- Вышивка гладью: схемы, описание, ткань, нитки
- Техники вышивки: краткий обзор
- Вышивка гладью: что это?
- Нитки, иглы для глади
- Ткани
- Вышивка гладью: схемы
- Живопись гладью
- Обучающие видео
- Техника вышивки, не требующая поиска схем
- Вышивка Гладью Инструменты Приспособления и Техника Вышивания
- Подготовка к вышиванию
- Основы техники вышивания гладью.
- Шов «вперед иголку”
- Шов «назад иголку”
- Петельный шов
- Шов «узкий гладьевой валик”
- Плоская гладь
- Гладь вприкреп
- Гладь с настилом
- Владимирский шов («верхошов”)
- Шов «узелки”
- Шов «цепочка”
- Шов «петля вприкреп”
- Теневая гладь
- Прорезная гладь
Вышивка гладью: схемы, описание, ткань, нитки
С незапамятных времен человек старается украсить себя, свое жилище, свою одежду. Если раньше каждый сам себе был изготовителем украшений любого рода, то сегодня можно купить все готовое, качественное, красивое. Тем не менее так называемый Hand Made набирает все большую популярность. То, что еще недавно было простым увлечением или необходимостью, сейчас является способом очень неплохо заработать. Различного рода техники вышивки не являются исключением. Одной из таких техник является вышивка гладью, схемы для которой можно выбирать не только адаптированные именно под нее, но и практически для любой другой техники. Также самостоятельное создание уникального рисунка всегда выступает в роли стандартной альтернативы «скачанных» узоров. Итак, техника вышивки гладью, особенности, узоры, нитки и ткань послужат темой для обсуждения.
Техники вышивки: краткий обзор
Самой известной техникой вышивки является вышивание крестом (крестиком). Такое название объясняется тем, что стежки совершаются по диагонали, перекрещиваясь друг с другом. Противоположностью является ассизи — заполняется фон, в результате чего узором становятся не вышитые участки полотна. Гобеленовый стежок используется для масштабных вышивок: ковров, картин. Двойной наметочный стежок называют гольбейн, а стежки для окантовки, которые используются и в качестве самостоятельного элемента, называют бэкстич. Вышивка одним цветом по контрастной основе — блэкворк. Для объемных картин (фигур) используется вышивка лентами. Существует также вышивка бисером, называемая бискорню. Техника вышивки гладью включает в себя не только основной стежок, но и его разновидности: владимирский шов, гладь вприкреп, гладь с настилом, гладьевой валик. Все эти стежки отличаются друг от друга, но в то же время очень похожи. Схемы вышивки гладью рассчитаны не только для классических стежков. Однако подробнее стоит поговорить именно о традиционной глади.
Вышивка гладью: что это?
Гладью называется техника выполнения стежков в процессе вышивания, которые характеризуются заполнением всего узора или его части. Как уже говорилось ранее, разновидностей стежков данной техники достаточно много, каждый из которых красив по-своему.
Стебельчатый шов — стежки перекрывают друг друга, напоминая шнуровку. Петельный шов — выполняется слева направо, при этом стежки либо плотно прилегают друг к другу, либо находятся на некотором расстоянии друг от друга. Для того чтобы быстро и качественно заполнить большие элементы, площадь которых велика для маленьких стежков, применяется так называемая гладь вприкреп. Белая гладь — вышивка, которая выполняется на тканях типа батиста и шифона, причем и нитки, и ткань выбираются белого цвета. Разновидностей достаточно много, однако общие принципы вышивки у всех одинаковые. Для вышивки гладью схемы, в безусловном большинстве, представляют собой различного рода цветы, стебли и листья, но никто не ограничивает фантазию и креативность — для этой техники можно адаптировать практически любые схемы.
Нитки, иглы для глади
Иглы, безусловно и по праву, считаются самым важным инструментом рукодельницы. Стоит отметить, что понадобятся остроконечные иглы (бывают с тупым концом). В зависимости от толщины ткани (о тканях подробнее ниже), иглы выбираются по номерам 1-3, 4-8, 9-12. Нитки для вышивки гладью можно взять мулине.
