- Вышивка крестом на тканях: какой материал лучше подходит
- Что собой представляет ткань для вышивания
- Виды канвы и особенности ее использования
- Накладная канва
- Пластиковая канва
- Канва Аида
- Вышивка на полиэстере
- Перфорированная бумага
- Мережка (хардангер)
- Хлопок
- Смешанные тканевые основы
- Подбираем полотно для вышивания по производителю
- Вышивка
- Из истории
- Виды вышивки
- Инструменты и материалы
- Ткань
- Пяльцы
- Мулине
- Ножницы
- Перевод рисунка на ткань
- Закрепление нити
- Декоративные швы
Вышивка крестом на тканях: какой материал лучше подходит
В наше время очень популярный такой вид творчества как рукоделие, особенно вышивание. Для того, что бы работа получилась красивой и качественной нужно знать какую ткань используют для вышивки. Так как называется ткань для вышивки — далее в статье.
Что собой представляет ткань для вышивания
Ткань для вышивания это основа под вышивку любым способом — крестом, бисером, гладью, хардангер и т.д. Сама по себе полотно для вышивки может быть разных видов, которые различаются между собой фактурой и составом. Правильно выбрать полотно для вышивания это один из самых важных этапов перед началом работы. Только если не ошибиться работа будет выглядеть так, как хотелось бы. От обычной ткани материал для вышивки отличается большим количеством клеточек, ка углу каждой находятся отверстия. Чем мельче клетка, тем меньше будет выглядеть финальная работа.
Что за материал
К слову, к каждой ткани нужно еще уметь подобрать мулине, что бы не было просветов. Тонкая нитка на крупной канве подойдет только если по задумке нужно получить ажурную ткань. Для рукодельниц сейчас предоставлен неимоверный выбор тканей. Наиболее популярная — Aida — она самая универсальная и лояльная по стоимости. У всех тканей есть своя маркировка, поэтому даже начинающие вышивальщицы смогут быстро разобраться и понять, что им надо. Между прочим вышивать можно и на обычных тканях, чтобы украсить, например, платье или сумочку, но тогда понадобится растворимая или накладная канва.
Разнообразность выбора
Виды канвы и особенности ее использования
Как уже было сказано выше — выбор канвы сейчас практически безграничен. Несмотря на то, что есть варианты универсальных тканей — все равно рукодельницы любят экспериментировать и выбирать то, что лучше подходит для их работ. Все полотна различаются между собой своим прямым назначением, свойствами, размерами. Поэтому для каждой, кому нравится вышивка будет полезно знать как выбрать ткань для вышивки крестиком и не только.
Накладная канва
На вопрос: на какой ткани вышивают крестом? Можно смело сказать: на канве. Накладная канва подходит на те случаи, когда нужно сделать вышивку на изделиях, которые не предназначены для этого. Техника вполне простая — на изделие накладывается такая канва, а затем вышивается рисунок, как обычно по клеточкам. После того, как вышивка завершена — канва убирается.
Есть 2 вида накладной канвы: обычная и водорастворимая. Первая удаляется за счет выдергивания ниток, вторая замачивается на 10 минут в теплой воде и растворяется самостоятельно. В обоих случаях на ткани остается чистый рисунок без всяких намеков на канву. Ее очень удобно применять для вышивки крестом на любой трикотажной одежде, кошельках, сумках и т.д.
Накладная канва
Пластиковая канва
Пластиковая канва на ощупь очень твердая. Ее особенность — это возможность держать форму и не гнуться. Есть обычная пластиковая канва — она совершенно не гнется, очень удобна для вышивания открыток или игрушек на елку. Второй вид — это виниловая канва, она также тверда, но при этом имеет возможность сгибаться. Из виниловой канвы можно делать красивые кошельки, клатчи, обложки для телефонов, документов, закладки и т.д. Оба вида канвы имеют преимущество — при обрезании ткань не сыпется. Т.е. на полотне для вышивания можно делать абсолютно любую вышивку, которая в итоге требует вырезки.
