Какие элементы русской вышивки

Содержание
  1. Значение вышивки в элементах русского народного костюма
  2. Орнамент русской народной вышивки
  3. Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.
  4. Традиционные схемы русской народной вышивки
  5. Особенности вышивки в разных уголках России
  6. Особенности южан
  7. Северные традиции
  8. Особенности восприятия изобразительного искусства
  9. История вышивки гладью
  10. Древнерусское лицевое и золотное шитье
  11. Орнаменты славянских народов и их обозначение
  12. Вышивка в русском народном костюме
  13. Крестецкая строчка
  14. Особенности техники
  15. Основные правила выбора узора

Значение вышивки в элементах русского народного костюма

Каждого человека всю жизнь окружает мир вещей и предметов, которые пришли к нам из глубины веков. Я думаю, что этот мир стоит знать и понимать. Ведь это история наших предков, нашей Родины.

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные костюмы, как и зачем украшали их?

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненным закатом и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? Какие образы мы можем увидеть в вышивке русского народного костюма?

Чтобы разгадать эту тайну, я выбрала тему работы: «Значение вышивки в русском народном костюме».

Читайте также:  Вышивка крестом схемы с датами рождения

Вышивка – это искусство шитья декоративными стежками по материалу.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к ХI – ХIIвв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в ХIY ХYIIвв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями вышивали праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, свадебные полотенца, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С ХYIIIв. Оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек- крестьянок. Девочки 7-9-летнего возраста начинали готовить себе приданное и к 15-16 годам должны были иметь праздничную и будничную одежду, расшитые скатерти и полотенца.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными чертами, их образами.

Следовательно, чтобы определить характерные черты вышивки нужно изучить условные знаки и символы в древних образах.

2. Древние образы в народном искусстве

Сказочная птица, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь: огонь, солнце изображалось крестом или кругом с крестом. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означало «дерево жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома Женская фигура с поднятыми вверх или отпущенными руками символизировала образ матери – земли, связанный с почитанием земли и влаги. Деревья с раскидистыми ветвями обозначали плодородие земли. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие

Со временем отдельные фигуры видоизменились, усложнились, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты.

3. Мотивы орнамента в вышивке

Орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целых их групп. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, но также орнамент служил оберегом и имел магическую силу.

По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; меандоровый – в виде беспрерывных ломанных линий; растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веточек; животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; птичий, составлен из стилизованных фигур птиц; человекообразный, с изображением человеческих фигур и полуфигур .

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятием о красоте.

Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и рядов, расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

• ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;

• сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

• центрическим, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник, расположенный в центре украшаемого изделия.

Рассматривая иллюстрации, из этого следует сделать вывод, что все виды орнамента вышивки применялись мастерицами в элементах русского народного костюма.

4. Элементы русского народного костюма

4. 1. Значение вышивки на рубахе

Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного полотна или конопляного полотна.

Языковеды пишут, что ее название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»- и родственно слово «рубить», имевшему когда-то еще и значение «резать». Рубаха в основном была длинной, до ступней с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом по горловине. По горловине, разрезу, низу рукавов ее украшали вышивкой. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья, достигавшие в ширине 30 см, располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое орнаментальное решение.

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи. Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам, украшенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Ворот у рубахи был особенно «магически важной» деталью одежды, ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности тому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой

Рукава рубахи с белой вышивкой связывались в народных представлениях со святым, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял, женское начало. Эта рубаха входила в девичий наряд . Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются, как земля, получившая энергию солнца и способна дать жизнь всему живому .

4. 2. Значение вышивки на переднике

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.

Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери – земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя .

4. 3. Значение вышивки на паневе

На юге России вместо сарафана носили паневу, домотканую юбку из шерсти. Паневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины: самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы. Белая с белой же вышивкой панева считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда .

Паневу украшали клетчатой вышивкой. Известно, что в России, еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской паневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина.

Так, на севере рязанской губернии черные или темно-синие паневы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губернии фон паневы был красным с пропущенными по нему черными и белыми нитями. Археологические находки подтвердили, что эта традиция тянется в глубины веков к древним славянам.

Таким образом, мы проследили взаимосвязь вышивки в русском народном костюме с символами и значениями, переходящими в орнамент вышивки, который несет большое магической значение.

В ходе исследовательской работы, изучив и проанализировав литературу, опираясь на иллюстрации, схемы, используя методы сравнения, синтеза, мне удалось установить связь между символами, знаками и орнаментами. Выявить характерные особенности вышивки, ее значение и место в элементах костюма.

Из этого следует, что вышивка являлась не только украшением, но имела оберегающий и магический смысл.

Эта тема мне дала возможность увидеть и понять образный язык вышивки, открыть для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.

Орнамент русской народной вышивки

Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.

Орнамент — это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Это значит, что в орнаменте есть более крупные элементы, которым подчиняются более мелкие. Это сочетание деталей постоянно повторяется. В русских орнаментах преобладают геометрические узоры, стилизованные изображения растений, зверей и птиц, мифологических существ, а также человека.

Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, который защищал владельца вещи от болезней и сглаза. Красный цвет символизировал мужское начало, силу, энергию. Белый цвет символизировал женское начало и чистоту. Голубой цвет — воду, жизнь. Зеленый — силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом скорби. Несмотря на то, что основным цветом вышивок был красный, другие цвета тоже встречались на изделиях соответствующего назначения.

Традиционные узоры всех народов мира отчасти похожи. Это связано с тем, что они произошли от первых простейших орнаментов, которыми древний человек украшал посуду, одежду, жилище. Круг — Солнце, горизонтальная волнистая линия — вода, а вертикальная — дождь, прямая горизонтальная линия — земля, ромб — плодородие, точки — семена, плоды. Люди расселялись по планете, составляли из этих символов все более сложные орнаменты, усложняли их, вкладывали в них все новые смыслы.

Пожалуй, самый распространенный элемент русской вышивки — дерево. В представлении наши предков, дерево было моделью всего мира, а позднее на этот образ наложилось христианское древо познания. Дерево — это еще и родословная рода, корни — предки и ветви — потомки. Кроме того, деревья давали славянам еду и крышу над головой, они же служили язычникам-славянам и «храмами» — местами, где они общались с богами и духами, приносили им жертвы.

Распространены были и образы женских божеств — рожаниц и берегинь. Они символизировали плодородие, охраняли женское здоровье и детей. Как правило, эти божества изображались на основе ромба (которые олицетворял и пашню, и женщину — все, что рождало новую жизнь), у рожаниц часто были рога — также один из символов плодородия.

Кони в славянских вышивках отождествлялись с Солнцем и круговоротом временем года, ведь конь был главным кормильцем крестьянской семьи. От него и от Солнца в равной степени зависело, будет ли урожай.

На русских вышивках часто встречаются самые разнообразные птицы. Эти создания были и остаются важными спутниками человека. Весной птицы олицетворяют приход весны и обновление природы, птичьи пары уподобляют верным супругам, создающим семью, поддерживающим домашний очаг и взращивающим детей. При этом птицы были и связующим звеном с потусторонним миром.

Русские с древнейших времен покрывали свою одежду символически наполненными орнаментами. Символы-обереги сопровождали наши предков всю жизнь: начиная с момента рождения, когда младенца принимали на расшитое полотенце, заканчивая смертью.

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Оцените статью