Картины по батику природа

Батик пейзаж

Интересно, что чувствует человек, который пишет природу? Что именно заставляет его взять кисти и рисовать небо, деревья, воду? Огромное чувство любви ко всему живому? Способность наблюдать красоту в лужах и интересные образы в трещинах облупившейся штукатурки? Несомненно, это умение видеть прекрасное вокруг, подмечать малейшие детали и синтезировать их. А главное, подать эту красоту таким образом, чтобы вовлечь зрителя в картину.

Почему люди так любят природу? Наверное, потому, что она гасит шум, успокаивает и возвращает человека в состояние наблюдателя. Именно наедине с окружающим миром человек приходит в состояние умиротворения и покоя.

Природа прекрасна во всех своих проявлениях. Неповторимое великолепие красок заката, лунного света, морских волн. Окружающий мир мы впитываем всеми своими чувствами.

Признаюсь, к красоте старой штукатурки на стенах и я неровно дышу, порой очень интересно наблюдать кусочек отраженного мира в выбоинах, залитых водой. Пейзаж — это поистине неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества.

Думаю, все знакомы с жанром изобразительного искусства, объектом которого является окружающий мир как в первозданном виде, так и в преображенном усилиями человека.

Родиной этого направления принято считать Древний Китай. Работы китайских художников на длинных горизонтальных или вертикальных полосах шелка были полны философии и одухотворенности. Мастера изображали не просто природу, а макрокосмос во взаимодействии с человеком.

Какой-то период моей жизни я вдохновлялась творчеством китайских мастеров. Была под огромным впечатлением от лаконичности и сдержанности этих работ, пыталась сочинять нечто подобное.

Темы пейзаж предлагает разные — это и городские виды с тротуарами, улочками и островерхими крышами, и теплые, спокойные сельские зарисовки, и деревья, гнущиеся в бурю, и величественные просторы моря.

Это абсолютно все, что нас окружает: облака, вода, деревья, камни, горы, дома. перечислять можно долго. Это огромный пласт материала, который мы можем переосмыслить и художественно оформить. Рисуя окружающий мир, мы передаем через него свое внутреннее состояние, подчеркивая линиями, пятнами, цветом мысли, чувства, настроения.

Можно взять любой кусочек пейзажа за окном, переработать его, стилизовать и выплеснуть на ткань. Допустимо абсолютно все, что Вы себе разрешите и на что осмелитесь. Лично мне очень симпатичны сказочные города. Люблю пейзажи, выполненные в стиле китайских мастеров. Потрясающе красивы и ритмичны стилизованные морские волны на шелке.

Декоративный пейзаж отличается от реалистичного принципом построения. В данном случае не используются законы перспективы, а строится изображение по вертикали, все в одной плоскости. Средний план располагается над передним, а дальний над средним. Цветовое решение тоже может быть условным, далеким от реальности.

На ткани окружающий мир можно писать и в технике холодного батика, и горячего, и в свободной манере. Но самое интересное, на мой взгляд — это сочетание разных техник.

Если Вы выбираете холодный батик, то линии и тон будут нести основную смысловую нагрузку. Причем фон можно написать в свободной манере, а на переднем плане прорисовать детали с помощью резерва, создавая изящные контуры.

В технике горячего батика Вашими помощниками станут пятно и цвет. Прекрасно можно передать фактуру земли или дерева. А остановившись на методе свободной росписи по ткани, Вы можете сочетать плавные переходы краски с графичными линиями. Для туманного пейзажа идеальный вариант.

В зависимости от того, реалистичная у Вас композиция или декоративная, Вы выбираете технику исполнения. Для реалистичной больше подходят холодный и свободный батик, а для стилизованной — холодный и горячий.

В любом случае работу начинать следует с набросков, эскизов, которые очень помогают в поиске самого удачного варианта, где читается главное — центр композиции, а ему подчиняются остальные детали. Параллельно обдумывается и цветовое решение произведения.

Грамотно расставив акценты, Вы сделаете пейзаж выразительным, ярким, запоминающимся. Останавливающая взгляд работа, которая заставляет зрителя думать и сопереживать — главная цель художника.

