- Носань Т.М. — Женские головные уборы в творчестве мастериц Карелии [2006, PDF, RUS]
- Национальный костюм карелов (фото)
- Карелы: особенности национального костюма
- Ткани, цвета, крой
- Женский национальный карельский костюм
- Одежда
- Головной убор
- Обувь
- Мужской национальный костюм
- Карельская вышивка
- Карельская вышивка — это лён и хлопок, красное и белое. А еще — золото и серебро по парче и бархату. Скромные геометрические мотивы и богатые узоры с фигурами людей и животных. Видов вышивки в Карелии столько же, сколько народов, ее населяющих. О рукоделии, которое получало награды Парижской выставки и до сих пор остается брендом республики, — в новом выпуске «100 символов Карелии».
- Кто и зачем вышивал в Карелии
- Что и как вышивали в Карелии
- Заонежье
- Олонец
- Беломорье
- Как живет вышивка сегодня
Носань Т.М. — Женские головные уборы в творчестве мастериц Карелии [2006, PDF, RUS]
Категория: | Традиционная одежда |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 5 164, фото: 1
Год: 2006
Автор: Носань Т.М.
Жанр: Учебно-методическое пособие. Народное искусство.
Издательство: Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ
ISBN: 5-8021-0541-0
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 39
Описание: «Материалы пособия имеют практическую направленность — оказать методическую помощь учебным заведениям в пополнении содержания программ по вышивке на отделениях декоративно-прикладного искусства. В разделах пособия отражена технология вышивания девичьих и женских головных уборов, отражающая традиционное искусство Карельского края. В приложении представлены дипломные и семестровые работы студентов, выполненные в традиционной технике и вошедшие в методический фонд отделения декоративно-прикладного искусства.
Этот опыт осмысления методологических и теоретических аспектов в преподавании специальной дисциплины будет интересен преподавателям и студентам художественных отделений средних специальных учебных заведений культуры.»
- 1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:
2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку «разрезало» на несколько строк, нужно её «склеить» обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):
3. Запускаем uTorrent:
4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:
5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Категория: Традиционная одежда Теги: Карелия
Венгерское народное искусство / Венгерское краевое искусство |
Эта книга представляет шедевры декоративно-прикладного искусства выдающихся венгерских народных мастеров. В настоящем издании даётся обзор декоративно-прикладного искусства за последние 150 лет. Читатель сможет ознакомится с основными направлениями венгерского народного искусства. К ним относятся:
Автор рассматривает мордовскую народную вышивку как вид декоративно-прикладного искусства, который имеет свои отличительные особенности в искусстве народов нашей Родины.
В книге раскрываются страницы истории искусства края, начиная с древнейших времен и до середины XVI в.— времени присоединения края к России.
В каталоге классифицированы и представлены женские и девичьи головные уборы Русского Севера, хранящиеся в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Приведены сведения об аналогичных уборах из других коллекций.
Настоящий альбом является первым изданием, в значительной степени знакомящим широкого читателя с музейным собранием туркменского народного декоративно-прикладного искусства.» Разделы альбома: 1) Вышивка и вязание, 2) Ювелирные украшения, 3) Ковры, паласы, кошмы.
Национальный костюм карелов (фото)
Много может рассказать национальный народный костюм. По его узорам, фасону, цветам внимательный человек с пытливым умом легко прочитает историю народности, сможет описать быт и нравы, сделает вывод об основных занятиях предков. Свободный, трудолюбивый, мирный народ – вот что говорит о своих обладателях карельский национальный костюм.
Карелы: особенности национального костюма
Традиционными занятиями карелов было земледелие, скотоводство. Они были основой всего: традиций питания, распорядка дня и сезонных полевых работ, диктовали тогдашним модницам, что и как им носить.
Карельские женщины – мастерицы на все руки. Ткани для своих костюмов изготавливали сами. Ткацкий станок и прялка — первые приметы домашнего уюта и тепла. И ткали-пряли, шили-вязали на всю семью от мала до велика.
Удивительно, но за повседневной, чаще всего тяжёлой физической работой, молодые и умудрённые опытом карелки находили время для творческого рукоделия. Украшали свои изделия искусной вышивкой яркими нитками. Шили в основным тамбурным швом и крестиком.
Передавали своё мастерство дочкам, с особой любовью и терпением внучкам, а если повезёт, то и правнучкам.
Традиции эти вместе с нарядными уборами сами получали по наследству, потому бережно хранили, свято почитали и доставали по большим праздникам.
ВАЖНО! Все узоры на карельском национальном костюме выполняют функцию оберегов. Изображения зверей и птиц, цветов и листьев, геометрические орнаменты символизируют силы земли, воды, воздуха и света, чудесные способности представителей фауны и флоры.
В этих узорах, их месте на горловине, рукавах, запястьях, талии и подоле кроются символы здоровья, плодородия, богатства, любви, защиты от злых сил.
Ткани, цвета, крой
В обиходе у карелок всегда были домотканые льняные холсты и ткани из овечьей шерсти. На ярмарках покупались отрезы – яркие материалы из ситца.
Основные цвета карельского костюма яркие и жизнеутверждающие. Красные, синие, зелёные, они отражали восприятие окружающей природы – зелёной травы, синего неба, красных цветов.
Наряды с красной отделкой считались праздничной одеждой. Красный цвет у славянских народностей символизирует радость, веселье, успех. Повседневная одежда выглядела скромнее, но всё равно на ней присутствовали вышитые рисунки, как правило, белого и бежевого оттенка.
Женский национальный карельский костюм
Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).
Одежда
Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.
Так выглядит женский национальный карельский костюм (фото):
Рукава были пышными, такой эффект достигался за счёт сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зелёного, синего цвета.
Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.
СПРАВКА! Карельская женская рубашка имела разрез сзади. Этим она кардинально отличается от всех других национальных костюмов народностей России. О крутом нраве карельских женщин говорит то, что в качестве одного из украшений они носили на шее на цепочке охотничий нож с удобной, красиво украшенной рукояткой. Очевидно, когда-то он был защитой от диких зверей в лесу.
Головной убор
Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию. Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.
Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.
Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетёнными из бересты.
СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.
Обувь
Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без тёплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утеплённые кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.
Мужской национальный костюм
Представители сильного пола следили за своей одеждой ничуть не меньше своих спутниц. Ярким пятном выделялись штаны синего или зелёного цвета. На отделанную вышивкой по горловине и рукавам рубаху надевали чёрную щегольскую жилетку. Довершали наряд и делали его законченным шляпа или фуражка, кушак, которым подпоясывали рубаху.
Узнать мужчину карела среди других очень легко – по шейному платку, который они носят в будни и праздники.
В карельском мужском национальном костюме можно встретить как белую рубаху длиной до колена, так и короткую до середины бедра кумачовую. Нетрудно догадаться, что надевали по торжественным случаям.
Могли себе позволить карельские франты высокие кожаные сапоги с узкими голенищами.
Национальные одежды сегодня – неотъемлемый атрибут народных праздников и гуляний. Истории и традиции своего народа с уважением хранят современные карелы в родной республике и традиционных карельских поселениях за её пределами.
Карельская вышивка
Карельская вышивка — это лён и хлопок, красное и белое. А еще — золото и серебро по парче и бархату. Скромные геометрические мотивы и богатые узоры с фигурами людей и животных. Видов вышивки в Карелии столько же, сколько народов, ее населяющих. О рукоделии, которое получало награды Парижской выставки и до сих пор остается брендом республики, — в новом выпуске «100 символов Карелии».
Карельский узор. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин
Кто и зачем вышивал в Карелии
Вышивка — рукоделие древнее: в Приладожье фрагменты расшитой одежды находили в могильниках XII-XIV веков. В деревенских домах вышивка была буквально повсюду: хозяйки наносили ее на рубахи, головные уборы, скатерти, концы полотенец, подзоры (так называется оборка из ткани, идущая по краю кровати).
Узоры украшали жилище и охраняли его. Считалось, например, что орнаменты на подоле рубахи не дают злому духу проникнуть в тело. Свадебный обряд не обходился без вышитых полотенец.
Впрочем, были у вышивок и более утилитарные функции. Те же полотенца-календари: по рисунку на ткани крестьянки определяли, когда выходить в поле на посев, а когда — на жатву.
Девочек приобщали к вышиванию с пяти лет. К восьми годам сажали за «пяла» — деревянные рамки, с помощью которых натягивали кусок ткани для работы.
Из статьи Е.Э. Кнатц «Вышивки Заонежья», 1927 год
«В каждой избе… обычно в «горнице» висят на стене или стоят на лавке «пялы» с начатой работой. Иногда, в зависимости от состава женской половины семьи, таких «пял» бывает несколько. «Пялы» несут с собой девицы, когда они идут погостить к родственникам в дальнюю деревню, им хочется хвастнуть своими художественными талантами перед товарками, а может быть и привлечь жениха».
За рукоделием проходили и зимние дни, и вечерние посиделки с подругами: девушка шила себе приданое. И немаленькое.
— Самое первое: девушка должна была вышить 40 полотенец, — рассказывает преподаватель Карельского колледжа культуры и искусств Надежда Толошинова. — И когда к ней приходили сваты, она делала «картинную галерею»: вывешивала все свои полотенца, чтобы ее оценили как рукодельницу. После свадьбы, если вдруг случался конфликт со свекровью, девушка ее одаривала полотенцем, чтобы задобрить.
Кроме полотенец девушка готовила еще много всего, в том числе расшитые рубахи в подарок свёкру и деверю, а себе — свадебный наряд и одежду на несколько лет вперед: в новой семье молодой жене не до рукоделия.
Надежда Толошинова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин
Что и как вышивали в Карелии
На юге Карелии вышивка по рисунку была богаче, на севере — скромнее. Но везде — в основном красно-белая. Другие цвета — синий, желтый, черный — добавляли изредка и только в некоторых районах.
Деревенские мастерицы умели шить по-разному. Но чаще других в ход шли двусторонний шов (он же — счетный или «досюльный», то есть старинный) и тамбур (он же — шов «косичкой»).
Двусторонним швом вышивали узоры, абсолютно одинаковые и с лица, и с изнанки. Мастерице приходилось внимательно считать нити полотна, чтобы стежки были одинаковыми — кропотливая работа. Шить тамбуром быстрее и проще, и он более пластичный — годился для любых узоров.
Самые древние мотивы карельской вышивки — геометрические: ромбы, круги, звезды. Изобразительные — животные, растения, люди появились позже. Что конкретно значит тот или иной узор, сегодня с уверенностью не скажет никто. Но корни у большинства из них языческие, это факт.
— Очень часто встречается женская фигура — это богиня-мать, символ женского начала, — рассказывает хранитель фондов декоративно-прикладного искусства Музея изобразительных искусств Карелии Сергей Сергеев. — Дерево обычно символизирует Древо жизни, приносящее людям все блага. Часто можно увидеть синкретичную фигуру богини-матери и Древа, соединенных вместе. Эти образы настолько старые, что есть у многих индоевропейских народов, но в разном виде.
Сергей Сергеев. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин
Птица-пава рядом с Древом жизни — символ добра и света. Кони, иногда двуглавые, иногда с всадником или деревцем на спине, — знак солнца и мужского начала. Солярными знаками были также ромбы и всевозможные розетки.
Узоры веками почти не менялись, их копировали с маминых рубашек и бабушкиных полотенец. А языческая символика стиралась: птиц и коней все еще вышивали, а почему именно их — объяснить не могли.
Копилку узоров пополняли заимствованные рисунки. Таким путем в Карелию пришли диковинные звери: барсы, львы. Тот же Олонец был центром торговли, и купцы привозили разные истории о животных из южных стран. А крестьянки представляли их по-своему и переносили на ткани.
Образец традиционного узора из фондов Музея изобразительных искусств: женские фигуры, ведущие под уздцы коня со всадником. Исследователи считают, что такие композиции свзязаны с земледельческими ритуалами. Фото: «Республика» / Сергей Юдин
В XX веке этот процесс стал еще активнее. Узоры брали отовсюду, начиная с журналов и заканчивая упаковками от мыла товарищества «Брокар и Ко».
Заонежье
Самой знаменитой вышивкой родом из Карелии была и остается заонежская. Она вобрала всё самое традиционное: красно-белую гамму, старинные узоры, основные виды швов. Но в начале 20 века начались метаморфозы.
Славу заонежской вышивке принесли Шуньгские ярмарки, на которые съезжались российские и иностранные купцы. Они скупали работы местных мастериц и продавали по всей России, Европе и даже в Америке.
Заонежские вышивальщицы старались не отставать от моды: отложили в сторонку мамины образцы, отказались от старинного двустороннего шва и архаичных узоров. Зато ввели новые мотивы: птичек на ветках, петушков, растительные узоры тамбуром.
Шуньга, начало XX в. Фото: сайт музея-заповедника «Кижи»
В 1907 году в Шуньге открылось отделение Петербургского общества помощи ручному труду: несколько сотен мастериц работали на дому и свои работы сдавали в этот пункт. А с приходом советской власти за развитие заонежского рукоделия взялись всерьез: в 1929 году в селе Хашезеро открылась артель «Хашезерская вышивка».
Много раз она переживала кризис, меняла название, форму организации — и дожила-таки до наших дней. Сегодня предприятие называется «Карельские узоры» и находится в Медвежьегорске.
В фондах «Карельских узоров» — сотни рисунков, которые копили 90 лет. По этим образцам на фабрике могут вышить что угодно, от полотенца до роскошной ажурной скатерти или платья.
— Многие наши узоры создавались по результатам экспедиций Московского института художественной промышленности в советские годы, — рассказывает директор фабрики Нина Алёхина. — Специалисты ездили по карельским деревням, срисовывали традиционные узоры, а у нас делались образцы вышивки — таблицы.
За пяльцами на фабрике никто не сидит: узоры делают на специальных машинках. Но и ручного труда хватает. Нарисовать узор на миллиметровке, перенести его иголкой на кальку, а потом на ткань с помощью раствора синьки или зубного порошка — все это делается руками.
Работы «Карельских узоров» часто ездят на выставки по всей стране. И, как на Шуньгских ярмарках, заонежскую вышивку там разбирают влёт.
— Когда-то в Карелии было четыре предприятия народных промыслов, — добавляет Нина Алёхина. — Остались мы одни. Я считаю, обязанность наших руководителей в том, чтобы сохранить это предприятие, чтобы оно не погибло. Я точно знаю, что перспективы у него есть.
Олонец
В Олонецком районе из всех видов рукоделия лучше всего развивалось ткачество. Мастерицы делали узорное полотно, которое иной раз было не отличить от вышитого. Впрочем, за пяльцами олонецкие девушки тоже сидели: были в ходу и «досюльный» шов, и узоры красным по белому.
А вот местная техника поймитту — совершенно уникальная. С виду она похожа на вязание или шитье «по выдергу», когда из ткани выдергивают нити, а получившиеся отверстия обшивают узором. Но в олонецкой фирменной вышивке всё не так.
— Сначала мастерицы ткали специальное белое полотно, очень редкое, как марля, — рассказывает директор Олонецкого национального музея Наталья Николаева. — Его натягивали на рамку, а потом большой иглой с обломанным концом нитки собирали вместе и обметывали — то есть делали рукотворную канву. По ней белыми хлопчатобумажными нитками вышивали узоры. В основном так делали закрайки на полотенца или подзоры. Смотрелось очень красиво, как кружево.
Наталья Николаева. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов
Такие изделия, говорят, были нарасхват в России и за границей. Работы олончанки Татьяны Риккиевой в 1900 году даже получили серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.
— Еще во время войны, в оккупации мои бабушка и крестная занимались вышивкой поймитту и изделия свои продавали финнам, которые такую работу очень ценили, — говорит Наталья Николаева. — Эта техника на самом деле не такая сложная, просто очень трудоемкая и требует много времени.
После Великой Отечественной поймитту стала исчезать. Мастерицы чаще вязали крючком, да и в магазинах появлялись разные ткани — незачем часами просиживать за пяльцами.
Сегодня поймитту увидишь разве что в музее. Восстановить старинную вышивку пытается местная мастерица Ирина Тиккуева. Удачный образец уже есть, на его изготовление ушло две зимы. Но это уникальный опыт — в основном такую технику можно увидеть в музеях.
Диковинные звери в технике поймитту из коллекции Олонецкого национального музея. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов
Красным по белому уже тоже никто не шьет. Зато много вышивают крестиком и гладью. Как-то в Олонецком музее сделали выставку про вышивку — работы принесли три десятка женщин, не всех желающих смогли принять.
Беломорье
Беломорское золотное шитье не похоже ни на какое другое в Карелии: когда смотришь на него, вспоминается убранство храмов и одежды духовенства. И правильно: исторически это было церковное рукоделие, пришло на Русь из Византии вместе с православием.
А потом шитые золотом узоры пошли в народ, в мирские наряды — сначала знати, затем и крестьян. Примерно так случилось и в Карелии.
— Известным центром золотного шитья с XVII века был Сумский Посад и село Сорока — нынешний Беломорск, — рассказывает сотрудница беломорского Центра поморской культуры Ирина Ильина. — Откуда тут взялись золотошвейки? Я предполагаю, что после распада некоторых монастырей монахини, владевшие этим искусством, рассеивались по деревням и продолжали там шить золотом. Кого-то они научали своему ремеслу, и во многих деревнях появлялись собственные мастерицы.
Ирина Ильина. Фото: из личного архива
В старину это рукоделие называлось золотым шитьем, потому что мастерицы работали с нитями из настоящего золота и серебра. Со временем их заменили более дешевые позолоченные, в которых было всего 2-3% металла, такое шитье стали звать золотНым.
Вышивать золотом непросто: металлизированную нить не получится протянуть иглой сквозь ткань. Поэтому поморки шили «вприкреп»: золотную нить укладывали плотными рядами и крепили к материи обычными нитками.
Узор в такой технике получался плоским — мастерицы шли на хитрости. Шили, например, «по карте»: из картона или бересты вырезали деталь, клеили к ткани, а поверх плотно зашивали золотом. Или использовали «мягкий настил» — фетр и нитки, которые подкладывали под золотную нить.
Драгоценным шитьем поморки покрывали пояса, косники (старинные украшения для волос), повойники (женские головные уборы). Многие мастерицы на этом зарабатывали: продавали работы на ярмарках, обменивали через Соловецкий монастырь на заморские товары и хлеб.
— Изделия с золотным шитьем не каждый мог себе позволить, — говорит Ирина Геннадьевна. — Как-то мы раскрыли один из повойников, и на картонном донце карандашом было подписано: «Два рубля с полтиной». По тем временам — ух ты, какая дорогая вещь. Понятно, что все это было предметами праздничного обихода.
Повойник, расшитый золотом, из коллекции Музея изобразительных искусств Карелии. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин
К середине XX века золотное шитье практически вымерло. А два десятка лет назад его начали возрождать: Ирина Ильина, которая в то время работала учителем технологии, открыла при одной из беломорских школ музей-мастерскую «Рукоделия Поморья». Однажды ей принесли несколько повойников на реставрацию — так все и началось.
Сегодня мастерская работает при Центре поморской культуры. А в Беломорские живут полдюжины опытных золотошвеек, учениц — и того больше. Они не только копируют музейные предметы: золотное шитье прекрасно смотрится на сумках, шкатулках и бижутерии, которые у туристов идут на ура.
Современное золотное шитье. Фото: из личного архива Ирины Ильиной
Как живет вышивка сегодня
Современные мастерицы охотно осваивают техники прабабушек: и золотное шитье, и «досюльный» шов, и тамбур. В Петрозаводске этому учат, например, в студии традиционных ремесел «Вокруг кросно».
Для учениц студии старинные вышивки — не просто рукоделие. Это способ прикоснуться к истории, традициям.
— У меня люди на курсах шьют костюм, и к нему нужен головной убор, — рассказывает мастер по традиционному костюму Наталья Денисова. — А головной убор надо вышивать золотом. Что делать? Ищем преподавателя, который этому научит. Или шьют мои ученицы рубахи, а рубахи без вышивки быть не может — снова ищем преподавателя. И получается, что одни и те же люди ходят к нам практически на все курсы.
Наталья Денисова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин
Вышивку как символ Карелии представляет мастер традиционного костюма, сотрудник Ресурсного языкового медиацентра карелов, вепсов и финнов Наталья Денисова:
— Вышивку точно можно назвать символом республики. Ведь если речь заходит о визуализации народной культуры, сразу вспоминаются национальные орнаменты. А орнаменты это что? Это в первую очередь вышивка, а потом уже ткачество и другие виды ремесел.
Вышивка присутствует в традиционном быту карелов, причем с очень древних времен. В средние века, в эпоху викингов это была вышивка металлическими спиралями, которые нанизывались на конский волос или шерстяную нить. В более позднее время женщины шили уже нитками по ткани. Но сама традиция была всегда.
За много веков в Карелии накопилось огромное количество техник, видов вышивки: это и шитье золотом, и прекрасные вышивки красным по белому и белым по белому. Работы наших мастериц даже получали награды на парижских выставках. Думаю, этот факт говорит сам за себя.
Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анастасия Крыжановская, автор текста
Сергей Юдин, фотограф
Николай Смирнов, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта
Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!