Нитки можно заменить атласными лентами, но это лучше делать тогда, когда уже есть опыт в рукоделии. Не стоит забывать, что вышивка белая гладь может также выполняться шелковыми нитями. Не нужно выбирать иглы с тупым концом в связи с тем, что в процессе вышивки нет необходимости проделывать широкие дырки, как в случае канвы, применяемой для вышивки крестом.
Ткани
Ткань для вышивки гладью может быть самая разнообразная: хлопковая или льняная, из бязи или сатина, шелковая или драповая. В зависимости от толщины ткани выбираются иглы. Чем толще ткань, тем больше порядковый номер игл (градация от 1 до 12, подробнее описано выше). Легкая вышивка гладью типа белой (как говорилось ранее, выполняется на белой ткани белыми нитками, отсюда и название — «белая гладь») обычно выполнятся на тонких тканях. Также можно украшать вышивкой уже готовые изделия. В этом случае осуществляется выбор не ткани, а объекта облагораживания. Например, можно вышить какую-либо зверушку на детской шапке или расшить узорами палантин.
Всегда нужно помнить, что использование пяльцев является необходимым и обязательным приспособлением, если речь идет о вышивке гладью. Ни в коем случае ткань не должна провисать. Необходимо прочно закрепить ее, по необходимости приобрести пяльцы с металлическим винтом.
Вышивка гладью: схемы
Основным элементом, выполняемым в данной технике, являются цветы, их стебли, листья, трава. Узоры для вышивки гладью могут быть самыми разными, цветами и листьями не ограничивается выполняемый орнамент, вышить можно все что угодно, нужно только приложить усилия и набраться терпения. Многие рукодельницы способны сотворить настоящие картины, произведения искусства.
Чтобы долго не трудиться над выбором узора, можно воспользоваться заготовками схем для вышивания. Их можно либо купить в специализированных магазинах, либо найти идеи на специализированных ресурсах. А можно проявить креативность, придумать уникальный узор, который будет состоять из элементов, которые предпочитаете именно вы. Однако не стоит забывать о том, что чрезмерное злоупотребление использованием разных фрагментов, а также применение слишком обширной цветовой гаммы может привести к тому, что работа будет выглядеть аляповатой, вызывая усмешку, а не восхищение.
Живопись гладью
Китайская живопись гладью поражает своей красотой, реалистичностью, утонченностью. Полотна не просто восхитительны, они завораживают игрой красок, прорисовкой, кропотливостью. При взгляде на подобного рода произведения искусства (по другому их не назовешь) захватывает дух от осознания, что это полотна, созданные не кистью умелого художника, а вышитые иглой на ткани.
Техника вышивки следующая: в качестве полотна выбирается ткань из шелка, нитки тоже должны быть шелковыми, иглы — острые и тонкие. Только настоящие мастера в области вышивания могут создать нечто подобное. Немаловажно грамотно и правильно подобрать цветовую гамму, чтобы избежать нежелательного эффекта (нарушение гармонии). Сложно представить, сколько сил и терпения требует выполнение подобных работ. Однако результат превосходит любые ожидания. Легкие, невесомые, но в то же время неимоверно правдоподобные — все это о полотнах, выполненных китайской живописью гладью.
Обучающие видео
Если вы — начинающая рукодельница, не умеете вышивать и только хотите этому научиться, то стоит просмотреть несколько обучающих видео, где понятно и наглядно объяснят, что нужно делать, чтобы научиться вышивать гладью. В результате просмотра можно не только приобрести практические навыки, но и почерпнуть идеи для создания собственного рисунка, который необходимо вышить. Можно просмотреть видео ниже в качестве примера.
Как вышить тот или иной элемент гладью, создать объемные фигуры, совместить несколько техник вышивки — все это можно изучить и научиться выполнять благодаря видеороликам, записываемым опытными рукодельницами.
