Калейдоскоп техника лоскутного шитья

Лоскутная техника «калейдоскоп»

Сегодня предмет нашего внимания — лоскутная техника «калейдоскоп». Признавайтесь, кто в детстве не был заворожен трубочкой со стекляшками, меняющими свой узор при каждом повороте? Что ж! У вас есть возможность поэкспериментировать с тканью.

Техника «калейдоскоп»: суть и варианты

Что же представляет собой лоскутный калейдоскоп? Это узор, состоящий из однотипных геометрических фигур, каждая из которых в свою очередь состоит из некоторого количества одинаковых по форме и рисунку фрагментов.

Самый распространенный тип калейдоскопов – это гексагоны, или шестиугольники.

Гексагоны очень устойчивая, абсолютно симметричная форма, приятная глазу человека и часто встречающаяся в природе (пчелиные соты, луковичные цветы типа лилий и нарциссов). Эти многоугольники легко штабелируются, то есть соединяются между собой в многорядные и многоэтажные конструкции без дополнительных элементов.

Гексагон в калейдоскопе разбит на 6 секторов-трегольников с углом 60°. Все сектора имеют абсолютно идентичный рисунок, за счет чего получается эффект цветочной розетки.

Справедливости ради надо заметить, что есть калейдоскопы других форм.

Например, октагоны. В них 8 секторов, и это треугольники с углом 45°. Чтобы соединить такие восьмиугольники в полотно, нужно достроить их до квадрата, то есть потребуются дополнительные угловые треугольнички.

Калейдоскоп может быть и квадратным, состоящим из 4 квадратиков с одним рисунком. Их шить просто, но они, как по мне, не такие впечатляющие.

И конечно, принцип калейдоскопа можно применить в звездах, 6- или 8-конечных: достаточно выкроить нужное количество ромбов с идентичным рисунком.

Есть мастера, которые без устали работают исключительно в этой технике. Брюс Сидс (Bruce Seeds), архитектор из Техаса, создает невероятные квилты из гексагонов. Ими можно полюбоваться на его сайте в фотогалерее.

А вот Пола Надельстерн (Paula Nadelstern) использует принцип калейдоскопа в создании более сложных конструкций с кругами, спиралями, многоуровневыми снежинками. Ее шедевры здесь.

Выбор ткани для «калейдоскопов»

Лоскутные калейдоскопы выполняются из одного вида ткани. В общих чертах: мы изрезаем весь отрез в лоскуты и потом сшиваем заново в другом порядке, получая новое полотно. Это практически безотходное производство.

Надо понимать, что для этой техники подойдет не каждая ткань.

Ткани, непригодные для техники «калейдоскоп»

  • Сразу же вычеркиваем однотонные. Это понятно без комментариев. Нет узора – нет калейдоскопа.
  • Совершенно не подойдут ткани с мелким однообразным рисунком: горох, точка, клетка, полоска, мелкие цветочки, невнятные батиковые разводы или акварельные пятна. В лоскутном шитье они часто выполняют роль фоновых и по сути приближаются к однотонным.
  • Также не годятся ткани с сильно разреженным рисунком. Проще сказать, если цветы на ткани находятся друг от друга через полметра, а между ними – однотонный фон, то качественного калейдоскопа из такого сырья не получишь.
  • Ну и очень крупный рисунок тоже не для нас. Мы же будем резать небольшие лоскуты, и может статься, что в раскроенном элементе не попадется ни одной завитушки или значимой детали узора.

«Правильные» ткани

  • принтованная ткань,
  • рисунок среднего размера, яркий и витиеватый, с хорошим наполнением, с многоцветьем, с небольшим количеством фона между элементами.
  • Подойдут цветы-букеты средней величины, узоры в стиле «гжель» и «пейсли», сложные орнаменты, а также сюжетные принты с фигурками и предметами.

Мастер-класс «Калейдоскоп» пошагово

Покажу и расскажу, как я шила одеяло в технике «калейдоскоп». Самое смешное, что шить я его не планировала. Просто увидела в магазине подходящую ткань – вот оно! – и все завертелось.

Раскрой

Для начала определяем раппорт ткани.

Назначаем опорную точку – какой-нибудь заметный лепесток или завитушку.

Взглядом ведем линию до места, где возникает повтор,то есть до следующей опорной точки.

Измеряем расстояние между ними. Это и есть размер раппорта. Дальше действуем исходя из этой величины.

Отрезаем 6 одинаковых кусков-раппортов – по количеству сегментов калейдоскопа.

Прикидываем на глаз, какого размера будут сектора-треугольники. От этого зависит, на сколько рядов вам придется разбить раппорт.

В моем случае раппорт был равен 42 см. Я решила, что разобью его на 3 ряда. То есть высота моих треугольников с припусками = 42 ÷ 3 = 14 см.

Следующий этап можно опустить, практического значений он не несет, но мне хотелось посмотреть, какого размера будет треугольник в готовом виде.

Я нарисовала шаблон на бумаге, отчертила по краям припуск 0,75 см и вырезала серединку. Получился шаблон-рамка.

Подвигала его по ткани, посмотрела, какие узоры будут попадать в зону видимости. Результат меня порадовал, и я приступила к раскрою.

Расчерчиваем маркером один отрез. Сперва на ряды шириной 14 см, по направлению нити утка. Затем при помощи разметки на линейке в 60° разбиваем площадь на треугольники.

Следующий этап требует аккуратности. Вам нужно совместить все 6 отрезов, чтоб рисунок на них совпал. И не приблизительно, а абсолютно точно. Как это сделать? При помощи булавки.

