Какие виды батика выполняют с применением резервирующего состава мой ответ
Резерв — это основа батика. Его назначение — препятствовать проникновению краски в ткань. Для различных техник применяются различные составы, обладающие резервирующей способностью. А техники батика только тем и различаются, какой вид резерва они используют. При выборе резерва всегда нужно уточнить, насколько резервирующий состав сочетается с фиксацией красок и насколько он устойчив к воздействию воды и химической чистке.
Для холодного батика
Резерв бывает на водной основе и на бензиновой. У водного резерва больше растекаемость и маленький срок годности. Резерв на водной основе очень хорошо подходит для тонких видов ткани, на более плотных тканях он начинает пропускать краску, и здесь больше подойдет бензиновый. Бензиновый резерв не растворяется ни в воде, ни в красках для росписи. Бензиновый резерв сохнет гораздо быстрее водного, 2-3 часа вместо целых суток.
Резерв продается у различных популярных производителей, но некоторые художники предпочитают готовить его в домашних условиях, и у каждого мастера есть свой рецепт. Нужно всегда помнить, что все требуемые для резерва компоненты огнеопасны, и соблюдать технику безопасности, обязательно проветривать помещение.
Рецепт 1. 100 г. резинового клея марки «А» ( другие марки не подходят); 25 г. парафина ( одна хозяйственная свеча около 30 гр.); 100 г. бензина (любого) или уайт-спирита; 1 г. канифоли (для вязкости, можно обойтись и без нее).
Компоненты смешивают следующим образом: в небольшую жестяную посуду наливают бензин, в нём растворяют клей, затем добавляют мелко наструганный парафин и канифоль. Посуду ставят на маленький огонь, на водяную баню (желательно на электрическую плитку, т.к. состав очень легко воспламеняем) и, постоянно помешивая, варят не менее 15 минут, не доводя до кипения. Показателем готовности является растворения всех компонентов и однородность состава.
Рецепт 2. 200 г. резинового клея только марки «А»; 200 — 250 г. бензина, или разбавителя № 2; 20 г. парафина (свечки). Приготовить, как в первом рецепте.
Рецепт 3. 10 г. натурального каучука или гуттаперчи (или ненужную резиновую перчатку) нарезать мелкими кусочками и залить бензином (100-120 мл). Смесь выдержать в закрытом сосуде в теплом месте двое суток, периодически встряхивая, пока все не растворится до однородного состава.
Рецепт 4. Резиновый клей и скипидар, в пропорции 2:1, маленький кусочек парафина размешивается и ставится на водяную баню. После того, как резерв закипит (станут всплывать маленькие пузырьки в большом количестве), снимают с бани, и сухой деревянной палочкой проверяют густоту. Если резерв стекает с палочки каплями — он слишком густой, добавляют скипидара. Если течет с палочки струйкой — значит, слишком жидкий, добавляют клей. Если с палочки тянется «нитка» — слишком много парафина, нужно добавить клей и скипидар. После необходимых добавлений ставите на водяную баню снова, подогреваете и проверяете густоту.
Густота резерва должна быть оптимальной, чтобы удерживать краску на ткани от протекания. Если резерв слишком густой, он не будет вытекать из трубочки и не пропитает ткань. Если же он слишком жидкий, будет вытекать из трубочки слишком быстро и линия будет толстая и расплывчатая. Резерв «пожиже» делается для плотных тканей. Для тонких тканей готовят более густой резерв.
Густоту бензинового резерва регулируют бензином и резиновым клеем: если резерв стал жидким, добавьте резиновый клей (самый простой, на основе каучука, без добавок). Иногда чтобы резерв загустел, достаточно немного подержать его в холодильнике. Если же, наоборот, состав загустел, возьмите тот же бензин, который использовали для приготовления состава, (для этой цели подойдет и очищенный бензин для зажигалок) и просто разбавьте резервирующий состав до нужной густоты, если потребуется, немного разогрев его на водяной бане.
Кроме густоты, важную роль играет толщина резервирующей линии. Более плотные ткани требуют утолщенной наводки. На тонких, прозрачных тканях линия может быть любой необходимой толщины, в том числе и очень тонкой.
Хранить резерв на бензиновой основе нужно в темном месте, в стеклянной посуде, герметично закрытым, иначе бензин испарится и состав загустеет.
После приготовления либо разбавления резерва использовать его можно не ранее чем через сутки, и обязательно проверить его на кусочке ненужной ткани перед основной работой.
Что касается водных резервов (их называют еще контурами), при ярком солнечном свете и перегреве или заморозке они начинают разлагаться, имеют небольшой срок годности, то есть очень легко и быстро теряют свои резервирующие свойства. К примеру, такой резерв нельзя нести открытым по морозу. Водные резервы растворяются в воде, поэтому очень важно не нанести их слишком тонко, так как они частично растворяются в краске.
Итак, если работа предполагает небольшой объем резервирования, лучше приготовить небольшую порцию резерва, так как хранится он в рабочем состоянии всего 5-6 дней.
Готовить или купить? Сваренный в домашних условиях резерв хорош тем, что можно самому регулировать его текучесть, вязкость, цвет состава, подогнать его под свою рабочую трубочку для нанесения резерва. Но для новичка достаточно сложно определить, какой именно резерв годится для данной ткани. Это можно выяснить только на практике, пробуя всевозможные трубочки, составы и ткани.
Цветной резерв
Резервирующий состав может быть не только бесцветным, но и серебряным, золотым или цветным. Для резервов продаются специальные разбавители.
Цветной резерв можно получить и самому, добавив обезжиренной масляной краски. Для этого на впитывающую бумагу или газету, сложенную в несколько слоев, выдавливается немного краски нужного цвета и оставляется на пару часов для обезжиривания, либо кладется под пресс на 3-4 часа. Затем обезжиренная паста-краска добавляется к готовому резерву и очень хорошо перемешивается. Чем лучше краска очищена от масла, тем качественнее получается цветной резерв.
А вообще, контуры в металлических тонах (под золото или серебро) более стойкие, чем их аналоги — бензиновые резервы. Их часто используют, если хотят придать росписи больше экстравагантности. В бесцветный резерв для этого можно просто добавить бронзовый или серебристый порошок.
Для горячего батика
Готовят другой вид резерва — на основе воска и парафина или стеарина. Для самостоятельного приготовления такого резерва можно купить парафин и воск для компрессов в аптеке. Можно добавлять туда свечку, но нужно иметь в виду, что свечка плохо отходит при фиксации красок паром. Лучше всего брать самые простые белые свечи. В желтоватых свечах смешан воск с парафином, они тоже годятся для резерва. А вот цветные свечи часто разбавляют веществами, не обладающими резервирующими свойствами, которые нужны в батике, и ими можно испортить работу.
Горячий воск используется и для нанесения контуров (как при холодном батике), и для резервирования целых поверхностей.
Рецепт 1. Для приготовления резерва понадобится 100 г. воска или вощины и 400 г. парафина.
Рецепт 2. Парафина 250 г., искусственного воска 230 г., технического вазелина 20 г.
Эти составляющие разогревают на водяной бане до полного расплавления, обязательно на электрической плитке (ни в коем случае не на открытом огне, иначе парафин может вспыхнуть). Такой резерв должен готовиться рядом с работой, он постоянно должен быть горячим при нанесении на работу, вода постоянно должна быть горячей. Иногда состав постоянно подогревают феном с горячим воздухом, и воск достаточно хорошо проникает в ткань.
При фиксации паром большая часть воска впитывается в бумагу, в которую обертывается работа, а при химической чистке исчезает полностью. Если краски фиксируются утюгом, воск просто выглаживают, поместив работу между двумя старыми газетами.
И для горячего, и для холодного батика в качестве составляющей резерва используется парафин. Качество парафина можно проверить так: отколупнуть ногтем стружечку, если она отделяется гибкой завитушкой, или целым кусочком — это мягкая свечка; если же начинает крошиться и сыпаться мелкими кусочками — твердая. Твердая свечка используется для горячего батика, мягкая — только для холодного батика, для нанесения контуров.
Существуют также различные цветные контуры и резервы, которые могут включаться в процесс росписи, и кроме резервирующих свойств имеют еще и дополнительные. Так, к примеру, восковой мел содержит воск, обогащенный красками, и действует разъединяюще, если работать жидкими красками, но в то же время им можно наносить рисунок и включать в общую цветовую гамму композиции. Или цветные контуры, которые используют не для резервирования, а для наведения контуров при окончательной обработке изделия.
Популярные марки резервов
• Явана (водный)
• Пебео (водный)
• Марабу (водный)
• Джаккард (на основе гутта)
• Гамма (бензиновый)
Краткий обзор и основные характеристики отечественных резервов и контуров
1. ОАО «ГАММА» (Москва) «Резерв полимерный» 70 мл (бесцветный или цветной, металлик)
Высыхает быстро, держится на ткани отлично. При загустении можно развести очищенным бензином, для этого подойдет и флакон жидкости для заправки зажигалок. Резерв на бензиновой основе, поэтому работать можно только при хорошем проветривании помещения. Важно: Когда покупаете этот резерв, обязательно смотрите на срок годности и проверьте, чтобы не было белого осадка.
2. ООО ТД ТАИР (СПб) Контур по стеклу и ткани
Туба 20 мл Нажатием на флакон краска выдавливается через дозатор тонкой объемной линией, толщина которой зависит от силы нажатия и скорости движения флакона. Перед заполнением очерченных контуром зон следует выждать не менее 12 часов. Украшенные изделия мыть вручную без абразивных губок и средств не ранее 15 дней после окончания работы. Сохнет 24 часа. После высыхания краски ткань необходимо прогладить с изнанки горячим утюгом в течение 3 минут.
3. ЗКХ, Завод Художественных красок (СПб)
Контур для ткани «Декола»
Туба 18 мл (17 цветов) со съемной конусообразной насадкой Контур на основе водной акриловой дисперсии для декоративно-прикладного творчества. Для х/б и шелковых тканей. Нанесите контур на ткань. Просушите в течение 3 часов. Прогладьте утюгом 3 минуты с изнаночной стороны.
Далее нанесите краску по ткани. Просушите 24 часа (для красок по ткани Декола). Прогладьте утюгом 5 минут с изнаночной стороны.
Стирать изделие можно через 48 часов при температуре 30-40°C.
ЗХК «Decola» Набор контуров
4. ОАО «ГАММА» (Москва) Набор контуров
цв. по 18 мл Перламутровые, металлик и обычные цветные
«Гамма» Контуры 3D МЕТАЛЛИК, 4цв * 9мл
Контуры 3D КЛАССИК, 5цв, 9мл/флк
Контуры 3D ПЕРЛАМУТР, 5цв * 9мл
Термообъёмные контуры «ПУФФИ», 5цв * 9 мл
Контуры 3D
Меняя силу нажима и скорость движения флакона можно менять толщину линии. Сохнет 24 часа. Ткань после высыхания краски необходимо прогладить с изнанки горячим утюгом в течение 3 минут.
Украшенная ткань — результат ручной работы, а не промышленной печати, поэтому рисунки нуждаются в бережном отношении во время стирки. При использовании машинной стирки лучше выбирать программы для тонких тканей, предполагающие температуру не выше 40 °С. Не следует использовать продолжительный отжим, это приводит к преждевременному износу рисунка. Если украшенное изделие имеет небольшой размер, лучше стирать его вручную.
Импортные резервы в основном на водно-полимерной основе. Качество резервов хорошее и у тех, и у других, выбор зависит от вашего опыта и личных предпочтений в удобстве работы.
Технологическая карта урока Технология 7 класс Ручная роспись тканей. Виды батика.
Т ема : «Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика ».
Цель: создать красивые подарки, сувени ры в технике росписи ткани , расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.
— научить подготавливать ткань к росписи;
изучить технику горячего батика;
прививать аккуратность и терпение в работе;
способствовать развитию компетенций;
прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.
соблюдать правила техники безопасности;
уметь быть опрятными и аккуратными.
— познакомить с техникой горячего батика
Метапредметные результаты : (развивающие)
-научить развивать образность, внимание, речь;
-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);
-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;
-находить способы созидательного труда внутри группового общения;
-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;
— уметь обобщать и делать выводы.
Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;
— воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.
Тип урока : урок-исследование.
Проверка присутствующих, их готовность к уроку. Сообщение темы урока, целей и задач урока.
Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
2.Изложение нового материала
1.Актуализация опорных знаний и умений.
Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту пробле му можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К то му же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.
Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов рукоделия горячим батиком.
В настоящее время это одно из модных направлений рукоделия – роспись ткани – иначе говоря — батик. Искусство батика зародилось очень давно на острове Ява (Индонезия), а в Европу и Россию пришло только в XX в. и успешно раз вивается сегодня.
На уроках технологии вы попробуете создать красивые подарки, сувени ры в технике росписи ткани и вышивки. Для этого необходимо:
ознакомиться с видами росписи ткани, материалами, инструментами и приспособлениями для этой работы;
освоим технологию горячего батика;
Ручная роспись тканей. Ручная роспись тканей — вид декоративно-прикладного искусства, ко торый имеет ещё одно название — батик. ( Batik — индонезийское слово и в переводе означает b а — «ткань», tik — «точка» или «капля».) Техника батика основана на том, что некоторые вещества при нанесении их на ткань не пропускают через себя краску. Такими веществами являются воск, парафин, резиновый клей. Это явление называется резервирование.
Материалом для батика традиционно служили натуральные ткани — хлопок и шёлк. С появлением химических волокон выбор тканей для батика расширился. Краски для росписи ткани — это анилиновые красители (краски)
Подготовка ткани к росписи . Ткань, предназначенную для работы, предварительно стирают для удале ния подкрахмаливающих веществ, сушат, утюжат, натягивают на подрамник строго по долевым и поперечным нитям и закрепляют с изнаночной сторо ны по периметру кнопками или степлером. Для небольших работ можно вос пользоваться обычными вышивальными пяльцами.
Рисунок на ткань можно наносить простым карандашом. Хорошо исполь зовать фломастер-фантом , следы которого со временем исчезают с ткани. Художники подкладывают под ткань рисунок, выполненный на бумаге, кон туры которого обведены фломастером.
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они различаются способом резервирования ткани.
Горячий батик В горячем батике в качестве резерва используется воск или парафин. Ре зерв наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде с помощью специальных инструментов — чантинга и кистей различной величины и формы.
В первую очередь покрывают воском те места, кото рые должны остаться белыми. После застывания резерва ткань окрашивают в первый, самый светлый цвет. Затем резервируют участки рисунка, кото рые должны сохранить этот цвет, и окрашивают ткань повторно в более тёмный цвет. Таким образом, эффект росписи достигается благодаря резер вированию участков рисунка и послойному нанесению краски. После окончания работы нужно освободить ткань от воска. Для этого её укладывают между слоями газетной бумаги и проглаживают утюгом.
В горячем батике часто используют декоративный эффект, который на зывается кракле (кракелюры). Это трещинки и прожилки, которые снача ла считались браком в работе, а сейчас этот эффект выполняют специально. Чтобы получить кракле, нужно поломать в руках восковой слой, нанесённый на ткань, а затем нанести на него краску. Краска затечёт в образовавшиеся трещинки и образует своеобразный узор (рис. 77, а).
Если кисть с горячим воском держать над работой и ударять по ней так, чтобы летели брызги, получим эффект набрызг.
4.1. Правила ТБ во время работы 4.2. Вводный инструктаж. Р азработка эскиза работы. П ереведение данног о изображения до размеров рамки. П еренос изображения на ткань резервирующим составом.
4.3. Самостоятельная работа учащихся. 4.4. Текущий инструктаж.
4.5. Заключительный инструктаж.
Осознанно слушают . Делают записи в тетрадь