Развитие творческих способностей учащихся на кружке лоскутного шитья
С творческими задачами человек встречается всю жизнь, но далеко не всегда решает их на творческом уровне. Можно очень хотеть изобрести и потерять на это годы, а то и жизнь, и не решить поставленной задачи.
В мировоззренческих позициях народа саха делается значительный акцент в сторону творческой и созидающей деятельности самого человека. В них однозначно подчеркивается цепь последовательных понятий: творческие способности передаются по наследству как генетическое природное начало. Однако они получают развитие благодаря усердию и неустанному труду носителя преемственной культуры. Главным творчеством считается дитя. Творчество считалось природной сущностью тонкого и разумного человека[2].
Л.С. Выготский отмечает, что уже в раннем детстве у детей проявляется творчество, которое лучше всего видно в играх. В игре ребенка происходит творческая переработка впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.
Основа творческой деятельности – воображение. Оно связано с прежним опытом человека и представляет новую комбинацию из элементов действительности. Чем богаче опыт человека, тем богаче его воображение[1].
Рассматривая вопрос о развитии творческих способностей, нельзя игнорировать отношение к нему умственного развития. С первых дней ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, активно присваивает его, делает своим достоянием. В процессе овладевания этим опытом происходит умственное развитие ребенка. Дети, которых воспитывали животные, по форме своего поведения находились ближе к животному, чем к человеку. Они бегали на четвереньках, выли, кусались, были лишены речи. Попав вновь в человеческую среду, с огромным трудом овладевали элементами человеческой речи, несмотря на большие усилия взрослых.
Недостаточно развивать умственные способности, чтобы вооружить способностями к творческим достижениям. Одновременно надо воспитывать и личность. Не следует упрощать дело так, как будто бы воспитание творческих способностей растворяется в общем развитии личности. Как ни важны мотивация, скромность, сознательность, без интеллекта, без способностей не будет творческих достижений, не будет творческих личностей. Необходимо формировать терпение, способность к концентрации внимания, умение доводить дело до конца, уверенность, побуждать в детях радость открытия, совершенствовать психологические механизмы – ориентацию в смысловой действительности в общении и элементы обобщения, и категоризацию, воображение и идентификацию. Пусть к этому лежит, в первую очередь, через формы деятельности, насыщенные игровой направленностью.
В 1862 году Л.Н.Толстой опубликовал статью «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Обучая детей в деревенской школе, Лев Николаевич неожиданно для самого себя стал свидетелем пробуждения творческого начала в своих учениках и сделал очень смелое заявление, которым превзошел всех почитателей детского творчества. Это было признание в том, что главное в творчестве ученика идет от него самого, а не вкладывается учителем извне. Получается, что ребенок – субъект творчества, а не просто объект педагогического воздействия, не пустой сосуд для наполнения знаниями.
Для развития творческой активности учащихся необходимым условием является принцип предоставление детям свободы выбора деятельности. К.Н. Вентцель в «Теории свободного воспитания» писал: «Идеальным же обществом, может быть, названо то общество, в основу которого положены принципы равной свободы всех его членов, братства и справедливости.
Актуальность создания кружка лоскутного шитья обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Лоскутное шитье отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента.
Кружок прикладного искусства – наиболее распространенный вид внеклассной работы, хотя и имеет свои особенности. Во-первых, это занятие для тех, кто серьезно интересуется прикладным искусством и испытывает в них эстетическую потребность. Во-вторых, по своей структуре и содержанию деятельности они отличаются от классных уроков.
Знакомство учащихся с предметом народного творчества — лоскутным шитьем оказывает огромное влияние на развитие творчества. Характер якутского народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие – эффективные средства умственного и физического развития детей.
Творчество якутских умельцев не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Тут важна еще роль таких мероприятий, как экскурсии в музеи, картинные залы, на художественные выставки, где дети знакомятся с творчеством народных мастеров и мастериц. Чем больше таких образцов, тем лучше и активнее будет идти процесс формирования эстетических чувств и оценок.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся в кружках в зависимости от их умения и способностей эффективен в сочетании с фронтальным проведением занятий. Это обстоятельство приводит к мысли, что нужно придать всем видам труда во время внеклассной работы воспитывающий характер. Например, цели лоскутного шитья формулируются так, чтобы учащиеся видели перспективу своей работы, понимали, что развитие их технического мышления, трудовых умений и навыков принесет пользу не только для них лично, но и для общества. Т.е. сшитое изделие можно продать или участвовать с ним в разных выставках и т.д.
Кружок лоскутного шитья, использует творческий метод обучения. Творческие методы, как и следует из их названия, предполагают, что в деятельности учащихся преобладают поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частично-поисковое (или эвристическое) и исследовательские методы.
Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.
При проблемном обучении новые знания добываются, открываются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач.
Личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации, он — творец, автор, пробуждающий посредством своих уроков в ученике жажду познания, создающий атмосферу для его духовного и интеллектуального развития, т.е. урок — творчество учителя.
1. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
2. Неустроев Н.Д., Акимов В.В., Егоров В.Н. декоративно-прикладное искусство народов севера в трудовом воспитании школьников. — М.: Academia, 2001.-136с.