Складываем отрезы друг на друга, пока не заморачиваясь точностью. Находим заметную точку на рисунке. Накалываем булавкой первый слой, а потом, как шашлычок, нанизываем все остальные 5 слоев, попадая острием именно в эту точку.

Повторяем эту операцию много раз. В идеале булавку надо вколоть в каждый треугольник расчерченной сетки. Тогда при раскрое детали не рассыплются.

И вот вам еще прекрасный полезный ролик об этом этапе от одесской мастерицы Александры Захарчук.

После скалывания можно кроить по разметке. Каждая стопочка треугольников – набор для одного «калейдоскопа».

Техника «калейдоскоп», увы, имеет небольшой изъян – невозможность рассчитать заранее, сколько ткани понадобится. Тут все зависит от ширины ткани, от размеров раппорта, от высоты треугольников. Но вы же помните золотое правило квилтера: «Покупай ткань с запасом»?

Если с первого раза нужного количества «калейдоскопов» не набралось, то повторите весь процесс еще разок.

А дальше начинается волшебство, баловство и собственно творчествО.

Примерка и сборка

Берем набор треугольников и начинаем их раскладывать.

Прелесть в том, что треугольники 60° – равносторонние, и поворачивать их можно любой стороной. Самая большая проблема – выбрать наипрекраснейший вариант из 3 прекрасных.

Можно разложить все одеяло полностью, главное не «залипнуть» на этом этапе.

Сборка не сложна. Сшиваем полугексагоны из 3 треугольников. Раскладываем их по задумке и сшиваем в полосы. Затем полосы между собой. К сожалению, у меня не сохранилось фоток сборки, но выглядит это примерно так.

Ну а потом все по обычному сценарию: сборка сэндвича, стежка, окантовка. Я, кстати, решила свои гексагоны дополнительно обшить в цветные рамки каждый, получилось очень контрастное, по-восточному яркое изделие.

Если интересно, то эпопею со стежкой этого шедевра размером кинг-сайз можно почитать в моем блоге.

На этом, пожалуй, завершу рассказ. Для точности стоит отметить, что есть не только техника калейдоскоп, но и отдельные лоскутные блоки с таким названием. Но это будет уже совсем другая история.

Понравилась статья? Поделитесь, пожалуйста, изображением ниже на своей замечательной доске в Pinterest!

Калейдоскопы и мозаики в лоскутном шитье по бумаге

Английское шитье по бумажным шаблонам: пэчворк-техника Соты

Техника Соты или, как ее еще называют, Бабушкин Сад хороша тем, что для нее можно использовать самые разные ткани и обрезки и кроить в любом направлении. Главный ее секрет в том, что шитье осуществляется по бумажной основе — шестигранному шаблону. Шестигранник любого размера можно сделать с помощью циркуля из плотной бумаги или картона. Очень выручает «бумага для заморозки» — или шаблоны крепятся к ткани с помощью наметки. Затем шестигранички сшиваются друг с другом вручную, после чего бумага вынимается, а готовый сэндвич простегивается на пяльцах.

Хороший мастер-класс по этой технике: пэчворк на бумажном шаблоне

Что можно сшить из шестигранников в лоскутной технике Соты (Бабушкин Сад)?

Да что угодно: сумки, кошельки, подушки, игольницы, коврики, салфетки, занавески, органайзеры, панно, лоскутные одеяла. Хаотичный набор оттенков дает забавное пестрое полотно, центровая комбинация — разноцветные цветочки (отчего и пошло название Бабушкин Сад), а некоторые умельцы выкладывают из шестиугольников целые сложные мозаики! Но об этом — в следующей публикации.

Техника шитья из гексагонов с крейзи-пэчворком

Вначале шьются и простегиваются блоки в стиле крейзи-квилтинг , затем они обрезаются до шестигранников и обшиваются бейкой. Получаются готовые совершенно одинаковые по размеру гексагоны, которые уже могут выполнять самостоятельную функцию (например, быть салфетками, подставками под горячее, прихватками). Но их еще можно и сшить друг с другом, чтобы сделать что-то более масштабное. Бумажные шаблоны в этом случае не понадобятся, т.к. блоки сами уже достаточно плотные и ровные.

Шитье по бумажным шаблонам для продвинутых — калейдоскопы и мозаики

А теперь рассмотрим пример очень сложной лоскутной сборки на основе бумажных шаблонов. Эти мозаики и калейдоскопы кажутся просто нереальными для выполнения! На самом деле — весь фокус в предварительном нанесении рисунка на бумагу. Вырезанные маленькие фрагменты мозаики служат выкройками, а сложный рисунок собирается из цветных лоскутков по принципу, описанному в шитье по бумажным шаблонам . Все элементы методично и кропотливо сшиваются вручную.

Калейдоскопы Брюса Сидса

Брюс Сидс — художник, создающий квилты в технике «калейдоскоп».

Для создания одного квилта (большого стеганого лоскутного покрывала) он использует всего лишь одну ткань с крупным рисунком, режет ее на равносторонние треугольники, сшивает и простегивает.

Ниже привожу подборку фото работ и рядом ткань из которой это создано.

Неправда ли завораживает? А сколько работы.

The Ring

Snow day

The Force

Bloom

Paisley

Music

Geologic

Galactic

С обратной стороны квилта мастер пришивает фрагмент исходной ткани:

Читайте также:  Образуйте множественное число от существительного шило
Оцените статью