Календарно тематическое планирование по батику

Перспективный план дополнительного образования «Батик»
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Воспитание творчества у детей дошкольного возраста через дополнительное образование «Батик»

Скачать:

Вложение Размер
plan_kruzhka_batik.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных — дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, — немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Актуальность данной программы — практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, элемент одежды и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);

Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия .Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;

Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;

Воспитание зрительской культуры;

Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

Список детей, посещающих кружок:

Расписание и режим работы:

Еженедельно вторник-четверг 15.30-16.00

К концу учебного года дети должны знать:

Разнообразие материалов и изобразительные средства;

Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно — прикладного творчества;

Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);

Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;

Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;

Сознательно выбирать средства выражения замысла;

Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

Л.Ковалицкая «Батик .методика занятий с детьми 5-6 лет»

Рабочая программа росписи по ткани «Батик»

Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»

Рассмотрено и рекомендовано Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

к реализации МС, протокол № ____ __________________ директор МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ

от «_____» ____________ 20 ____ г зам. директора по УВР имени Г.И.Замаратского»

руководитель МС _______________ ФИО ____________ Е. С. Калениченко

ФИО приказ № ____ от «____» _____ 20___

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно – эстетической направленности

Детского объединения «Юные художники»

на 2016 – 2017 учебный год

Возраст обучающихся — 12-18 лет

Срок реализации программы – 1 год

Педагог дополнительного образования

МКУ ДО «ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского»

г. Железногорск — Илимский

Дополнительная общеобразовательная программа «Батик» — программа художественно-эстетической направленности .

В основу данной программы положена программа Бариновой Т.А. «Батик», но отличается от неё количеством учебных часов, т.к. является предметом по выбору для обучающихся Художественной студии «Центра развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского».

Общее с программой Бариновой Т.А. «Батик» – использование базовых теоретических основ.

Программа составлена в соответствии с нормами, установленными законодательной базой ( нормативно-правовая база, на основе которой была разработана программа, приведена в «Положении о дополнительной общеобразовательной программе Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»») и на основе имеющихся знаний, умений и навыков педагогов Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского», их личностного опыта работы с учащимися по освоению дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности.

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно уделяют внимания художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Занятия по художественно-творческой росписи ткани имеют огромные возможности для развития у детей творческого воображения, фантазии. Этот вид декоративно-прикладной деятельности доступен не только для одаренных детей, им могут заниматься дети школьного возраста. Ребенок начинает чувствовать себя автором создания конкретных предметов (галстук, платок, шарф), выполненных, например, способом узелкового батика. Дети создают продукт своего творчества, который доставляет радость всем.

-Отличительные особенности данной программы

Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность

Программа «Батик» позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности

Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства, помогает решить проблему выбора ребенка вида изобразительного искусства. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Основа программы — изучение и овладение основными приемами росписи по ткани, знакомство с общими сведениями о батике, областью применения, особенностями используемого в работе материала, обучение навыкам в пользовании основными инструментами, выполнения спецэффектов и способам устранения ошибок.

Обучение предполагает творческий подход, развитие фантазии и художественного воображения.

Настоящая программа предполагает персонифицированный подход к обучающимся, способствует развитию креативности ребенка, его творческой самостоятельности. В результате осуществляется целенаправленное, целостное, системное обучение, позволяющее осмыслить динамику развития и полученные результаты.

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Поскольку деятельность объединения направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс основывается на концептуальных принципах:

принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями ;

принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной концепции и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом ;

принцип гуманности . В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский );

принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок ;

принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты ;

принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов;

принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства.

Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью, индивидуальных результатов обучения.

В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом.

Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики обучающегося.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми.

Психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат- это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности — создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:

установление личных контактов;

б) подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

в) этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;

г) предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

д) аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;

ж) внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Программа рассчитана на обучающихся от 12 до 18 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.

-Объем и срок освоения

Срок обучения — 1 год, занятия проводятся по одному учебному часу в неделю.

-Формы обучения — очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).

— Особенности организации образовательного процесса

Прием на обучение проводится на основании заявления родителей (законных представителей ребенка).

Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки.

В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 8 -10 человек.

Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

В ценностно-эстетической сфере — воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни , знать культуру своего народа, основ культурного наследия других народов .

В познавательной сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных технологиях росписи ткани; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи, театры, дизайн и др.);

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;

Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.

В познавательной сфере — познакомить детей с историей возникновения и развития батика, различными способами окраски ткани, умение различать основные виды росписей по ткани и их отличительные особенности, способствовать усвоению детьми теоретических знаний, обучать практическим умениям и навыкам в искусстве художественной росписи ткани.

В ценностно-эстетической сфере — формировать положительные мотивации к творческой деятельности, умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу, осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных, формировать такие качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность по отношению к окружающим

Читайте также:  Брошь бисером морской конек
Оцените статью