Техника вышивки, не требующая поиска схем
Как уже говорилось ранее, для глади не требуется обязательный поиск схем и руководств для вышивки. Конечно, можно и поискать, и даже купить заготовки для рукоделия, однако данная техника является универсальной, можно вышивать абсолютно все, особенно когда уже будут приобретены некоторые навыки и наработан опыт. На первых порах лучше выбирать нечто простое, без замысловатых узоров и усложненных элементов. Размер деталей лучше всего выбрать средний — не слишком крупные, но и не мелкие. Данная рекомендация дается в целях обеспечения завершенности начатому делу, так как первое время будет нелегко, часто будет появляться желание все бросить и не возвращаться вновь к начатой работе.
Вышивка Гладью Инструменты Приспособления и Техника Вышивания
Инструменты и приспособления, которые часто применяются рукодельницами при вышивке гладью приведены на рисунке 1.
Нитки для вышивки гладью выбираются в зависимости от толщины материала. По толстым шерстяным, льняным тканям, драпу можно вышивать толстыми нитками, ирисом, шерстью. Для вышивания же по более тонкой ткани лучше всего подойдет шелковая и хлопчатобумажная пряжа. Мы советуем использовать нитки «мулине”, так как:
- Сегодня нитки мулине можно приобрести в любом магазине для рукодельниц;
- Они представлены в широкой цветовой гамме;
- Из ниток мулине можно получить нить любой толщины (от очень тонкой до достаточно толстой).
В процессе вышивки гладью вам также понадобятся катушечные нитки . Такие нитки не годятся для самой вышивки, так как они сильно скручены. Поэтому вышитые ими узоры получатся кривыми. И, кроме того, катушечные нитки будут скручиваться в ходе работы. Но они пригодятся для подготовительных работ, например, наметки.
Иглы — основной инструмент, используемый привышивке. Они по длине и толщине подбираются в зависимости от толщины ткани, на которой вышивают, и толщины ниток.
Советуем использовать при вышивке короткие иглы с большим ушком. Нить через такое ушко проходит легче (если все же вам трудно вдеть нить в иголку, то можно воспользоваться специальным нитковдевателем). Игла должна быть немного толще пряжи для вышивки. Так, для вышивки легких шелковых и хлопчатобумажных тканей рекомендуем использовать маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонких шерстяных, хлопчатобумажных) — №4-8, по толстым тканям (сукну, драпу) — вышивают иглами №9-12.
Наперсток при вышивке помогает протолкнуть нить через ткань и предохраняет палец от уколов. Обычно его одевают на средний палец левой руки. Поначалу, возможно, вы будете испытывать чувство неудобства, ощущая на пальце посторонний предмет, но сможете быстро к нему привыкнуть. Главное, чтобы он был подобран точно по размеру пальца.
Линейка или сантиметровая лента — применяется при различных измерительных работах.
Пяльцы используются для натяжения ткани (по натянутой ткани легче работать, да и вышивка получается аккуратнее и красивее). В продаже есть пяльцы деревянные, металлические и пластмассовые. Если у вас еще нет достаточных навыков в вышивании, для начала приобретите деревянные пяльца диаметром 15-20 см.
Пяльцы состоят из двух частей и довольно просты в пользовании: на меньшее кольцо кладут ткань с нанесенным на нее узором, на ткань накладывают большее кольцо и зажимают ее между кольцами. При этом нужно следить, чтобы ткань была ровно натянута и узор не оказался перекошенным.
Ткани . Для вышивания гладью подходят самые разнообразные ткани — хлопчатобумажные, льняные, нелковые, шерстяные, смешанные. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия. Если это будет салфетка, скатерть или дорожка — лучше использовать лен (чистый или с добавками), суровое полотно; если панно или коврик — мешковину, сукно, бортовку, рогожку; если блузка или платье — тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани.
Уголок рукоделия — это может быть шкатулка, корзинка, коробка или мешочек, куда складываются все принадлежности и само изделие. Вышивание требует особой аккуратности; аккуратно вести работу и помогает уголок. Необходим он и по соображениям безопасности (чтобы вы не разбрасывали где попало иголки и ножницы).
Зарисовка узоров и нанесение рисунка на ткань
Если вы подобрали узор для вышивки в книге или журнале, то его легко переснять с помощью прозрачной бумаги (кальки) или с помощью копирки.
Если вы используете кальку , то просто положите ее поверх рисунка и карандашом обведите контур. Если же у вас нет кальки, а только плотная непрозрачная бумага — здесь вам поможет копирка . Возьмите чистый лист бумаги, положите на него копирку (окрашенной стороной), а сверху — выбранный вами рисунок. Закрепите конструкцию булавками или кнопками ( рис. 2 ). Теперь твердым карандашом обведите контур рисунка. Эту работу нужно производить аккуратно, не допуская сдвигов листов бумаги и копирки, т. к. в противном случае может исказиться рисунок. По этой же причине не прерывайте процесс переснятия рисунка.
Если же вам понравилась готовая вышивка и вы хотите выполнить такую же, то можно переснять рисунок и с ткани. Положите прозрачную бумагу ( кальку ) на вышивку, аккуратно закрепите ее по краям кнопками, скрепками или булавками и затем обведите контуры рисунка мягким карандашом или фломастером.
Самый простой способ переноса рисунка на ткань — с помощью копировальной бумаги.
На хорошо отглаженную ткань положите копирку (окрашенной стороной к ткани), а поверх копирки — бумагу с рисунком вышивки. Цвет копирки должен резко отличаться от цвета ткани. Бумагу желательно приколоть к ткани кнопками или булавками, чтобы избежать смещения рисунка. Твердым, остро отточенным карандашом обведите контур узора. Чтобы избежать ненужных отпечатков копировальной бумаги на ткани, к рисунку лучше не прикасаться рукой. Такой способ переноса рисунка подходит для гладких тканей средней плотности.
Если же ткань темная , блестящая, или плотная ворсистая (как, например, бархат), то рисунок переводят с помощью наметки. Кальку с рисунком вышивки накладывают на ткань, закрепляют по краям скрепками или булавками и прошивают по контуру рисунка вручную швом » вперед иголку ” или прострачивают на машине широким стежком. Затем бумагу срезают, выполняют вышивку, а после этого выдергивают нитки наметки.
Подготовка к вышиванию
Перед тем, как приступить к вышиванию , необходимо выровнять края ткани. Для этого выдерните крайнюю нить и по ее следу срежьте излишек ткани. Повторите эту операцию со всех остальных сторон. После этого ткань необходимо намочить и проутюжить . Если этого не сделать, то после стирки изделия с уже готовой вышивкой вы можете обнаружить, что оно потеряло первоначальную форму (это связано с тем, что многие ткани, особенно льняные, дают усадку).
Также необходимо знать о том, что в вышивке не принято делать узелков и оставлять на изнаночной стороне концы нитей. Поэтому в самом начале работы конец нити нужно закрепить. Это можно делать несколькими способами .
Например , на изнаночной стороне работы делают 1-й стежок так, чтобы остался небольшой отрезок конца нити, затем делают еще один поперечный стежок ( рис. 3а ). Затем конец нити отгибают указательным пальцем левой руки сверху второго стежка и протягивают иглу на лицевую сторону работы так, чтобы рабочая нить затянула конец ( рис. 3б ).
Если вышивают в две нити , то сложенную вдвое нитку пропускают в ушко иглы, прихватывают на иголку 2-3 нити ткани, протягивают рабочую нить, и в петлю, которая образуется на месте складывания нити вдвое, продевают иглу с рабочей ниткой ( рис. 4а ) и затягивают ее ( рис.4б ).
Заканчивая работу , нитку закрепляют под вышивкой с изнаночной стороны, например, протягивая ее между стежками вышивки ( рис. 5а ), а концы обрезают ножницами. Если же нить закончилась, а узор еще не завершен, то нить можно закрепить с лицевой стороны изделия легкими стежками в том месте, которое закроется вышивкой ( рис. 5б ).