Пластиковый вариант
Канва Аида
Aida — это ткань которая по истине считается одной из самых популярных. Пожалуй нет ни одной вышивальщицы, даже начинающей, которая бы не слышала о ней. Аида, как правило — это полотно из 100% хлопка. Изначально ее делала только известная немецкая фирма Zweigart. Однако цена у немцев довольно высока. Не так давно на рынке появилась Аида венгерского происхождения, но по лицензии Zweigart. Второй вариант на порядок бюджентее. Особенность Аиды — это плетение 4*4 продольных и поперечных нитей, при этом они образуют четкие и ровные квадраты. Аидой комплектуют большинство наборов для вышивания.
Канва Аида
Этот вид канвы появился почти 130 лет назад и по сегодняшний день уверенно держит свои позиции. Многие компании для заработка стали всю свою канву плетения 4*4 называть Аидой, но качество может не соответствовать ожиданиям.
У этой канвы есть большое количество разновидностей, которые отличаются между собой размером клеток. Самые популярные виды это Aida 14, Aida 16, Aida 18. Цифра означает количество ячеек на 1 дюйме ткани. Чем выше номер, тем мельче получается рисунок. Как правило на маленьком каунте получаются очень хорошо детализированные картины.
Кроме перечисленных иногда можно встретить Aida 7, Aida 20, Aida 22, но они используются крайне редко. На вопрос как называется ткань для счетной вышивки можно смело говорит Aida.
Пример готовой вышивки
Вышивка на полиэстере
Полиэстер представляет собой очень популярный материал, в составе которого исключительно синтетические материалы. Используется разных сферах производства за счет своей дешевизны, яркости, износостойкости. На полиэстере более распространена машинная вышивка.
Вышивка на полиэстере
Перфорированная бумага
Представляет собой прочную бумагу, на которой равномерно расположены отверстия. По размеру чаще всего она соответствует Аиде 14. Это хороший вариант ткани для вышивания крестом и бисером. Для того, чтобы бумага была максимально прочной часто ее еще дополнительно пропитывают специальным раствором. Несмотря на твердость она вполне хорошо режется обычными ножницами.
Сминать в руках для удобства в работе ее нельзя, потому что полотно травмируется. Вышивать желательно не более, чем в 2 нити. Как правило в рукодельных магазинах такая бумага отдельно не продается, она идет сразу в наборах. Соответственно инструкция по вышиванию всегда прилагается. По завершении работы отступается 1 ячейка от края и изделие вырезается. Чтобы край выглядел опрятно — можно его вышить лентой или кружевом. Чтобы закрыть изнанку популярностью пользуется фетр.
Перфорированная бумага
Льняные ткани считаются одними из лучших. Во-первых они полностью натуральные, во-вторых прочные, а в-третьих очень благородно выглядит. На льне активно вышивают крестом, гобеленом, шовчиками и в технике хардангер. Для получения хорошего изображение на льне вышивка идет через 2 нити. Обычно эти ткани отличаются большим каунтом. Самые популярные Cashel 28, Belfast 32, Newcastle 40. Кроме этого можно встретить лен 18, 25 и 26 каунта.
Мережка (хардангер)
Ткань из 100% хлопка. На таком полотне ячейки образуются переплетением 2*2. Визуально четкие квадраты не очень хорошо просматриваются из-за того, что нити е закреплены между собой. На такой ткани хорошо вышивать как картины, так и обычные декоративные узоры. Швы на таком полотне получаются очень мелкими, вышивать лучше в одну ниточку или в две, но стежок должен быть гобеленовый. Такая основа подходит исключительно для опытных рукодельниц, т.к. довольно не проста в работе.
Хлопок
Такое название для вышивальных тканей очень обширное понятие. Практически в каждом виде канвы есть варианты из 100% хлопка. Хорошо он в первую очередь своим натуральным составом и экологичностью. Такие ткани хороши для мулине, очень прочные, легкие в уходе и не привередливы в работе, к тому же имеют очень демократичную стоимость.
Шелковое полотно очень элегантное, мелкое и тонкое. Именно по этой причине оно лучше всего подходит для ювелирной вышивки. Например кулоны, кольца, браслеты. Рисунок получается очень мелким. Такие работы обычно вышиваются из небольшого спектра цветовой гаммы.
