Батик. 5 способов нанесения. Узоры, одежда, интерьер. Батик в домашних условиях
Создание батика прямо на дому
Модная одежда своими руками
Батик — это различные техники росписи ткани вручную. Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался.
До Европы батик дошел лишь в конце 19 столетия, но внедрялся в культуру и творчество довольно медленно. В наше время для батика появились все необходимые инструменты и материалы, поэтому овладеть техникой ручной росписи может каждый. Несмотря на бесконечный выбор готовых расписанных тканей, подобрать нужный цвет, размер, тип и рисунок бывает крайне сложно и даже невозможно. В таком случае картину лучше нарисовать самостоятельно
Создание шедевров, не выходя из дома
Именно поэтому мы рекомендуем обратить внимание на батик, как на процесс-медитацию, обучение новому и создание совершенно неповторимой картины на ткани, которую можно подарить близкому человеку, можно украсить интерьер дома, можно создать авторскую одежду!
Существует пять основных техник батика:
- Холодный батик;
- Горячий батик;
- Сибори, тай-дай или узелковая роспись;
- Свободная роспись;
- Аэрография;
Холодный батик
Холодный батик считается одной из простых техник ручной росписи. На шелк или хлопковую ткань карандашом переносят рисунок. Весь рисунок перерисовывать не стоит — понадобятся только контуры. После этого ткань натягивают на подрамник и закрепляют с помощью канцелярских кнопок. Контуры рисунка наводят резервирующим средством на основе бензина и парафина. Для этого используют стеклянную палочку, в которую набирают необходимое количество резерва.
После этого приступают к росписи специальными красками для ткани. Резерв ограждает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика — это четкие контурные линии. Наводить их нужно обязательно без пропусков и разрывов, иначе краска растечется за границы рисунка. Ткань после окончания рисования нужно просушить, после чего ее можно стирать, гладить и носить ежедневно.
Горячий батик
Горячий батик — это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью инструмента чантинга, горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где ее окрашивание нежелательно. До начала работы, как и в холодном батике, на ткань наносят контуры рисунка карандашом, а затем натягивают ее на подрамник. Застывший воск блокирует растекание краски.
После высыхания краски, воск можно наносить повторно на разрисованные участки, чтобы на них не попал ее второй слой. Рекомендуется делать не более четырех слоев воска, иначе шелк может испортиться. Когда рисунок высох, воск удаляют с помощью утюга и старых газет — проглаживая, он из ткани переходит на бумагу и в результате нескольких подходов, получается расписанный вручную тонкий и мягкий шелк, который можно носить, повесить в рамку или декорировать им мебель.
Сибори или тай-дай
Сибори, тай-дай или узелковая роспись — это способ механической росписи тканей с завязыванием мест, которые не должны быть окрашены. С помощью этой техники можно получить правильный геометрический узор, создать крупный и мелкий орнамент, сделать несложные, но абстрактные и неповторимые рисунки. Данная техника возникла в Индии и по сей день активно используется в текстильной промышленности
Узелки на ткани плотно обвязываются обычной нитью, иногда в них добавляют веточки, косточки, пуговицы или другие детали, которые оставят особенный отпечаток. Для удобства ткань обвязывают вокруг трубы любого диаметра. Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальными красками для ткани, предварительно намочив водой. После того, как краска впитается и пропитается, нитки снимают и дают ткани высохнуть. Процесс можно ускорить с помощью фена — тогда краски точно не смешаются между собой во время естественной сушки. Сибори отлично подходит для декора одежды, постельного белья, платков, штор и сумок.
Батик — свободная роспись
Свободная роспись ткани — это безграничные возможности для фантазии и творчества. Шелк натягивается на подрамник и закрепляется кнопками, смачивается водой. Без контуров и границ на него наносится рисунок любыми красками: акварелью, гуашью, акрилом, маслом. Особенность этой техники в том, что краски всегда растекаются и смешиваются между собой. Чем больше воды на полотне, тем более расплывчатый рисунок получается. Это очень удобно, если вы рисуете в стиле экспрессионизма, абстракционизма, авангарда.
Такую ткань нежелательно стирать или подвергать попаданию воды после сушки. Чтобы добиться четкости линий и чтобы ткань все-таки можно было использовать для носки, необходимо использовать акриловые краски для батика, которые проглаживаются утюгом. Перед свободной росписью ткань смачивают соляным раствором, чтобы рисунок лучше «схватывался», после чего соль устраняют стиркой в холодной воде. Не забывайте высушивать каждый слой. Это предупредит нежелательную расплывчатость.