Основы техники вышивания гладью.
Шов «вперед иголку”
Состоит из последовательных стежков по линии контура, который может быть произвольной формы — прямым или криволинейным. Шов выполняется справа налево, игла направлена всегда вперед ( рис. 6 ). Стежки должны быть одинаковыми по величине, так же, как и промежутки между ними. Длина стежков может быть больше, чем размер промежутков, меньше или равной им.
Шов применяется для сметки деталей , обрисовки контуров, для вышивки отдельных линий. В вышивке его лучше выполнять толстыми нитками, т. к. иначе он может «потеряться”.
Шов «вперед иголку” можно разнообразить. Так, если под стежками шва пропустить нить (того же или другого цвета), как показано на рис. 7а , б , в , то получится так называемая «волна”. Если другую нить протягивать все время в одном направлении, то получится «шнурочек” ( рис. 8 ).
Шов «вперед иголку” применяется также для настила других швов (рельефной или высокой глади).
Шов «назад иголку”
Этот шов удобнее всего выполнять сверху вниз или справа налево. Стежки шва прокладываются движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола — начала стежка, а выходит впереди ( рис. 9 ).
Петельный шов
Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва , затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли ( рис. 11а ). На рис. 11б стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга.
Но они могут быть расположены и очень плотно ( рис. 12а ), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу ( рис. 12б ). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины ( рис. 12в ) и лежать в различных направлениях.
Шов «узкий гладьевой валик”
Шов выполняется в 2 приема : сначала швом «вперед иголку” справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины ( рис. 13 ).
Плоская гладь
Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.
Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу ( рис. 14а ). Гладь может быть прямой ( рис. 14а ) или косой ( рис. 14б ).
В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру ( см. рис. 15 ).
Гладь вприкреп
Используется для заполнения больших площадей узора . Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.
Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне ( рис. 16а ), а короткий прикрепляющий стежок — в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани ( рис. 16б ).
Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.
Гладь с настилом
Выполняется по предварительно проложенному настилу , чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие ( рис. 17а ).
Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку”, затем прокладывают настил ( рис. 17а ) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. 17б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью ( рис. 17в ). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. 18 .
Владимирский шов («верхошов”)
Шьется большими стежками , идущими от края к центру контура и обратно.
Последовательность исполнения шва : закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура ( рис. 19а ) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка ( рис. 19б ) и т.д.
Таким образом , стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках — от края к центру, в листьях — с наклоном от края к середине и т. д.
Шов «узелки”
Выводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 навива нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом ( рис. 20а ). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок ( рис. 20б ).
Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.
Шов «цепочка”
Это глухой односторонний шов , он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.
Последовательность выполнения шва показана на рис. 21 .
Итак , выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок ( рис. 21а ) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. 21б), таким образом образуется шов «цепочка” ( рис. 21в ). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.
Шов «петля вприкреп”
Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору.
Чтобы выполнить петлю , нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли ( рис. 22а ). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 ( рис. 22б ).
На рис. 23 показана последовательность выполнения цветка швом «петля вприкреп” .
Теневая гладь
Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называетый теневой эффект .
Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводям изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.
Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка — то в направлении центра цветка, если листик — в направлении центральной жилки и т. д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков .
На рис. 24-25 показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части ( рис. 24 ). Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки ( рис. 25а ).
Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета ( рис. 25б ). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. 25в . Переход цветов в лепестке — от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рис. 26 показана последовательность выполнения листика , имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).
Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз ( рис. 26а ). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз ( рис. 26б ), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) ( рис. 26в ).
Прорезная гладь
Прорезная гладь — это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом.
Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.
Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.
На рис. 27 показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. 27а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест ( рис. 27б ). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него ( рис. 27в ). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.
Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади . В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда ( рис. 28а ) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка ( рис. 28в ).
Удлиненные дырочки выполняют аналогично (рис. 29а, б, в).