Художественная школа Batik4art
Всё о батике, Батик мастер класс
Ткань для батика. Какую выбрать?
Для работы в технике «батик» подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Используемый краситель тоже влияет на выбор ткани.
Очень важное правило — для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава , так как красители для батика , как правило, предназначаются для определённой группы волокон.
В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет — рисунок получается блёклым.
Существует множество превосходных красителей и красок для любых видов волокон, но все же лучший выбор — это шёлк для холодного батика и свободной росписи и вискоза или тонкий хлопок для горячего и узелкового батика.
Фактура ткани тоже имеет значение. Так для элегантного струящегося вечернего туалета подойдет натуральный шёлк крепового переплетения — крепдешин, шифон. Для панно очень хорош крепдешин или атлас. Для летнего жаркого дня — вискоза, вискозный шелк. Для горячего батика — тонкий хлопок или вискозная ткань(штапель).
Ткани для горячего батика
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.
Хлопок, лён , вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.
Ткани для холодного батика
Для этой техники лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей . Для декоративных панно очень хорош вискозный аталас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле «холодный батик» подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Ткань для батика: выбор лучшего материала с подходящими характеристиками для росписи
— Собираемся отдать ребенка в школу творчества на занятия по ручной росписи по ткани. Знаю, что нужно будет закупить необходимые материалы, в том числе и сам материал. Какой должна быть ткань для батика, в частности, для холодного батика?
Основные требования следующие: полотно не должно растягиваться и иметь слишком тонкую фактуру. Выбирать ткани рекомендуется только с полотняным переплетением, при этом они должны хорошо впитывать влагу и не обладать водоотталкивающими свойствами.
Конкретный выбор того или иного полотна зависит от способа росписи. Для начинающих мастеров, работающих в технике холодный батик, подойдут натуральный шелк или атлас:
- шелк прекрасен своей легкостью и воздушной нежной фактурой, благодаря которой, материя окрашивается очень быстро. Шелк отлично впитывает любой вид красителя и сохраняет яркость и насыщенность цвета надолго. Однако шелковый текстиль нельзя использовать при горячей технике росписи;
- атлас известен всем своей идеально гладкой поверхностью и глянцевым блеском. На ровную однородную ткань легко наносятся краски, при этом они не растекаются и не высыхают слишком быстро, позволяя зафиксировать все мазки. Подходит практически для любого вида батика, включая холодный и горячий способы. К недостаткам можно отнести сложность нанесения прямых линий.
Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Минусы: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.
Ниже представлен список подходящих материалов для ручной росписи с описанием и фотографиями.
Какую ткань брать для батика
Для росписи в технике батик подходит множество различных тканей. Выбор ткани для батика зависит в первую очередь от назначения произведения (одежда или часть интерьера), от вида батика (горячий, холодный, узелковый или свободная роспись), а также от выбранного красителя.
Для горячего батика принято использовать хлопчатобумажную ткань, лен или вискозу (штапель), ведь воск и термическая обработка могут повредить структуру шелка. Качество и фактура ткани для батика определяется назначением готового изделия.
Для холодного батика или свободной росписи прекрасно подходят тонкие материалы (шелк или шерсть), но лучшим вариантом являются тонкие полупрозрачные ткани для батика с шероховатой поверхностью – крепдешин, креп-жоржет, туаль, креп-шифон, которые прекрасно впитывают воду и не изменяются при закреплении утюгом или выпариванием. По ним краска растекается ровно, однако при натяжении на подрамник они немного растягиваются.
Крепдешин – самая подходящая ткань для росписи в технике батик. Для декоративных изделий, вечерних платьев и мужской одежды подойдет вискозный атлас.
Все выше перечисленное – не жесткие правила. Любой материал, легко пропускающий резерв, подойдет для холодного батика.
Искусственный шелк имеет один недостаток, на нем расплывается резерв. В остальном: на подрамнике не растягивается, краска впитывается хорошо. Искусственные ткани для батика (нейлон, капрон или подкладочная) прочны, но хуже впитывают краску.
Почему так важен однородный состав ткани для батика? В любом смешанном материале окрашиваются только натуральные волокна и цвет становится блеклым.
Важно! Вид краски должен сочетаться с определенной группой волокон.
Ткань для батика начинающим.
Неопытным художникам стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, ведь краска или резерв может не полностью пропитать ткань.
«Чистый» шелк стоит внушительную сумму и не годится для тренировок и первых работ. Первые эксперименты в батике лучше делать на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист. Ведь для начинающих неудачи неизбежны, а испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.
Важно! Если ваш выбор пал на ткань для батика, не указанную выше, это не значит, что она не годится для батика. Не бойтесь экспериментировать.
Подготовка ткани к росписи.
При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.
Выбираем ткань для батика.