Я люблю писать пейзажи на ткани. Меня завораживает сам процесс. Это еще один момент волшебства — слияние на ткани воды и красок. Они сами все рисуют, остается лишь направлять кистью движение цвета по мокрому шелку. И результат. зачастую он превосходит ожидаемый. Это происходит, на мой взгляд, потому, что я позволяю себе в процессе отходить от эскиза.

Батик дает все возможности создавать подобные произведения, а пейзаж — самая близкая человеку тема, которая пробуждает чувства и способна унести воспоминаниями в детство. Пейзажи часто находят отклик у зрителя своим созвучием внутреннему состоянию.

Батик относят к декоративно-прикладному искусству, но техника росписи по шелку настолько многогранна, что позволяет изобразить вполне реалистичные пейзажи родного города на шелке, пользуясь лишь контурами и красками.

У меня есть городская серия пейзажей. Это живописные работы, выполненные с использованием техники, которую относят к декоративно-прикладному искусству. Признаюсь, они вызывали много споров и разногласий среди маститых художников. Но для меня это был способ выразить свою любовь к замечательному месту, в котором живу, интересный экспериментом соединения несоединимого. Результатами я осталась довольна. А как пришла к этому, расскажу в следующей статье.

Мастер-класс: морской пейзаж в горячем батике

Предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс, а если быть точнее, то историю одного моего батика, зовут его «Pirita. Tallinn». Этот город заставляет меня вновь и вновь возвращаться к нему, на сей раз в виде батика. На изготовление ушло 3 дня, учитывая перерывы.

На чем особенно хотелось бы остановиться, так это на разных неожиданностях, «ошибках», которые так или иначе возникают. Горячий батик предполагает последовательную работу, и конечный результат во многом зависит от того, насколько хорошо продуманы этапы росписи. Поэтому, во-первых, стоит подумать, что вы хотите получить в итоге. И, исходя из этого, продумать план действий, то есть этапы работы. Сразу оговорюсь, я по натуре экспериментатор и всегда оставляю пространство для поиска чего-то нового. Да и сама техника настолько живая, что сама подсказывает, как лучше действовать дальше исходя из того, что получается. Но все равно основные принципы и этапы росписи я соблюдаю, стараюсь, по крайней мере.

Итак, перейдем к делу!

Для этого батика я использую атласный шелк средней плотности, отрезок 60 х 80 + запас

Какое-то время я потратила на обдумывание и зарисовку эскиза. Затем, перевела основные моменты на кальку (панорама города, велосипедистка). Калькой я пользуюсь не всегда, только когда это необходимо. Перевожу линейное изображение на ткань, использую простой мягкий карандаш, при перекрытии воском он сходит, но злоупотреблять этим способом не стоит, особенно в холодном батике, лучше использовать специальные маркеры.

Работа ведется от светлого к темному, то есть сначала я определяю самые светлые, белые участки и наношу на них раскаленный воск, заранее подготовленный. Использую обычные парафиновые свечи, иногда добавляю немного пчелиного воска, так состав становится более пластичным. Делаю это либо кистью (щетина), либо чантингом. К сожалению нет фотографии с воском, но тем ни менее на фотографии видны покрытые воском участки, это морская пена, блики на волнах, освещенные участки фигуры и велосипеда.

Пришло время красок. Это анилиновые красители, которые я заранее смешала и разбавила водой, добиваясь нужного тона. Тон беру достаточно светлый, затемнить всегда успею. Пишу по мокрому, беру губку и аккуратно втираю в шелк воду, затем уже наношу краситель. Это нужно для того, чтобы краска ложилась мягко, естественно. Море буду писать в два перекрытия, поэтому первый слой краски достаточно светлый. Касаюсь краской берега. Перехожу к небу.

Жду, когда краска полностью высохнет. Снова беру в руки чантинг с воском. Очерчиваю им панораму города линию крыш, затем полностью закрываю воском небо, оставляю место для дыма из трубы.

