаккардовый шёлк мягко драпируется, из него получаются великолепные платки, предметы одежды, а еще диванные подушки, шторы, абажуры.

Атлас. Атлас — густой и плавный шёлк атласного переплетения. Содержит лицевую сторону с свойственным броским сиянием и матовую изнанку. Плотность атласа 54-73 г./кв.м. Роспись ложится на данный шёлк просто, краски отлично впитываются, получаются насыщенные и колоритные цвета, но затрата красок повыше среднего. Атлас хорошо драпируется, образуя томные, прекрасные складки. Данная ткань хорошо подходит для изготовления декоративных панно, штор, диванных подушек. Не очень удобна для платков, потому что имеет лицо и изнанку. Обратите внимание, что атлас тянется, краешки его натянуть идеально ровно будет сложно!

Саржа. Незаслуженно мало распространена у любителей батика саржа. Она износоустойчива, мало мнется. Прекрасно подходит для одежды, платки и шарфы из саржи получаются плотными, теплыми. Саржа мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, она обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон.

Небольшой лайфхак: При выборе ткани можно сделать следующее — на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться.

Подготовка ткани к росписи.

При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать, опытные мастера советуют сделать это в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.

Сегодня ассортимент тканых материалов очень и очень широк. Это позволяет нам экспериментировать. Творите, не бойтесь экспериментов, украшайте пространство вокруг себя и вокруг своих близких, создавайте красоту своими руками!

Кстати, на своих мастер-классах мы используем только натуральный качественный эксцельсиор – идеальный холст, на котором краски текут и играют! Приходите и увидите сами! Записаться на мастер-класс «Батик (ропись шелка).

Купить ткань, краски и материалы для батика.

Магазины-мастерские «Штучки» в Нижнем Новгороде:

Б. Покровская, 18 оф. 115 (ДК Свердлова)

пр. Октября, 2а (Автозаводский универмаг, 2 этаж левое крыло)

ул. Чкалова, 1В (ТЦ Чкалов, 2 этаж)

В статье использованы фото работ Ольги Пастуховой (Ярославль), Людмилы Кучиной (Санкт-Петербург).



Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

Статья по теме: Чайный домик из газетных трубочек: мастер-класс с фото и видео

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Статья по теме: Детский галстук своими руками

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:



Читайте также:  Выкройки сарафанов для начинающих простые выкройки своими руками для детей
Оцените статью