Сегодня я расскажу о тканях, которые использую в работе. В основном это конечно же натуральный шелк. С ним приятно работать и он великолепно смотрится, а так же комфортен в носке. Но натуральный шелк — это только состав ткани. Натуральный шелк может быть тонким, плотным, мягким, упругим, гладким, шероховатым, из него даже ковры ткут! Одни виды шелка подходят для традиционной росписи, другие скорей для экспериментальной. Одни хорошо драппируются и потому отлично смотрятся в платках, другие хорошо держат форму и не растягиваются, поэтому их лучше использовать для штор и панно. Поэтому из всего многообразия шелков я выбрала несколько видов и работаю в основном с ними, иногда обращаясь и к менее распространенным типам полотна.
Дальше я буду рассказывать о каждом виде с точки зрения использования шелка в жизни: как носится, драпируется и т.д., и с точки зрения художника: насколько приятна ткань в работе.
Скорей всего при слове «шелк» вы представили себе атлас. Именно он, король шелков, воплощает в себе все лучшее: благородный блеск, мягкость, красивые складки, игру цвета. Правда, некоторые не любят его за скользкость и чрезмерную нежность. На тонком атласе довольно просто поставить зацепку или сдвинуть волокна при стирке. Поэтому в своих работах я чаще использую атлас плотностью 14. Он не намного тяжелее атласа 12плотности, но при этом его основные нити расположены более плотно и полотно не так легко травмировать.
Я люблю атлас за то, что краски на нем легко растекаются, цвета выглядят ярче, чем на других шелках, и атлас всегда сохраняет мягкость. Не люблю за тянучесть. Довольно сложно бывает изобразить на атласе прямые линии, особенно ближе к краю, который невозможно натянуть идеально ровно. К тому же у атласа есть лицо и изнанка, не очень удобно для платков.
Крепдешин.
Этот шелк как раз для тех, кто не любит блеск и скользкость. Крепдешин имеет чуть шероховатую поверхность (которая все равно остается шелковой, ее не сравнить со льном, например). А не любят его как раз за эту шероховатость и отсутствие блеска. Каждому свое. При этом он мягкий и легко драпируется.
У меня бывают периоды большой любви к крепдешину, когда я отдаю должное его способности держать линию при свободной росписи, мягкости и сдержанности. Нет блеску и роскоши атласа, даешь благородство крепдешина!)) Но есть у него и свои недостатки: он тянется гораздо больше атласа, то есть с прямыми линиями еще сложнее, и может заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.
Третий кит батика А может первый. Свои первые опыты в росписи я ставила именно на нем. Он дешевле атласа и крепдешина, не тянется, достаточно тонок, чтобы хорошо пропитываться резервом, цвета на нем не меняют свою насыщенность в зависимости от угла падения света. В общем с ним работать легко. Но в конечном итоге выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. И тем не менее он прекрасно подходит для вещей, которым необходимо держать форму (галстуки, наволочки, шторы,одежда), для легких летних платочков, или вещей с росписью, где много прямых линий. И на мой взгляд туаль — это лучшая ткань для панно.
Саржа или твил.
Признаюсь, я затеяла эту статью ради саржи Сейчас это моя любимая ткань, но поскольку раньше я ее не использовала, мои заказчики, возможно, мало с ней знакомы. Поэтому я ее немножко понахваливаю. Итак саржа подобно туалю мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон. И особый момент, платки Hermes по большей части делаются именно из саржи.
Недостатки. я в своей влюбленности их пока не вижу. Ну, возможно, вы просто не любите саржу, а любите атлас.
Шифон я почти не использую, но иногда случается, поэтому опишу. Шифон тонкая, чуть шероховатая ткань. Хорошо подходит для одежды, поскольку не скользит. Например для тонких накидок. Или для платков. Большой-пребольшой шифоновый платок можно упаковать в маленькую-премаленькую сумочку и достать в нужный момент. Удобно для летних путешествий.
В работе я шифон не люблю. Он слишком тянется, быстро сохнет, краска на него ложится не очень равномерно. Возможно, я просто не умею его готовить
Упомяну и фуляр, справедливости ради, поскольку давно с ним не работаю. Фуляр тонкая шелковая ткань. Очень тонкая, очень нежная. Зацепки, сдвиги основных нитей — спутники фуляра. Но он мягче туаля и иногда может быть предпочтительней.
Не 100% шелковые ткани.
Я люблю работать с шелком. Для меня, как для художника, это идеальный холст, на которым краски текут и играют и работа движется с удовольствием. Другие ткани это сложная территория, иногда она подсказывает новые интересные решения, иногда просто добавляет сложностей. Но бывает же что и шелк приедается и хочется чего-то новенького, необычного.
Батист, хлопок/шелк.
Интересная ткань. Не блестящая, мягкая, с интересной фактурой. Хорошо драпируется. Для меня это «зимняя» ткань, хотя она достаточно тонкая и подойдет для летних вещей тоже.
Поскольку краски хорошо растекаются на батисте, он может использоваться для росписи в классических техниках батика. А его чуть шероховатая поверхность прекрасно подходит для свободной росписи. Надо учитывать, что цвета на батисте получаются более приглушенными, чем на 100% шелке.