Смешанные тканевые основы
Такие ткани можно легко спутать с льном, однако если их сравнивать, то на ощупь они гораздо хуже. Соответственно ценник на них на порядок ниже. Есть несколько популярных видов смешанных тканей:
- Floba (70% вискозы и 30% льна) — не имеет никакого разнообразия в окрасах, исключительно натуральный и неравномерный, используется для сумок, скатертей и т.д. Встречается 14, 18 и 25 каунт.
- Quaker Cloth 28 (45% хлопка и 55% льна) — очень похож на натуральные льняные ткани, большой выбор расцветок, вариант каунта только один — 28.
- Brocade — Quaker Cloth 28 (48% хлопка и 52% льна) — особо не отличается от предыдущего за исключением цветовой гаммы — только пять пастельных оттенков.
- CarrickFineLinen 45 (45% хлопка и 55% льна) — белая канва с 45 каунтом, идеально подходит для мелкой вышивки, иногда используется для пошива одежды под вышивку.
Подбираем полотно для вышивания по производителю
Если говорить о производителях полотен для вышивки, то в целом их не так много. Безусловным лидером является немецкая канва Zweigart — она хорошо ведет себя в работе, не боится стирки, никогда не деформируется и не полиняет, аналогов ей нет. Единственный минус — это высокая стоимость тканей этого производства. Более бюджетная, но качественная канва венгерского производства, а если брать совсем эконом-варианты, то это Беларусь и Украина. В последнем случае нужно быть готовым к тому, что в работе ткань может поменять свой вид или же выцветет со временем.
Немецкая канва Zweigart
Из всех вариантов каждая вышивальщица абсолютно точно знает как называется разная ткань для вышивки, сможет найти свой идеальный вариант и разобраться, на какой ткани вышивают крестом, а на какой лучше применить другую технику.
Вышивка
Из истории
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Девочка семи — восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица — символизировала приход весны.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской — Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с «отметками», то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название «репей» или «орепей». Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.
В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.
Виды вышивки
Вышивки выполняются либо по счету нитей ткани, либо свободно по предварительно нанесенному контуру рисунка.
Счетные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчет нитей. Еще проще делать счетные вышивки на специальной вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на ровные квадратики. Счетные вышивки (к ним относятся большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путем выдергивания нитей, и вышивки по целой ткани, называемые также глухими. Строчевых швов и вышивок насчитывается большое количество. К ним относятся все мережки, строчка-перевить, цветная перевить, гипюры, стяги. К глухим швам относятся крест, роспись (часто называется полукрест). Различные виды счетной глади: набор, прутик, косичка, косая стежка и другие.
Счетными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями).
Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях: шелке, бархате, шерстяных тканях. Чаще всего они применяются для воспроизведения растительного орнамента. К свободным вышивкам относятся тамбур, ришелье, гладь.
Свободные швы иногда выполняются в соединении со счетными швами.
Инструменты и материалы
Для выполнения вышивки необходимо приготовить ткань и нитки, набор игл, пяльцы, ножницы. Различный вид вышивки требует и различного материала: ниток матовых или блестящих, шелковых, крученых или мягких. Все зависит и от материала, и от узора, и от жанра вышивки. Ну и наконец,чтобы вышить чудесную картину крестиком, вам, конечно же, понадобятся терпение и усидчивость.
Ткань
Вышивать можно на любой ткани, но некоторые виды вышивки лучше выполнять по ткани с четко различимым переплетением.
К примеру, для счетной вышивки всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно. Или используют специальную ткань — канву. Она может быть совершенно различной. Так называют любую основу, служащую для формирования узора, либо уже несущая его на себе. Под это определение может попасть даже обыкновенная ткань, если на нее планируется вышивка рисунком.
Канва — это сетчатая хлопковая, льняная или смешанная по составу ткань, а также основы из других материалов. Вышивка по канве возможна в любой технике, будь то счётный крест, несчётный крест, гладь, гобеленовый шов, ковровая техника, для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и много другого.
Канва бывает нескольких видов: равномерного и неравномерного переплетения, пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде, страмин.
Наиболее удобна для вышивки счетным крестом канва Aida, состоящая из 100% хлопка. Её полотно представляет собой основу из жёстко переплетённых нитей 4×4, образующих чёткие квадраты. Крестики на такой ткани без особых усилий получаются ровными и красивыми.
Канва Аида бывает с разным числом переплетения нитей. Аида с 8 и 11 нитями в дюйме (это 32 и 43 клетки на 10 см соответственно) удобна для детей и начинающих вышивальщиц, так как квадраты у нее крупные и считать их легко.
- Канва Аида 14 -это канва с 14 нитями в дюйме (55 клеток на 10 см) считается одной и самых популярных и удобных тканей для вышивки крестом.
- Канва Аида 16 и 18 -соответственно с 16 и 18 нитями в дюйме (63 и 70 клеток на 10 см соответственно) позволяет более четкую передачу деталей, но требует повышенного внимания и аккуратности.
- Канва Аида 20 – это канва с 20 нитями в дюйме (79 клеток на 10 см) подходит для мелких работ, выполняемых гобеленовым стежком.
Канва равномерного переплетения не имеет чётко обозначенных квадратов для стежков, поэтому вышивать по ней труднее. Однако вышивка на такой канве смотрится лучше, так как свободная от вышивки часть канвы остаётся однородным полотном без дырочек и ячеек. Вышивают на такой канве через 2 нити, отсчитывая их по горизонтали и вертикали.
Канва неравномерного переплетения состоит из льна или смесей льна с другими материалами. Нити такой канвы неравномерной толщины, что отличает их от канвы равномерного переплетения.
Пластиковая канва применяется для вышивки и изготовления различных изделий, которые должны очень хорошо держать форму (уголки на компьютер, ёлочные игрушки, шкатулки и др.).
Накладная канва используется для вышивки на ткани, не имеющей постоянного числа нитей на единицу длины, либо слишком мелкого переплетения для счёта. Её используют для вышивания на одежде, постельном белье, сумках и прочих предметах. Такая канва подразделяется по способу удаления после окончания работы на водорастворимую и удаляемую, то есть выдёргиваемую.
Страмин обычно используют для вышивания подушек и ковриков счётным крестом, в гобеленовой технике или в ковровой технике. Немецкая фирма Zweigart & Sawitzki выпускает особо жёсткий хлопчатобумажный страмин Magic Canvas (англ. волшебная канва). Его жёсткость (нити не распушиваются даже на линиях обрезка) и яркие цвета позволяют применять его для небольших сувениров с частичной вышивкой: ёлочных игрушек, чехлов для очков и мобильных телефонов, декоративных элементов.
Для вышивания используют специальные иглы, они подразделяются на острые и тупы, односторонние и двусторонние, так же имеют различия по толщине.
Острые иглы используются для вышивания по плотной ткани.
Тупые иглы используются в вышивке крестом и в других видах вышивки, где ткань имеет специальную разряженную структуру. Затупленный конец иглы позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить ткань или уже готовый крестик.
Все иглы имеют большое ушко для удобного вдевания двух и более нитей.
Двусторонние иглы удобно использовать, когда для работы Вы используете раму, которую не нужно поддерживать руками. В этом случае одна рука у Вас находится под вышивкой, другая над ней, иглу не приходится переворачивать, а руку не приходится переносить с одной лицевой стороны на изнанку. Это существенно экономит время и облегчает труд.
Также иглы различаются и по размерам, каждый из которых лучше всего подходит к канве с определенной плотностью плетения.
Игла должна свободно проходить через ткань, не оставляя за собой видимых дырок.
Пяльцы
Во время работы ткань должна быть хорошо натянута, что делает вышивание более легким и быстрым, а работу более ровной и аккуратной. Для этого следует использовать специальные пяльца для вышивания.
Самые простые и распространенные -это круглые пластмассовые пяльцы с пластмассовым винтом, выпускаются различных размеров. Их использование довольно простое: на меньший обруч кладут ткань, слегка натягивают, сверху кладут второй обруч с винтом и слегка затягивают винт, затем снова натягивают ткань и затягивают винт окончательно. В процессе вышивания натяжение ткани слегка ослабевает, поэтому нужно периодически ее подтягивать. Если рисунок не помещается в пяльцы целиком, то их перемещают во время работы.
