- Рисование в технике «Батик» поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото
- Батик: техника росписи на ткани
- История
- Что такое батик
- Разновидности батика
- Горячий
- Холодный
- Батик в интерьере
- Батик в гардеробе
- Учимся технике холодного батика
- Что понадобится
- Что необходимо знать
- Как изготовить батик
- Подготовка ткани
- Подготовьте раму
- Начало работы
- Нарисуйте эскиз на ткани
- Нанесите резерв
- Нанесите краску
- Завершение работы
- Мастер-класс. Холодный батик:
- Холодный батик. Роспись полотна:
- Картина в технике холодный батик и свободной росписи
Рисование в технике «Батик» поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото
Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение: сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель: знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.
Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.
Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
— подготовка всех материалов для росписи
— подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
— создание эскиза на бумаге
— натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
— заливка фона
— перенос эскиза на ткань
— обводка контуром эскиза
— проверка, чтобы не было протёков
— заливка цветом основных элементов
— закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)
Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.
Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.
Батик: техника росписи на ткани
Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.
История
Слово «batik» означает «восковая живопись». Своими корнями техника, какой мы ее знаем, уходит в индонезийскую культуру. Именно на острове Ява она переживала свой расцвет. На создание одного полотна могли уходить месяцы. Роспись была трудоемким и затратным делом, поэтому вещи, расписанные в технике батик, были предметом аристократии. В Индонезии до сих пор высоко ценятся расписные ткани, но теперь ремесло острова Ява стало всеобщим достоянием и вещи, изготовленные в технике батика, популярны по всему миру.
Что такое батик
Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.
Разновидности батика
Горячий
Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.
Холодный
Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.
Батик в интерьере
Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.
Батик в гардеробе
Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.
Учимся технике холодного батика
Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.
Что понадобится
Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.
- Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
- Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
- Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.
- Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
- Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
- Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
- Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
- Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме
Что необходимо знать
Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.
- Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
- Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
- До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
- Линии контура не должны быть слишком толстыми
Как изготовить батик
Подготовка ткани
Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.
Подготовьте раму
Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.
Начало работы
После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.
Нарисуйте эскиз на ткани
Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.
Нанесите резерв
Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.
Нанесите краску
После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.
Завершение работы
Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.
Обработка срезов шелкового платка
Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.
Мастер-класс. Холодный батик:
Холодный батик. Роспись полотна:
Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.
Картина в технике холодный батик и свободной росписи
Хочу предложить вам попробывать себя в технике холодного батика и свободной росписи ткани.
Выбираем картинку, которая нас вдохновляет, это может быть удачно сделанный кадр, например, как этот -—Рис.1. Переносим его на бумагу, затем на кальку. Перевернув кальку, я получаю готовый эскиз для картины.
Теперь нужно взять подрамник и натянуть ткань, этап очень ответственный. Понадобится степлер мебельный, скобы к нему, зажимы для бумаг, ткань и подрамник (Рис.2).
Выбранная ткань (шифон, натуральный шёлк, батист) должна быть постирана в слабом мыльном растворе, высушена и поглажена, иначе краски не будут красиво растекаться, а начнут скатываться.
Ткань отрезаем на пять сантиметров больше подрамника с каждой стороны.
Закрепляем ткань на зажимами для бумаг -—два зажима по горизонтали напротив друг друга, затем два по вертикали напротив друг друга и так далее. Ткань натянута как барабан (Рис.3).
Рис.3
Затем убираем по одному зажиму в том же порядке ( по горизонтали напротив друг друга , затем два по вертикали), фиксируя это место степлером, при этом ткань всё время рукой подтягиваем, не ослобляя её натяжение (Рис.4).
Особое внимание стоит уделить уголкам (Рис.5).
Переносим рисунок на ткань. Подкладываем кальку под ткань и наносим линии акварельными карандашами на работу с изнаночной стороны ( Рис. 6).
Обводим линии с изнаночной стороны (в этом случае, на лицевой стороне они будут выглядеть тоньше и изящнее) резервом, при этом состав наносим рядом с линиями карандаша, для того что бы они с легкостью могли размыться водой. Можно обводить из трубочки резервом на бензиновой основе, если не боитесь неприятного запаха, а можно наносить резервирующий состав из упаковки (Рис.7). На этом этапи под раму нужно подложить какой-нибудь предмет, чтобы ткань не касалась стола и резерв не размазывался.
Далее проверяем на свету все линии, они должны быть без пропусков, и оставляем сохнуть.
Затем берем обычную воду и проверяем замкнутость линий. Аккуратно наносим вдоль линий резерва, результат оцениваем не сразу, вода может просочиться через пропуски спустя какое-то время ( Рис.8).
Рис.8
Если обнаружили, опять ждем высыхания воды, обводим резервом «сомнительные» места.
Не стоит торопиться, эти моменты очень важны, и впоследствии, отнесясь халатно к ним, можно испортить всю работу.
Когда сомнений нет, можно продолжать. Всегда лучше начинать с фона, даже если краска затечет на первый план, Вам будет легче её перекрыть более насыщенным цветом.
Сейчас будет свободная роспись, работать нужно быстро, результат не всегда предсказуем, но абсолютно точно результат живописный.
Мочим часть картины и начинаем, конечно, со светлых элментов, затем переходим к более тёмным. Видим, что вода высыхает, оставляем этот фрагмент, переходим к другому — нижняя часть фон (Рис.9).
Теперь снова наносим воду на все не расписанные места фона и заполняем их (Рис.10).
Переходим к росписе главных элементов. Чтобы цвета были ярче, ткань не нужно смачивать, акриловые краски имеют жидкую консистенцию — работать будет легко по сухому.
Чтобы придать объем некоторым деталям, я использую белую акриловыу краску не для батика, а для ткани ( густая ). Она помогает выбелить элементы, поставить блики (Рис.12).
Вот и всё, работа окончена.
P.S. Чтобы была возможность разместить картину в интерьере без рамы, не забываем прописывать боковые части (Рис.13).
Успехов в познании возможностей древней росписи!