Шерсть/шелк.
Зимняя ткань. Грубоватая на вид, с выраженной фактурой, но довольно мягкая. Отлично подходит для свободной росписи, а вот классический холодный батик на ней выполнить довольно сложно.
Вот такие ткани я использую. Почти любой платок или шарф может быть повторен на другом виде ткани, чем он был выполнен изначально. Поэтому не стесняйтесь предлагать новые решения, возможно это пойдет на пользу старому сюжету
Материалы и инструменты для горячего батика
На моем сайте вы могли видеть много работ, выполненных в технике холодного батика, однако это не значит, что эта техника более интересная, чем роспись с помощью воска или иными словами горячий батик. Так в этой технике роль резервирующего состава выполняет воск, а в остальном роспись точно также осуществляется красками, которые наносятся на свободную от воска поверхность ткани.
Поэтому я хочу начать комплекс статей, посвященных горячему батику. В них вы познакомитесь с материалами, необходимыми для работы, подготовкой воска, особенностями работы и эффектами на ткани.
И первую статью я хочу посвятить материалам, которые потребуются для работы.
Яванские женщины и до сих пор рисуют батик «на коленке». Роспись резервирующих линий осуществляется с помощью специального инструмента чантинга, который имеет медный носик и резервуар для горячего воска. Требуется немалая сноровка в выполнении, чтобы не допустить пролития воска на ткань. Такой батик носит название тулис-батик.
Ткани для горячего батика
Подойдут любые ткани из натуральных волокон, но особенно хороши натуральный шелк, хлопок и лен. Чем плотнее ткань, тем насыщеннее рисунок. Натуральный шелк подойдет для создания аксессуаров – платков, шарфов, палантинов. Плотные ткани типа хлопка для декорирования интерьера подушками, скатерти, росписи картин, а также предметов одежды.
Синтетические ткани плохо окрашиваются и сильно линяют. Но для начала и пробы можно использовать вискозу или ткань кашибо (искусственный шелк).
Рамки для батика
Подрамником для батика может быть обычная деревянная рамка для картин, если вы всерьез и надолго полюбили заниматься росписью, то лучше всего купить в художественном салоне раздвижные рамы для батика, они позволяют настраивать рамку под определенный размер. Обычная рамка лишена таких преимуществ и вместо одной, вам придется каждый раз заказывать новую раму под каждый размер.
Воск для батика
Я на работе использую смесь пчелиного натурального воска и парафина в пропорции 1:3. Если использоваться исключительно воск, то это и дорого и воск слишком пластичный, трудно добиться эффекта кракле (трещин) на ткани. Если же использовать только парафин, то это приведет к излишнему растрескиванию, что также плохо скажется на качестве работы. Оптимальным соотношением является смесь воска с парафином.
Емкость для плавления воска
Воск растапливается на водяной бане, соответственно для работы потребуется электрическая плитка, старая кастрюлька и металлическая емкость с воском. В идеале использовать термостатный тигль для воска, однако можно пользоваться и водяной баней, при этом придется контролировать нагрев, периодически понижая температуру на плитке и вовремя доливать воду.
Кисти для воска
Кисти для воска должны быть жесткими, поэтому для работы лучше всего подойдут щетинные кисти. Работать можно кистями разнообразной формы, получая тем самым всевозможные художественные эффекты – тонкие и толстые линии, набрызг, точки, фактуры.
Чантинг
Чантинг – специальный инструмент для получения тонких линий, представляет собой металлический резервуар с носиком, закрепленный на деревянной ручке. Чем меньше диаметр отверстия носика чантинга, тем тоньше линия. Также существует аналог чантинга – электрический штифт-батик, который можно приобрести в Центре Батика Сергея Давыдова. Воск помещается в стержень, который подключен к термостату и поддерживает заданную температуру воска, что очень удобно.
Штампы
Штампы используют для получения одинаковых многократно повторяющихся деталей, образующих раппорт. Можно использовать покупные штампы, а также любой подручный материал. Например, узор можно вырезать из сырого картофеля или из обычного ластика. Штамп погружается в горячий воск, а затем отпечатывается на ткани.
Краски
Краски активные (закрепляются путем запаривания) или акриловые для батика (закрепляются путем проглаживания утюгом). Активные красители предварительно необходимо готовить, этому процессу будет посвящения отдельная статья с экспериментальными примерами.
Другие материалы:
— старый утюг для удаления воска с работы по завершении росписи
— фен с холодным воздухом для просушки слоев росписи, горячий воздух использовать нельзя, так как воск может растопиться прямо на ткани, что испортит изделие;
— кисти беличьи и синтетические для нанесения краски;
— кипа газет для снятия воска с работы;
— баночка для воды, палитры-тарелки для замешивания колера, тряпки для снятия излишков краски с кисти.
На сайте вы можете ознакомиться с применения батика на бумаге в статье Батик на бумаге