Мулине
Наиболее часто в работах применяются два вида ниток для вышивания – мулине и шерсть.
Первые изготавливаются из 100% хлопка.
Мулине – это прочные и яркие нити, современные методы окрашивания позволяют добиться невероятного богатства оттенков, благодаря чему при вышивании может использоваться с десяток тонов одного цвета.
Работы получаются более реалистичными, а переходы цвета – более плавными и незаметными.
Иногда в хлопковую нить добавляют вискозу – с таким мулине сложнее работать, оно сильнее скользит, но зато отличается ярким блеском, что очень выгодно смотрится в комбинации с обычным мулине.
Еще разновидности – металлизированная нить для вышивания, нить, светящаяся в темноте, и неоднородно окрашенная нить. Ниточки первого и второго типа при работе принято комбинировать для удобства с простым мулине подходящего оттенка.
Неоднородно окрашенная нить может быть как различных цветов, так и передавать оттенки одного цвета. Эти виды нитей позволяют добавить работе выразительности, сочетаясь с обычным мулине.
Другие нитки для вышивания, шерстяные, не так блестящи, как мулине, и в работе более капризны.
Но картины, вышитые шерстью, получаются более контрастными и яркими, шерсть незаменима при вышивке подушек.
Главное, что нужно помнить при работе с такой нитью – она должна быть не очень длинной, иначе шерсть будет перетираться.
Ножницы
Здесь все просто. Инструмент нужный важный и полезный. Они всегда должны быть под рукой. Острые лезвия и небольшой размер — очень важные параметры. Это легко понять в процессе вышивания, поскольку аккуратно обрезанные кончики мулине являются залогом аккуратной работы в целом. Существуют, конечно, ножницы-цапли и с позолоченными ручками, но нам вполне подойдут обычные с тупыми концами. А еще хорошо запастись и маленькими ножничками — ими удобно подцеплять и разрезать неверно сделанные стежки.
Перевод рисунка на ткань
Существует несколько приемов перевода рисунков на ткань.
1. Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу — наиболее распространенный, быстрый и простой способ. Ткань расстилают на столе или на гладкой доске, сверху кладут копировальную бумагу. На нее накладывают рисунок и закрепляют кнопками или булавками. Остро отточенным мягким карандашом обводят линии рисунка. На ткань темных тонов рисунок переводится так же, как через копировальную бумагу, с той лишь разницей, что вместо копировальной бумаги берут бумагу, натертую мылом.
2. Перевод рисунка на ткань при помощи тонкой бумаги. Тонкую бумагу с рисунком приметывают на толстую цветную ткань или бархат. Затем частыми мелкими стежками прометывают все линии узора. После этого бумагу обрывают и на материале остаются контуры узора.
3. Перевод рисунка на ткань с помощью прозрачной ткани. Для перевода узора на полотно-основу можно использовать тонкую прозрачную ткань. Прежде всего, с помощью туши на ее поверхность наносят рисунок, предварительно вычерченный на кальке. Кальку снимают, а материю с узором укладывают на ткань-основу. Все закрепляют на деревянной доске и затем обводят линии рисунка с помощью остро заточенного карандаша. Такой способ перевода узора рекомендуется применять при работе с плотными тканями.
Закрепление нити
Выполняя декоративные швы, а иначе говоря – вышивая, не следует делать закрепительных узлов. Для того чтоб начать какой-то декоративный шов, следует ввести в ушко иглы нить, сложенную вдвое. Проследите за тем, чтоб тот край, на котором есть петля, образованная сгибом нити, оказался длиннее. Первый прокол ткани всегда выполняйте с лица работы от себя во внутрь, как бы на изнанку. Тут же, не проталкивая иглу до конца, выведите ее кончик в этой же точке но уже на себя. Затем протяните иглу и попадите ею в петлю на конце нити. Протяните нить до конца – вы закрепили ее на ткани, но без узелка.
Декоративные швы
Вышивка редко выполняется каким-либо одним швом; Обычно в одном узоре применяются различные виды швов. Это придаёт вышивкам нарядность и разнообразность. Для вышивки используют разнообразные декоративные швы. Самыми древними считаются простые швы, к ним можно отнести контурные — «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и другие.