Батик — аэрография
Аэрография — это современная техника батика, которая выполняется машинкой. Кисти больше не нужны — аэрограф сам распыляет краску любого цвета и оттенка, с любой насыщенностью, не дотрагиваясь до поверхности. Чем ближе рука к холсту, тем гуще получается цвет, а если отвести ее на 30-50 см, то на картине появляются брызги. Аэрограф значительно упрощает рисование и дает больше возможностей. В этой технике часто требуются трафареты, чтобы создавать четкие контуры и границы. Будьте осторожны с аэрографом и выбирайте только те краски, которые совместимы с ним
Модная одежда батик своими руками
Техники батика можно объединять и смешивать. Ткань можно украшать блестками, камушками, листьями, бусинами, использовать трафареты, набрызги и пульверизаторы. Батик очень интересен детям и на несколько часов мамы могут отдохнуть и заняться своими делами, пока дети рисуют.
Самым большим преимуществом батика в наши дни является то, что можно создать гардероб своими руками. Не беда, если у вас нет на это времени — готовый ассортимент женской, мужской и детской одежды, сумок, аксессуаров можно найти на нашем сайте . У нас есть батик-одежда с сакральной символикой, этническими узорами, мандалами и племенными орнаментами.
Мастера собственноручно разукрашивают ткани, чтобы вы могли быть модными и красивыми, как на улице, так и на любимом музыкальном фестивале за городом. Многие вещи представлены в одном экземпляре!
Картина в технике холодный батик и свободной росписи
Хочу предложить вам попробывать себя в технике холодного батика и свободной росписи ткани.
Выбираем картинку, которая нас вдохновляет, это может быть удачно сделанный кадр, например, как этот -—Рис.1. Переносим его на бумагу, затем на кальку. Перевернув кальку, я получаю готовый эскиз для картины.
Теперь нужно взять подрамник и натянуть ткань, этап очень ответственный. Понадобится степлер мебельный, скобы к нему, зажимы для бумаг, ткань и подрамник (Рис.2).
Выбранная ткань (шифон, натуральный шёлк, батист) должна быть постирана в слабом мыльном растворе, высушена и поглажена, иначе краски не будут красиво растекаться, а начнут скатываться.
Ткань отрезаем на пять сантиметров больше подрамника с каждой стороны.
Закрепляем ткань на зажимами для бумаг -—два зажима по горизонтали напротив друг друга, затем два по вертикали напротив друг друга и так далее. Ткань натянута как барабан (Рис.3).
Рис.3
Затем убираем по одному зажиму в том же порядке ( по горизонтали напротив друг друга , затем два по вертикали), фиксируя это место степлером, при этом ткань всё время рукой подтягиваем, не ослобляя её натяжение (Рис.4).
Особое внимание стоит уделить уголкам (Рис.5).
Переносим рисунок на ткань. Подкладываем кальку под ткань и наносим линии акварельными карандашами на работу с изнаночной стороны ( Рис. 6).
Обводим линии с изнаночной стороны (в этом случае, на лицевой стороне они будут выглядеть тоньше и изящнее) резервом, при этом состав наносим рядом с линиями карандаша, для того что бы они с легкостью могли размыться водой. Можно обводить из трубочки резервом на бензиновой основе, если не боитесь неприятного запаха, а можно наносить резервирующий состав из упаковки (Рис.7). На этом этапи под раму нужно подложить какой-нибудь предмет, чтобы ткань не касалась стола и резерв не размазывался.
Далее проверяем на свету все линии, они должны быть без пропусков, и оставляем сохнуть.
Затем берем обычную воду и проверяем замкнутость линий. Аккуратно наносим вдоль линий резерва, результат оцениваем не сразу, вода может просочиться через пропуски спустя какое-то время ( Рис.8).
Рис.8
Если обнаружили, опять ждем высыхания воды, обводим резервом «сомнительные» места.
Не стоит торопиться, эти моменты очень важны, и впоследствии, отнесясь халатно к ним, можно испортить всю работу.
Когда сомнений нет, можно продолжать. Всегда лучше начинать с фона, даже если краска затечет на первый план, Вам будет легче её перекрыть более насыщенным цветом.
Сейчас будет свободная роспись, работать нужно быстро, результат не всегда предсказуем, но абсолютно точно результат живописный.
Мочим часть картины и начинаем, конечно, со светлых элментов, затем переходим к более тёмным. Видим, что вода высыхает, оставляем этот фрагмент, переходим к другому — нижняя часть фон (Рис.9).
Теперь снова наносим воду на все не расписанные места фона и заполняем их (Рис.10).
Переходим к росписе главных элементов. Чтобы цвета были ярче, ткань не нужно смачивать, акриловые краски имеют жидкую консистенцию — работать будет легко по сухому.
Чтобы придать объем некоторым деталям, я использую белую акриловыу краску не для батика, а для ткани ( густая ). Она помогает выбелить элементы, поставить блики (Рис.12).
Вот и всё, работа окончена.
P.S. Чтобы была возможность разместить картину в интерьере без рамы, не забываем прописывать боковые части (Рис.13).
Успехов в познании возможностей древней росписи!