Лоскутное шитье как средство художественно-эстетического воспитания школьников
статья
Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества, ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shergina_ig_loskutnoe_shite_kak_sredstvo.docx | 27 КБ |
shergina_ig_loskutnoe_shite.pptx | 830.36 КБ |
Предварительный просмотр:
педагог дополнительного образования
МАУДО «Районный центр
дополнительного образования детей»,
Лоскутное шитьё как средство художественно-эстетического воспитания школьников.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества, ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
В своей статье об эстетическом воспитании доктор педагогических наук Михаил Аронович Верб выделяет следующие задачи:
- помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях;
- развить черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника;
- сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение.
Необходимо вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонамдействительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она не проявлялась.
Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи
- выработки у детей непримиримого отношения к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.
В конечном счете, отмечает М.А. Верб,назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы школьник мог сделать себя и все вокруг красивым.
Народное декоративно-прикладное искусство — неиссякаемый источник творчества, на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности ремесла. На Русском Севере одним из традиционных ремесел стало лоскутное шитье. Это незамысловатое, искренне радующее глаз и душу народное художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает благоприятные условия для формирования у них творческих способностей. Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет учащимся широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием эффективности творческого развития школьников служит теоретическая и методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём. Поэтому основное внимание уделяется приёмам создания лоскутных мотивов с традиционной геометрической основой орнамента и способам организации самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных мотивов.
На занятиях по лоскутному шитью делается упор на конструкторскую деятельность учащихся. Составление композиций, выполнение эскизов, подбор ткани — всё это, в конечном счете, занимает гораздо больше времени, чем выполнение изделий в материале.
Обучая детей приёмам художественной работы очень важно создавать творческую атмосферу в коллективе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.
Хороший воспитательный эффект дает наблюдение произведений декоративно-прикладного искусства. А участие в самом труде позволяет применить теоретико-эстетические знания на практике. В этом и состоит стержень эстетического воспитания учащихся.
Лоскутная техника — один из самых доступных способов художественного
самовыражения. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание любого даже очень маленького лоскутного полотна, например одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении.
Для того чтобы создать лоскутную работу, необходимо очень хорошо чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть разнообразными техниками выполнения орнамента. Поэтому на занятиях мызнакомимся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. Работая с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками, погружаемся в мир цвета, раскрываем закономерности цветовых сочетаний, учимся основам построения орнаментов. Практически прорабатываем технику выполнения лоскутных блоков с разными мотивами, фиксируя основные этапы сборки. Выполняя работы ручными и машинными швами, перебирая лоскутки разных фактур, соприкасаясь с инструментами, учащиеся развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Изготовление лоскутных прихваток, салфеток, панно, составление художественных композиций, картин способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые изделия, необходимые в быту.
Изучение основ лоскутного шитья оказывает большое воспитательное влияние на ребенка. Рассмотрим основные воздействия данного ремесла на развитие и формирование учащегося:
Во-первых, при выполнении лоскутных работ происходит развитие художественных и эстетических способностей. Человек с этим не рождается, восприятие красоты формируется только тогда, когда ребенку систематически и целенаправленно прививают умение видения и сравнивания различного рода произведений искусств. Принцип формирования дизайнерского мышления тоже направлен на воспитание у детей эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Язык искусства воздействует через эмоции, переживания, поэтому его влияние на юную душу несравнимо ни с чем. Воспитать и развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к ремеслам, показать художественные традиции народов нашей страны – все это просто необходимые элементы художественно-эстетического воспитания детей.
Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание, несущее в себе уважительное и бережное отношение к своим предкам и их традициям, приобщение к истокам народного творчества, культуре, формирование чувства своей связи с народом.Работая над созданием своих работ, дети знакомятся с историей появления ремесла.
В-третьих, трудовое воспитание, являющееся основой привития у детей культуры труда. Прививая любовь к искусству, мы воспитываем трудолюбие. Раннее знакомство детей с настоящим «взрослым» трудом воспитывает у них ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с пользой организовать свое свободное время.
Лоскутное шитье как средство воспитания несет в себе несколько функций:
- функция инструментальности. Учащиеся используют лоскутное шитье как инструмент для моделирования, который можно проанализировать и в то же время вместе с рукой начинают работать глаза и уши.
- функция психологическая . Процесс создания лоскутного изделия несет в себе благотворное, успокаивающее влияние, активизируя при этом эмоциональное состояние.
- функция расширения кругозора . Ознакомление с традициями лоскутного шитья — это выход детей за пределы познанного и постижение неизвестного.
Таким образом, лоскутное шитье как средство воспитания служит влиятельным орудием, которое увеличивает воздействие на развитие личности, так как способность человека создавать красивое и влиять на преобразование окружающей среды является составным элементом ценностного отношения к жизни. Все это сказывается на обогащении духовного мира человека, открывает перед ребенком восторг красоты, удовлетворение творчеством.
В.А.Сухомлинский «…человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел голубизну синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, … и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту».