Какими узорами вышивали одежду

История и символизм вышивания на одежде

Вышивка — это давний вид рукоделия, который известен ещё с X-XI века. Уже тогда мастерицы начали изготавливать, пусть элементарные, но интересные изделия. С каждым десятилетием мастерство усовершенствовалось и становилось более сложным и оригинальным.

На современных выставках можно увидеть шикарные картины, созданные исключительно благодаря ниткам и канве. Но, к сожалению, редко встречаются показы нарядов, на которых вышиты рисунки или абстракции. А это большое упущение, так как вышивка является достоянием многих народов. В те времена, когда не было иного способа декорирования одежды, цветные или даже драгоценные нити стали настоящим спасением. Вышивались наряды как богачей, так и простого люда.

Сегодня такой декор стал ещё более доступным. Достаточно зайти в любой интернет-магазин рукоделия (например, «Иголочка») и выбрать заготовки. Платья и блузки с красивой вышивкой никогда не потеряют своей актуальности. Создать всё можно самостоятельно, если купить схемы «Мережка», «Украиночка», «Барвиста Вишиванка» и пр. Это отличная возможность не только увлекательно провести досуг, но и обзавестись уникальной и очень стильной вещью.

С чего всё начиналось

Никто точно не знает, в какой стране зародилась традиция вышивания на одежде. Но судя по древним записям, первенство всё же отдаётся Азии. Именно здесь Александр Македонский в первый раз увидел шикарные расшитые золотом шатры. После этого завоеватель издал приказ, чтобы его мастера изготовили аналогичные изделия. Далее традиция вышивки перешла и на одежду.

Читайте также:  История вышивки лентами за рубежом кратко

В древности подобный вид украшения изделий свидетельствовал о высоком социальном статусе. Если человек занимал достаточно весомое положение в обществе, то узор был ярким и насыщенным, с драгоценными нитями и камнями. В качестве элементов прослеживались животные или растительные мотивы, а также религиозная тематика. Не обходили стороной и абстракцию, которая несла в себе тайный смысл и служила оберегом.

Вышивка на Руси

Традиционно на русской земле в давние времена мастерицы расшивали мужские рубахи, женские сорочки, детскую одежду или платья. Преимущественно орнамент располагался на воротниках, горловинах, подоле, манжетах, поясе. Цвет ниток выбирали красный, так как он символизировал магию и считался оберегом. В качестве окантовки брали чёрные нитки.

Чтобы покрасить волокна, использовали:

  • марену красильную;
  • ольховую кору;
  • окись железа, которую извлекали из болотной руды.

Нити изготавливали из шёлка или шерсти. Предварительно волокна проходили специальную обработку. Чем тщательней выполнялись процедуры, тем качественнее и тоньше становились ниточки. У самых талантливых рукодельниц нити были как паутинка.

Символизм орнамента

Древнерусская крестьянская вышивка на протяжении многих веков привлекает архаизмом своих сюжетов многочисленных исследователей и ценителей старославянской культуры. Существует множество книг, в которых описываются тогдашние традиции вышивания. Но особое внимание заслуживают разделы, в которых рассказывается о символизме той или иной вышивки. Из изданий известно, что в качестве главных элементов орнамента выступают символы-обереги, а именно:

  • засеянное пшеничное поле;
  • солнце или его лучи;
  • вода или реки;
  • деревья или цветы;
  • элементарные геометрические фигуры.

Состоятельные люди во времена древней Руси позволяли себе заказывать изготовление наряда с вышивкой из золотых или серебряных ниточек. Так как металл вечен, изделия сохранились и до сегодняшнего дня. Образцы можно просмотреть в музее или на тематических выставках.

Ещё лет сто лет назад известный учёный отметил, что у древних славян на вышивке не было ни единой лишней линии или точки. Все символы имели своё сакральное значение. Если изучить каждый символ, то можно по узорам читать целые фразы или даже тексты. Это являлось своеобразным заговором на удачу, любовь и здоровье. Вот почему до сих пор в некоторых семьях ценятся убранства, рушники, салфетки с вышивками. Их передают из поколения в поколение и хранят на почётном месте.

Кто занимался вышиванием на Руси

Сегодня каждая представительница прекрасного пола имеет возможность приступить к рукоделию. Вышивание, вязание, плетение — сегодня есть множество вариантов для удовлетворения творческих амбиций. А вот в древности садиться за вышивку могли только молодые девушки, так как им не разрешалось работать в поле. Труд на земле был доступен только женщинам, у которых были дети. Считалось, что семена, посеянные девушкой, не познавшей силы продолжения рода, попросту не прорастут. Можно только представить, насколько для тогдашних людей была важна вышитая одежда, что они отлучали молодицу от всего труда по дому. Девушка должна была только шить и вышивать, подготавливая приданое для будущего замужества.

История и традиции русской вышивки

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.

История развития

Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 вв. вышивкой украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.

Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки. Как и раньше, ею украшали полотенца, одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа. Узоры и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.

В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранились работы 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась. Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Русская вышивка

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка. Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.

Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов — многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь, рады вышить для вас!

История русской вышивки

На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.

С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.

В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.

Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.

Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.

С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.

Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.

Русский орнамент в вышивке

От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.

Рассмотрим основные символы русской вышивки.

Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.

Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.

Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.

Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.

Другие элементы русской вышивки

Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.

Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.

Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.

Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.

Оцените статью