И вот важное правило удачного батика! Воск должен быть действительно очень горячим, в противном случае он не пропитает ткань и краска протечет. Проверить это легко. Когда воск недостаточно горяч, след на ткани получается с белесым оттенком. А вот воск необходимой температуры оставляет темный (не воспринимайте буквально), след, сразу видно, что ткань пропитана.

Город пока оставляю, перехожу к морю. Мне хочется показать рябь на воде, где вода играет и переливается на солнце. Для этого я разделяю основной цвет моря на три тона, белый, средний и темный. Белый и средний уже есть. Осталось закрыть воском средний тон, не прокрашивая его целиком, а оставляя маленькие островки для более темной краски. Пробую. Беру широкую плоскую щетину и наношу воск таким образом, чтобы след не был сплошным, а оставлял не прокрашенные участки. Получается, но результат не совсем тот, который хочется, воск растекается. Думаю, как действовать дальше и решаю часть моря писать кистью, а в некоторых местах прорисовывать чантингом. Повторюсь, это восковая часть. И вот что получается. Наверное, выглядит не очень-то понятно, но результат будет виден только в конце. В этом особое очарование процесса росписи в горячем батике, полностью работу видишь только после снятия воска, а до той поры можно предполагать и ждать сего момента.

Прокрашиваю все не тронутые воском участки моря, использую разные оттенки синего (редко использую цвет в чистом виде, смешиваю с другими оттенками), меняю интенсивность цвета. И перехожу к велосипедистке.

На этой фотографии можно увидеть капельки краски на воске, их я аккуратно убираю салфеткой. Если их не убрать при выпаривании они могут попасть на ткань, иногда это смотрится очень даже хорошо. Вообще давно уже заметила, что то, что на первый взгляд кажется дефектом, в действительности может вовсе им не являться. Порой такие места могут быть очень интересными и придавать особое очарование всей работе.

Вспомнился случай, как мой ребенок (3 года), в тот момент когда я вышла из комнаты на одну минуту, оставив на столе незаконченную акварель, забрался на стол и с очень серьезным выражением лица дорисовал мне фон. Фон должен был быть светлым, стал голубым. Но решение было найдено, кое-что переиграно и теперь одна из наших совместных работ.

А теперь самое время вернуться к городу. Беру несколько оттенков коричневого и покрываю участок с городом. Действую достаточно интуитивно. Вот что получается.

Это один из тех моментов, в котором я допустила ошибку, которую, увы, исправить не смогла, хотя, наверное, зрителю может показаться, что так оно и должно быть. Панорама города вышла, как мне показалось, слишком блекло, и я прокрасила ее еще раз. Но тон при высыхании вышел темнее желаемого, ушла некоторая воздушность. Попробовала вымыть краску, то есть промывала это место водой при помощи кисточки. Немного помогло, не совсем то, но что уж сделаешь. Ну ладно, движемся дальше. Возвращаюсь к велосипеду и берегу.

С помощью чантинга прорисовываю воском тень от велосипеда и покрываю им часть берега. Наношу темный тон на открытые части велосипеда и девочки.

Слева на берегу решила добавить камней. Наношу воск вокруг них, а камни покрываю серо-коричневым тоном, у основания более темным. Посыпаю солью.

После высыхания краски я покрыла всю ткань воском, то есть те места, где его еще не было. Выпариваю воск с помощью газет и утюга.

И теперь происходит некоторая работа над ошибками. Во-первых, я не сделала тень от камней, а от велосипеда сделала. Исправляю это несоответствие при помощи красок и кистей. Прорисовываю некоторые детали на берегу, немного касаюсь тени от велосипеда. Что примечательно, если расписывать ткань после выпаривания воска, краска не будет растекаться, рисунок получается графичным. И все же, я стараюсь делать батик так, чтобы после выпаривания ничего не трогать, ну либо совсем немного. Закрепляю батик паром. Готово!

Я опустила многие детали, постаралась изложить саму суть и некоторые значимые моменты, надеюсь, кому-то это в чем-то поможет. Спасибо за внимание!

Читайте также:  Как строить выкройки для мужчин
Оцените статью